RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Россия на карте Востока

Летопись

3 декабря 1848 было разрешено выдать «новый бессрочный паспорт для пребывания на Синайской горе» русскому иеромонаху Самуилу, занимавшемуся в монастыре св. Екатерины реставрацией мозаик и изучением библиотеки

3 декабря 1891 М.П. Степанов пишет архим. Антонину (Капустину), что Совет ИППО решил выделить помощь на строительство церкви в Яффе в 2 тыс. руб. серебром

4 декабря 1923 в Висбадене скончался член-учредитель ИППО князь В.С. Кочубей

Соцсети


Тезисы докладов участников международной конференции
„Русская Палестина: Россия на Святой Земле“

День 1. 21 октября 2009 г.
Тема: Международные отношения


Международные отношения: история дипломатических, торговых и культурных связей России с народами Ближнего Востока; русские и иностранные дипломаты; современные проблемы и перспективы российского присутствия в мире.

Воробьев Сергей Александрович

В 1976 г. окончил Военный институт иностранных языков МО СССР. Кандидат исторических наук, доцент, профессор Академии военных наук. Полковник запаса. С 2005г. Генеральный директор Межрегиональной ассоциации делового, научного и культурного сотрудничества со странами Азии и Африки. Член экспертного совета Комитета Совета Федерации по международным делам. Председатель Союза военных исламоведов при Клубе выпускников Военного института (Университета) МО РФ, член Совета Ассамблеи народов России, внештатный политический обозреватель Главной редакции вещания на Ближний Восток ГТРК «Россия».

Автор многочисленных научных. Публицистических работ и учебных пособий по широкой проблематике Арабского Востока и российско-арабских отношений.

Тема доклада: Российско-арабское культурное и духовное взаимодействие: история, современное состояние и перспективы

В выступлении дается краткий ретроспективный анализ российско-арабских культурных и духовных связей, которые не могут не найти своего отражения на динамику развития отношений между Российской Федерацией и государствами Ближнего Востока и Северной Африки в целом; рассматривается культурно-духовное взаимодействие между народами России и арабами в современных условиях; анализируется процесс гуманитарного сотрудничества в перспективном плане, а также формулируются некоторые рекомендации практического характера.

Автор затрагивает исторические связи между некоторыми народами России и населением стран арабского региона, используя личный опыт участия в сотрудничестве с арабскими партнерами в культурной сфере.


Зеленев Евгений Ильич

В 1979 г. окончил Санкт-Петербургский государственный университет (СПГУ) по специальности «востоковед-историк», доктор исторических наук, профессор. С 2005г. декан Восточного факультета СПГУ. С 2006г. одновременно является заведующим кафедрой теории общественного развития стран Азии и Африки.

Среди научных интересов Е. И. Зеленева история стран Ближнего и Среднего Востока, исламоведение, культурология. Ему принадлежит свыше 66 научных трудов, в том числе девять монографий, посвященных проблемам мусульманского Египта, вопросам российской школы геополитики и важным аспектам геостратегии.

Член Императорского Православного Палестинского Общества.

Тема доклада: Парадигма международных отношений в эпоху глобализации: от образа страны к образу мира

Идентифицирование себя в пространстве и времени рождает образ собственного пространственно-временного континуума, ревалентность которого аналогичному континууму группового, макросоциального (страна, нация, этнос) мирового масштаба характеризует этапы образного моделирования мира. Самооценка этноса, нации, нации-государства неотделима от соответствующего (этнического, национального, национально-государственного) представления об образе мира или этнической картины мира.

Образ мира, т. е. миропонимание поляка, немца, американца или еврея, каждое в своем роде уникально настолько, что универсализация их просто не имеет смысла.

«Подогнанный под национальную идею» Образ мира, даже облеченный в мессианские одежды, это во многом иллюзия, поскольку реально этнос –народ -наука живет на ограниченной территории, осваивая и осмысляя свое «жизненное пространство» на локальном уровне, в лучшем случае в дискурсивной оппозиции «Я/Другой», но увы вне оппозиции «Я/Мы» и «Мы/Мы».

Сегодня, когда геополитический фактор уступает место геостратегии, пространство утрачивает прежнюю ценность, становясь общедоступным. Государственная центристская парадигма развития сменяется парадигмами региональной и глобальной интеграции, поиск позитивного современного гуманитарно-научного Образа мира становится, говоря словами Карла Шмитта, поиском «царства смысла на Земле». Мир просыпается для фазы планетарного (в деидеологизированном смысле глобального или альтерглобального) развития, а бодрствующие, полагал Гераклит, наделены осознанием единого всеобщего космоса.


Кобищанов Тарас Юрьевич

Кандидат исторических наук, доцент кафедры Истории стран Ближнего и Среднего Востока Института Стран Африки и Азии Московского Государственного Университета (ИСАА МГУ) им. М. В. Ломоносова. В 1994г. окончил бакалавратуру, в 1996г. – магистратуру ИСАА МГУ.

Автор более чем 40 научных работ по истории и межконфессиональным проблемам Ближнего Востока.

Тема доклада: Россия и Ахмад Джаззар-паша

Ахмад Джаззар-паша – знаковая фигура для арабо-османского мира, с 1775 г. и вплоть до смерти в 1804г. сохранявший контроль над Сайдской, а с 1785 г. – и над Тарабулусской провинциями, четырежды присоединял к своим владениям Дамасское наместничество. Придя к власти в пору упадка и дезинтеграции империи, Ахмаду Джаззару удалось в сжатые сроки создать чрезвычайно эффективную систему управления, основанную на прагматизме и крайней жестокости. Как это не парадоксально, но решающую роль в его карьере сыграла далекая Россия.

Во время русско-турецкой войны 1768–1774 гг., после первого штурма Бейрута, предпринятого в 1772г. корсарами, плававшими под Андреевским флагом, османы поручили мамлюкскому бею Ахмаду ал-Джаззару подготовить город «к обороне от султанши Московии». Тот превратил его в твердыню, в течение двух месяцев выдерживавшую атаки российского десанта.

В последующие годы Ахмад ал-Джаззар не высказывал какой-либо антипатии к Московии. Корабли под российским флагом заходили в сирийские порты, выгодно продавая там зерно. С началом русско-турецкой войны 1787–1791 гг. в Санкт-Петербурге готовились к повторной отправке военной эскадры в Средиземноморье, и от российских дипломатов не укрылось, что амбициозный паша был крайне недоволен потерей наместничества в Дамаске. Первый драгоман посольства Николо Пизани называл его «в душе почти христианином», и отмечал, что тот готов взбунтоваться против Порты. В третий и последний раз Джаззар-паша попал в фокус внимания российской политики в годы французского вторжения в Египет и Сирию (1798–1801). Заложниками борьбы Джаззара с великим везирем стали несколько десятков российских судов с продовольствием и боеприпасами, задержанные пашой в подвластных ему портах.


Колобов Олег Алексеевич

Доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, академик Российской Академии Естественных наук (РАЕН) и других академий. Заведующий кафедрой международных отношений, декан Факультета международных отношений, директор Института стратегических исследований Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского (ННГУ).

Председатель Нижегородского отделения Императорского Православного Палестинского Общества. Член редколлегии «Палестинского православного сборника».

Тема доклада: Палестина во внешней политике России и других великих держав

Палестина издавна привлекала к себе внимание сил, безудержно стремившихся к мировому господству. Последние особенно активизировались на Святой Земле в конце XVIII-начале XXвв., когда она оказалась объектом колониальной экспансии Великобритании, Франции, Германии.

Особую роль в экспансии США в Палестине играли американские протестантские миссии, обеспечивавшие масштабное возвращение евреев, рассеянных по всему свету, на Святую Землю. Ведущие европейские державы и США посуществу способствовали успеху международных сионистских кругов по созданию «еврейского национального очага» на «Земле обетованной», вопреки воле арабских народов Ближнего Востока. Их дипломатия разительно отличалась от действий на Святой Земле России, просветительские мероприятия которой нашли адекватное русскому духу воплощение в подвижнической деятельности на Ближнем Востоке Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО) с 1882 до 1914 г.

В связи с неразрешенностью проблемы Палестины пока нет никаких оснований для оптимизма в оценках мирного процесса на любой срок упреждения, хотя мощный организационный ресурс для решения арабо-израильского конфликта присутствует, а возможности публичной дипломатии неправительственных международных организаций, подобных ИППО, стали более значительными.

Если сопряжение формальных и неформальных дипломатических усилий в рамках мирного ближневосточного переговорного процесса будет успешным, то вероятность достаточно быстрого образования по-настоящему независимого палестинского государства останется достаточно высокой.


Корнилов Александр Алексеевич

Доктор исторических наук, профессор. Заведующий кафедрой регионоведения Факультета Международных отношений Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского (ННГУ). Руководитель научно-исследовательской лаборатории «Русское Зарубежье» (Институт стратегических исследований ННГУ).

Секретарь Нижегородского регионального отделения Императорского Православного Палестинского Общества.

Тема доклада: Сложные отношения Русской Духовной Миссии и Российского консульства в Иерусалиме: период Архимандрита Антонина (Капустина)

Архимандрит Антонин (Капустин) прибыл в Иерусалим 11 сентября 1865г. и более трех с половиной лет считался «исправляющим должность» начальника Русской Духовной Миссии (РДМ) пока не был утвержден в этой должности Святейшим Синодом.

С первых дней своей энергичной деятельности начальник РДМ оказался в непростых отношениях с российским консульством в Иерусалиме и с Палестинской комиссией при МИД Российской империи. В письме управляющему делами Палестинской комиссии Б. П. Мансурову 1879г. о.Антонин довольно откровенно оценил эти взаимоотношения: «Вот идет уже 15-й год моего пребывания в Иерусалиме и, по силам, управления Миссией… Как же во все эти трудные и большей частью скорбные для меня годы смотрела на службу мою здесь Палестинская комиссия? Простите за правду,— недоброжелательно».

О. Антонин, однако, делал вывод о том, что «тут действует не личность та или другая, а „система“. Нечеткий статус РДМ, сложные отношения с учреждениями МИД сопровождали служение о.Антонина и в последующие годы. В донесении обер-прокурору Св. Синода К. П. Победоносцеву архимандрит Антонин констатировал, что РДМ, преимущественно должна заниматься паломниками, однако в эту сферу постоянно вторгаются консульства. В то же время главы консульских учреждений России в Иерусалиме честно исполняли свой долг, однако „система“ давала сбой, когда речь шла об отношениях с РДМ.

О. Антонин по праву называется в истории строителем „Русской Палестины“. Оказавшись в треугольнике неурегулированных отношений (Св. Синод – консульство – Палестинская комиссия), он расширял территориальные владения России на Святой Земле. Наследие архимандрита Антонина оказалось столь значимым, что оно не смогло быть уничтоженным ни межведомственными противоречиями в Российской империи, ни ошибочными решениями периода СССР.


Лисовой Николай Николаевич

Историк, богослов, писатель, исследователь Святой земли и русско-палестинских отношений. Кандидат философских наук, доктор исторических наук. Ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН.

Член Союза писателей России. Автор более 300 работ. Член Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО) (1973 г.). Член Совета ИПП (1990). Заместитель председателя ИППО с 1995 г. Член редколлегии „Православного палестинского сборника“.

Тема доклада: Русская церковная дипломатия на Востоке: две модели православного единства

Великие князья Московские, а впоследствии цари и императоры, выступали неизменно продолжателями миссии византийских василевсов – как в религиозном, так и в политическом плане. В XIX–XX вв. Россия на Востоке лишь продолжала вековые традиции связей с православными народами Османской империи – и своей исторической ответственности за них.

Пластика поведения в отношении дел церковных определялась двумя моментами: поддержкой позиций Православия как плацдарма влияния в регионе и стремлением ограничить влияние Вселенского Престола. Анализ источников позволяет оценить усилия российской дипломатии и Русской Церкви в целом как попытку сформировать систему межправославного единства, гаранта сохранения православной цивилизации в качестве реального субъекта исторического процесса в условиях секуляризующегося многополярного мира. Эта система мыслилась русскими богословами и политиками как Собор независимых Поместных Православных Церквей. Конкурентная константинопольская модель являлась и является моноэтничной греческой, филетической, с греческими национальными флагами над православными храмами и монастырями всех эллинизируемых Патриархатов.

Русская попытка не удалась, — в результате сегодня не приходится говорить о православном присутствии в мире как о реальном факторе мировой политики, хоть сколько-нибудь сопоставимом, например, с католицизмом, тем более, с исламом. Среди многих причин этой цивилизационно-политической неудачи — разнонаправленность усилий и несовместимость подходов: модели церковного единства различных православных народов и их Поместных Церквей под эгидой Православной Империи и моноэтнической модели греческого Востока под эгидой Вселенского Патриарха.


Дауд Исса Матар

Родился в 1946 г. в православной палестинской семье в г. Бейт-Джала. Его род восходит к одному из первых арабских христианских племен — Гиссанам. Бабушка окончила женскую семинарию Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО), которую позже возглавила.

Высшее образование получил в Иордании. Был подрядчиком строительства Русской паломнической гостиницы, принадлежащей Русской Православной Церкви (РПЦ). Завершил приостановленное во время Первой мировой войны строительство церкви Всех Святых в Русской Земле просиявших в женском православном монастыре „Горний“ в Эйн-Кареме.

Активно способствовал возвращению РПЦ комплекса зданий монастыря у Маврийского дуба в Хевроне, а также возвращению ИППО участка в Иерихоне с сикоморой Закхея.

Председатель Вифлеемского отделения ИППО. Награжден высшими наградами Русской Православной Церкви.

Тема доклада: Восприятие палестинской общественностью возобновления деятельности ИППО на Святой Земле

Бескорыстная поддержка Россией, и в частности ИППО, арабского православия в XIX–XX вв. до сих пор высоко ценится в Палестине. Местная общественность, как христианского православного, так и исламского вероисповедания с нетерпением ждет возврата ИППО на Святую Землю. Она нуждается как в культурно-просветительской деятельности Общества, так и в его духовной поддержке потомков первохристиан. По мнению арабской православной паствы, присутствие ИППО на Святой Земле приостановит христианскую эмиграцию, принявшую беспрецедентные масштабы.

В ходе личных встреч и бесед Махмуда Аббаса с председателем ИППО С. В. Степашиным глава Палестинской Национальной Администрации выразил уверенность, что восстановление учреждений ИППО на Святой земле придадут палестинцам больше уверенности в своей безопасности и будут способствовать решению палестинского вопроса через создание собственного независимого государства и установлению прочного и справедливого мира на Ближнем Востоке.

Охоткин Андрей Валентинович

Закончил МГИМО МИД СССР, экономист-международник, востоковед.

Служил военным переводчиком, работал дипломатом в МИДе РФ, в настоящее время занимается инвестициями и энергетическим инжинирингом в арабских странах и Африке.

Участвовал в написании сборников и статей, сотрудничает с Союзом писателей России, был соучредителем Национально-консервативной партии России, читает мастер-класс в Университете Дружбы народов об экономическом и инвестиционном сотрудничестве России с арабскими странами. Эксперт Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования.

Член Императорского Православного Палестинского Общества.

Тема доклада: Нравственные аспекты во внешней политике России

Утверждение нравственности и духовной осмысленности во внешней политике России неизбежно благотворно скажется на скреплении внутренней „арматуры“ российского общества. Только тот народ, который имеет в себе мирный дух и чувствует свою духовную силу, может привлекать, а не отталкивать от себя другие народы.

Отказ от вульгарно-материалистической концепции человека, то есть от пребывания его в качестве существа, мотивированного исключительно стремлением к материальным благам, нравственный подход к экономике и политике уберегут Россию от кризиса стяжательства и потребления, ведущего к ее погибели.

Знамя справедливости и защиты угнетенных и обездоленных народов, вновь поднятое Россией, всколыхнет беднейшие страны и направит их взоры на Россию.

Православная Церковь и альянс авраамических и других вероисповеданий в России окажут мощную поддержку государству, воспитывая и поддерживая уважение к другим народам.

Присущие внешней политике России миролюбие и открытость к миру выгодно отличаются от эгоизма и менторства Запада. Российская внешняя политика противостоит концепции построения монополярного мира на основе одной цивилизационной модели, особенно если она при этом опирается на экономическую и военную мощь. Этот внешнеполитический курс России ярко проявляется в том числе и на Святой Земле.


Подцероб Алексей Борисович

Выпускник МГИМО и Дипломатической академии МИД СССР.

1992–1996 гг. – посол России в ВСНЛАД, в 2000–2006 г. – посол Российской Федерации в Тунисе. Имеет дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного посла.

Ведущий научный сотрудник Института Востоковедения РАН. Кандидат исторических наук.

Преподает в Институте стран Азии и Африке МГУ им. М. В. Ломоносова. Автор ряда монографий и более чем 70 статей, опубликованных, в Советском Союзе и России, а также в Тунисе, Омане, Франции, Португалии, Италии.

Тема доклада: Барак Обама и ближневосточное урегулирование

Президент США Б. Обама выступил с рядом заявлений о намерении внести коррективы в политику Вашингтона на Ближнем и Среднем Востоке. Им был сделан акцент на создании Палестинского государства как основном условии установления прочного мира в регионе. Другим принципиальным моментом стало его требование о прекращении строительства израильских поселений на палестинских территориях.

Премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху пошёл на кое-какие уступки в отношении создания Палестинского государства, но тут же обусловил это рядом принципиальных оговорок. В частности, обещая демонтировать 23 поселения, он заявил, что 121 „законное“ поселение, с 300 тыс. человек, будут расширяться вследствие естественного прироста их населения. Одновременно Б. Нетаньяху подтвердил свою непримиримую позицию по Иерусалиму, указав, что тот является „вечной столицей еврейского народа, воссоединённым городом, который никогда не будет разделён“, а также по проблеме палестинских беженцев, возвращение которых, по его мнению, „несовместимо со статусом Израиля как национального очага и дома для еврейского народа“.

В арабском мире приветствовали подход новой американской администрации, „проявившей,— по словам генерального секретаря Лиги Арабских Государств А. Мусы,— большую готовность к пониманию сущности проблемы“. Позиция же израильского премьера вызвала крайне негативную реакцию. Глава ПНА М. Аббас обусловил возобновление переговоров с Израилем прекращением поселенческой активности.

В сложившейся ситуации Б. Обама оказался перед непростым выбором – либо пойти на уступки Б. Нетаньяху, рискуя своим престижем, но при этом сохраняя верность „особым отношениям“ с Израилем, либо наращивать нажим на него. Признаков, что он решится на осложнение американо-израильских отношений, пока не просматривается.


Фомин Олег Иванович

Окончил МГИМО и Институт Стран Азии и Африки Московского Государственного Университета (ИСАА МГУ) им. М. В. Ломоносова, аспирантуру Академии общественных наук при ЦК КПСС. Кандидат исторических наук.

Член Союза писателей России, член Союза журналистов Москвы, вице-президент Общества российско-сирийской дружбы. Возглавлял Советский и Российские культурные центры в Дамаске, Тунисе, Каире и Александрии.

Автор ряда книг и многих статей по ближневосточной тематике.

Член Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО) (1983), заместитель председателя ИППО (1990-2005), член Совета ИППО с 2006 г.

Тема доклада: Роль Советских и Российских центров науки и культуры в создании позитивного образа России на Святой Земле

Советские культурные центры (СКЦ) и Российские центры науки и культуры (РЦНК) — мощные очаги пропаганды богатых духовных традиций России и отечественных достижений в области науки, культуры, литературы и искусства в Сирии, Ливане, Иордании и Египте. Недавно открыт РЦНК в Израиле, безотлагательно стоит вопрос об открытии Российского культурно-просветительского центра на территориях, контролируемых Палестинской Национальной Администрацией – в Вифлееме или Рамалле.

СКЦ играли неоценимую роль в создании позитивного и привлекательного образа нашей страны в библейском регионе, распространяя ее влияние на все слои ближневосточного общества. РКНЦ как преемники СКЦ призваны продолжить благородное дело сближения и укрепления уз взаимопонимания и дружбы с народами, проживающими на Святой Земле. Объективно нынешние РКНЦ располагают всеми возможностями для осуществления миссионерской культурно-просветительской деятельности по взаимопроникновению культур России и Ближнего Востока, блистательно начатой Императорским Православным Палестинским Обществом более 100 лет назад. Созданный тогда Обществом, а затем и Советскими культурными центрами благородный образ нашей Родины сохранился на библейской земле до наших дней. Сегодня успех нашей задачи по сохранению и дальнейшему распространению позитивного имиджа России в важнейшем геополитическом регионе мира во многом зависит от наличия подобного имиджа внутри нашей страны, ее экономического и духовного подъема, бережного и уважительного отношений к своей собственной истории.

Тэги: «Русская Палестина: Россия в Святой Земле», Лисовой Н.Н.

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню