На могилу почетного члена ИППО архиепископа Макария (Миролюбова) возложены цветы
Программа «Возвращение памяти» разработана фондом «Возрождение культурного наследия» с целью поиска мест захоронений членов Императорского Православного Палестинского Общества в различных регионах России, а также на Украине, в Молдавии, Белоруссии, Сербии, Франции и в других государствах. По предложению председателя правления фонда А. Н. Панина фонд приступил к созданию базы данных, посвященной почившим членам Общества. В настоящее время фонд проводит большую и очень сложную работу, связанную с изучением системы работы отделов ИППО до 1917 года. Целью этой работы является сбор информации о членах отделов, поиск их фотографий и трудов. Главная цель — успеть зафиксировать то, что еще осталось. Важной составляющей в этой работе является установление мест погребений этих людей с фотофиксацией и привязкой на местности.
Большую помощь в работе над программой «Возвращение памяти» оказывает фонду наместник Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря, действительный член ИППО (Нижегородское отделение) архимандрит Тихон (Затекин).
Находясь в Нижнем Новгороде, руководители фонда «Возрождение культурного наследия», члены Совета Московского областного отделения ИППО Александр Николаевич Панин (заместитель председателя отделения) и Семен Яковлевич Ваксман (член Совета отделения) вместе с архимандритом Тихоном (Затекиным) посетили Нижегородский Благовещенский мужской монастырь. В Святых вратах обители члены ИППО были встречены наместником обители архимандритом Александром (Лукиным), который рассказал об истории монастыря и показал монастырские святыни.
Благовещенский монастырь начал расти и процветать. Великие князья Суздальские и Нижегородские даровали ему земельные владения, снабжали насельников всем необходимым. Многие светские и духовные лица жертвовали денежные и имущественные вклады на устроение этой иноческой обители, становясь ее покровителями, защитниками и благотворителями. Являясь своеобразным центром распространения церковной культуры и просвещения, к концу XIX столетия Благовещенский монастырь имел обширную библиотеку, в которой сохранялись рукописные и старопечатные книги XVI–XIX веков. В монастырской церковной ризнице сохранялись напрестольные кресты, церковные сосуды с надписями, потиры, водосвятные чаши, пелены, шитые золотом и серебром, украшенные жемчугом. Благовещенский монастырь оставался в управлении Патриаршего дома и после учреждения в Нижнем Новгороде в 1672 году самостоятельной епископской кафедры.
Лишь в начале XVIII века, с упразднением патриаршества, монастырь перешел в ведение Святейшего Синода, став домовым Синодальным с 1721 года. В середине XIX века наиболее значительным событием в истории монастыря стало строительство новой Алексеевской церкви (1837) и новой надкладезной каменной часовни (1847) — во имя святителя Алексия, митрополита Московского, небесного покровителя Благовещенской обители. В Алексеевском храме после их кончины были похоронены выдающиеся святители земли Нижегородской и всей Русской Православной Церкви Высокопреосвященные Иеремия (Соловьев) и Макарий (Миролюбов).
После Октябрьской революции Нижегородский Благовещенский монастырь был в 1919 году закрыт. Постепенно в его стенах стали обосновываться различные гражданские учреждения и организации. В жилых помещениях размещались школа имени М. Ю. Лермонтова, а также коммунальные квартиры рабочих и служащих. Под склады и другие хозяйственные постройки монастырские здания использовало военное ведомство, разместив в них обозный транспорт. На территории монастыря производилась постройка лодок, ремонт экипажей, ковка лошадей. В 1949 году в Алексеевском храме был размещен планетарий, и храм был частично перестроен.
Архиепископ Макарий (Миролюбов) (1817-1894).
Фото из фондов Орловского краеведческого музея
С этого года началась его большая и плодотворная деятельность на благо России. Он состоял членом и сотрудником Императорского Географического Общества, Императорского Археологического Общества, Императорского Православного Палестинского Общества. В эти же годы началось его становление как краеведа, историка, исследователя древних церковных памятников и рукописей. Изучая старинные книги и рукописи, надписи на зданиях церквей, иконах, колоколах, древних могильных плитах, расспрашивая старожилов о местной истории церковных построек, о. Макарий вместе с тем устанавливал связи с научными обществами и учеными России, публиковал материалы по церковной истории и археологии Нижегородского края. Начиная с 1848 года, на страницах «Нижегородских губернских ведомостей» регулярно появлялись исторические статьи и сообщения профессора иеромонаха Макария (все эти материалы впоследствии легли в основу известных книг архимандрита Макария). В 1850 году он был удостоен звания члена-корреспондента Императорского Общества истории и древностей Российских. Публикации в научных сборниках общества принесли ему известность и знакомство с такими ведущими российскими учеными, как И. И. Срезневский, И. П. Сахаров, М. П. Погодин. Долгие и лучшие годы Макария (Миролюбова) были связаны именно с Нижним Новгородом. Всего было опубликовано более 30 книг, брошюр и статей по церковной истории Нижегородского края, написанных о. Макарием. В Нижнем Новгороде он был известен не только как историк, ученый и один из выдающихся преподавателей семинарии, но и как попечитель: получил благодарность от Нижегородского попечительского общества и архипастырскую признательность и благословение «за отличную деятельность и усердие к пользе сирот духовного звания».
В течение своей многотрудной жизни Макарий (Миролюбов) был настоятелем различных монастырей, инспектором в семинариях, а будучи епископом, проходил служение в Новгороде, Вятке, Орле, Архангельске, Новочеркасске, Нижнем Новгороде. Находясь на Новочеркасской кафедре, владыка регулярно получал от Императорского Православного Палестинского Общества выпуски Православного Палестинского сборника и других изданий Общества.
В конце жизни, удрученный немощами, он проживал на покое в Благовещенском монастыре. 24 декабря 1894 года, рано утром святитель Божий в полном сознании отошел ко Господу, держа в руках святой крест. Настоятель монастыря архимандрит Макарий с братией перенесли покойного из спальни в зал и по церковному чину облачили почившего святителя. В 6 часов вечера в обитель прибыл Преосвященный Алексий (Опоцкий), епископ Балахнинский, после чего тело усопшего было перенесено в Алексеевскую церковь, где была сразу совершена заупокойная всенощная. На следующий день Алексеевский храм был полон людьми разного звания, пришедшими проститься с архипастырем. После Божественной Литургии Преосвященным Алексием (Опоцким), епископом Балахнинским совершено было отпевание. По совершении отпевания и отдания последнего целования усопшему архипастырю, гроб его поднят был на руки старейшим духовенством и при пении ирмосов отнесен был в придел Великомученика Пантелеимона Алексеевского храма, где и опущен в могильный склеп.
В 2009 году архимандрит Тихон написал самую подробную биографию Владыки Макария – «Архиепископ Макарий (Миролюбов). Церковный историк и духовный писатель».
Наместник Благовещенского монастыря архимандрит Александр рассказал о том, как происходило возрождение храма, как были обнаружены склепы Высокопреосвященных Макария (Миролюбова) и также погребенного в этом храме Иеремии (Соловьева). Во время нахождения в храме планетария — над могилами Владык находились кабинет директора (над захоронением Владыки Макария) и туалет (над захоронением Владыки Иеремии).
Могила Высокопреосвященного Макария была зафиксирована и сфотографирована, были сделаны фотографии храма, надгробие осмотрено и подробно описано.