Коптский Египет в Эрмитаже
Эрмитажное собрание памятников христианского Египта
III–XII веков, несомненно, принадлежат к числу уникальных и может быть
поставлено в ряд с крупнейшими коллекциями музеев мира. Оно включает
более 3200 образцов тканей, около 1000 памятников письменности на
греческом и коптском языках, изделий из металла, кости, камня, стекла и
керамики.
Начало собирания памятников египетских христиан – коптов
было положено хранителем музея В. Г. Боком и явилось результатом двух
поездок в Египет – в 1889 и 1898 году.
Эрмитажное собрание греческих и коптских папирусов, насчитывающее около 900 памятников, невелико, но разнообразно по своему составу. Это папирусы разного времени: птолемеевские, римские, византийские и арабские, охватывающие период со II века до н. э. по VIII век н. э. Наиболее интересная часть коллекции – папирусы из селения Афродито в Фаюмском номе, приобретенные Н. П. Лихачевым в Париже. Две трети коллекции составляют греческие папирусы. Большинство текстов представляют собой юридические, деловые и административно-хозяйственные документы, отличающиеся разнообразием почерков. Сохранились и частные письма, рассказывающие о повседневной жизни обычных людей.
Воспринимавшееся поначалу как провинциальное искусство «задворков» Византийской империи, коптское искусство уже в конце XIX века стали рассматривать как самобытное явление египетской раннехристианской культуры, в которой тесно переплелись влияния эллинистической Греции на востоке и Сасанидского Ирана на западе. Этим объясняется обращение мастеров к античным мифологическим сюжетам и образам. Наиболее известные из них, представленные на тканях в собрании Эрмитажа, – изображение Диониса и Ариадны, двенадцати подвигов Геракла, Париса и Ганимеда, трех Граций, Орфея, играющего на лире. Одним из шедевров коптской коллекции является тканый медальон для туники IV века с изображением богини земли Геи. На фоне медальона справа греческими буквами выткано имя богини земли – «ГН». В ее руках чаша – древневосточный символ плодородия. Детали костюма, головного украшения и представленные атрибуты показывают связь греческой богини земли с образом древнеегипетской Исиды, что является характерной чертой религиозно-синкретических воззрений поздней античности. Этот медальон был парным к медальону с изображением речного божества Нила из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве и служил украшением верхней части туники. Представления о нильской паре богов были еще достаточно сильны, несмотря на распространение христианства. Богиня земли олицетворяла собой оплодотворенную Нилом почву. Вытканные на медальонах образы Геи и Нила служили олицетворением изобилия, плодородия и обретения вечной жизни.
Необычайно широкое распространение на территории Египта получает и круг памятников, связанных с культом Диониса и его свиты. На ткани, в центральном медальоне, выткано изображение Диониса и Ариадны в колеснице, запряженной тремя пантерами; спереди сидит возница, слева от колесницы – Геракл с палицей на плече. Вокруг квадрата изображены двенадцать подвигов Геракла, начиная с левого верхнего угла по часовой стрелке. Шесть подвигов Геракла из двенадцати все исследователи определяют одинаково: борьба с Немейским львом, поединок с царицей амазонок Ипполитой, поимка Керинейской лани, борьба с Лернейской гидрой, эпизод с Цербером и добыча молодильных яблок. В интерпретации оставшихся шести подвигов имеются разногласия. Окаймляющие сцену изображения двенадцати подвигов Геракла, за которые герой и получает бессмертие, представляют собой метафору христианского спасения.
Исламское влияние на памятниках, созданных египетскими мастерами после арабского завоевания, прослеживается прежде всего в стиле. В этот период значительное распространение получают сюжеты Ветхого и Нового Завета. В качестве примера можно привести ткани с изображением сцены встречи Марии и Елизаветы, Рождество и Крещение. Наиболее известны эпизоды из истории детства патриарха Иосифа, представленные в коллекции Эрмитажа десятью образцами.
О религиозной жизни египетских христиан можно судить также по вещам литургического назначения: светильники, кресты для благословений, курильницы, нательные кресты, сосуды для хранения масел. Из предметов быта можно назвать посуду, всевозможные накладки для мебели, замки, якорь, а также украшения: браслеты, перстни, кольца.
О.В. Ошарина