RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Россия на карте Востока

Летопись

21 декабря 1917 секретарь ИППО А. А. Дмитриевский разослал извещения о панихиде по М. П. Степанову

21 декабря 1937 тройкой УНКВД по Куйбышевской обл. приговорен к расстрелу архиеп. Самарский Александр (Трапицын), пожизненный действительный член ИППО, священномученик

23 декабря 1885 Совет ИППО решил ассигновать Иерусалимскому Патриарху Никодиму 15 тыс.руб. на нужды церквей и школ

Соцсети


«Икона Святой Земли». Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе

Аннотация: В статье рассказывается о развитии традиции создания Образа Святой Земли в архитектуре современного храмового строительства. Примером является уникальный проект «Икона Святой Земли», созданный по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в построенной в 2009 г. церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе.

Ключевые слова: Паломничество, Н.В. Гоголь о паломничестве, Палестинские Святыни в архитектуре русских храмов, традиции византийского и древнерусского искусства в современной храмовой архитектуре.

В 1836 г. в Москве Михаилом Андреевичем Коркуновым (1806 – 1858), преподавателем географии Московского университетского благородного пансиона, была издана книга «Путешествие к Святым Местам, совершённое в XVII столетии Иеродиаконом Троицкой Лавры». В книге рассказывается, как ее автор – иеродиакон Свято-Троицкой Сергиевой лавры Иона – совершил паломничество в Святую Землю в 1651 г. по приглашению приезжавшего в Москву Иерусалимского патриарха Паисия (Πατριάρχης Παΐσιος).

Николай Васильевич Гоголь, рецензируя эту книгу в феврале-марте 1836 г. для библиографического отдела «Новые книги» первого тома журнала «Современник» (1836), писал: «Путешествия в Иерусалим производят действие магическое в нашем народе. Это одна из тех книг, которые больше всего и благоговейнее всего читаются. Почти такое производит на них впечатление путешествия в Цареград, как будто невольная признательная черта, сохранившаяся в русском племени, за тот свет, который некогда истекал оттуда. Нередко русской мещанин промышленник сколько-нибудь ученый, бросив дела, отправлялся сам в Иерусалим и Цареград и даже издавал книгу, которую жадно покупали у разносчиков, пропуская множество картин, висящих на шнурочке у него на плечах, несмотря на то, что многие из них разрисованы всякими красками…» [1, с.490, 752, 754].

Не случайно, поэтому, уникальное явление в русской культуре и искусстве XIX–XXI вв. – отражение образа Святой Земли не только в живописи и иконописи, но и в архитектуре, в формировании архитектурных ансамблей и интерьеров [см. об этом: 2, 3].


Илл.1. Последний антиминс, подписанный Святейшим Патриархом Алексием.
Фото Робинова Ю.В.

В 2006 году Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II было дано благословение на создание нового храма в Москве – храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе, для которого за несколько дней до своей кончины [4] он освятил антиминс1. Это был последний антиминс, подписанный Святейшим Патриархом Алексием (Илл.1).

30 июня 2009 года Святейшим патриархом Московским и всея Руси Кириллом был совершен торжественный чин основания храма, на котором в основание алтарной апсиды будущего храма был вложен ковчег с памятной грамотой «Во славу Святыя, Единосущныя, Животворящия и Нераздельныя Троицы, Отца, и Сына, и Святаго Духа, Нами, Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, в первое лето нашего Первосвятительского служения совершен чин основания храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе, в лето от Рождества Христова 2009, месяца июня, 30 дня, на память мучеников Мануила, Савела и Исмаила» [5], а 27 декабря 2015 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма [6, с.65].

В основу проекта храма архитектором Владимиром Ивановичем Козловым заложены традиционные архитектурные принципы, характерные для византийского и русского зодчества. Это четырехстолпный крестово-купольный храм, который венчают пять глав. Звонницы расположены в двух западных главах: такое архитектурное решение может ассоциироваться с особым типом русских храмов «иже под колокол»2, а также напоминает раннехристианские постройки в Сирии [7].

Храм имеет высокий цокольный этаж (4,5 м), в котором находится крестильный храм Архангела Михаила. Внутреннее пространство верхнего Покровского храма оформлено в византийской мозаичной традиции, согласно канонам, и разделено на три части, которые символизируют тройственное единство Неба, Рая и земного мира [8]. Общая площадь мозаик составляет 2500 квадратных метров.


Илл.2. «Камень Помазания». Фото Робинова Ю.В.

В центре крестильного храма находится мраморный баптистерий в византийском стиле. Остальное пространство нижнего храма отведено под реализацию уникального проекта «Икона Святой Земли», основная задача которого – трансляция величайших христианских святынь, находящихся в Палестине. Это дает возможность каждому прихожанину храма помолиться у «Вифлеемской Звезды», «Камня Помазания» (Илл.2), «Темницы Спасителя», «Голгофы», «Гроба Господня», увидеть «колонну Схождения Благодатного Огня», «водонос из Каны Галилейской», а также подлинные археологические находки времен событий из Священного Писания, выставленные в витрине, находящейся в западной части храма.

Традиция воспроизведения святых мест возникла на Руси в глубокой древности: в городе Истре, Московской области, сохранилась надпись XVIII в. на столпе между Красными и Судными вратами Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря: «Всякая душа благочестивая, желающая пречудный храм Воскресения Христова, иже в Иерусалиме, видети и тамо в нем сущим святым местам поклонитися, но ради дальнего расстояния оного дойти не могущая, созерцай сюда вшедши и разумей внутрь заключенных вещей душеполезную тайну, иже Спаситель твой тамо между неверными, здесь же среди благочестивых христиан в воспоминание спасителевых страстей, смерти и тридневного Воскресения, в храме Ново-Иерусалимском представляет...» [9].


Илл.3. «Кувуклия». Фото Робинова Ю.В.

Эта традиция, свидетельствующая о величайшем трепете русского человека перед библейскими святынями, нашла свое отражение и в московском храме Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе. В интервью журналу «Фома», опубликованном 18 апреля 2015 года (Спецвыпуск «Москва Пасхальная»), настоятель Покровского храма, игумен Мелхиседек (Артюхин) рассказал, что мысль о создании копии иерусалимской Кувуклии (Илл.3) подали ему его духовные чада, а так как в то время в Новом Иерусалиме как раз шли работы по восстановлению похожей святыни, то размышляя об уместности создания еще одного библейского центра, отец Мелхиседек обратился с этим к Митрополиту Истринскому Арсению, который охотно благословил проект, а также предложил сделать еще и копию места Рождества Христова (Илл.4). Вскоре этот проект благословил и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл [10].


Илл.4. «Вифлеем». Фото Робинова Ю.В.

При посещении храма возникает ощущение, что библейские места повторены с высочайшей точностью. Действительно, перед созданием этих мест архитектор храма сделал обмерные чертежи оригиналов, и оказалось, что конструкция нижней церкви в точности соответствует параметрам Святынь. Даже призванные подчеркнуть низкие своды нижней части храма декоративные арки из кирпича, где сейчас устроены копии «Вифлеемской Звезды» и «Голгофы», всего лишь на семь и десять сантиметров имеют расхождения с оригиналами. Это естественная и допустимая погрешность при строительстве.

Внутреннее убранство храма выполнено в мраморе, согласно раннехристианской традиции. Невысокую мраморную алтарную преграду венчает изображение двух павлинов, предстоящих у креста, оплетенного виноградной лозой – это традиционный сюжет для раннехристианского искусства, в таком изображении павлины символизируют бессмертие души, а виноградная лоза – Церковь Христову.

Тематика росписей нижнего храма также связана со Святой Землей: на стенах изображены сюжеты евангельских событий, происходивших в этих местах – Рождества и Успения Пресвятой Богородицы, Рождества Христова, Сошествия Святаго Духа на апостолов, Распятия, Воскресения Христова. В медальонах изображены свидетели евангельских событий, апостолы Христа. Также здесь присутствуют изображения равноапостольных святых, свидетельствовавших о Евангельских событиях многим народам: святой царицы Елены и святого императора Константина, благодаря стараниям и археологическим исследованиям которых, в четвертом веке от Рождества Христова, были обнаружены Святые Места Палестины, святой княгини Ольги и святого князя Владимира, которые явили Свет Христов нашему народу. Таким образом, не только копии Святых Мест, но и вся система росписей, всё пространство нижнего храма создает образ Святой Земли.

Особая любовь русского народа к паломничеству по Святым Местам, ко всему Византийскому, о которой писал еще Николай Васильевич Гоголь, нашла отражение и в этом храме – новой московской Святыне, которая является для православных христиан иконой Святой Земли.

______________
Примечания

1 Антиминс (греч. – вместо и лат. – престол) – четырехугольный плат из шелковой или льняной материи с зашитыми частицами мощей, на котором совершается литургия.
2 «Иже под колоколы» – архитектурный тип церкви, в котором ярус звона устраивается над основным объемом храма.

Литература

1. Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений и писем: В 17 т. – Т. 7: Юношеские опыты. Первоначальные редакции / Сост., подгот. текстов и коммент.
И.А. Виноградова, В.А. Воропаева. – М.: Издательство Московской Патриархии, 2009. – 816 с.
2. Коненкова А.К. Святая Земля в архитектуре и топонимике русских монастырей и церквей XIX и XX вв. // Святая Земля в славяно-русской традиции: сборник статей. – М.: ГАСК, 2016. – С. 87-98.
3. Робинов О.Ю. Вифанский и Гефсиманский скиты Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Строительство митрополита Московского Платона (Лёвшина) и святителя Филарета Московского (Дроздова) // Святая Земля в славяно-русской традиции: сборник статей. – М.: ГАСК, 2016. – С. 99-108.
4. Патриарх Кирилл освятил закладку храма-памятника в Ясеневе. [Электронный ресурс] // Интерфакс. Религия [сайт] – URL: http://interfaxreligion.ru/?act=news&div=30837 (дата обращения: 18.03.2018 г.).
5. История Храма. [Электронный ресурс] // Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе [сайт] – URL: http://hrampokrov.ru/temple/history/ (дата обращения: 25.03.2018 г.).
6. Храмы Москвы XXI века. Альбом / Ред. Е.В. Ефимов, Е.А. Ибрагимова, Е.В. Чугреева, М.В. Саженов, Т.Н. Садковская. – М.: Объединенная редакция изданий Мэра и Правительства Москвы, 2016. – 216 с.
7. Некрасов А.И. Византийское и русское искусство. – М.: Государственный универсальный магазин, 1924. – 212 с.
8. Византийская Мозаика. [Электронный ресурс] // Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе [сайт] – URL: http://hrampokrov.ru/projects/mosaic/mosaic_more.php (дата обращения:10.04.2018 г.).
9. Страница паломника. [Электронный ресурс] // Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь [сайт] – URL:http://n-jerusalem.ru/pilgrim.html (дата обращения: 15.04.2018 г.).
10. Худиев С.Л. Святая земля в Ясеневе. [Электронный ресурс] // Православный журнал «Фома» [сайт] – URL: https://foma.ru/svyataya-zemlya-vyaseneve.html (дата обращения 23.04.2018 г.).

УДК 246 © 2018 г. О.Ю. Робинов
Информация об авторе: Робинов Олег Юрьевич – кандидат культурологии, старший научный сотрудник ГБУК города Москвы «Дом Н.В. Гоголя – мемориальный музей и научная библиотека», руководитель сектора культуры Молодежного отдела Московской городской епархии Московского Патриархата, Никитский бульвар, д. 7А, 119019, г. Москва, Россия. E-mail: oleg.robinov@yandex.ru

Святая Земля в славяно-русской традиции: сборник статей / ред.-сост. А.К. Коненкова, С.И. Михайлова. – М.: ФГБОУ ВО «РГУ им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)», 2018. – 135 с.С. 46 - 52

Тэги: храмовое зодчество, Святая Земля в архитектуре, архитектура

Ещё по теме:

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню