RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Россия на карте Востока

Летопись

21 ноября 1472 в Москву из Рима прибыла византийская принцесса София Палеолог

21 ноября 1884 В.Н. Хитрово писал М.П. Степанову о небрежной работе почты под началом РОПиТа

21 ноября 1897 состоялись первые палестинские чтения Новгородского отдела ИППО

Соцсети


Дивный художник Клавдий Лебедев:
размышления над текстами Священного Писания

Клавдий Васильевич Лебедев (1852-1916) - художник-передвижник, мастер жанровых картин и исторических композиций, представитель русской реалистической школы живописи рубежа XIX-XX вв., один из иллюстраторов уникального книжного издания конца XIX в. - «Великокняжеская, Царская и Императорская охота на Руси». Его имя оказалось связанным с творчеством одного из зачинателей русского стиля - архитектором Константином Тоном и продолжателем его дела Александром Каминским, создавшими Вознесенский собор в Ельце.

«Вышедший из народа», «натерпевшийся нужды и лишений, потративший немало усилий, характера и воли» он «крепко верил в себя». Вера и знание, любовь к «своему» кровному, родному позволили ему создать разнообразные по технике исполнения и сюжетам работы (картины, рисунки, иллюстрации), в которых нет «ничего надуманного, фальшивого, подчеркнутого» (1).

Родился К.В. Лебедев 16 октября 1852 г. в крестьянской семье. Занятия отца церковной живописью, как думается, определенным образом повлияли на выбор мальчиком жизненного пути, и это, пожалуй, все, что можно сказать достоверного о детской и юношеской поре будущего художника. В начале 1870-х гг. он поступил в Строгановское училище, в 1875 г. перешел в Училище живописи, ваяния и зодчества, где в то время преподавали И.М. Прянишников, А.К. Саврасов, В.Г. Перов, В.Е. Маковский. Любимым учителем Клавдия Лебедева стал Перов, а ближайшим другом и сподвижником - Маковский. Огромную роль в его творческой судьбе сыграл представитель академической школы рисования Е. С. Сорокин, уроки которого заложили основы последующей славы Лебедева как одного из лучших рисовальщиков своего времени и великолепного книжного графика.

Годы учебы совпали с началом проведения по инициативе В.Г. Перова регулярных ученических выставок. Выставка 1877 г., первая среди них, стала первой и в жизни Клавдия Васильевича.

1870-1880-е гг. в русском искусстве ознаменовались всплеском интереса к отечественной истории, стремлением осмыслить ее в художественных образах. Исторический жанр становится преобладающим и в творчестве К.В. Лебедева. Его привлекает яркий колорит древнерусской жизни, красочность нарядов, архитектура наших старинных городов, эпические характеры людей далекого прошлого. В ученические годы, а именно в 1880 г., он создал картину «Молодой боярин за столом». За картину «Выход боярышни из церкви» художник получил большую серебряную медаль.

Особый интерес вызывали у Лебедева XVI-XVII века. Ими навеяна «Боярская свадьба» - первое его большое историческое полотно, демонстрировавшееся в 1884 г. на XII выставке передвижников. Критик В.В. Стасов посчитал самым привлекательным в «Боярской свадьбе» «типы и характеры, превосходно понятые и выраженные». По мнению историка искусства О. Сопоцинского, художник «предстал в этой картине как законченный мастер исторической жанровой сцены» (2). Имя Лебедева приобретает известность. В 1888 г. художник-жанрист Константин Савицкий в письме В.М. Васнецову, размышляя о развитии исторического жанра, отметил, что «москвичи будто главенствуют в этом; говорят, что большие вещи можно ждать от Лебедева».

Такой «большой вещью» стало полотно «Марфа Посадница. Уничтожение новгородского веча» (1889), впервые показанное публике в 1891 г. на XIX выставке передвижников. Обратиться к столь масштабной теме художника заставил пример наполненных трагическим пафосом картин В.И. Сурикова. Уйдя от бытописания, он нашел тему в истории древнего Новгорода. В основу картины лег переломный, трагический период в истории Новгорода – падение боярской республики и покорение ее Московским государством. На картине изображен последний момент крушения всякой надежды новгородцев на восстановление самостоятельности их республики. По приказу Ивана III воины увозят в Москву вечевой колокол – символ новгородской вольницы. Огромная площадь заполнена народом. Не в силах что-либо предпринять новгородцы безмолвно провожают колокол. На переднем плане зритель видит лежащих на снегу под стражей новгородцев. Попытавшихся оказать сопротивление воле Московского государя. На первом плане картины изображена и Марфа Борецкая с сыном. Ее лицо, обращенное лицом к зрителю, застывше сосредоточенно. Фигура неподвижна. На картине правительница Марфа видится женщиной, затаившей в себе горечь утрат и кажущейся способной на великие жертвы, на перенесение великих страданий. В «Марфе Посаднице. Уничтожении новгородского веча» К.В. Лебедев, по словам О. Сопоцинского, «проявил свою способность изображать сильные страсти и высокий драматизм переломных исторических событий» (3).

В1894 г., появилась картина «Полоняник», исполненная по мотивам рассказа Н.А. Полевого «Русский полоняник» из времен монголо-татарского ига. В этом же ряду стоят «Угощение шута» (1892), «Дурка» (1892), «В Московском приказе XVII в.» (1898), «Отдохнул» (1900), «К боярину с наветом» (1903).

Среди произведений К. В. Лебедева, посвященных крупным событиям и деятелям русской истории, особо выделяется «Смерть царя Федора Алексеевича», за которое автор в 1897 г. удостоился звания академика. Далее последовал живописный цикл, изображающий Петровскую эпоху: «Царевич Петр Алексеевич и дьяк Зотов» (1903), «Прощание царицы Н.К. Нарышкиной с братом Иваном перед тем, как выдать его стрельцам» (1908), «Петр I в Саардаме» (1908). В 1911 г. исторические работы Клавдия Васильевича были литографированы и изданы в виде альбома.

Исследователи творчества художника очень точно отметили, что картины К.В. Лебедева «обладают одним очень ценным качеством - возможностью быстро прочесть композицию. Зритель, даже не зная заглавия, легко улавливает нить рассказа. Малейшая деталь является в картине необходимой и не становится лишней». Лебедев – «непревзойденный и увлекательный рассказчик» (4).

Будучи членом Товарищества передвижных выставок, Клавдий Васильевич не остался в стороне от известного пристрастия художников этого круга к жанровой живописи, ограничившись здесь, правда, весьма скромными по замыслу и формальным приемам работами, что, однако, не помешало ему достичь в них весьма широкого социально-бытового обобщения. Таковы полотна «К сыну» (1894), «На родине» (1897), «Что-то случилось», «В церкви», «Иконописец» и другие.

***

Заметное место в творчестве художника заняло иллюстрирование книг. Среди первых известных его опытов в данной области - иллюстрации к ряду рассказов из «Записок охотника» И.С. Тургенева, датированные 1883-1884 гг. Выполненные с большим мастерством и глубоким пониманием поэтичности тургеневской прозы, они вызвали столь широкий интерес у читающей публики, что почти сразу же были изданы в виде отдельного альбома, обложку которого весьма оригинально оформил сам Клавдий Васильевич. До сих пор иллюстрации Лебедева к «Запискам охотника» признаются непревзойденными.

К.В. Лебедев, наряду с такими прославленными мастерами, как И.Е. Репин, В.А. Серов, А.П. Рябушкин, принял участие в оформлении знаменитого многотомного издания Н.И. Кутепова «Великокняжеская, Царская и Императорская охота на Руси». Второй том открывался выполненным им фронтисписом «Выезд Царя Алексея Михайловича (...) из Спасских ворот г. Москвы». Замечательны и другие его произведения, помещенные в «Царской охоте»: «˝Отведывание˝ соколов под селом Коломенским стольником и московским ловчим А.И. Матюшкиным послу Римского императора Леопольда барону Маейербергу», «Пожалование из рядовых сокольников в начальные в присутствии Царя Алексея Михайловича», «Вечер на Измайловском потешном дворе г. Москвы в начале XVIII столетия», «Привоз и сдача подсокольничему соколов на Семеновском потешном дворе г. Москвы холмогорскими помытчиками в конце XVII столетия», «Обучение соколов», «"Выноска и справка" на Семеновском потешном дворе г. Москвы кречетниками и сокольниками».

 

Изображения соколиной охоты и царских сокольничих, созданные для книги, прославили имя К.В. Лебедева. С тех пор воспроизведение лебедевской версии стало почти хрестоматийным. И по заслугам: композиция торжественной царской кавалькады не только точна по построению, но и предельно живописна.

 К.В. Лебедев часто в своих книжных графических работах использовал традиции древнерусской рукописной книжности. Знание отечественной старины и книжных традиций Древней Руси позволило художнику талантливо проиллюстрировать ряд произведений известного русского писателя, историка и педагога П.Н. Полевого. В послесловии к «Историческим рассказам и повестям», увидевших свет в Издательстве А.Ф. Маркса, П.Н. Полевой написал: «Главным поводом к напечатанию этой книжки я считаю счастливую случайность моих дружеских, искренних и близких отношений к высокоталантливому нашему художнику Клавдию Васильевичу Лебедеву: он сам вызвался создать роскошную иллюстрацию к некоторым из моих рассказов, которые почему-то пришлись ему по сердцу. Первый десяток этих рисунков, показанный мною Адольфу Федоровичу Марксу, известному издателю "Нивы", произвел на него такое впечатление, что он решился предпринять роскошное издание сборника моих рассказов с иллюстрациями К.В. Лебедева, и выполнил это предприятие со свойственной ему любовью к делу и щедростью» (5). В послесловии Петр Николаевич Полевой также счел необходимым дать и описание всех имеющихся в книге виньеток, инициалов, заставок и концовок, исполненных в книжных традициях древнего и нового времени. Например, П.Н. Полевой указал: «…многие из небольших рисунков и виньеток представляют собой такие предметы бытовой обстановки древней Руси, которые давно уже утратили всякое значение в нашем нынешнем обиходе, и потому могут оказаться не совсем понятными для наших читателей. Приведем здесь некоторые истолкования.

На стр. 22 в конце рассказа "Ненароком" изображен свадебный каравай на блюде, венчальные свечи и шитый убрус – обычные принадлежности старинной русской свадьбы.

На стр. 37 в заключение рассказа "Божья гроза" изображены древняя рипида, древний архипастырский посох и архиерейская митра древнего вида; все эти предметы зачерчены художником с церковных древностей, хранящихся в ризнице Новгородского Софийского собора.

На стр. 75 в конце рассказа "Поп-богатырь" изображена кадильница (конца XVI – начала XVII в.), хранящаяся в ризнице Успенского собора в Москве.

На стр. 102 в конце рассказа "Невинный страдалец" виньетка представляет часовню, ныне существующую в селе Неробе на месте заключения Михаила Никитича Романова».

Для оформления книги помимо обычных иллюстраций художник использовал историзованные и сюжетные инициалы и сложные композиции для составления концовок. В их создании К.В. Лебедев опирался на исторически сложившуюся русскую и западноевропейскую книжные традиции.

В конце 1890-х гг. Клавдий Васильевич иллюстрирует и оформляет исторические произведения Общедоступной библиотеки А.Д. Ступина, создавая заставки и сюжетные инициалы к рассказам П.Н. Полевого и русским былинам (6). Активно сотрудничает с издательством И.Д. Сытина, иллюстрируя Сытинский настольный календарь. Он создает рисунки к житиям святых, издаваемых под редакцией В.В. Тулупова (7). Среди самых известных работ К.В. Лебедева – иллюстрации к «Бахчисарайскому фонтану» А.С. Пушкина (8) и «Князю Серебряному» А.К. Толстого (9). Рисунки К.В. Лебедева публикуются в «Историческом вестнике»(10), в журналах «Нива» и «Солнце России» (11).

***

Главным событием в творческой биографии К.В. Лебедева стала роспись Вознесенского собора в городе Ельце (совместно с товарищем по передвижническому цеху академиком Алексеем Ивановичем Корзухиным). Над реализацией елецкого проекта Константина Тона, известного авторством храма Христа Спасителя в Москве, трудился с 1845 г. архитектор Александр Каминский (12). В 1877 г. начались штукатурные работы, а потом за дело взялись художники. Поистине титаническая работа длилась шесть лет. Только в храмовой части насчитывается более 220 стенных росписей, живописных полотен, иконописных работ. Верхний купол, паруса настенные росписи над иконостасом верхний ряд икон в самом иконостасе и центральный образ – «Распятие Христа» принадлежат кисти А.И. Корзухина. Остальные настенные росписи и иконы иконостаса выполнены К.В. Лебедевым. Он заполнил два нижних яруса центрального, написал иконы для левого и правого иконостасов, расписал стены и столбы храмовой части собора.

Важнейшим этапом в жизни художника стала работа над иконостасом болгарской церкви святого Стефана в Стамбуле. Этот храм с момента его освящения в 1849 г. стал важным местом болгарского Национального Возрождения, одним из символов борьбы за независимость от многовекового османского ига. Именно здесь 28 февраля 1870 года был зачитан ферман султана Абдул-Азиза, в котором болгары признавалась отдельным этносом с правом на автономную Церковь под именем «Болгарский экзархат». Здесь, в этом храме первый болгарский Экзарх Анфим в 1872 года, в день памяти святых Кирилла и Мефодия, совершил литургию, во время которой был торжественно прочитан акт о провозглашении Болгарской Церкви автокефальной, независимой от Вселенского патриархата. Пострадавшее от пожара деревянное здание церкви в 1890-е гг. было перестроено. И в проектировании и создании нового образа болгарского храма приняли участие армянский архитектор Ховсеп Азнавур, австрийская компания, изготовившая металлические части здания. Колокола для него отливались на ярославской фабрике Петра Оловянишникова, иконостас создавался в московской фирме Николая Ахапкина. А иконы для иконостаса в 1890-е гг. написал К.В. Лебедев. Все работы по созданию нового здания церкви, украшенной как снаружи, так и внутри, завершились к 1898 г., и 8 сентября болгарский экзарх Иосиф освятил храм во имя святого Стефана. До 1912 года церковь была главным кафедральным собором экзархата.

Елецкий Вознесенский собор и болгарская церковь святого Стефана не были разрушены в XX в. Сохранились и их интерьеры, а значит, сохранились фрески и иконы, созданные К.В. Лебедевым.

Своеобразным продолжением этой работы можно назвать создание К.В. Лебедевым иллюстраций к библейским книгам. В итоге появился целый цикл произведений, отлитографированных и изданных в начале XX в.(13). Заказчиком этой работы выступил известный книгоиздатель И.Д. Сытин. По данным В. Пушкарева, в 1908 г. художник исполнил 60 иллюстраций к Ветхому Завету(14), которые неоднократно воспроизводились в том или ином виде. Все вместе эти работы были изданы товариществом И.Д. Сытина уже после смерти художника в 1917 г.(15).

В 1909 г. К.В. Лебедев предпринял новую работу и создал акварелью новые иллюстрации к Ветхому и Новому Заветам. К Ветхому Завету вместо 60 художник оставил только 43 иллюстрации. На сегодняшний день известно, что их сохранилось 94 сюжета(16), из которых 51 посвящен Новому Завету. Все они снабжены отсылками к текстам Библии. 94 акварели-иллюстрации, сохранившиеся в частной коллекции, были выполнены на серой французской бумаге размером 30х47 см. Композиции иллюстраций решены с большим мастерством, свободны и энергичны как по рисунку, так и по живописи. В них присутствует академическая традиция, ощущаются приемы церковного монументального искусства. При создании этого самого крупного цикла цветных иллюстраций Клавдий Лебедев использовал опыт библейских эскизов А.А. Иванова, живописного цикла В.Д. Поленова, библейских тем М.В. Нестерова. Ориентировался он и на двухтомное издание Г. Доре, чрезвычайно популярное в XIX в. По мнению Т. Карповой, «лебедевские акварели близки Доре по различной стилистике интерпретаций событий Ветхого и Нового Заветов: иллюстрации к Ветхому Завету – драматичны, это многофигурные композиции, сцены битв и поединков; тут, как и Доре, Лебедева привлекают драмы и битвы ветхозаветной истории, действие сильных страстей»(17). Различны художественные приемы, которые использует мастер при создании ветхозаветных и новозаветных иллюстраций. «Если листы к Ветхому Завету эскизны, намечают лишь главные узлы композиций, светотеневое и пространственное решение, - пишет Т. Карпова, - иллюстрации к Новому Завету значительно более академичны, статичны, следуют за традиционными иконографическими канонами. Заметно, что иллюстрации к Ветхому и Новому Завету отличаются разной степенью законченности и проработанности деталей»(18).

Цикл иллюстраций, созданных К.В. Лебедевым, от всех предшествующих отличает подробность, большое многообразие сюжетов. Очень подробно проиллюстрированы чудеса, притчи и явления Христа после Воскрешения. На фоне работ других художников (В.Г. Перов, Н.Н. Ге, И.Н. Крамской, И.Е. Репин, П.Г. Антокольский, В.В. Верещагин, В.Д. Поленов и др.) иллюстрации К.В. Лебедева «выглядят весьма архаичными»(19). По мнению Т. Карповой, «работы К. Лебедева можно считать стремлением мастера к адекватному отражению "Божественного" текста. …Акварели Лебедева сохраняют связи с многовековой традицией изобразительной трактовки "Великой книги"»(20).

***

В конце 1890-х гг. Клавдий Васильевич становится преподавателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества, а затем профессором натурного класса Высшего художественного училища при Санкт-Петербургской Академии художеств (1894-1898), действительным членом которой был избран в 1906 г. (21).

Умер Клавдий Васильевич Лебедев 21 сентября 1916 г. Последняя его работа – историческая картина «Иван Грозный» - осталась неоконченной.

___________
Примечания:

1. Маковский В.Е. К.В. Лебедев: [Некролог] // Нива. – 1916. - № 50. - С. 822.

2. Сопоцинский О. Клавдий Васильевич Лебедев. - М.; Л., 1948. - С. 10.

3. Сопоцинский О. Указ. соч. С. 21.

4. Сопоцинский О. Указ. соч. - С. 20-21.

5. Полевой П.Н. Исторические рассказы и повести. - СПб., 1892. - С. 471.

6. Например, см.: Сказка о славном русском богатыре Добрыне Никитиче. - М., 1887.

7. Сытин И.Д. Страницы пережитого // Жизнь для книги. - М., 1982. - С. 87-88.

8. Пушкин А.С. Бахчисарайский фонтан. - СПб., 1899.

9. Толстой А.К. Князь Серебряный. - СПб., 1892.

10. Переписка К.В. Лебедева с П.Н. Полевым за 1890-1896 гг. // ГРМ ОР. - Ф. 14. - Ед. 67.

11. Солнце России, 1911-1913.

12. Подробнее об особенностях строительства собора см.: Горлов В.П., Новосельцев А.В. Елец веками строился. - Липецк, 1993. - С. 277-287.

13. Лебедев К.В. Картины по Священной истории Ветхого Завета. - М., 1911-1912. - Вып. I-V; Лебедев К.В. Альбом картин, посвященных истории Нового Завета. - М., 1916.

14. Пушкарев В.А. Незабытые картины // Наше наследие. – 1996. – № 38. - С. 122.

15. Данные приведены В.А. Пушкаревым.

16. Справочная статья в Каталоге Третьяковской галереи дает сведения о создании около 100 листов. См.: ГТГ. Каталог собрания. Живопись второй половины XIX века. Книга первая (А-М). – М., 2001. - С. 339.

17. Карпова Т. Ветхий и Новый Завет в иллюстрациях Клавдия Лебедева // Наше наследие. - 1996. - № 38. - С. 123.

18. Там же.

19. Там же. С. 125.

20. Там же.

21. Кондаков С. Н. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств: 1764-1914. - СПб., 1914. - Ч. I. - С. 282.

Аксенова Галина Владимировна, кандидат исторических наук, доцент

Портал Слово

Аксёнова Г.В., доктор исторических наук, профессор

Тэги: изобразительное искусство, библейские образы и сюжеты, Лебедев К.В.

Ещё по теме:

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню