RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Россия на карте Востока

Летопись

21 декабря 1917 секретарь ИППО А. А. Дмитриевский разослал извещения о панихиде по М. П. Степанову

21 декабря 1937 тройкой УНКВД по Куйбышевской обл. приговорен к расстрелу архиеп. Самарский Александр (Трапицын), пожизненный действительный член ИППО, священномученик

23 декабря 1885 Совет ИППО решил ассигновать Иерусалимскому Патриарху Никодиму 15 тыс.руб. на нужды церквей и школ

Соцсети


Христианские святыни Сирии

Христианские святыни Сирии в последнее время привлекают повышенный интерес православных паломников в России. В связи с этим Паломнический центр Московского Патриархата воспользовался любезным приглашением министерства туризма Сирийской Арабской Республики и Антиохийской Православной Церкви и направил в феврале 2007 года в Дамаск группу паломников, в составе которой находились представители светских и церковных средств массовой информации, в том числе и корреспонденты журнала «Православный паломник».


Паломническая группа поклонилась многим святым местам православия в Сирии, была принята Блаженнейшим Патриархом Антиохийским Игнатием IV, а также ознакомилась с историей страны и наиболее важными её достопримечательностями. Паломники из России, памятуя традицию, также побывали в Представительстве Русской Православной Церкви при Антиохийском Патриархате, где были радушно приняты архимандритом Александром (Елисовым), который подробно и интересно рассказал о жизни православных христиан в Сирии. Паломнический центр и редакция журнала «Православный паломник» выражают искреннюю благодарность министерству туризма Сирии и посольству Сирийской Арабской Республики в Российской Федерации за тщательную подготовку и великолепную организацию нашего паломнического путешествия.

Однако мы были приятно удивлены, когда выяснилось, что наша поездка будет иметь продолжение. В посольстве Сирийской Арабской Республики в Российской Федерации 23 марта состоялась встреча министра туризма Сирии доктора Саад Алла Ага ал-Кала с руководством Паломнического центра Московского Патриархата. Во время беседы обсуждались вопросы организации путешествий православных паломников и религиозных туристов из России в Сирию, а также подготовки путеводителя по христианским святым местам древней страны – совместного издания Паломнического центра и министерства туризма Сирийской Арабской Республики. Представленную статью автор рассматривает как некоторое основание для будущего путеводителя по православным святыням Сирии.

Дамаск

Дамаск – древний город, расположенный в долине реки Барада, что означает «холодная», в предгорьях Антиливана, у подножия горы Касьюн, известен с XVI века до Р.Х. В те далёкие времена город находился под властью египетских фараонов. Дамаск неоднократно упоминается в Священном Писании. Город, как у древних жителей Ближнего Востока, так и до настоящего времени считался и считается одним из самых красивых и благодатных мест на земле. В 940 году до Р.Х. город являлся столицей Дамасского царства, основанного арамейскими племенами в стране Сури, то есть Сирии. В состав арамейского царства входила Палестина (4 Цар. 8. 7–15). После 732 года до Р.Х. город последовательно входил в состав Ассирии, Ново-Вавилонского царства, Персии. В 333 году Дамаск был захвачен армией Александра Македонского. В III–I веках до Р. Х. Дамаск превратился в объект борьбы между эллинистическими государствами, образовавшимися после распада державы Александра Македонского, а затем в 66 году до Р.Х. он был захвачен римскими войсками и вошёл в состав провинции Сирия.

Место чудесного исцеления Ананием апостола Павла

Дамаск связан с евангельской историей, именно здесь произошло чудесное обращение Савла, будущего апостола Павла, к Христу Спасителю. (Деян. 9, 2–22). На одной из улиц города жил, ослепший по воле Божией, апостол Павел, где и был он исцелен от слепоты и крещён священномучеником Ананией[1]. Это историческое место отмечено древним церковным памятником, сохранившимся до нашего времени, – храмом святого апостола Анании, который расположен под землёй, в старой части Дамаска. Христианская община здесь существовала с первых лет проповеди святых апостолов.

С IV века, в период, когда земли Сирии находились под властью Византийской империи, город стал столицей провинции Финикия Ливанская и являлся важным центром восточного христианства. Епископ Дамаска в тот период следовал в иерархии Антиохийской Православной Церкви непосредственно после Патриарха. В эпоху первых Вселенских соборов появляются имена некоторых епископов Дамаска, принимавших участие в соборных заседаниях.


В 391 году по приказу римского императора Феодосия I Великого[2] здесь был построен величественный храм во имя святого пророка Иоанна Крестителя, который стал кафедральным для местных епископов. Считается, что предание о захоронении в храме честной главы[3] святого пророка Иоанна Крестителя появилось в конце VI века. Однако церковная история знает несколько других преданий о святой главе Иоанна Крестителя, которые, впрочем, принципиально не противоречат друг другу.

Согласно преданию, после усекновения главы святого пророка, тело его было погребено в городе Севастии[4], а голова – осквернена и тайно закопана царицей Иродиадой. Жена царского домоправителя, благочестивая Иоанна откопала святую голову, спрятала в сосуд и погребла её на Елеонской горе. Позже один благочестивый подвижник, копая ров для основания храма, нашел это сокровище и хранил его у себя, а перед смертью, опасаясь поругания святыни неверующими, скрыл ее в земле в том же месте, где нашел. В царствование святого равноапостольного императора Константина Великого два инока приходили в Иерусалим поклониться Гробу Господню, и одному из них явился святой Иоанн Предтеча и указал, где закопана его голова. По преданию, он явился им во сне, а после обретения главы в указанном им месте, паломники решили возвратиться назад. Однако воля Божия была иной. По дороге им встретился бедный гончар из сирийского города Емесы, вынужденный из-за нищеты отправиться на поиски работы в соседнюю страну. Иноки, найдя себе попутчика, по нерадению или по лености вверили ему нести мешок со святыней. А тот и нёс его себе, пока явившийся ему святой Иоанн Креститель не повелел оставить нерадивых иноков и бежать от них вместе с вверенным ему мешком. Господь ради главы Иоанна Крестителя благословил дом гончара всяким довольством. Гончар же всю свою жизнь прожил, помня, чем и Кому обязан, не гордился и обильно раздавал милостыню, а незадолго до кончины передал главу святого своей сестре, заповедав передавать ее дальше богобоязненным и добродетельным людям.

С тех пор честную голову хранили христиане Емесы, пока ее обладателем не стал арианин Евстахий, который закопал святыню в пещере. Впоследствии в пещере поселились монахи, а затем на этом месте возник монастырь. Второе обретение честной главы пророка произошло в 452 году, когда архимандриту этой обители Маркеллу святой Иоанн Креститель в видении указал место, где была спрятана его голова. Святыню перенесли в Емесу, а после в Константинополь. Во времена иконоборчества главу Иоанна Крестителя тайно увезли из столицы империи. Третье обретение главы Крестителя произошло около 850 года. Честная глава Предтечи, вторично перенесенная в Царьград, сначала была положена в царских палатах, а потом часть ее находилась в Студийском монастыре, а другая – хранилась в Петре в монастыре Продром, откуда крестоносцы перенесли её в город Амьен во Франции. Другие части главы находятся на Афоне, в монастыре Дионисия, и Угровлахийском монастыре Калуи. Автор статьи придерживается точки зрения, что в Дамаске хранится только часть честной главы святого пророка Иоанна Крестителя, которая находится там с тех пор, как она была обретена вторично в пределах Сирии.

В IV–VII столетиях в Дамаске построили множество храмов и часовен, большинство из которых не дошли до нашего времени. Тогда же началось строительство христианских монастырей, как правило, это были скромные здания в один и два этажа. Сирийское монашество вело успешную миссионерскую проповедь среди язычников, активно занималось благотворительностью. Многие обители стали центрами образовательной, богословской, литературной и художественной деятельности. В византийский период в Сирии просияли великие христианские подвижники: преподобные Симеон Столпник[5], Ефрем Сирин[6] и Исаак Сирин[7], Дорофей Газский[8], Иоанн Мосх[9]. Творения этих преподобных отцов внесли большой вклад в формирование христианской аскетической письменности. Особое место в христианской истории Сирии того периода занимает святитель Иоанн Златоуст, который именно у себя на родине в Антиохии и в сирийской пустыне написал свои лучшие и основные богословские произведения.


Гробница Иоанна Крестителя в мечети Омейядов, Дамаск


Ковчег, в котором почивает глава Иоанна Крестителя
Православный фотоклуб

В 635 году по указанию халифа Омара[10], арабское войско во главе с полководцем Халидом ибн ал-Валидом[11], после двухмесячной осады, завоевало город. С этого времени Дамаск вошёл в состав Арабского халифата. В 661–750 годах Дамаск был столицей халифата Омейядов[12] и стал называться Димишк-аш-Шам. Храм Иоанна Крестителя в начальный период владычества арабов использовался совместно и мусульманами, и христианами. В храме все молились в одном помещении: мусульмане в его западном крыле, а христиане – в восточном. Только через семьдесят лет, после завоевания арабами Дамаска, храм был перестроен в Великую мечеть. Согласно преданию, святую главу Иоанна Крестителя обнаружили арабские строители в одном из подземных склепов христианского храма, когда начали перестраивать его в мечеть. Они построили для честной главы святого пророка гробницу, расположив её у восточной стены мечети. Святую главу пророка Иоанна Крестителя всегда почитали не только христиане, но и мусульмане. Для последних Иоанн Креститель – один из святых пророков, которого они называют Яхья ибн Закария. Помимо гробницы в Великой мечети осталась еще одна деталь византийского храма – купель, в которой когда-то крестили младенцев. Великую мечеть, впоследствии получившую имя династии арабских халифов Омейядов, в Дамаске соорудили по приказу халифа ал-Валида I[13] в 705–715 годах. При перестройке она была значительно расширена и достигла громадных размеров. Таким образом, после того, как храм святого пророка Иоанна Крестителя отобрали у христианской общины Дамаска и обратили в мечеть, православные жители лишились своего собора. Новым кафедральным собором для епископов Дамаска и его христианских жителей стал храм в честь Пресвятой Богородицы, рядом с которым в настоящее время находится резиденция Патриарха Антиохийской Православной Церкви.

После образования халифата Аббасидов[14] и переноса столицы в Багдад, город стал центром провинции. Позже, отпав от халифата Аббасидов, Дамаск на протяжении нескольких столетий находился под властью различных мусульманских династий: Тулунидов[15] , Фатимидов[16], Сельджуков[17] и других. В VII–IX столетиях Дамаск, несмотря на исламское владычество, оставался одним из основных центров Православия на Ближнем Востоке. Некоторые исследователи утверждали, что среди дамасских христиан того времени преобладали монофизиты (яковиты), однако источники не подтверждают массового яковитского присутствия в городе. Зато, напротив, содержат немало сведений о деятельности православной общины и её выдающихся представителях. Так выходцем из Дамаска был знаменитый византийский церковный деятель святитель Андрей Критский. Влиятельные позиции в государстве имел Серджун ибн Мансур, секретарь халифов Муавии и Абд ал-Малика, отец преподобного Иоанна Дамаскина[18]. Серджун ибн Мансур фактически являлся главой православной общины всего Дамасского халифата. Преподобный Иоанн Дамаскин продолжил деятельность своего отца, став практически руководителем правительства халифата. Он первым глубоко аргументировал обоснование иконопочитания в период, когда началось иконоборчество, поддержанное Исаврийской[19] династией византийских императоров. Когда в Византийской империи начались гонения, связанные с иконоборчеством, в пределы Дамасского халифата бежали священники, монахи и простые люди, спасаясь от преследований императоров-еретиков. Сирия и Палестина стали оплотом православного сопротивления учению иконоборческой ереси.

После 762 года, когда столицу халифата Аббасиды перенесли в Багдад, Дамаск превратился в малозначительный провинциальный город и практически до начала XII века находился в упадке. Православная община в городе стала сокращаться, кафедральный собор в честь Пресвятой Богородицы в течение этого периода несколько раз подвергался разрушениям в результате погромов христиан фанатичными мусульманами. Тем не менее, соборный храм Дамаска каждый раз восстанавливался и вызывал у современников восхищение своей архитектурой, росписями и внутренним убранством.

В XII веке крестоносцы неоднократно безуспешно пытались завоевать Дамаск. Однако эпоха крестоносцев привела к обострению отношений между местными христианами и мусульманами. В результате крестоносных войн на Ближнем Востоке христиане, составлявшие в XI веке почти половину населения, были уничтожены или обращены в мусульманство, а оставшиеся через 200 лет превратились в немногочисленные этно-конфессиональные группы. В 1154 году армия эмира Нур ад-Дина[20] из династии Зангидов[21] овладела Дамаском и всей Южной Сирией, выбив из этих мест турок-сельджуков.

В 1174 году Дамаск завоевали войска египетского султана Салах ад-Дина[22], который сделал его своей столицей. Город стал почти на столетие мусульманским политическим центром всего Ближнего Востока, объединённого против крестоносцев династией Айюбидов[23]. В 1260 году город захватили монголы, которые покровительствовали местным христианам. Однако в том же году египетские мамлюки выбили монголов из Сирии, после чего начались преследования христиан, а храм Пресвятой Богородицы в Дамаске вновь подвергся разрушению. С этого времени город вошёл в состав египетского мамлюкского султаната Бахритов[24]. В тот же период был уничтожен главный город Сирии Антиохия, а в 1348 году  опустошён страшной эпидемией чумы Дамаск. Источники повествуют о совместной молитве мусульман, христиан и иудеев, чтобы отвести от города «чёрную смерть». Однако, несмотря на все невзгоды, выпадавшие на долю города, в 1367 году Антиохийский Патриарх перенёс свой престол в Дамаск, где он до настоящего времени и находится. В 1401 году Дамаск захватили и разграбили войска великого эмира Тимура Тамерлана[25]. Город всегда возрождался, потому что лежал на перекрёстке караванных путей, являлся богатым торговым центром, в котором производились знаменитые ткани, ювелирные изделия и легендарное холодное оружие, получившее имя города – дамасская сталь.

В 1516–1918 годах Дамаск входил в состав Османской империи и был провинциальным городом, а с 1866 – стал центром вилайета[26]. В османский период экономическая и культурная жизнь города пришла в упадок. В конце XIX века важную роль в возрождении сирийской культуры играло Императорское Православное Палестинское Общество, которое в сотрудничестве с Антиохийским Патриархатом создало в Сирии, в том числе и в Дамаске, сеть образовательных учреждений. Книгопечатание, прервавшееся в XVIII веке, восстановили в середине XIX века при содействии русского консульства. После первой мировой войны город, как вся Сирия, был оккупирован французскими войсками. В 1946 году Дамаск стал столицей независимой Сирийской Арабской Республики. В настоящее время город представляет собой четырёхмиллионный мегаполис, в котором соседствуют памятники древнейших цивилизаций и постройки современной архитектуры.

Монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Сайднайе

Небольшой город Сайднайя расположен в 30 километрах к северу от Дамаска, он лежит на склоне холма, высота которого достигает 1450 метров над уровнем моря, в окружении виноградников и оливковых деревьев. В римскую эпоху поселение называлось Данаба, а нынешнее название Сайднайя с арамейского языка переводится как «наша госпожа». Монастырь поднимается над городом как неприступная крепость, окружённая стенами.


Саедная. Монастырь Саеднайской Богоматери
Фото-Рамблер

Вверх к обители ведут мраморные лестницы, на ступени одной из которых в 1985 году чудесным образом возникло радужное изображение Пресвятой Богородицы. Монастырь Сайднайской Божией Матери – крупнейший в Сирии. В нем подвизается около 50 монахинь и послушниц. Действует приют для девочек-сирот и гостиница для паломников. Массовый наплыв богомольцев происходит 8/21 сентября каждого года, в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы.

По преданию, монастырь был основан в 547 году, когда византийский император Юстиниан I Великий[27] во главе своего войска, шедшего войной на персов, проходил через Сирию, он остановил изнывающую от жажды армию, и отправился на поиски воды. По пути ему попалась газель, которую он начал преследовать. Красивое животное привело его к горному роднику и остановилось рядом. Повинуясь инстинкту охотника, император приготовился пустить в нее стрелу. Но прямо на его глазах газель превратилась в яркий и светящийся образ Пресвятой Богородицы, и, протянув к нему руку, Она сказала: «Юстиниан, не стреляй в меня, а построй для Меня на этом месте храм». Сказав, эти слова, Она исчезла. Византийская армия, получив воду, смогла продолжить свой путь далее, а император велел в этом месте заложить храм в честь Рождества Божией Матери. Храм построили, правда, не сразу, и вскоре здесь же основали женскую обитель, которая прославилась и стала местом массового паломничества христиан уже в VI веке.


Киот с Сайднайской иконой Божьей Матери.

Обитель прославилась, прежде всего, тем, что в ней хранится чудотворная Сайднайская икона Пресвятой Богородицы. Мироточивый образ Божией Матери в VIII веке принёс сюда один паломник из Иерусалима по просьбе инокини Марины, игумении монастыря. В настоящее время эта бесценная святыня хранится в серебряном ларце в часовне, имеющей отдельный вход, перед которым по восточной традиции все снимают обувь. В обители находятся также другие древние иконы византийского письма, датируемые V–VII столетиями. В XIX – начале XX веков Сайднайский монастырь часто посещали русские паломники, которые приносили в дар обители иконы. Одна из «русских икон», по свидетельству, насельниц монастыря, плачет кровавыми слезами, предвещая периоды бедствий и катастроф. В монастырской библиотеке хранятся сотни древних рукописей и старинных книг.


Пещера над Дамаском, где, по преданию, человек совершил первое убийство — Каин убил Авеля.

Местные жители-христиане считают, что их город связан с библейской историей, они могут показать паломникам место, где, по преданию, Каин убил своего брата Авеля. В Сайднайе в византийский период построено немало христианских храмов, большую их часть время не пощадило. Среди сохранившихся можно выделить храм во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова (Мар Йохана), построенного на месте древнеримского храма с использованием его архитектурных элементов и колонн. Из храма можно попасть в грот апостола Иоанна.

Маалюля

Маленький городок Маалюля расположен в горах Каламон на высоте 1650 метров над уровнем моря и на расстоянии 56 километров к северо-востоку от Дамаска. Его население составляет около 5 тысяч человек. В Маалюле многие местные жители до сих пор говорят и молятся на арамейском языке[28], на котором говорил Господь наш Иисус Христос. Часть жителей не знают арамейского и говорят на арабском языке. В настоящее время здесь открыт центр по изучению арамейского языка, куда приезжают лингвисты со всего мира, чтобы усовершенствовать свои знания.


Христианское поселение Маалюля — единственное место
на земле,где до сих пор говорят на языке Иисуса Христа – арамейском.

Дома здесь построены один над другим, на крутых горных склонах и городок напоминает амфитеатр, находящийся среди живописных скал и ущелий. Белые дома, прилепившиеся к горе, внутри нередко имеют продолжение в естественных или вырубленных людьми в скальной породе пещерах. В Маалюле находится одна из главных христианских святынь Сирии – патриарший монастырь святой равноапостольной Фёклы Иконийской.[29] Над обителью расположена пещера, в которой жила и погребена была святая Фёкла, ученица апостола Павла.

Святая Фёкла (Текла) родилась в городе Икония[30] в знатной и богатой семье, получила хорошее образование. В 45 году по Р.Х. в Иконию пришли святые апостолы Павел и Варнава. Восемнадцатилетняя девушка внимательно слушала апостола Павла, который обращался с христианской проповедью к местным жителям. Слушая слова апостола Павла и беседуя с ним, святая Фёкла день ото дня укреплялась в христианской вере и в убеждении, что она должна оставить свой дом, жениха и посвятить свою жизнь Иисусу Христу, сыну Божию. Родные девушки пожаловались римскому наместнику на апостола Павла, которого арестовали и отправили в заключение. Святая Фёкла пришла в тюрьму и, подкупив стражу, осталась в темнице вместе с апостолом, как дочь с отцом, слушая его поучения и наставления о любви к Богу. Когда родные узнали о том, где находится святая Фёкла, они потребовали от наместника, чтобы он казнил апостола Павла и его ученицу. Однако властитель города не тронул апостола, а изгнал его из города вместе с Варнавой и немногими последователями. Апостолы пребывали недалеко от города несколько дней и молились об избавлении святой Фёклы от неправого суда. Невинную девушку осудили на сожжение, но когда её возвели на костёр, пошёл дождь, который потушил пламя и избавил её от смерти. После чудесного избавления, святая Фёкла нашла апостолов Павла и Варнаву и стала следовать за ними, благовествуя Евангелие. Так они вместе дошли до Антиохии,[31] где властитель города, возжелавший святую Фёклу, прекрасную собой, но, получив публично решительный отказ, осудил её на съедение львам. Но ни дикие звери, ни змеи не тронули святую деву, так повторялось несколько раз, но Господь не допустил её гибели. После этого властитель города отпустил святую Фёклу, которая по благословению апостола Павла пошла в город Селевкию,[32] нести людям слово Божие.


Расщелина в скале, через которую, по преданию, убегала от преследователей святая Фекла.

По пути святая Фёкла проповедовала христианское учение и творила многие чудеса с помощью Божией. Весь свой путь она шла пешком и, когда достигла гор Каламона, силы покинули её, утомлённую долгим странствием. Но, чтобы добраться до ближайшего селения, надо было преодолеть высокую гору. Тогда святая Фёкла, пав на колени,  обратилась к Господу с просьбой о помощи. И произошло чудо – гора раздвинулась и образовала узкий проход, по которому святая вышла к селению. На арамейском языке слово «маалюля» означает «проход» или «вход», таким образом, в честь чуда Господня это селение получило своё название. Святая Фёкла осталась жить в пещере горы, получившей то же название, рядом с местом, где Господь даровал ей чудесное спасение. Она до конца дней своих прожила в этой пещере, проводя дни свои в посте и в молитве. К ней часто приходили люди из разных мест, многих из которых она наставила на путь спасения и исцеляла водой из источника, который до сих пор бьёт в её пещере.

После смерти святой Фёклы около её пещеры местными христианами был создан алтарь, который сохранился до настоящего времени. В IV веке здесь основали женский монастырь во имя святой равноапостольной Фёклы. Обитель создавалась в два этапа. На первом этапе пещеру расширили, в её южной части находится гробница с честными мощами святой Фёклы, а восточнее – создали храм с каменным престолом для совершения богослужения. Между ракой и храмом находится чудотворный источник, от воды которого и по сей день происходят исцеления. Примечательно, что в пещере выросло дерево, возраст которого исчисляется веками. На втором этапе, который начался в XVIII веке и продолжился до конца XX столетия, в обители из камня построили отдельно стоящий храм во имя святого пророка Иоанна Крестителя и кельи, а также благоустроили территорию.


Маалюля. Патриарший монастырь святой Феклы


В монастыре святой Феклы
в Маалюле, место, где жила святая.
© Фото члена ИППО Владимира Толкачева

В настоящее время здесь по-прежнему располагается женский монастырь, находящийся в юрисдикции Антиохийской Православной Церкви. Обитель возглавляет игумения Пелагея (Сайаф), построившая в монастырском комплексе школу-интернат для девочек-сирот. Она же организовала здесь мастерскую, в которой воспитанницы приюта и местные школьники занимаются вышиванием, плетением и другими традиционными ремёслами. Жители Маалюли чрезвычайно трепетно почитают святую Фёклу, называя её вот уже девятнадцать столетий «Баркатой», что означает на арамейском языке «благословенная». Монастырь посещают многочисленные паломники из Сирии и многих стран мира, которые поклоняются честным мощам святой Фёклы, берут воду из чудотворного источника и участвуют в богослужении в храме. Все паломники обязательно проходят через узкое ущелье в горе Маалюле, образовавшееся чудесным образом ради спасения святой девы. Особенно много паломников прибывает в обитель на престольный праздник 24 сентября /7 октября, когда празднуется память святой равноапостольной Фёклы. Паломникам есть где остановиться – в городке построили несколько гостиниц для тех, кто приезжает поклониться святыне. Кроме того, Маалюля считается одним из самых красивых и полезных горных курортов Сирии. Воздух здесь сухой и прохладный. Поэтому жители Дамаска спасаются в Маалюле от летнего зноя.

В горе Маалюле  множество пещер и гротов: одни из них имеют естественное происхождение, другие вырыты людьми на протяжении столетий. Наибольшей известностью среди местных жителей и паломников пользуется пещера Каф Аль-Хури Юсеф, что в переводе обозначает «Пещера отца Иосифа». С незапамятных времён в ней проводились христианские богослужения. На стене ее северной стороны неизвестный мастер изваял в камне икону Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем, с цветком или колосом пшеницы в руке.


Храм святых мучеников Сергия и Вакха
Православный фотоклуб

Над городком Маалюля, рядом с горной дорогой находятся монастырь и храм во имя святых мучеников Сергия и Вакха[33], который местные жители называют Мар Саркис. Имя Саркис является распространённой арабской вариацией латинского имени Сергий. Храм основан в первой четверти IV века, а рядом с ним создан мужской монастырь, насельники которого сначала жили рядом в пещерах горы Маалюли. Он был построен на месте разрушенного языческого храма Аполлона. Обитель является одной из самых древних христианских построек, сохранившихся в Сирии. Считается, что в монастыре святых мучеников Сергия и Вакха пребывали епископы Маалюли. Известно, что Евтихий, епископ Маалюли, принимал участие в 325 году в Первом Вселенском соборе в Никее и подписывал его определения. Таким образом, епископская кафедра здесь была уже в начале IV века. В Маалюле существовала епархия до начала XIX века, после чего ее упразднили. В настоящее время обитель действует, её возглавляет игумен Михаил (Заарура).




Древние престолы в храме св.мчч. Сергия и Вакха
Православный фотоклуб

Нескончаемая река паломников на протяжении всего года, в любую погоду прибывает в Маалюлю. Паломники обязательно посещают обитель Сергия и Вакха. Всеобщее внимание паломников привлекают два древних алтаря. Здесь до сих пор ведутся богослужения на арамейском языке. В храме освящены два придела: северный — в честь Пресвятой Богородицы и южный — в честь Архангела Михаила. Стены храма в древности украшали византийские фрески, часть из которых сохранилась до наших дней. В храме находятся древние византийские иконы, весьма почитаемые местными жителями и паломниками.  Ежегодно 7/20 октября, в день празднования памяти святых мучеников Сергия и Вакха, сюда приезжает множество паломников. Они принимают участие в богослужении в храме, где уже почти семнадцать столетий звучат молитвы на языке, на котором говорил Господь.

Хомс

Три с половиной тысячи лет назад, в библейские времена, Хомс назывался Кадеш. Этот древний город, расположенный на берегу реки Оронт (Эль-Аси), основанный около 2400 года до Р.Х. как крепость на перекрёстке древних торговых путей. Слава о нем гремела на весь Ближний Восток. Еще в эпоху фараонов здесь интенсивно развивалась торговля, процветали ремесла. Город был настоящими воротами из Азии в Европу. Выгодное географическое положение сделало его перевалочной базой знаменитого «шелкового пути». Хомс являлся третьей остановкой на «шёлковом пути» после Дура-Европос[34] и Пальмиры[35]. В римскую и византийскую эпохи город называли Емеса. Здесь проповедовали святые апостолы Пётр и Павел. В 59 году по Р.Х.  в городе основали храм Пояса Божией Матери. Христианская община сложилась здесь в середине первого столетия, в апостольский век. В восточном квартале, где до сих пор живет много христиан, в зданиях обнаружены катакомбы. В византийскую эпоху Емеса была столицей провинции Ливанская Финикия, в состав которой входил Дамаск. В тот период здесь  построили многочисленные христианские храмы и монастыри.

В 636 году город захватили арабы-мусульмане, которые переименовали его в Хомс, что означает застенчивость, скромность. В 855 году во время восстания большинство христианских храмов были уничтожены. В 968 года византийский император Никифор II Фока[36] вернул Хомс в состав империи, но не надолго, так как в начале XI века его захватили турки-сельджуки. В начале XII века город захватили крестоносцы, назвав его Шамель («Верблюжий город»). Впоследствии он стал частью графства Триполи. В 1174 году крестоносцев выбили из города войска египетского султана Салах ад-Дина. С тех пор и до 1262 года в Хомсе правили эмиры из династии Айюбидов, которую сменили Бахриты, египетская династия мамлюков. В XIII веке около города мамлюки дважды разбили наголову войско монголов. В начале XV столетия Хомс чудом избежал разрушения от войск великого эмира Тимура Тамерлана, который подарил его одному из своих союзников. Позднее, в 1516 году город вошел в состав Османской империи, где он оставался, за исключением краткого периода египетского контроля в 1830-х годах. В настоящее время Хомс – крупный административный центр на западе Сирии. К сожалению, от древнего города в настоящее время сохранилось немногое: полуразрушенная цитадель и остатки крепостной стены. Город неоднократно полностью разрушался землетрясениями. А что уцелело после ударов стихии, смели бесчисленные армии завоевателей.

Для христиан всего мира побывать в Хомсе, почти то же, что совершить паломничество в Святую Землю, потому что здесь находится, основанный в 59 году, храм Пояса Пресвятой Богородицы. За высоким белым забором в зелени утопает храм серого цвета с черепичной крышей со стройной колокольней из черно-белых каменных блоков. Это и есть знаменитый Умм Зуннар, храм в честь Пояса Божией Матери. Он огорожен высокой каменной оградой, в которую встроены большие ворота. Пройдя через них, попадаешь на просторный, мощёный брусчаткой, двор. Над входом в храм находится большая икона, изображающая сцену передачи Пресвятой Богородицей своего пояса апостолу Фоме.


Пояс Пресвятой Богородицы в серебряном цветке в церкви Ум аз-Зуннар в Хомсе
www.istoriya.info

В одном из приделов храма хранится величайшая христианская святыня – пояс Пресвятой Богородицы. В подсвеченном киоте, обрамленном колоннами, в удивительно красивом серебряном ковчеге в виде  цветка на ножке-подставке, в окружении ажурных лепестков под стеклом лежит скрученный колечком тонкий шерстяной поясок – святая реликвия православной Сирии.

Предание гласит, что в конце земной жизни Богородицы, к Ней явился Архангел Гавриил и возвестил о времени Её кончины. В назначенный час, апостолы, проповедавшие тогда в разных странах мира, были перенесены по воле Божией в Иерусалим и собрались у смертного одра Божией Матери. Отсутствовал только апостол Фома. Он распространял Евангелие далеко в Индии, и по Божьему промыслу опоздал. После того, как Господь наш Иисус Христос в окружении ангелов явился, и принял пречистую душу Богородицы, тело Её было положено в пещеру в Гефсиманском саду. Вход в гробницу по обычаю завалили большим камнем. Через три дня прибыл апостол Фома. Он очень скорбел, что не застал Богородицу живой и попросил открыть святую гробницу. Божией Матери в ней не оказалось, остались лишь пелены. Она была воскрешена своим Сыном и вознесена на небо. Дабы убедить Фому в своем вознесении, Она сбросила ему с неба свой пояс от платья. Согласно другому преданию, пояс обнаружил апостол Фома среди погребальных пелен. Дорогой подарок ученик Христа забрал с собой в Индию. После его мученической смерти от копий язычников, одна часть пояса была возвращена в Иерусалим, а другая оказалась в Хомсе. Но об этом никто не знал. Вплоть до последнего времени считалось, что существует только три части пояса. Это святыни хранились в Ватопедском монастыре на Афоне, Зугдидской храме в Грузии и Трирском монастыре в Германии. Однако полвека назад произошло историческое открытие.

Весной 1953 года в монастыре в Мардине[37] обнаружили старинный манускрипт на арамейском языке. Когда монахи расшифровали текст, то были поражены. Из рукописи следовало, что в храме города Хомса хранится неизвестная часть легендарного пояса Богородицы. Пол храма решили вскрыть, и в одном месте нашли каменный куб черного цвета. Он испещрен строчками арамейского письма с характерным наклоном букв влево. Надпись гласит: «Сей храм заложен в 59 году от Рождества Христова». Когда верхнюю плиту куба подняли, под ней оказался маленький серебряный ковчег. Внутри лежал скрученный колечком пояс из верблюжьей шерсти и золотых нитей длиной около 60 сантиметров. Анализ, проведенный учеными, показал, что находка пролежала в земле около тысячи лет. Пояс Пресвятой Богородицы местные христиане спрятали то ли от арабов во время штурма Хомса в 636 году, а, может быть, – во  время нашествия других завоевателей.

К святыне потянулись паломники, немощные и убогие, стремившиеся к исцелению. Чудеса начались практически сразу. В одном из приделов храма кучей свалены костыли, ортопедические аппараты, трости. Бывшие инвалиды оставили их здесь за ненадобностью. Чудесные исцеления от святыни продолжаются и по сей день.

В Хомсе находится христианский храм во имя святого мученика Илиана, из сорока севастийских мучеников, построенный на месте его погребения.


Крак де Шевалье или Аль-Хосн
Фотоблоги


Монастырь святого Георгия Аль-Хумайра

В 60 километрах от Хомса, недалеко от крепости Крак де Шевалье[38], получившей известность как самое мощное фортификационное сооружение крестоносцев, в городке Эль-Хумайра находится древний православный монастырь святого великомученика Георгия Победоносца, который местные жители называют Дэр Мар Журжу или Мар Джорджиус. Обитель была основана в первой половине VI века, в правление византийского императора Юстиниана I Великого. Внутри монастыря с византийских времён прекрасно сохранился подземный храм, в котором находится чтимый образ святого Георгия Победоносца и часть его пояса. Древний храм украшен уникальным резным иконостасом из чёрного дерева, изготовленным в XIII веке. В монастыре хранится грамота праведного халифа Омара (Умара) ибн ал-Хаттаба, в которой он брал монастырь святого Георгия Победоносца под свою защиту, предписывал мусульманам жить в мире с христианами и освобождал обитель от всех налогов и сборов.


В 1857 году здесь возвели новый храм с помощью русских монахов, а позже построили резиденцию для местного епископа, в которой останавливается Антиохийский патриарх во время посещения монастыря. Недалеко от обители, в долине ал-Фаввар, находится святой источник, носящий такое же название, как и долина. Вода бьёт из него фонтаном несколько раз в день, что и объясняет его название, которое означает на арабском «фонтан». В обитель на поклонение святыне в день памяти святого великомученика прибывают тысячи православных паломников из Сирии и многих стран мира. Игумен монастыря с неизменной доброй и умной улыбкой сам встречает паломников у ворот и показывает святыни обители.

Преподобный Симеон Столпник

Христианское монашество в византийский период истории Сирии являлось важной составной частью религиозной жизни народа. Среди христианских аскетов, по свидетельству церковных историков, встречались затворники – подвижники, заживо замуровавшие себя, жившие в цистернах[39], носившие тяжёлые цепи и вериги. Вокруг наиболее прославленных подвижников благочестия собиралась братия, образовывались сообщества отшельников. В V столетии усилились проявления сурового аскетизма, появился особый вид подвижничества – столпничество, которое представляло собой уединение отшельника на горной скале или столпе. Самым первым и известным из аскетов этого направления был преподобный Симеон Столпник, ставший олицетворением антиохийской святости. Десятки лет он провёл на высоком каменном столпе близ Антиохии, примиряя враждующих, обращая в христианство язычников, давая верующим наставления.

Преподобный Симеон родился в пределах Антиохии Сирийской в середине IV века у бедных родителей. Решив стать монахом, он в юношеском возрасте покинул родительский дом и принял иночество в местной обители. Здесь он провел некоторое время в монашеских подвигах: молитвах, постах и послушании, а затем в поисках уединения ушёл в сирийскую пустыню.

Скитаясь по пустынным местам, преподобный Симеон пришёл к горе, где приковал себя на её вершине, чтобы не сходить оттуда. Услышав о подвигах подвижника, к нему однажды пришёл святитель Мелетий[40], предстоятель Антиохийской Церкви. Увидев, что преподобный Симеон приковал себя к горе, святитель сказал: «Человек может и без оков владеть собою; можно и не железом, а только разумом и волею привязать себя к одному месту»[41]. Услышав эти слова, преподобный Симеон воспользовался советом святителя Мелетия, снял с себя оковы и стал добровольным узником Христовым, продолжая жить и творить свои подвиги на вершине избранной им горы. В Житие преподобного Симеона написано: «Как реки стекались к Симеону различные народы и племена. <…> Так прославил Бог прославлявшего Его. Когда же собралось к Симеону  такое множество народа, и все старались прикоснуться к нему, принимая от него благословение, блаженный стал тяготиться таким почитанием и беспокойством. И изобрёл он небывалый способ избавиться от суеты людской: для того, чтобы приходящие не могли касаться его, умыслил он построить столп и стоять на нём»[42].

Это произошло в 423 году, когда он уединился на небольшой деревянной площадке, на вершине каменного столпа. Здесь преподобный Симеон положил начало новому виду подвижничества: «столпничеству». Построив столп в несколько метров высоты, он поселился на нем и этим лишил себя возможности прилечь и отдохнуть. Стоя днем и ночью, как свеча в прямом положении, он почти непрерывно молился и размышлял о Боге. Кроме строжайшего воздержания в пище, он добровольно переносил много лишений: дождь, зной и стужу. Питался он размоченной пшеницей и водой, которые приносили ему добрые люди. К преподобному Симеону приходил Антиохийский Патриарх Домн II[43], любивший молиться и беседовать со святым подвижником.

Его необычайный подвиг стал известен во многих странах, и к нему начало стекаться множество людей из Византии, Аравии, Персии, Армении, Грузии, Италии, Испании и Британии. Он проводил все свои дни в молитве и проповедях, которые произносил для многочисленных паломников, жаждавших услышать его голос и побеседовать с ним. Видя его необыкновенную силу духа и внимая его вдохновенным наставлениям, многие язычники убеждались в истинности христианской веры и принимали крещение. Преподобный Симеон сподобился дара исцелять душевные и телесные болезни и предвидел будущее.

Византийский император Феодосий II Младший[44] благоговел перед преподобным Симеоном, состоял с ним в переписке и часто следовал его советам. Также преподобный Симеон встречался и переписывался с императрицей Евдокией[45], которая одно время сочувствовала ереси монофизитов. «Царицу Евдокию преподобный увещевал своими письмами и в течение четырёх месяцев снова обратил её к благочестию. По обращении своём, проживши ещё четыре года в покаянии, она сподобилась блаженной кончины в Иерусалиме и была погребена в храме святого первомученика Стефана, ею же созданном»[46]. Новый византийский император Маркиан[47] в одежде простолюдина тайно посещал преподобного и советовался с ним. По совету преподобного Симеона император Маркиан созвал в Халкидоне IV Вселенский собор в 451 году, который осудил монофизитское лжеучение.

Согласно преданию, преподобный Симеон жил более ста лет и скончался во время молитвы в 459 году. Его честные мощи почивали в Антиохии. Первое житие преподобного Симеона Столпника составил его ученик Антоний.

Монастырь преподобного Симеона Столпника начал возводиться византийским императором Зеноном[48] в том месте, где находился столп святого подвижника, как храмовый комплекс в конце V века. Император приказал построить храм обители на краю крутого обрыва. Четыре расположенные по сторонам света базилики обращены входами в восьмиугольный двор. Так возник уникальный крестообразный собор, состоящий из четырёх храмов, в центре которого стоял стол столп преподобного Симеона. С юго-восточной стороны к храму примыкал трехэтажный братский корпус с кельями монахов и хозяйственными помещениями. Вместе с восточной и южной базиликами он образует обширный двор, служивший местом сбора паломников. Храм располагался на южной оконечности территории монастырского комплекса, где находились главные ворота, от которых начиналась «священная дорога» – баптистерий. Его когда-то венчал большой купол, а внутри находилась купель, украшенная цветной мозаикой.

В последующие семь столетий обитель подвергалась нападениям завоевателей, горела, разрушалась в результате землетрясений, но продолжала жить и всегда восстанавливалась. Бесконечный поток паломников, которые шли к месту подвигов преподобного Симеона, поддерживала жизнь обители. Изначально при храмовом комплексе для богомольцев построили приюты – «падхохейоны», их можно опознать по галереям на вторых этажах.

Несмотря на сложные времена, монастырь снискал славу, и к нему стекались многочисленные христианские паломники, которые и видели здесь чудо, описываемое Евагрием[49].  Чудо заключалось в том, что в окне одного из портиков монастырского двора можно было в праздник преподобного Симеона не раз видеть чрезвычайной величины звезду, разбегавшуюся и блиставшую по пространству всего отверстия. Некоторые свидетели чуда утверждали, что видели и самого преподобного Симеона. Для приюта этих богомольцев у подошвы горы выстроили целый город.

Окончательно весь комплекс достроили и привели в цветущее состояние в Х веке, когда почти на два столетия эти места вернулись под власть Византийской империи. В тот период монастырский комплекс был окружен каменной крепостной стеной с 27 башнями. Так возникла крепость Симеона (Калаат Семаан), находившаяся на границе Византийской империи и владений эмира Алеппо[50], и являвшаяся военным и духовным щитом христианского населения. Монастырь и крепость были связаны с небольшим городом Теланиса или Телль Нише, что означает по-арамейски «женская гора», обрамленной колоннадой улицей Виа Сакра (Via Sacra, Священная дорога). У нижнего конца улицы возвышалась частично сохранившаяся до наших дней изящная Триумфальная арка.

В последней трети XI века крепость-обитель была захвачена войсками турок-сельджуков, сохранилась ли после этого иноческая жизнь неизвестно. Однако уже в начале XII века обителью овладели крестоносцы и иноческая жизнь продолжилась, но в 1146 году их выбили войска эмира Нур ад-Дина, которые разрушали не только крепостные стены, но и храмы. После этого монастырь пришел в запустение, но еще долго сюда приходили люди, чтобы взять кусочек колонны преподобного Симеона, которая, как считалось, помогала от различных болезней.


Монастырь прп. Симеона Столпника
Мой мир

Монастырь преподобного Симеона Столпника, самый впечатляющий христианский памятник ранневизантийской архитектуры в Сирии. Основную часть обители составлял огромный храм из четырех базилик, поставленных крестом вокруг колонны, на которой святой праведник провел почти 37 лет своей жизни. Однако ни время, ни люди не пощадили это святое место. Сохранившиеся величественные развалины монастырского комплекса придают особое ощущение месту, где до сих пор находится великая христианская святыня – часть столпа, в форме гигантского яйца – остатки двенадцатиметровой колонны, воздвигнутой самим преподобным Симеоном.


Монастырь прп. Симеона Столпника
Мой мир

В настоящее время монастырский комплекс, или лучше сказать то, что от него осталось, располагается в 60 километрах на северо-запад от Алеппо. Район вокруг разрушенного монастыря называется местными жителями Джебель Семаан (Симеоновы горы).

В небольшой статье невозможно рассказать обо всех святых местах Сирии, поэтому Паломнический центр Московского Патриархата предполагает совместно с министерством туризма Сирийской Арабской Республики в ближайшее время выпустить православный путеводитель по святыням этой древней и прекрасной страны.

____________
Примечания

[1]. Анания (I век) – святой апостол от 70-ти, священномученик, епископ Дамасский. Анания был иудеем, обращённым в христианство, и находился в Дамаске, когда туда привели ослеплённого Савла, будущего апостола Павла. Господь в видении ему сказал, чтобы он нашёл Савла и исцелил его, но Анания ответил Господу, что Савл был гонителем Его последователей и «имеет от первосвященников власть вязать всех, призывающих имя Твое» (Деян. 9.14). Тогда Господь рассеял его опасения, сказав о переменах, которые произошли в Савле. После чего Анания нашёл Савла « и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шёл, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святаго Духа» (Деян. 9. 17). Таким образом, Савл смог обрести снова зрение и получил святое крещение. Святой апостол Анания проповедовал Евангелие в Дамаске и в Элевтерополе, претерпел мученическую кончину: был побит камнями. Память 1/14 октября.

[2]. Феодосий I Великий (около 346–395) – римский император в 379–395 годах, полное имя Феодосий Флавий. В 380 году он окончательно утвердил своим эдиктом господство христианской Церкви в Римской империи, активно преследовал сторонников арианской ереси и приверженцев язычества.

[3]. Память первого и второго обретения честной главы Иоанна Предтечи Православная Церковь празднует 24 февраля /9 марта, третье обретение – 25 мая /7июня.

[4]. Севастия Иродова (Самария) – древний город, расположенный на горе, называвшейся в то время Семерон, от неё и получил название Самария. Окружающая его область также носит название Самария. Город был основан около 875 года до Р.Х. В 722 году до Р. Х. Самария, как и всё Израильское царство, была завоёвана ассирийским царём Саргоном II и заселена самаритянами – народностью, образовавшейся от смешения вавилонских и арамейских колонистов с остатками израильского и хананейского населения. В 107 году до Р.Х. город был разрушен иудейским царём Иоанном Гирканом. В 60-е годы до Р.Х. в период римского владычества в Иудее город был восстановлен, расширен и украшен царём Иродом Великим, который переименовал город в Себасту (Севастию). В настоящее время живописные руины Севастии Иродовой находятся на территории Палестинской Национальной Администрации.

[5]. Симеон Столпник, Антиохийский (около 356–459) – преподобный, архимандрит, провидец, христианский аскет; родом киликиец, стал основателем особого вида подвижничества, называемого столпничеством. Он принял пострижение в одном из сирийских монастырей, после чего ушёл в пустыню. В 423 году он уединился на небольшой каменной площадке, на вершине столба (башни), где провёл все свои дни в молитве и проповедях, которые произносил для многочисленных паломников. Память 1/14 сентября.

[6]. Ефрем Сирин, Едесский (†около 379) – преподобный, один из великих учителей Церкви, монах-отшельник, христианский писатель. Он родился в нач. IV века в городе Низибии (Месопотамия). Еще юношей он удалился в окрестные горы. После взятия Низибии персами в 363 году, преподобный покинул места своего отшельничества и поселился в монастыре близ города Едессы, где и оставался до кончины, которую принял в сане иеродиакона. Он был прозван современниками «сирским пророком». Преподобный Ефрем оставил многочисленное богословское и литературное наследие, он писал свои сочинения на сирийском языке, которые переводились ещё при его жизни на многие языки. Память 28 января/10 февраля.

[7]. Исаак Сирин (VII век) – преподобный, христианский писатель, монах-отшельник, отец Церкви, родом из Ниневии. В молодости он вместе с братом принял иночество в обители Маар-Матфея, через некоторое время ушёл в пустыню. Позже он недолго был епископом Ниневии, а затем удалился в монастырь Раббан Шабор, где и скончался. Его сочинения, написанные на сирийском языке, на темы аскетики и мистического самоуглубления получили широкую известность в восточно-христианском мире. Память 28 января /10 февраля.

[8]. Дорофей Газский (†620) – преподобный, игумен, наставник, христианский писатель. Он был иноком монастыря аввы Сериды в Сирии, затем игуменом в обители близ г. Газы. Память 5 июня, причислен к лику святых Константинопольской Православной Церковью.

[9]. Иоанн Мосх (†619) – преподобный, христианский писатель. Первые годы подвижничества преподобного Иоанна связывают с обителью святого Илии на берегу реки Иордана. В конце 70-х – начале 80-х годов VI века он прибыл в Египет, а в конце того же века вернулся в Палестину. Здесь, в обители преподобного Феодосия Великого, он познакомился и подружился с послушником Софронием, впоследствии святителем Иерусалимской Церкви (†638), известным борцом с монофелитской ересью. Изучив предания о великих подвижниках, в обители преподобного Феодосия, друзья решили посетить другие центры иночества, – и отправились в великое путешествие по обителям Палестины, Сирии, Египта. По пути преподобный Иоанн записывал сведения о жизни великих христианских подвижников, которые вошли в его знаменитую книгу «Луг духовный» («Лимонарь»), которая также называется «Синайский патерик». Преподобного Иоанна погребли в Святой Земле, в обители преподобного Феодосия Великого.  Память 11 марта,  причислен к лику святых Константинопольской Православной Церковью.

[10]. Омар I (Умар) ибн аль-Хаттаб (около 591–644) – второй арабский халиф в 634–644 годах, один из главных сподвижников пророка Мухаммеда. При нём арабские войска завоевали Палестину, Сирию, Египет и Армению. Он заложил основы арабской государственности и ввёл мусульманское летоисчисление по хиджре.

[11]. Халид ибн ал-Валид (умер около 640) – соратник пророка Мухаммеда, выдающийся арабский военачальник. Он был выходцем из знатного аристократического арабского рода, в 629 году принял ислам и вместе со своим войском перешёл на сторону пророка Мухаммеда. Он после смерти Мухаммеда поддержал его преемника первого халифа Абу Бакра, в 632–633 годах вел жестокие и кровопролитные войны против отступников ислама. В 634–636 годах он во главе арабского войска захватил Дамаск и вся Сирию. Он был одним из лучших мусульманских полководцев своей эпохи, прославился победами и жестокостью, за что получил прозвище «меч ислама».

[12]. Омейяды – династия арабских халифов, правившая в 661–750 годах в Дамасском халифате, который также называют по имени династии.

[13]. ал-Валид (умер в 715 году) – арабский халиф из династии Омейядов, правил в 705–715 годах.

[14]. Аббасиды – династия арабских халифов, правившая в 749–1258 годах в Багдадском халифате, который также называют по имени династии.

[15]. Тулуниды – династия арабских эмиров, правившая в Египте и Сирии в 868–905 годах.

[16]. Фатимиды – династия арабских халифов, правившая в Тунисе в 909–972 годах, в Египте и Сирии в 969–1171 годах.

[17]. Сельджуки – династия тюркских султанов, правившая в Иране и Ираке в 1038–1194 годах, захвативших в XI веке Сирию и Палестину.

[18]. Иоанн Дамаскин (около 680 – около 780) – преподобный, выдающийся богослов, песнописец и гимнограф. Он родился и жил в Дамаске, где его отец занимал высокий государственный пост, родовое имя его было Мансур, при святом крещении получил имя Иоанн. Благодаря своим знаниям и способностям, он, будучи, христианином, стал первым визирем (министром) халифа ал-Валида I (705–715). В расцвете сил он оставил всё и ушёл в Лавру преподобного Саввы Освященного рядом с Иерусалимом, где подвизался до своей кончины. Преподобный Иоанн был главным борцом с иконоборческой ересью на её первом этапе, разработал богословие иконы, а также составил гласы Октоиха и написал 64 канона. Память 4/17 декабря.

[19]. Исаврийская династия – династия византийских императоров, правивших в 717–802 годах., названа по прозвищу её основателя – императора Льва III Исавра, происходившего из области Исаврия в Малой Азии. В период правления династии, её императоры поддерживали иконоборчество и преследовали защитников иконопочитания.

[20]. Нур ад-Дин Махмуд (умер в 1174 году) – эмир Сирии, Ирака и Египта в 1146–1174 годах, из династии Зангидов.

[21]. Зангиды – династия тюркских эмиров, правившая в Сирии, Ираке и Египте в 1128–1183 годах.

[22]. Салах ад-Дин Йусуф ан-Насир (1138–1193) – в Европе его называли Саладин, султан Египта в 1171–1193 годах, правитель Дамаска с 1174 года, правитель Майафарикина в 1185–1193 годах. Он был сыном военачальника Айюба Наджм ад-Дина, курда по происхождению, основателя династии египетских султанов Айюбидов. В 1171 году, придя к власти в Египте, Салах ад-Дин восстановил суннитское вероисповедание, искоренив шиизм. В 1174 году овладел Дамаском, вслед за этим захватил основные сирийские территории. К 1187 году султан Салах ад-Дин практически завоевал большую часть Ближнего Востока, с этого времени сосредоточился на борьбе против крестоносных государств. В 1187 году его войско разгромило объединённую армию крестоносцев в Палестине под Хаттином (около Тивериадского озера); в том же году он вошёл в Иерусалим. К 1189 году большая часть Палестины и Сирии были под контролем египетского султана, что вызвало ответную реакцию со стороны европейских рыцарей-христиан, которые организовали Третий Крестовый поход. Но, несмотря на все усилия, крестоносное войско смогло вернуть только город-крепость Акку, остальная территория Палестины, в том числе и Иерусалим, по мирному договору, подписанному в Рамле в 1192 году, кроме Тира и Яффы, стала принадлежать египетскому султану. Салах ад-Дин, благодаря своим военным успехам и выдающимся личным качествам, пользовался искренней любовью у местных народов, проживавших на Ближнем Востоке.

[23]. Айюбиды – династия египетских султанов, правившая в Египте, Сирии и Палестине в 1169–1262 годах.

[24]. Бахриты – династия мамлюкских султанов, правивших в Египте, Сирии и Палестине в 1250–1382 годах.

[25]. Тимур Тамерлан (1336–1405) – великий эмир Мавераннахра и Хорасана в 1370–1405 годах, властитель огромного государства, созданного, благодаря его военным победам. Тимур Тамерлан был выдающимся полководцем своего времени. Он захватил всю Среднюю Азию, Закавказье, Поволжье, разгромив Золотую Орду. Войска Тамелана в 1395 году ворвались в русские земли, штурмом взяли Елец и несколько городов Рязанского княжества, остановились в 60 километрах от Тулы и повернули назад, чтобы преследовать хана Тохтамыша. К территории своего государства Тамерлан добавил Персию, Северную Индию, Малую Азию, разгромив войска турецкого султана Баязета I и захватив его в плен. После чего его войска взяли Багдад и Дамаск, захватили всю Сирию. В 1204 году он начал поход на Китай, во время которого умер.

[26]. Вилайет – административно-территориальная единица в Османской империи.

[27]. Юстиниан I Великий (482/483–565) – византийский император в 527–565 годах.

[28]. Арамейский язык – язык кочевых семических племён арамеев, пришедших из Аравийского полуострова в XIV веке до Р.Х. в страны Передней Азии. Арамеи на рубеже XII–XI веков до Р.Х. наводнили Сирию и Финикию, Вавилон и Месопотамию. Арамейский язык оказал сильное влияние на языки ряда азиатских народов, он имел несколько диалектов. К I веку по Р.Х. арамейский язык стал основным разговорным языком всей Передней Азии, оставаясь таковым до VII–VIII веков, после чего стал постепенно вытесняться арабским. В настоящее время арамейский язык сохранился в нескольких населённых пунктах Сирии.

[29]. Фёкла Иконийская, Селевкийская (I век) – святая равноапостольная первомученица, ученица апостола Павла, родом из Иконии. Она названа первомученицей, т. к. первая из христианок пострадала за веру Христову: её осудили на растерзание львам, но они её не коснулись. Получив свободу, она распространяла с успехом христианство в Сирии, поэтому была признана Церковью равноапостольной. Память 24 сентября.

[30]. Икония – древний город на юге Малой Азии, расположенный при подошве гор Тавра, основанный в VII веке до Р.Х. фригийцами. Позже он был под властью лидийцев, персов, державы Александра Македонского и его преемников. Во II веке до Р.Х. город вошёл в состав Римской империи, а затем – Византии, став центром провиции Ликаонии. В середине I века по Р. Х. Иконию посетили апостолы Павел и Варнава, которые претерпели гонения за проповедь Евангелия и были вынуждены оставить город (Деян. 14, 1-6). На протяжении нескольких столетий здесь находилась епископская кафедра. В 1076–1243 годах город был столицей Конийского султаната, созданного турками-сельджуками, и стал называться Конья. В 1243 году он был захвачен монголами, после чего стал предметом споров между монголами, турками-османами и эмирами Карамана, которые в середине XIV века подчинили город своей власти почти на сто лет. В 1467 году город вошёл в состав Османской империи. В настоящее время Конья является административным центром одноименного вилайета в Турции.

[31]. Антиохия Сирийская – древний город, основан в III веке до Р.Х.; расположен на берегах реки Оронта, в 30 километрах от Средиземного моря и 500 километрах от Иерусалима, в древности считали, что он расположен в середине пути между Константинополем и Александрией. Во времена Римской империи считался третьим городом государства по своему значению и богатству, основанному на развитом сельском хозяйстве и торговле. В Антиохии проповедовали апостолы Павел и Варнава, здесь впервые ученикам Христовым было дано имя «христиане». Именно отсюда апостол Павел отправился в своё первое проповедническое путешествие, здесь же был основан Антиохийский Патриархат, один из начальных в истории Церкви. В Антиохии жили и творили знаменитые пастыри и святые учителя Церкви: Игнатий Богоносец, архиепископ Мелетий, Иоанн Златоуст и другие, входящие в состав знаменитой богословской Антиохийской школы. В городе проходили многие соборы, имевшие огромное значение для Церкви. В настоящее время город называется Антакья и находится на территории Турции.

[32]. Селевкия в Пиери – древний город-порт и крепость в Сирии, расположенный на берегу Средиземного моря, в 7 километрах севернее устья реки Оронт, основан Селевком I Никатором (358–280 годах до Р.Х.) на месте Антигонии. Город был важным опорным пунктом государства Селевкидов, местом захоронения их царей. В I–VII веках по Р.Х. город входил в состав Римской и Византийской империй, пришёл в упадок в результате персидских и арабских завоеваний, был разрушен до основания землетрясением и более не восстанавливался.

[33]. Сергий и Вакх Римлянине (†конец III века) – святые мученики, знатные сановники при римском императоре Максимиане, Марке Аврелии Валерии, (286–305, 307), пользовавшиеся его доверием. Когда император узнал из доноса, что они христиане, он приказал их замучить, после чего их казнили. Святой Сергий был погребён в городе Розафе (современный город Эр-Русафа на севере Сирии), который в византийские времена назывался Сергиополисом. Честные главы Сергия и Вакха позже хранились в великолепном храме во имя святых мучеников в Константинополе, который воздвиг византийский император Юстиниан I Великий (527–565).  Память 7 октября.

[34].. Дура-Европос – древний эллинистический город Европос, располагался на Евфрате. Он был основан на месте персидского города Дура царём Селевком I Никатором около 300 года до Р. Х. Город был важным транзитным пунктом на одном из маршрутов Великого шёлкового пути. Во второй половине II века до Р.Х. город был завоёван Парфией, у которой он был отбит в 165 году по Р.Х. войсками императора Траяна и вошёл в состав Римской империи. В 256 году город был разрушен персами и более не восстанавливался. В настоящее время недалеко от развалин Дура-Европос находится сирийский город Эс-Салихия.

[35]. Пальмира (Фадмор) – древний город, упоминается в Священном Писании. Город расположен в Сирийской пустыне, между Дамаском и Евфратом, на плодоносном оазисе, его положение в долине с богатой растительностью и источниками свежей воды издревле привлекало сюда торговые караваны, которые шли по Великому шёлковому пути с востока на запад. Первые упоминания о Фадморе относятся к первой половине 2 тысячелетия до Р.Х., как о крупном торговом и ремесленном центре. В конце 2 тысячелетия до Р.Х. город был разрушен ассирийцами, в X веке до Р.Х. он был восстановлен израильским царём Соломоном (3 Цар. 9, 18). В дальнейшем город последовательно входил в состав Ново-Вавилонского царства и Персии. В 333 году до Р.Х. город был захвачен армией Александра Македонского, который переименовал его в Пальмиру, назвав так, вероятно, от изобилия растущих здесь пальм. Затем город входил в состав государства Селевкидов и Парфии. В I веке по Р.Х. он был завоёван войсками Римской империи и включён в состав провинции Сирия, с этого времени начался его расцвет. Своим богатством и великолепными зданиями город особенно обязан императору Адриану (117–138), который даровал Пальмире автономию. В 60-е годы III века город при царе Оденате стал практически независимым, а его преемница и вдова царица Зиновия в 266–272 годах овладела всей Передней Азией и Египтом. В 272–273 годах армия императора Аврелиана (270–275) разбили войска царицы Зиновии и разрушил Пальмиру. Однако город постепенно стал восстанавливаться, здесь рано появилась христианская община во главе с епископами, которые участвовали в первых Вселенских соборах. Окончательно Пальмира была восстановлена при византийском императоре Юстиниане I Великом (527-565). В 745 году Пальмира снова была разорена и стены города разрушены арабами. Впрочем, до XI века здесь оставалось еще довольно значительное число жителей, а небольшой город существовал в Средние века, но вновь с именем Фадмор. Кроме причин военно-политических, частые землетрясения были причиной окончательного разрушения города. В 1044 году во время землетрясения, постигшего Фадмор, под развалинами зданий погибла большая часть жителей. С того времени город представлял пустынное место. В настоящее время г. Пальмира является административным центром Сирии, в котором находится всемирно известный музей-заповедник.

[36]. Никифор II Фока (912–969) – император Византийской империи в 963–969 годах, выдающийся полководец.

[37]. Мардин – древний город, расположен на скальном уступе, с которого открывается вид на бескрайнюю Месопотамскую равнину. Согласно легенде, город возводит свою историю к временам сразу после Всемирного Потопа. Город располагался на одном из маршрутов Великого шёлкового пути, процветал и поэтому всегда становился желанной целью для захватчиков. Мардин на протяжении своей истории находился под властью Вавилона, Персии, Рима, Византии, Арабского халифата, Османской империи. В настоящее время город расположен на юго-востоке Турции. В вилайете Мардин проживают около 20 тысяч сирийско-православных христиан, говорящих на арамейском языке.

[38]. Крак де Шевалье (Калъат Аль-Хосн) – самый известный замок средневековья в Сирии, который вошёл во всех хрестоматии мира. Замок расположен на горе, в 60 километрах западнее города Хомса, в выгодном стратегическом месте, находясь в котором можно было контролировать важнейшие дороги, соединяющие средиземноморское побережье и внутренние территории, прежде всего, Дамаск. В 1031 году на базе разрушенной римской крепости эмир Наср Шибл ад-Дин (1029–1037) из династии Мирдасидов велел построить замок, в котором был размещён курдский гарнизон. Поэтому эта крепость получила название «Курдский замок» (Хисн ал-Акрад). В 1110 году, период Первого Крестового похода, крепость была захвачена крестоносным войском во главе с Танкредом Апулийским (около 1076–1112), сицилийским принцем, который включил замок в состав Антиохийского княжества и назвал его Ле Крак де Шевалье («Замок рыцарей»). Крестоносцы укрепили и расширили цитадель, превратив её в выдающееся фортификационное сооружение. В 1142 году замок был передан Ордену Иоаннитов (Госпитальеров), одно время служил резиденцией гроссмейстера. Во внутренней части замка был построен храм. За время пребывания здесь крестоносцев он пережил три землетрясения в 1157, 1169 и 1200 годах, но после этого всегда восстанавливался и дополнительно укреплялся. В 1271 г. войска египетского султана Бейбарса I аз-Захира Рукн ад-Дина (1260–1277) захватили замок, который был восстановлен и дополнительно расширен под личным присмотром султана. Позже около замка образовалось поселение, называемое в настоящее время ал-Хисн. До XIX века крепость имела военно-стратегическое значение, в XX веке в ней был организован музей.

[39]. Цистерны – подземные хранилища воды, как правило, сложные инженерно-архитектурные сооружения для сбора, хранения и распределения воды на Ближнем Востоке.

[40]. Мелетий I (†381) – святой архиепископ и Патриарх Антиохийский в 358–381 годах с перерывами, когда ариане изгоняли его с кафедры. Он всю жизнь боролся с арианской ересью. Святитель Мелетий председательствовал на Втором Вселенском соборе, во время которого скончался. Святитель Григорий Нисский перед лицом Вселенского собора почтил память святителя Мелетия похвальным словом. Честные мощи святителя Мелетия были перенесены из Константинополя в Антиохию. Память 12 февраля.

[41]. Житие преподобного Симеона Столпника. Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Сентябрь. Кн. 1. М. 1903 год. Репринтное издание. М. 1991 г. С. 23.

[42]. Житие преподобного Симеона Столпника. Там же. С. 24.

[43]. Домн II (+450) – Патриарх Антиохийский в 441–450 годах.

[44]. Феодосий II Младший (401–450) – византийский император в 408–450 годах.

[45]. Евдокия (Афинаида) (†460) – императрица в 423–442 годах, жена византийского императора Феодосия II Младшего. В 438 году императрица Евдокия совершила паломничество в Святую Землю, посетила по дороге Антиохию Сирийскую, а также побывала у преподобного Симеона Столпника. В 442 году, после развода с царственным супругом, она удалилась жить в Иерусалим, где и скончалась.

[46]. Житие преподобного Симеона Столпника. Там же. С. 31–32.

[47]. Маркиан (Марциан) (около 390-457) – византийский император в 450–457 годах.

[48]. Зенон (†491) – византийский император в 474–491 годах, в 475–477 годах вне Константинополя.

[49]. Евагрий Схоластик (536–600) – церковный историк, выходец из Антиохии, юрист по образованию. Автор известного труда «Церковная история».

[50]. Алеппо (Халеб) – древнейший город на территории современной Сирии, известен с XX века до Р.Х. как столица государства Ямхад. В конце XVII века до Р.Х. был завоёван хеттами. Около 1200 года до Р.Х., после падения Хеттского царства, город был центром небольшого одноименного царства. С середины VIII века входил в состав Ассирийского государства, позже – государств Ахеменидов, Селевкидов. В 64 году до Р.Х. город перешёл под власть Рима, а затем – Византии. В античные времена он назывался Беройя. В 636 году по Р.Х. город был завоёван арабами. После распада Арабского халифата город был объектом борьбы между Византийской империей и государством египетских халифов Фатимидов. В 1183 году Халеб перешёл под власть египетских Айюбидов. В 1260 году город был захвачен монголами, но вскоре вошёл в состав государства египетских мамлюков. В 1516 году он был завоёван турками и стал центром одноименного пашалыка Османской империи. В настоящее время город называется Халеб и является крупным административным центром на северо-западе Сирии.

Житенёв С.Ю., кандидат культурологии

Тэги: святыни Сирии, Седнайя, Маалюля, св.Симеон Столпник, св.Фёкла, Пояс Богородицы , паломничество

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню