Схема проезда к Музею ИППО в Москве и окрестные достопримечательности
Центр Императорского Православного Палестинского Общества в Москве
Станция «Китай-город», называвшаяся до 1990 года «Площадь Ногина», построена в историческом районе в центре столицы, неподалеку от Кремля. Здесь в давние времена располагался Белый город, в котором проживала знать. Кулишки, Старые Сады, Солянка, Ивановская горка — все эти названия появились не одну сотню лет назад и связаны с историей заселения древней Москвы.
Если ехать на метро, то выйти к Центру ИППО не так уж и просто, так как со станции имеется 11 выходов в город.
В московском метро установлены указатели, помогающие найти выход со станции «Китай-город» к Центру Императорского Православного Палестинского Общества. Такой подарок руководство столичной подземки сделало к 130-летнему юбилею Палестинского Общества по инициативе действительного члена ИППО, заместителя начальника метрополитена Владимира Погонина. Графическими и технологическими работами по изготовлению указателей занимался Сергей Антипят. От ИППО проект курировал Юрий Грачёв, заместитель Председателя ИППО.
Схема метро «Китай-город».
Удобные выходы к Центру ИППО обозначены вверху справа.
Схема увеличенного размера на сайте метро
В западный зал прибывают поезда Таганско-Краснопресненской линии (в сторону станции «Таганская») и Калужско-Рижской линии (в сторону станции «Третьяковская»).
В восточный зал прибывают поезда Таганско-Краснопресненской линии (в сторону станции «Кузнецкий мост») и Калужско-Рижской линии (в сторону станции «Тургеневская»).
Из 11 выходов в город указатели на Центр ИППО установлены в южном подземном вестибюле и помогают сориентироваться и выйти в наиболее удобном месте.
Таких выходов два (см. правый верхний угол на схеме станции). Первый из них выводит на ул. Солянка и Солянский тупик. Второй — на Славянскую площадь, ул. Солянка и Лубянский проезд. В первом случае придется три раза перейти дорогу, во втором — один.
Ориентиром может послужить храм Всех Святых (Всехсвятский храм) на Кулишках. На этом месте каменный храм был построен еще великим князем Дмитрием Донским в память воинов, погибших в Курской битве в 1380 году. Ныне существующий красивый красного цвета с белой отделкой храм датируется XVI веком. С 1999 года Всехсвятский храм является подворьем Александрийской Православной Церкви — второй в диптихе Православных Церквей после Константинопольской Церкви. Настоятелем храма является Афанасий, митрополит Киринский, всечестный и экзарх Ливийского полуострова, Представитель Александрийского Патриархата при Патриархе Московском и всея Руси.
Упомянутые выходы из метро расположены в непосредственной близости от этого храма.
Схема привязки Центра ИППО к станциям метро «Китай-город» возле храма Всех Святых,
к Владимирской церкви и Иоанно-Предтеченскому (Ивановскому) монастырю
В случае выхода на Славянскую площадь и Лубянский проезд храм окажется через дорогу. Повернувшись к нему лицом, нужно свернуть за угол дома и далее идти вперед по Солянскому проезду, переходящему в улицу Забелина, до самого Центра ИППО.
При выходе из метро к ул. Солянке и Солянскому тупику храм будет расположен на той же стороне улицы, что и подземный вестибюль метро, чуть левее от него. Чтобы выйти на улицу Забелина, надо повернуть направо и идти прямо по Солянскому проезду, который на пересечении с улицей Солянка переходит в улицу Забелина. Поскольку Центр ИППО расположен на левой стороне улицы Забелина, то на перекрестке удобнее перейти на левую сторону улицы (таким образом вы дважды перейдете эту дорогу — сначала под землей, а потом наверху) и далее держать путь до самого Центра ИППО. От метро идти примерно 200 м.
Сам Центр справа во дворике. В конце улицы виден купол Всехсвятской церкви у метро.
Слева за оградой Центр ИППО. Далее улица Забелина продолжается.
Справа видны колокольня Владимирской церкви и привратная башня Иоанно-Предтеченского (Ивановского) монастыря.
Фото сделаны из панорам сервисов Гугл-карты и Яндекс-карты.
Съемка произведена в период реставрации Центра ИППО летом 2011 года
Центр ИППО расположен во дворике чуть далее середины улицы Забелина. Напротив начинается одна из стен Иоанно-Предтеченского (Ивановского) монастыря, тянущаяся до пересечения улиц Забелина, Старосадской и Хохловского переулка. Там находятся монастырские ворота с двумя башнями. На этом же перекрестке стоит Владимирская церковь (церковь Святого Владимира в Садех (садах)), расположенная напротив другой стены Иоанно-Предтеченского монастыря — по Хохловскому переулку.
В XV веке Василий I построил здесь свой летний дворец с домовой церковью, освящённой во имя Святого князя Владимира. На склонах холма были разбиты знаменитые княжеские сады с роскошными фруктовыми деревьями.
В начале ХVI века сюда перенесли из Замоскворечья Ивановский монастырь. Место стало называться Ивановской горкой, а современная улица Забелина звалась Ивановским спуском.
Точная дата основания Ивановского монастыря неизвестна, но есть версии, что это было еще до царя Ивана Грозного.
Ивановский монастырь испытал напасти Смутного времени, когда обитель была разорена поляками, страшную эпидемию чумы в 1654 году, которая унесла жизни 100 из 130 монахинь. Для того, чтобы хоть как-то поддержать существование обители, с середины XVII века у стен монастыря в престольный праздник Усекновения Главы Иоанна Предтечи, 29 августа (11 сентября н.ст.), проводилась ярмарка рукодельных изделий искусных насельниц. Монастырь несколько раз горел, закрывался, но ярмарки у его стен продолжали жить, в XIX веке они славились далеко за пределами Москвы. Монахини и белицы специализировались на прядении ниток и вязании шерстяных изделий, пошиве шелковых платьев, шитье шелком и золотом. Товар, особенно шерстяную пряжу, везли отовсюду. Все рачительные хозяйки и модницы того времени непременно старались попасть на эти торжища, которые получили название Ивановских «бабьих шерстяных» ярмарок. Бойкий торг шел в стенах монастыря, а многочисленные развлечения – карусели, балаганы, «туманные картины» располагались на эти несколько дней на Варварской (ныне – Славянская) площади.
Известно, что изделия монахинь Ивановской обители выставлялись на Всемирной Колумбовой выставке 1893 года в Чикаго, Всемирной выставке 1900 года в Париже, на Первой Всероссийской выставке монастырских работ и церковной утвари в Санкт-Петербурге в 1904 году. Не случайно расшивать коронационное платье императрицы Александры Федоровны с трехметровым шлейфом было поручено мастерицам-монахиням Ивановского монастыря.
По свидетельству современников, две августейшие покровительницы Императорского Православного Палестинского Общества — императрица Александра Федоровна и ее сестра великая княгиня Елизавета Федоровна — преображались в Москве. Про императрицу писали, что в Москве она «попадает под обаяние древней Руси», в Москве ее «неудержимо тянет к себе старина», она представляет себя древнерусской царицей, а Елизавета Федоровна настолько полюбила Москву, что после мученической гибели своего любимого супруга великого князя Сергея Александровича только в Москве и оживала, занятая неустанными делами милосердия и молясь в дорогих ее сердцу московских храмах.
Улица Забелина переходит в Старосадскую улицу слева и Хохловский переулок справа.
Впереди видна Владимирская церковь, справа привратные башни Иоанно-Предтеченского монастыря.
Фото сделано из панорам сервисов Гугл-карты
Сейчас это красивейший и любимый москвичами уголок старой Москвы, украшением которого стал и Центр Императорского Православного Палестинского Общества, разместившийся в городской усадьбе Сумарокова-Тюляевой XVII–XIX веков после масштабной реставрации.