RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Россия на карте Востока

Летопись

21 августа 1847 назначен членом Русской Духовной Миссии в Иерусалиме свт. Феофан Затворник

23 августа 1885 Священный Синод известил ИППО о разрешении производить "тарелочный сбор" в храмах в пользу Общества

26 августа 1890 В.Н. Хитрово в своем письме поздравляет директора учительской семинарии А.Г. Кезму с вступлением в брак и сообщает, что Совет ИППО с 1 сентября увеличивает его жалованье на 600 фр. в год

Соцсети


Образ храма в русской живописи

Образ храма в русской живописи является отражением лика России и души православного русского народа. Художники изображали как известные соборы и храмы в крупных городах и монастырях, так и сельские церквушки, крохотные часовенки. Образ храма не только зачастую является важной составляющей пейзажа, но и сопровождает разные проявления жизни - как непосредственно молитву, так и повседневную жизнь - гулянья, базары, купанья... В этой подборке представлены картины русских художников, на которых храм показан вне богослужебной жизни. Кому-то интересно было изобразить многообразную архитектуру храмов, интерьеры, а для кого-то храм важен как доминанта пейзажа, как молчаливый свидетель городской жизни... В этой подборке представлены храмы, украшавшие улочки разных провинциальных городов императорской России, церкви, или точное местонахождение которых не указано художником.


Весна. Провинциальный дворик.
Саврасов, Алексей Кондратьевич (1830 - 1897). 1880-1890-е. Холст на картоне, масло. 57 x 42 см
Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого


Вид города.
Маковский, Николай Егорович (1841-1886). 1884 г. Холст, масло. 79.5 x 60.
Томский областной художественный музей


Вид на Плёс.
Маковский, Александр Владимирович (1869-1924). 1918, Холст, масло, 67 х 85.
Частная коллекция


Провинция. Плёс на Волге.
Петровичев, Петр Иванович (1874 - 1947). 1914 г. Холст, масло. 49 x 86.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Вечер. Золотой Плес.
Левитан, Исаак Ильич (1860 - 1900). 1889 г. Бумага кремовая, акварель. 14 x 27.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Инв. номер: 7601


Внутри Петропавловской церкви в Плёсе, на Волге.
Левитан, Исаак Ильич (1860 - 1900). 1888 г. Этюд. Холст, масло. 14 x 25.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Инв. номер: 1478


Деревянная церковь в Плесе при последних лучах солнца.
Левитан, Исаак Ильич (1860 - 1900). 1888 г. Этюд. Бумага на картоне, масло. 14 x 24.
Частное собрание

Это самый простой и древний тип деревянного храма — клетский. Он напоминает обычную избу, не имеет никаких внешних украшений и состоит из трех срубов-клетей, соединенных вместе.


Старая церковь.
Виноградов, Сергей Арсеньевич (1870 - 1938). 1898 г. Этюд. Холст, масло. 20 x 33.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Инв. номер: 27295
В нижнем правом углу дарственная надпись: "Дорогому Павлу Ивановичу Харитоненко. Сергей Виноградов. 1910"
П.И. Харитоненко (1852—1914) — российский промышленник и предприниматель, сахарозаводчик, покровитель искусств.


Симбирск.
Виноградов, Сергей Арсеньевич (1870 - 1938).
Кисловодский мемориальный музей-усадьба художника Н.А.Ярошенко


Пейзаж с церковью.
Гермашев (Бубело), Михаил Маркианович (1867-1930). Холст, масло, 115 х 126.
Московский педагогический государственный университет


Осенний пейзаж с церковью.
Гермашев (Бубело), Михаил Маркианович (1867-1930). Холст, масло.
Частная коллекция


Пейзаж с церковью.
Гермашев (Бубело), Михаил Маркианович (1867-1930). Холст, масло. 58 x 71.


У церковной ограды. Зимний день.
Гермашев (Бубело), Михаил Маркианович (1867-1930). 1910-е. Холст, масло, 31 х 41.
Частная коллекция


Зимний пейзаж.
Гермашев (Бубело), Михаил Маркианович (1867-1930). Холст, масло, 41,5 х 49.
Государственный Русский музей


Начало зимы.
Гермашев (Бубело), Михаил Маркианович (1867-1930). Холст, масло, 95 × 103
Сарапульский музей истории и культуры Среднего Прикамья


Вечер на Волге.
Гермашев (Бубело), Михаил Маркианович (1867-1930). Конец XIX века. Холст, масло, 88 х 96
Вязниковский историко-художественный музей


Весенний пейзаж.
Гермашев (Бубело), Михаил Маркианович (1867-1930). Холст, масло.
Частная коллекция


Дворик.
Гермашев (Бубело), Михаил Маркианович (1867-1930). Холст, масло, 65 х 53.
Инвентарный номер Ж-1462.
Иркутский областной художественный музей имени В.П. Сукачева


Зимний пейзаж с церковью.
Горбатов, Константин Иванович (1876 - 1945). 1925 г. Холст, масло. 91 x 121.
Историко-архитектурный и художественный музей "Новый Иерусалим", Истра, Московская обл.
Инв. номер: ЖГ-33 


Город в снегу.
Горбатов, Константин Иванович (1876 - 1945). Бумага, гуашь, акварель. 33 x 37 см
Частное собрание


Пейзаж с белокаменной церковью.
Боголюбов, Алексей Петрович (1824 - 1896). 1860-е. Дерево, масло. 18 x 26.
Архангельский областной музей изобразительных искусств


Зимний пейзаж.
Горюшкин-Сорокопудов, Иван Силыч (1873 - 1954). Холст, масло, 29х22.


Вид города Рыбинска.
Максимов, Василий Максимович (1844-1911). 1886 г. Холст, масло.
Государственный Русский музей


Пейзаж с церковью
Жуковский, Станислав Юлианович (1873-1944). Холст, масло. 60 x 76 см
Бердянский художественный музей им. И.И.Бродского, Украина


Летний день.
Жуковский, Станислав Юлианович (1873-1944). 1913 г. Холст, масло. 66 x 105 см
Самарский областной художественный музей


Церковь. Кладбище.
Жуковский, Станислав Юлианович (1873-1944). 1902 г. Холст, масло. 88 x 142 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Вид церкви Иоанна Предтечи.
Виллие, Михаил Яковлевич (1838 - 1910). Бумага, акварель.


Масленица.
Грузинский, Петр Николаевич (1837-1892). 1889 г. Холст, масло. 193×121


Масленичное катание. Сергиев посад.
Юон, Константин Федорович (1875 - 1958). 1921 г. Бумага, акварель. Картон, гуашь 30 х 47
Астраханский областной музей изобразительного искусства


Масленица.
Кустодиев, Борис Михайлович (1878 - 1927). 1916 г. Холст, масло. 89 x 190.
Государственный Русский музей, С.-Петербург


Зима. Масленичное гулянье.
Кустодиев, Борис Михайлович (1878 - 1927). 1919 г. Холст, масло. 88 x 105 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург


Масленица.
Кустодиев, Борис Михайлович (1878 - 1927). 1920 г. Холст, масло. 69 x 90 см
Санаторий "Узкое" Российской академии наук, Московская обл.


Гулянье на Волге.
Кустодиев, Борис Михайлович (1878 - 1927). 1909 г. Холст, масло. 100 x 125 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург


На Волге.
Кустодиев, Борис Михайлович (1878 - 1927). 1910 г. Картон, масло. 27 x 27 см
Частное собрание


Ярмарка.
Кустодиев, Борис Михайлович (1878 - 1927). 1910 г. Картон, темпера. 120 x 71 см
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева

На картине предположительно изображена церковь Воздвижения Креста Господня в Кинешме (Ивановская обл.). Точная дата основания Кинешмы неизвестна. Первые письменные упоминания о Кинешме относятся к 1429 году, когда её разрушили татары. По описи 1760 года в Кинешме был собор, построенный в 1744 году, 4 приходские церкви и 2 монастыря, а все дома были деревянные. Крестовоздвиженская (Казанская) церковь в Кинешме с колокольней была построена в 1744 году на средства прихожан. Храм утрачен в 1973 году, на этом месте построен универмаг "Юбилейный".


Купчихи.
Кустодиев, Борис Михайлович (1878 - 1927). 1912 г. Картон, темпера. 81 x 108 см
Киевский национальный музей русского искусства, Украина

На картине предположительно изображена Благовещенская церковь в Кинешме, расположенная примерно в 50 м от Базарной площади. Построена в 1805 году. в 1920-е годы церковь была разграблена и закрыта. В настоящее время утрачены главы храма и шпиль колокольни. В 1980-е началась ее масштабная реставрация. Ныне церковь действующая.


Улица в провинциальном городке.
Кустодиев, Борис Михайлович (1878 - 1927). Эскиз. 1917 г. Бумага, графитный карандаш, гуашь. 18 x 22 см
Частное собрание


Лето. Провинция.
Кустодиев, Борис Михайлович (1878 - 1927). 1922 г. Холст, масло. 27 x 33 см
Частное собрание


Купчиха на прогулке (Провинция).
Кустодиев, Борис Михайлович (1878 - 1927). 1920 г. Холст, масло. 35 x 27 см
Художественный музей им. Махарбека Туганова, Владикавказ


Купанье.
Кустодиев, Борис Михайлович (1878 - 1927). 1921 г. Холст, масло. 72 x 71 см
Частное собрание


Осень.
Кустодиев, Борис Михайлович (1878 - 1927). 1924 г. Холст, масло. 58 x 81 см
Частное собрание


Провинция.
Кустодиев, Борис Михайлович (1878 - 1927). 1919 г. Холст, масло. 80 x 97 см
Государственный музей искусств Республики Казахстан им. Абылхана Кастеева, Алма-Ата


Летний праздник.
Кустодиев, Борис Михайлович (1878 - 1927). 1923 г. Холст, масло. 90 x 90 см
Астраханская государственная картинная галерея им. П.М.Догадина


Лебедянь.
Кустодиев, Борис Михайлович (1878 - 1927). 1926 г. Бумага, акварель. 42 x 51 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Из воспоминаний Б.Б. Соколова:
В период с 08. 08. 1926 по 10.09.1926 год в небольшом городке Лебедянь (тогда Тамбовской, ныне Липецкой области) отдыхал и работал замечательный русский художник Борис Михайлович Кустодиев с женой Юлией Евстафьевной. Кустодиев приехал в Лебедянь по приглашению писателя Евгения Ивановича Замятина, уроженца Лебедяни. В те далекие 20-е – 30-е гг. Лебедянь считалась дачным городком, на летние месяцы сюда приезжало немало москвичей.
Родовой дом Замятиных находился на Покровской улице (ныне ул. Ситникова). Сам Замятин и подыскал для Кустодиевых жилое помещение на соседней Елецкой улице. В 1926 году в этом доме проживали мой дедушка Сергей Григорьевич Дмитриев (1885-1972 гг.), моя бабушка Мария Александровна Дмитриева (1893-1991 гг.) и их дети Евгений (1915-43 гг., погиб в ВОВ) и Ольга (1917-95 гг.) – моя мать.
Мои мама и бабушка рассказывали мне о Кустодиевых как об интеллигентных, «благородных», по словам бабушки, людях. Кустодиевы занимали в доме большую комнату с четырьмя окнами и с застекленной дверью на балкон. Наличие балкона представляло большое удобство для художника, который передвигался на инвалидной коляске. С балкона открывалась панорама города с тремя главными городскими храмами – Старым и Новым Казанским (Казанской иконы Божией Матери) соборами и Христорождественской (Рождества Христова) церковью. Отлично просматривалась основная транспортная артерия города – длинный подъем от Казенного моста через реку Дон к историческому центру города (т.н. Тяпкина гора).
В Лебедяни Кустодиев много работал. Мама рассказывала, что они с братом любили «подсматривать», как художник писал картины. Борис Михайлович написал в Лебедяни, по крайней мере, три (известные мне) видовые картины. Самая известная из них – «Лебедянь. Козмодемьянская церковь» – находится в Третьяковской галерее.
Козмодемьянская (Рождества Пресвятой Богородицы с приделом Святых Космы и Дамиана) церковь (один из самых древних храмов Лебедяни) была расположена на пересечении улиц Елецкая и Покровская, совсем недалеко от нашего дома. На картине хорошо видны фигурный водосточный желоб нашего дома и торец соседнего дома («флигерь», как говорила бабушка). Высокая колокольня церкви была разрушена в 30-е гг. В настоящее время церковь постепенно восстанавливается, она вновь освящена, и в церковные праздники в ней проводятся богослужения. Две другие картины – этюд «Ново-Казанский собор» и рисунок «Лебедянь» – виды центральной части города и домов противоположной стороны улицы Елецкая с балкона дома.
Кустодиевы снимали помещение «со столом», бабушка готовила им обеды. Иногда участвовал в этом и дедушка, во дворе на костре он жарил для постояльцев цыплят.
В настоящее время дом, в котором проживали Кустодиевы, находится в моей собственности. Дому свыше ста лет, он неплохо сохранился, и его вид с улицы остался практически неизменным. В доме сохранились и часть мебели, и некоторые предметы и элементы интерьера.
В конце 80-х гг. власти города хотели выкупить дом для устройства музея Б. М. Кустодиева, но моя мать отказалась продавать его. И правильно сделала! Купленный для организации литературного музея дом Замятиных вскоре, с началом реформ, перешел в частные руки и был разрушен. В настоящее время он восстановлен практически с нуля, и в нем, наконец-то, открыт многострадальный музей. В те годы я подарил для будущего музея (через недавно скончавшегося петербургского художника М. Н. Петри, активно участвовавшего в оформлении различных художественно-исторических экспозиций в Лебедяни) старинные большие весы (типа «коромысло») с набором гирь, на которых дедушка и бабушка взвешивали в корзинах и решетах собранную для продажи вишню из сада. Где-то они теперь, эти весы…
А лебедянские власти в те же 80-е гг. не установили на доме мемориальную доску в память о пребывании Б. М. Кустодиева в Лебедяни (по моему мнению, «в отместку» за отказ матери продать дом). А на соседней улице Ситникова в 1988 году были установлены две мемориальные доски – на доме Замятиных и на доме, когда-то принадлежавшем сестре моего дедушки Анне Григорьевне Вялкиной (в девичестве Дмитриевой)(~(1880-81)~1968гг., с 1930-гг. проживала и умерла в Москве)), в котором летом 1938 г. проживал писатель Михаил Афанасьевич Булгаков.
Точнее, со слов мамы и бабушки (и со слов других лебедянских старожилов), доска в память о пребывании М. А. Булгакова в Лебедяни установлена на соседнем доме – в отделе культуры маленько перепутали.
С уважением, Соколов Борис Борисович.
Письмо в редакцию журнала. 03. 11. 2009 г. Антураж. №11-12. 2009 г.
http://www.lebedyan.com/personalii/kustodiev-b-m/b-kustodiev-v-lebedyani/


Александро-Невский собор в Вятке.
Витберг, Александр Лаврентьевич (1787 - 1855).
Рисунок печатался на дореволюционных открытках.
Вступивший в конфликт с властями и несправедливо обвиненный в финансовых злоупотреблениях при строительстве храма Христа Спасителя в Москве, Витберг был отстранен от руководства постройкой, осужден с конфискацией имущества и сослан в 1835 в Вятку, где ему удалось приступить к возведению самого значительного из его архитектурных образов – Александро-Невского собора (1839–1864, достроен И.Т. Соловкиным; разрушен в 1930-е годы).


Вид с церковью.
Колесников (Одесский), Степан Федорович (1879-1955).
Частное собрание


Весенний пейзаж
Колесников (Одесский), Степан Федорович (1879-1955). I четверть ХХ в. Картон, масло, 18 х 22.
Частное собрание


Вид церкви весной.
Колесников (Одесский), Степан Федорович (1879-1955) 


Церковь.
Суриков, Василий Иванович (1848 - 1916). 1910 г. Бумага, акварель. 32 x 24 см
Частное собрание


Пейзаж с церковью.
Нестеров, Михаил Васильевич (1862 - 1942). 1910-е. Холст, масло. 40 x 31.
Государственный Музей искусств Узбекистана, Ташкент


Деревянная церковь.
Ткаченко, Михаил Степанович (1860 - 1916). Холст, масло. 18 x 24.
Частное собрание


Деревянная церковь.
Лентулов, Аристарх Васильевич (1882 - 1943) 1918 г. Холст, масло. 85 x 66.
Государственный музей-заповедник "Ростовский Кремль", Ростов, Ярославская обл.


Пейзаж с церквями.
Лентулов, Аристарх Васильевич (1882 - 1943) Около 1917 г. Холст, масло. 100 x 100.
Днепропетровский художественный музей, Украина
Инв. номер: Ж-263


Городской пейзаж.
Машков, Илья Иванович (1881 - 1944). 1911 г. Холст, масло. 93 x 96.
Государственный Русский музей, С.-Петербург


Городской пейзаж с розовой церковью. Сумерки.
Куприн, Александр Васильевич (1880 - 1960). 1924 г. Холст, масло. 75 x 97.
Частное собрание


Пейзаж с церковью.
Куприн, Александр Васильевич (1880 - 1960). 1922 г. Холст, масло. 97 x 124.
Частное собрание


Храм с колокольней у моста.
Куприн, Александр Васильевич (1880 - 1960). 1922 г. Композиция, выкленная из крашеного картона. Бумага, акварель, карандаш. 60 x 88.
Частное собрание


Чебоксары. Церковь Воскресения - 1758 г.
Архангельский Дмитрий Иванович (1885-1979). 1925 г.


Чебоксары.
Архангельский, Дмитрий Иванович (1885-1979). 1926 г.


Чебоксары. Пустырь.
Архангельский, Дмитрий Иванович (1885-1979). 1921 г.


Покровская церковь в Уфе.
Архангельский, Дмитрий Иванович (1885-1979). 1921 г.


Церковь.
Бродский, Исаак Израилевич (1883-1939). 1905 г. Бумага на картоне, акварель, карандаш, тушь. 24x18.
Государственный Русский музей


Церковь.
Пуни, Иван Альбертович. 1912 г.


Церковь с шатровой колокольней.
Шмидт, Генрих Генрихович (1861 - 1917). 1900-е. Холст, масло. 38 x 55.
Донецкий областной художественный музей
Инв. номер: ж-311


Церковь.
Малевич, Казимир Северинович (1878 - 1935). Около 1905 г. Картон, масло. 60 x 44
Частное собрание


Церковная ограда.
Крыжицкий, Константин Яковлевич (1858 - 1911). 1905 г. Холст, масло
Государственный Русский музей, С.-Петербург


Вид Воронежа с западной стороны.
Тимм, Василий Фёдорович (1820-1895). 1850-е. Бумага, акварель, гр.карандаш

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню