RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Россия на карте Востока

Летопись

21 декабря 1917 секретарь ИППО А. А. Дмитриевский разослал извещения о панихиде по М. П. Степанову

21 декабря 1937 тройкой УНКВД по Куйбышевской обл. приговорен к расстрелу архиеп. Самарский Александр (Трапицын), пожизненный действительный член ИППО, священномученик

23 декабря 1885 Совет ИППО решил ассигновать Иерусалимскому Патриарху Никодиму 15 тыс.руб. на нужды церквей и школ

Соцсети


Митрополит Калужский и Боровский Климент:
Влияние Афона на русскую духовность

Слово на конференции «Святоотеческое наследие Афона и духовная традиция отечественной культуры», Храм Христа Спасителя 26 января 2016 г. 

Удел Пресвятой Богородицы и монашеская республика Святая Гора Афон — это место, где веками собирался духовный «интеллектуал», объединяющий православных подвижников из разных стран и народов. Русское монашество отмечает в этом году 1000-летний юбилей своего пребывания на Афоне.

Когда именно русские иноки впервые пришли на Святую Гору, неизвестно. Устное предание и упоминания «Повестей Временных лет» связывают основание первого русского монастыря на Афоне с деяниями благоверного князя Владимира, 1000-летие преставление которого Русская Православная Церковь отмечала в прошлом году. Первое документальное свидетельство, официально указывающее на уже существовавший русский монастырь, датировано 1016 годом. Под манускриптом, хранящимся в Великой Лавре преподобного Афанасия Афонского, стоит подпись настоятеля «монастыря русских» игумена Герасима.

Отмечая столь знаменательный юбилей, уместно задуматься, что значит Афон для Русской Православной Церкви, для всей России и ее народа.

В первую очередь, Афон для нас — это духовный солонец, соль которого уже целое тысячелетие защищает от духовного разложения душу России. В разное время многотрудную монашескую школу афонских монастырей проходили такие великие подвижники нашей Церкви как преподобные Антоний Печерский, Нил Сорский, Паисий Величковский, Силуан Афонский. И в наши дни ее проходят многие наши соотечественники. Все они несут нам пример христианской жизни, образец евангельского аскетического делания, предохраняющего душу от греховного тления (Мк. 9, 49—50).

Как центр иночества восточного христианства, Афон является колыбелью русского монашества. Его родоначальник — преподобный Антоний Печерский нашел там «святых отцов, которые, будучи во плоти, возвышались над человеческой природой, подражая в подвигах бесплотным ангелам», — говорится в Житиях святых святителя Димитрия Ростовского. Возгоревшись духом, преподобный присоединился к их подвигам, принял монашеский постриг и опытно усвоил благодатность духовного руководства. Вернувшись в Киев, преподобный Антоний принес духовный опыт Афона на Русскую землю, став для нее тем, кем является преподобный Антоний Великий для всего христианского Востока.

Основанная в столице Киевской Руси Киево-Печерская обитель, стала духовным центром государства. Из него монашеская жизнь распространилась по всей Руси. Принявшие там ангельский образ расходились по всем уделам государства и открывали новые монастыри. С тех пор традиции афонского монашества обрели преемственность в русском монашестве. Самоотверженное подчинение своей воли опытному старцу-духовнику, постоянное памятование о Боге, непрестанное совершение молитвы, бдительность на страже своей души — вот идеалы афонской духовности, которыми дышит русское иночество. Ими руководствовались столпы монашеской жизни от преподобного Сергия Радонежского до Оптинских старцев.

Через опыт молитвы и праведную жизнь преподобного Сергия русским иночеством была воспринята практика исихазма, на защиту которого встали современные ему афонские подвижники. Преподобный Сергий никогда не был на Афоне, но он знал о паламитских спорах и на практике шел тем путем древних подвижников, который отстаивал святитель Григорий Палама. В учение афонских исихастов преподобный Сергий Радонежский привнес идею о взаимном братском труде в обители, согласно которой единство братии, достигаемое не только в молитвенных трудах, но и в повседневных послушаниях, очищает сердце, возносит его к богопознанию.

Идеи афонского исихазма отражены в канонах древнерусской иконописи, которые дошли до нас в иконах и фресках преподобного Андрея Рублёва, Феофана Грека, Дионисия. Вместе с тем следует отметить, что в монастырях и скитах Святой Горы было написано множество икон, которые поныне почитаются в храмах и монастырях по всей России.

Невозможно переоценить значение Афона как богатейшей сокровищницы духовной мудрости. Издревле на Святой Горе получали не только мистический опыт, но и религиозное знание приходившие из России иноки и взыскующие монашеского жития. На протяжении веков в святогорских библиотеках трудились русские переписчики и переводчики. Благодаря их трудам православная Русь получала рукописные переводы вероучительных произведений и религиозно-назидательной литературы. Многие из этих рукописей вдохновили русских духовных писателей, особенно святителя Феофана Затворника.

Веками собираемые в афонских монастырях рукописи и редкие печатные издания еще мало изучены. Так, многие считавшиеся утраченными письма и сочинения святителя Феофана Затворника более века сохранялись на Афоне в библиотеке Свято-Пантелеимонова монастыря и совсем недавно стали открытием для исследователей наследия этого выдающегося просветителя и духовного писателя нашей Церкви. Очевидно, этой находкой не ограничиваются ценнейшие памятники нашей отечественной культуры, аккумулированные на Святой Горе.

Значение Афона для нашего народа раскрывается и в истории подворий афонских монастырей в России. Она берет свое начало в середине XVII века, когда по указу царя Алексея Михайловича Никольский монастырь в Москве стал подворьем Иверской святогорской обители. Более века подворье являлось не только религиозным центром, но и средоточием дипломатических и культурных связей между Российским государством и Святой Горой.

Открытие в XIX веке подворий Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря в двух российских столицах и в Одессе облегчило нашим паломникам посещение монастырей Афона, а тем жителям России, которые не имели возможности побывать на Святой Горе, позволило прибегать к духовному руководству афонских старцев. В начале ХХ века настоятель московского подворья преподобный старец Аристоклий (Амвросиев) принимал до тысячи человек в день и для каждого находил необходимые слова утешения и наставления к богоугодной жизни.

После событий 1917 г. для жителей Советского Союза посещение Афона стало невозможным. Начиная с 1950-х годов туда стали совершаться поездки делегаций к празднику святого великомученика Пантелеимона – престольному дню нашего монастыря, но посещаемые Афон группы были небольшие, всего по 12-15 человек, и состояли в основном из священнослужителей. И только в 90-х годах прошлого века стало возможно совершить паломничество на Афон простым монашествующим и мирянам.

Восстановление связей со Святой Горой сыграло важную роль в возрождении церковной и монашеской жизни в России после семи десятилетий гонений на Церковь и разрушения ее институтов. Сегодня Афон посещает множество паломников из России, а из афонских монастырей привозятся святыни для поклонения верующих нашей Церкви.

В наши дни интерес к Святой Горе огромен. Людей интересует подвиг святогорцев, как они отвечали и отвечают на вызов бездуховного мира. Не только в прошлом, но и сегодня там много подвижников и молитвенников за нас.

В наши дни для наших соотечественников, ищущих спасения, востребованы жизнеописания, письма и поучения афонских старцев, особенно слова преподобного Паисия Святогорца, жившего совсем недавно и прославленного Церковью в последние годы.

Афон всегда почитался в России, как место, где явственно ощущается первохристианский дух ревности по Богу. Святая Гора не дает христианину угаснуть духом. Это место непрекращающейся Пятидесятницы, где всем усердно ищущим Бога подаются благодатные дары Святого Духа. Веками на Афон устремлялись паломники из России, чтобы духовно обогатиться и укрепиться на пути ко спасению. Благодаря внутреннему опыту, непосредственно усвоенному на Святой Горе русским народом, духовные устои Афона с их особо благоговейным почитанием Божией Матери стали геномом для русской православной духовности. И Русская Земля, подобно Афону, стала восприниматься нашим народом как удел Царицы Небесной.

Афон и по сей день привлекает чад нашей Церкви, не иссякает к нему интерес взыскующих иноческой жизни. Теплится на Святой Горе молитва за Россию, остается незыблемой многовековая духовная связь этих двух великих уделов Пресвятой Богородицы.

Калужская митрополия


26 января 2016 г.

Тэги: Афон, 1000-летие русского монашества на Афоне

Ещё по теме:

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню