Византийское наследие Большого Сочи
Доклад в рамках XXVI Международных рождественских образовательных чтений
«Нравственные ценности и будущее человечества»
Конференция «Духовное наследие Византии и Афона в истории и культуре России»
23 января 2018 г., Храм Христа Спасителя, г. Москва
Аннотация. Доклад посвящен раннесредневековым византийским памятникам, находящимся на территории Большого Сочи. Рассматриваются вопросы, связанные с их историей, современным состоянием и перспективами возрождения.
Ключевые слова: Византийская империя, Сочи, христианство, раннесредневековые, храмы, памятники.
Hegumen Petr (Pigol), ThD. Vysokopetrovsky Monastery, Moscow
Abstract. The report is devoted to early medieval Byzantine monuments located on the territory of Greater Sochi. Issues related to their history, current state and prospects for revival are considered.
Keywords: Byzantine Empire, Sochi, Christianity, early medieval, temples, monuments.
Западный Кавказ, в частности его Черноморское побережье, по замечанию историков Церкви, является «древнейшей колыбелью христианства в России» [5]. Прежде всего это относится к региону Большого Сочи и ближайшей к нему области. Начало их христианизации, согласно свидетельствам ранних церковных авторов и житийной традиции, положено апостолами Андреем Первозванным и Симоном Кананитом [6, с. 311].
Известно, что далеко не всё тогдашнее население побережья приняло апостольскую проповедь. Источники передают, что апостола Андрея зихи (приморское племя) даже хотели убить [6, с. 311]. Апостол Симон мученически пострадал в Абхазии, согласно Преданию. Евангельскому учению вначале последовало население эллинизированное, причастное греко-римской культуре. Христианство распространялось через римских легионеров-христиан, несущих службу в черноморских крепостях, утверждалось через назидательный пример стойкости в вере святых, гонимых и принявших мученическую кончину в ссылке на берегах Понта.
В VI веке, в царствование святого императора Юстиниана, христианство утвердилось на Западном Кавказе, в частности на Черноморском побережье, где непосредственное влияние Византии проявлялось наиболее сильно. В числе главных духовно-политических задач православной империи было создание в своем приграничье церковной организации, строительство храмов, активное миссионерство.
В регионе Большого Сочи одной из самых ранних церковных построек считается базилика на территории совхоза «Южные культуры». Она была разрушена в 1950-х годах, при интенсивном развитии города-курорта, который власти старались превратить в бесцерковный, безрелигиозный регион. Остались краткие описания базилики [3, c. 90—91] и в Музее истории Сочи — фрагменты ее богатого убранства из ценного проконнесского мрамора. Над благоукрашением храма трудились, по-видимому, константинопольские мастера.
Остатки других ранневизантийских памятников дошли до наших дней в очень плохой сохранности. В результате раскопок выявлено, что в храмах покоились мощи местночтимых святых, имена которых по большей части до сих пор сокрыты. При храмах имелись купели. Миссионерская деятельность велась активно. Крещение принимали, видимо, многие представители местных племен.
Наиболее ранние постройки из дошедших в руинированном состоянии — базилики Леснянские 1-я и 2-я, находящиеся в окрестностях села Лесного Адлерского района. Они в числе нескольких других храмов были возведены близ ущелья Мзымты. Там пролегали торговые пути, по которым шли и византийские отцы с христианской проповедью. Наиболее ранняя из возможных датировок базилик — вторая половина VI века или его середина [2, с. 146; 12, с. 373]. Таким образом, эти храмы относятся к самым древним на территории России из числа церковных сооружений, выявленных и описанных исследователями.
В 1970-х годах по каменным развалинам базилики Леснянской 1-й прошла линия электропередач и дорога, от храма почти ничего не осталось. Базилика Леснянская 2-я сохранилась лучше не намного. В настоящее время ее развалины посещают православные, в основном местные греки. Они совершают там молебны, считая небесным покровителем сего места великомученика Пантелеимона, и прилагают усилия по сохранению остатков каменного сооружения. Сочинское духовенство, прихожане сочинских храмов и паломники посещают с молитвой и другие византийские церковные памятники.
Приблизительно в том же районе, у источника Крион Нерон, находятся остатки храма, именуемого местными жителями Константино-Еленинским. На левой стороне мзымтинского ущелья, напротив села Монастырь, — развалины архитектурного комплекса с храмом второй половины IX века. Судя по остаткам каменных построек, включающих стены и пирг, комплекс можно считать монастырским. Расположенный на гребне горы монастырь мог быть как миссионерской обителью, так и жилищем молитвенников-исихастов. (Современное село Монастырь Адлерского района название свое берет не от данного древнего памятника, а от мужского Троицкого монастыря, находившегося на этом месте в начале XX века.)
Развалины прочих храмов дошли до нас в столь же плохом и даже еще худшем состоянии. Причин тому много. Каменное наследие Византии разрушалось от времени, влажного климата, растительности, от антропогенного воздействия. Когда византийское влияние в регионе ослабело, сменилось генуэзским, а затем турецким влиянием, местные племена почти полностью оставили христианство и не проявляли заботы о заброшенных храмах. (И даже после вхождения региона в состав Российской империи в XIX веке на нынешней территории Большого Сочи византийское наследие не восстанавливалось, но продолжало разрушаться, в том числе при прокладке транспортных путей.) В соседней Абхазии средневековые памятники архитектуры сохранились лучше, поскольку там дольше держались христианские традиции. В XIX веке для сохранения и восстановления церковных древностей в Абхазии много сделали подвизавшиеся там афонские монахи.
В последнее время специалисты Сочинского национального парка, на территории которого находятся памятники церковной архитектуры, выдвигают предложения по их дальнейшему исследованию, консервации, музеефикации, а также более активному использованию в целях культурного просвещения туристов-паломников. Подобные меры (если замыслы осуществятся) помогут предотвратить полное уничтожение памятников, будут способствовать их дальнейшему изучению, развитию просветительной деятельности. И это, безусловно, можно оценить положительно, тем более что есть предложения рядом с древними развалинами устроить небольшие часовни.
Но хочу отметить следующее. Церковное сознание никогда не сможет относиться к храмам, даже к лежащим в развалинах, как к не носящим сакрального смысла музейным артефактам. Правилами Вселенских соборов (IV собора правило 24, VI собора правило 49; VII собора правило 13 [7, с. 61, 95—96, 126—127]) запрещено обращать монастыри и храмы в «обыкновенные жилища», «мирские обиталища», то есть использовать их не по назначению. Поэтому нужно подумать о реставрации древних святынь и о возвращении их в сакральную жизнь Церкви. Примеры в прошлом есть — возрождение обителей и храмов на Черноморском побережье и Северном Кавказе в XIX — начале XX века. Это не противоречит задачам, стоящим перед национальным парком. В официальных документах говорится, что одной из них является восстановление историко-культурного наследия, находящегося на территории парка [10].
Возвращаясь к периоду раннего средневековья, нужно отметить, что при святом императоре Юстиниане на территории нынешнего российского Причерноморья, в древней Зихии, была основана епископская кафедра. Зихийские архиереи упоминаются в византийских церковных документах с 536 года [4, с. 94]. Архиепископия Константинопольского Патриархата в Зихии с центром в городе Никопсе (Никопсисе, Никопсии) упоминается начиная со второй половины VII века [13, с. 206]. К зихийским относились также архиепископии Херсона и Боспора, находившиеся в Таврике (Крыму) [13, с. 206; 4, с. 93], что может свидетельствовать о значении Никопсийской кафедры и ее тесной связи с этими важными православными духовными центрами.
Церковная жизнь города-крепости [8, с. 175] Никопсиса Зихийского в настоящее время изучается. Можно с уверенностью сказать, что он являлся центром миссионерства и православной духовности, оплотом православия в стране зихов. Это было одно из мест, куда в VIII веке бежали иконопочитатели, о чем свидетельствует житие святого Стефана Нового [1].
Несомненна духовная связь Зихии и расположенной северо-западнее Таматархи (Тмуторокань, Матраха , Тамань) с ее Богородичным монастырем, который был основан русским монахом преподобным Никоном Печерским (XI век). Именно в Таматарху в конце IX — начале X века была перемещена зихийская архиепископская кафедра (по мнению В. А. Мошина, возможно, в связи с потребностями «сильного миссионерского движения») [9, с. 53—54]. В XI столетии в Тмуторокани правили русские князя; в конце этого столетия на кафедре епархии Таматархи, подчиненной Константинополю, пребывал русский по национальности архиепископ Николай, ранее подвизавшийся в Киево-Печерской обители [9, c. 47—62]. Память святителя Николая Тмутороканского — 15/28 июля в Соборе Киевских святых). Так поддерживались и крепли византийско-русские церковно-культурные связи в Причерноморье, в которые были вовлечены и местные народности (данному вопросу необходимо уделить внимание отдельно).
В последнем десятилетии XI века, по исследованиям В. А. Мошина, «резиденция Зихийского архиепископа снова перешла в Никопсис, где с этих пор и оставалась», учрежденная же в Матрахе («специально для Тмутороканского княжества») самостоятельная архиепископия вскоре «была присоединена к Зихийской» [9, с. 60—61].
Большую ценность представляет свидетельство Епифания Монаха (путешествовавшего по Причерноморью и составившего около 820 года житие апостола Андрея Первозванного). Монах Епифаний свидетельствует о том, что в Никопсисе Зихийском находилась гробница со святыми мощами апостола Симона Кананита. И хотя более традиционным является указание на Никопсию (или Анакопию) Авазгийскую как место кончины и погребения апостола, не исключено, что часть святых мощей могла пребывать в соседней Зихии, в ее епархиальном центре.
Как видим, о жизни Никопсиса некоторые сведения есть. Но местонахождение этого раннесредневекового центра до сего дня остается предметом дискуссии. Один из вариантов его локализации, рассматриваемый в настоящее время (я его придерживаюсь), — это византийская крепость в устье реки Годлик, поблизости от долины реки Псезуапсе (Лазаревское).
От крепостного сооружения — одного из самых крупных в кавказском Причерноморье — остались развалины стен и башен. Город-крепость, согласно исследованиям, основан в начале VI века (по мнению Ю. Н. Воронова, на рубеже IV—V веков [3, с. 72]), разрушался землетрясениями в IX—X веках [11, с. 128—130]. Считаю, что эти разрушительные землетрясения могли быть причиной (или одной из причин) переноса архиерейской кафедры из Никопсиса в Таматарху.
Вероятность того, что средневековый епархиальный центр располагался на Годлике, велика еще и потому, что окрестности с древности были хорошо освоены и заселены, это подтверждается археологическим материалом и наличием древних памятников.
Рядом с развалинами крепости находится место, издавна именующееся Монаховым, Монаховой Поляной. Топоним также может свидетельствовать о существовании в данном месте духовного центра, о чем сохранились и некоторые местные предания.
В заключение скажу, что вопросы, связанные с Никопсией Зихийской, с ее локализацией на Годлике, для насельников Высоко-Петровского монастыря являются не отвлеченными, а насущно-практическими и весьма важными. В последнее время в Лазаревском районе Сочи, на Монаховой Поляне близ крепости Годлик, начала возрождаться монашеская жизнь. Там предполагается строительство подворья Высоко-Петровского монастыря, и необходимо исследовать традиции этого святого места, что послужит залогом успешного становления новой обители.
Источники и литература
Виноградов А. Ю. Зихия // Православная энциклопедия. М., 2009. Т. 20. Режим доступа: http://www.pravenc.ru/text/199891.html.
Виноградов А. Ю., Белецкий Д. В. Церковная архитектура Абхазии в эпоху Абхазского царства (кон. VIII — X в.). М., 2015.
Воронов Ю. Н. Древности Сочи и его окрестностей. Краснодар, 1979.
Гадло А. В. Византийские свидетельства о Зихской епархии как источник по истории Северо-Восточного Причерноморья // Из истории Византии и византиноведения. Л., 1991.
Гедеон (Докукин), митр. История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России. М.; Пятигорск, 1992. Режим доступа: http://krotov.info/libr_min/ 05_d/ok/ukin.html.
Греческие предания о св. апостоле Андрее / Изд. подгот. А. Ю. Виноградовым. СПб., 2005. Т. 1.
Книга правил св. апостол, св. Соборов Вселенских и Поместных и св. отец. М., 2004.
Константин Багрянородный. Об управлении империей. М., 1991.
Мошин В. А. Николай, епископ Тмутороканский // Seminarium Kondakovianum: Сб. статей по археологии и византиноведению, издаваемый ин-том им. Н. П. Кондакова. Прага, 1932. С. 47—62.
Положение о ФГУ «Сочинский национальный парк». Режим доступа: docs.cntd.ru/document/902183560.
Симиненко В. И., Поздникин В. М. Градостроительная реставрация старой крепости вблизи п. Лазаревское г. Сочи // Археология, архитектура и этнокультурные процессы Северо-Западного Кавказа. С. 116—130.
Хрушкова Л. Г., Василиненко Д. Э. Самая древняя церковь на территории России: базилика Лесное-1 близ Адлера в Краснодарском крае // Современные проблемы изучения истории Церкви: Сб. докл. международной конф. МГУ им. Ломоносова, 7—8 нояб. 2011 г. М., 2014. С. 367—377.
Notitiae episcopatuum Ecclesiae Constantinopolitanae. Р., 1981.
Игумен Петр (Пиголь), кандидат богословия, Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь, г. Москва
ССЫЛКА на статью: Игумен Петр (Пиголь). Византийское наследие Большого Сочи // Духовное и культурное наследие Византии и Афона в истории и культуре России: сборник научных трудов и материалов ХХVI Рождественских образовательных чтений 2018 года / Отв. ред. О.В. Розина. М.: ИИУ МГОУ, 2018. – 140 с. – С.90–94