RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Анонсы

2 марта

Лекция «Родословие Иисуса Христа (Древо Иессеево)», Москва

3 марта

Лекция «Предания Ветхого Завета», Москва

9 марта

Лекция «Домонгольская Русь и образ Христа в искусстве», Москва

15 марта

Круглый стол «Преподобный Иоанн Лествичник в веках» (к 1375-летию со дня преставления), Дзержинск. Заявки до 1 марта

16 марта

Лекция «Монастырь Святой Екатерины на Синае (история и коллекция икон)», Москва

17 марта

Лекция «История Девы Марии», Москва

30 марта

Лекция «Образ святого Димитрия Солунского в византийском и древнерусском искусстве», Москва

31 марта

Лекция «Земная жизнь Христа», Москва

3 апреля

Лекция «Закат Древней Руси и образ Христа», Москва

13-15 апреля

55-й весенний симпозиум по византийским исследованиям, тема «Правосудие в Византии», Великобритания

14 апреля

Лекция «События Страстной недели», Москва

20 апреля

Онлайн-конференция «Священные дни в раннем и средневековом христианстве», Крит. Заявки до 29 февраля

28 апреля

Лекция «Воскресение и Страшный суд», Москва

18 мая

Лекция «Салоники – город византийских храмов», Москва

Россия на карте Востока

Летопись

28 февраля 1889 В.Н. Хитрово назначен секретарем ИППО

28 февраля 1918 А.А. Дмитриевский сообщил акад. Ф.И. Успенскому об избрании его пожизненным действительным членом ИППО

28 февраля 1919 скончался член-учредитель, член Совета ИППО граф Н.Ф. Гейден

Соцсети


Православный храм на полотнах Бориса Кустодиева

Сочный и яркий живописный мир русской провинции в картинах Бориса Михайловича Кустодиева (1878-1927) почти всегда сопровождается образом православного храма. Это могут быть как реальные, списанные с натуры церкви, часть из которых уже разрушена, так и изображения вымышленных храмов, чей облик мог складываться из деталей, увиденных в разных городах России. Художник часто бывал в небольших старинных городках, в том числе на Волге. Порой, глядя на полотна Кустодиева, можно подумать, что жанровая сценка могла быть подсмотрена в любом из русских провинциальных городов, что заставляет зрителя гадать, где же была написана картина, и какой храм на ней изображен.

На этой странице представлена лишь часть репродукций из творческого наследия Кустодиева, немало церквей изображено на его картинах, которые размещены в других подборках с образом храмов и монастырей.


Автопортрет.
Кустодиев, Борис Михайлович (1878 - 1927). 1912 г. Картон, темпера. 100 x 85 см
Автор изобразил себя у стен Троице-Сергеевой лавры. Автопортрет был подарен художником для Галереи автопортретов после выставки в Дрездене в 1913. В настоящее время хранится в запасниках галереи Уффици.
Галерея Уффици, Флоренция, Италия

Масленица.
Кустодиев, Борис Михайлович (1878 - 1927). 1916 г. Холст, масло. 61 x 123.
Авторский уменьшенный вариант поступил из Русского музея в 1929 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Масленица.
Кустодиев, Борис Михайлович (1878 - 1927). 1916 г. Холст, масло. 89 x 190.
Государственный Русский музей, С.-Петербург


Масленица.
Кустодиев, Борис Михайлович (1878 - 1927). 1916 г. Холст, масло. 47 x 80.
Государственный Русский музей, С.-Петербург


Зима. Вариант картины "Масленица".
Кустодиев, Борис Михайлович (1878 - 1927). 1916 г. Холст, масло. 61 x 70.
Частное собрание


Зима. Масленичное гулянье.
Кустодиев, Борис Михайлович (1878 - 1927). 1919 г. Холст, масло. 88 x 105.
Государственный Русский музей, С.-Петербург


Масленица (Масленичное катание).
Кустодиев, Борис Михайлович (1878 - 1927). 1919 г. Холст, масло. 71 x 98.
Музей-квартира И.И.Бродского, С.-Петербург


Масленица.
Кустодиев, Борис Михайлович (1878 - 1927). 1919 г. Холст, масло. 71 x 98.
Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск


Масленица.
Кустодиев, Борис Михайлович (1878 - 1927). 1920 г. Холст, масло. 69 x 90 см
Санаторий "Узкое" Российской академии наук, Московская обл.


Лыжники.
Кустодиев, Борис Михайлович (1878 - 1927). 1919 г. Холст масло.
Железная дорога и крутой склон холма позволяют предположить, что на заднем плане картины частично виден комплекс Богоявленского Старо-Голутвинского монастыря в Коломне


Сцена у окна.
Кустодиев, Борис Михайлович (1878 - 1927). 1921 г. Холст, масло. 65 x 63 см
Частное собрание


Гулянье на Волге.
Кустодиев, Борис Михайлович (1878 - 1927). 1909 г. Холст, масло. 100 x 125 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург


Гулянье.
Кустодиев, Борис Михайлович (1878 - 1927). 1910 г. Холст, масло, темпера. 160 x 214 см
Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник


Бульвар.
Кустодиев, Борис Михайлович (1878 - 1927). 1921 г. Бумага, литография, 31,8х40,5 см
Лист из альбома "Шестнадцать автолитографий Б.М.Кустодиева".
Государственный Эрмитаж
Поступление в 1974 г. Приобретен у частного лица
Инвентарный номер: ЭРГ-30806


Волга.
Кустодиев, Борис Михайлович (1878 - 1927). 1921 г. Бумага, авторская литография, 31,8х40,5 см.
Листы из альбома "Шестнадцать автолитографий Б.М.Кустодиева".
Ивановский областной художественный музей


Волга.
Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927). 1922 г. Холст масло, 42х59.
Санаторий "Узкое" Академии наук, Московская область


На Волге.
Кустодиев, Борис Михайлович (1878 - 1927). 1910 г. Картон, масло. 27 x 27 см
Частное собрание


Купчихи на Волге.
Кустодиев, Борис Михайлович (1878 - 1927). 1917 г. Холст, масло. 28 x 70 см
Челябинский государственный музей изобразительных искусств


Девушка на Волге.
Кустодиев, Борис Михайлович (1878 - 1927). 1919 г. Картон, масло. 48 x 58 см
Национальный музей изобразительных искусств им. Гапара Айтиева, Бишкек, Кыргызтан


Ярмарка.
Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927). 1906 г. Бумага на картоне, темпера. 66,5 × 88,5 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Картина написана в старинном уездном городке Кинешме (Костромская губерния, ныне Ивановская обл.), где в окрестной усадьбе художник познакомился со своей будущей женой Юлией Прошанской. Красочность Кинешемской ярмарки настолько приглянулась Кустодиеву, что он решил сделать ее темой дипломной работы и не раз возвращался к этому сюжету. В письме своей невесте он писал: «…Ходил сегодня по Кинешме, все смотрел — очень красивый городок с такой типичной «местной физиономией». Особенно хорошо за рекой, где две церкви такой странной формы». У стен этих двух церквей, Крестовоздвиженской и Воскресенской, на Базарной площади дважды в год проходила традиционная Кинешемская ярмарка - в Тихонов день, 16 июня (ст. с.) открывалась Тихоновская ярмарка, а 14 сентября (ст. с.), в праздник Воздвижения Креста, разворачивалась более крупная ярмарка - Крестовоздвиженская, которая длилась до октября.
Воскресенская (Николаевская) церковь (справа), соединенная просторной трапезной со столпообразной шатровой колокольней, была построена в центре торговой площади в 1720(9) году на средства, собранные прихожанами. Имела 3 престола: в честь Воскресения Христова, свят. Николая Чудотворца и Владимирской иконы Божией Матери. Разобрана на кирпич приблизительно в 1931 году.
Крестовоздвиженская (Казанская) церковь (слева) с колокольней была построена в 1744 году на средства прихожан. В ней было освящено 3 престола: в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня, Казанской иконы Божией Матери и св. вмч. Димитрия Солунского. Местночтимая святыня - Казанская икона Божией Матери. Храм утрачен в 1973 году, на этом месте построен универмаг "Юбилейный".


Ярмарка в провинциальном городе.
Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927). 1908 г. (?). Картон, акварель, карандаш, 25,5х40 см
Государственный Эрмитаж
Поступление в 1974 году от райфинотдела Кировского района г. Ленинграда


Ярмарка.
Кустодиев, Борис Михайлович (1878 - 1927). 1910 г. Картон, темпера. 120 x 71 см
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева

На картине, предположительно, изображена церковь Воздвижения Креста Господня в Кинешме, на более ранних картинах Кустодиева этот храм был белого цвета. Точная дата основания Кинешмы неизвестна. Первые письменные упоминания о Кинешме относятся к 1429 году, когда её разрушили татары. По описи 1760 года в Кинешме был собор, построенный в 1744 году, 4 приходские церкви и 2 монастыря, а все дома были деревянные. В конце XIX века в городе было 9 церквей, из них две обращены в приходские из упразднённых монастырей. 


Купчихи.
Кустодиев, Борис Михайлович (1878 - 1927). 1912 г. Картон, темпера. 81 x 108 см
Киевский национальный музей русского искусства, Украина

На картине предположительно изображена Благовещенская церковь в Кинешме, расположенная примерно в 50 м от Базарной площади. Построена на средства прихожан вместе с колокольней в 1805 году, во второй половине 19 в. храм и колокольня были соединены обширной трапезной. Престолов три: в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, преп. Антония и Феодосия, Печерских чудотворцев, и Рождества Пресвятой Богородицы. Достопримечательности церкви: икона преп. Михаила Малеина, пожертвованная, по преданию царем Михаилом Федоровичем, и складни, в середине которых св. крест. В 1920-е годы церковь, представляющая собой оригинальный памятник в формах раннего классицизма с элементами барокко, была разграблена и закрыта. В настоящее время утрачены главы храма и шпиль колокольни. В 1980-е началась ее масштабная реставрация. Ныне церковь действующая.


Купчиха с покупками.
Кустодиев, Борис Михайлович (1878 - 1927). 1923 г. Бумага, тушь. 7 x 12 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург


Купчиха за чаем.
Кустодиев, Борис Михайлович (1878 - 1927). 1918 г. Холст, масло. 120 x 120 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург
Инв. номер: Ж-1868


Осень в провинции. Чаепитие.
Кустодиев, Борис Михайлович (1878 - 1927). 1926 г. Холст, масло. 71 x 71 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Купчиха.
Кустодиев, Борис Михайлович (1878 - 1927). 1915 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Купчиха.
Кустодиев, Борис Михайлович (1878 - 1927). 1915 г. Холст, масло. 204 x 109 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург
Инв. номер: Ж-1870


Купчиха.
Кустодиев, Борис Михайлович (1878 - 1927). 1919 г. Бумага на картоне, акварель. 44 x 27 см
Вариант картины 1915 г.
Вологодская областная картинная галерея


Две купчихи.
Кустодиев, Борис Михайлович (1878 - 1927). 1913 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Улица в провинциальном городке.
Кустодиев, Борис Михайлович (1878 - 1927). Эскиз. 1917 г. Бумага, графитный карандаш, гуашь. 18 x 22 см
Частное собрание


Весна.
Кустодиев, Борис Михайлович (1878 - 1927). 1919 г. Бумага, свинцовый карандаш. 21 x 34 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург


Весна.
Кустодиев, Борис Михайлович (1878 - 1927). 1921 г. Холст, масло. 66 x 89 см
Частное собрание


Весна.
Кустодиев, Борис Михайлович (1878 - 1927). 1921 г. Литография. 21 x 29 см
Лист из альбома "Шестнадцать автолитографий Б.М.Кустодиева"
Государственный Русский музей, С.-Петербург

Альбом авторских литографий Кустодиева был издан в 1921 году Комитетом популяризации художественных изданий тиражом 300 экз. Летом и осенью 1921 года художник, увлёкшись новой для него техникой литографии и «оценив эффект воздушности и живописности, который она даёт», создаёт в Старой Руссе серию рисунков, составивших основу альбома «Шестнадцать автолитографий». 


Домик.
Кустодиев, Борис Михайлович (1878 - 1927). 1921 г. Бумага, литография, 40,5х31,8
Лист из альбома "Шестнадцать автолитографий Б.М.Кустодиева"
Государственный Эрмитаж
Поступление в 1974 г. Приобретен у частного лица
Инвентарный номер: ЭРГ-30808


Архиерей.
Кустодиев, Борис Михайлович (1878 - 1927). 1921 г. Литография раскрашенная, пробный оттиск
Листы из альбома "Шестнадцать автолитографий Б.М.Кустодиева".
Государственный Русский музей, С.-Петербург


Провинция.
Кустодиев, Борис Михайлович (1878 - 1927). Картон, гуашь. 45 x 58 см
Частное собрание


Гостиный двор (В торговых рядах).
Кустодиев, Борис Михайлович (1878 - 1927). 1916 г. Холст, масло


Купчиха.
Кустодиев, Борис Михайлович (1878 - 1927). 1920 г. Бумага, акварель. 36 x 52 см
Томский областной художественный музей


Встреча на углу.
Кустодиев, Борис Михайлович (1878 - 1927). 1920 г. Бумага на картоне, акварель, гуашь. 36 x 52 см
Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск


Молодая купчиха в клетчатом платочке.
Кустодиев, Борис Михайлович (1878 - 1927). 1919 г. Бумага, цветной карандаш, свинцовый карандаш. 30 x 27 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург


Лето. Провинция.
Кустодиев, Борис Михайлович (1878 - 1927). 1922 г. Холст, масло. 27 x 33 см
Частное собрание


Купчиха на прогулке (Провинция).
Кустодиев, Борис Михайлович (1878 - 1927). 1920 г. Холст, масло. 35 x 27 см
Художественный музей им. Махарбека Туганова, Владикавказ


Купанье.
Кустодиев, Борис Михайлович (1878 - 1927). 1921 г. Холст, масло. 72 x 71 см
Частное собрание


Купальщица.
Кустодиев, Борис Михайлович (1878 - 1927). 1921 г. Холст, масло. 62 x 72 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург


Осень.
Кустодиев, Борис Михайлович (1878 - 1927). 1924 г. Холст, масло. 58 x 81 см
Частное собрание


Осеннее гулянье.
Кустодиев, Борис Михайлович (1878 - 1927). 1922 г. Холст, масло. 67 x 90 см
Частное собрание


Провинция.
Кустодиев, Борис Михайлович (1878 - 1927). 1919 г. Холст, масло. 80 x 97 см
Государственный музей искусств Республики Казахстан им. Абылхана Кастеева, Алма-Ата


Летний праздник.
Кустодиев, Борис Михайлович (1878 - 1927). 1923 г. Холст, масло. 90 x 90 см
Астраханская государственная картинная галерея им. П.М.Догадина


Лебедянь.
Кустодиев, Борис Михайлович (1878 - 1927). 1926 г. Бумага, акварель. 42 x 51 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Из воспоминаний Б.Б. Соколова:
В период с 08. 08. 1926 по 10.09.1926 год в небольшом городке Лебедянь (тогда Тамбовской, ныне Липецкой области) отдыхал и работал замечательный русский художник Борис Михайлович Кустодиев с женой Юлией Евстафьевной. Кустодиев приехал в Лебедянь по приглашению писателя Евгения Ивановича Замятина, уроженца Лебедяни. В те далекие 20-е – 30-е гг. Лебедянь считалась дачным городком, на летние месяцы сюда приезжало немало москвичей.
Родовой дом Замятиных находился на Покровской улице (ныне ул. Ситникова). Сам Замятин и подыскал для Кустодиевых жилое помещение на соседней Елецкой улице. В 1926 году в этом доме проживали мой дедушка Сергей Григорьевич Дмитриев (1885-1972 гг.), моя бабушка Мария Александровна Дмитриева (1893-1991 гг.) и их дети Евгений (1915-43 гг., погиб в ВОВ) и Ольга (1917-95 гг.) – моя мать.
Мои мама и бабушка рассказывали мне о Кустодиевых как об интеллигентных, «благородных», по словам бабушки, людях. Кустодиевы занимали в доме большую комнату с четырьмя окнами и с застекленной дверью на балкон. Наличие балкона представляло большое удобство для художника, который передвигался на инвалидной коляске. С балкона открывалась панорама города с тремя главными городскими храмами – Старым и Новым Казанским (Казанской иконы Божией Матери) соборами и Христорождественской (Рождества Христова) церковью. Отлично просматривалась основная транспортная артерия города – длинный подъем от Казенного моста через реку Дон к историческому центру города (т.н. Тяпкина гора).
В Лебедяни Кустодиев много работал. Мама рассказывала, что они с братом любили «подсматривать», как художник писал картины. Борис Михайлович написал в Лебедяни, по крайней мере, три (известные мне) видовые картины. Самая известная из них – «Лебедянь. Козмодемьянская церковь» – находится в Третьяковской галерее.
Козмодемьянская (Рождества Пресвятой Богородицы с приделом Святых Космы и Дамиана) церковь (один из самых древних храмов Лебедяни) была расположена на пересечении улиц Елецкая и Покровская, совсем недалеко от нашего дома. На картине хорошо видны фигурный водосточный желоб нашего дома и торец соседнего дома («флигерь», как говорила бабушка). Высокая колокольня церкви была разрушена в 30-е гг. В настоящее время церковь постепенно восстанавливается, она вновь освящена, и в церковные праздники в ней проводятся богослужения. Две другие картины – этюд «Ново-Казанский собор» и рисунок «Лебедянь» – виды центральной части города и домов противоположной стороны улицы Елецкая с балкона дома.
Кустодиевы снимали помещение «со столом», бабушка готовила им обеды. Иногда участвовал в этом и дедушка, во дворе на костре он жарил для постояльцев цыплят.
В настоящее время дом, в котором проживали Кустодиевы, находится в моей собственности. Дому свыше ста лет, он неплохо сохранился, и его вид с улицы остался практически неизменным. В доме сохранились и часть мебели, и некоторые предметы и элементы интерьера.
В конце 80-х гг. власти города хотели выкупить дом для устройства музея Б. М. Кустодиева, но моя мать отказалась продавать его. И правильно сделала! Купленный для организации литературного музея дом Замятиных вскоре, с началом реформ, перешел в частные руки и был разрушен. В настоящее время он восстановлен практически с нуля, и в нем, наконец-то, открыт многострадальный музей. В те годы я подарил для будущего музея (через недавно скончавшегося петербургского художника М. Н. Петри, активно участвовавшего в оформлении различных художественно-исторических экспозиций в Лебедяни) старинные большие весы (типа «коромысло») с набором гирь, на которых дедушка и бабушка взвешивали в корзинах и решетах собранную для продажи вишню из сада. Где-то они теперь, эти весы…
А лебедянские власти в те же 80-е гг. не установили на доме мемориальную доску в память о пребывании Б. М. Кустодиева в Лебедяни (по моему мнению, «в отместку» за отказ матери продать дом). А на соседней улице Ситникова в 1988 году были установлены две мемориальные доски – на доме Замятиных и на доме, когда-то принадлежавшем сестре моего дедушки Анне Григорьевне Вялкиной (в девичестве Дмитриевой)(~(1880-81)~1968гг., с 1930-гг. проживала и умерла в Москве)), в котором летом 1938 г. проживал писатель Михаил Афанасьевич Булгаков.
Точнее, со слов мамы и бабушки (и со слов других лебедянских старожилов), доска в память о пребывании М. А. Булгакова в Лебедяни установлена на соседнем доме – в отделе культуры маленько перепутали.
С уважением, Соколов Борис Борисович.
Письмо в редакцию журнала. 03. 11. 2009 г. Антураж. №11-12. 2009 г.
www.lebedyan.com



27 февраля 1917 года.
Кустодиев, Борис Михайлович (1878 - 1927). 1917 г. Холст, масло. 90 x 72 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Вид из окна художника в день Февральской революции. Частично изображена Введенская церковь а Петроградской стороне.


Вид из окна.
Кустодиев, Борис Михайлович (1878 - 1927). До 1926 г. Фанера, масло. 67 x 90 см
Государственный музей искусств Республики Казахстан им. Абылхана Кастеева, Алма-Ата

Тэги: изобразительное искусство, храмовое зодчество, Кустодиев Б.М.

Ещё по теме:

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню