"Крепко верил в себя"
О малоизвестных страницах творчества художника-передвижника Клавдия Васильевича Лебедева (1852-1916)
«Одаренный мягкой, нежной душой, человек исключительной доброты и безупречной честности — он так же честно относился к любимому делу, с такой же любовью и щепетильной добросовестностью штудировал каждую мелочь — узор на платке бабы или боярском костюме, складки на тулупе мужика, орнамент на старинной чаре, — и если эта кропотливая филигранная работа не бросается в глаза и не останавливает на себе внимания в ущерб главному, что составляет существенную задачу картины, то это является следствием большого мастерства художника, умения управлять собою и вполне владеть своими средствами», — так писал художник В. Е. Маковский в 1916 году, прощаясь со своим ближайшим другом, единомышленником и соратником Клавдием Васильевичем Лебедевым1.
К. В. Лебедев был одним из интереснейших русских исторических живописцев рубежа XIX–XX веков2. «Вышедший из народа», «натерпевшийся нужды и лишений, потративший немало усилий, характера и воли», он «крепко верил в себя». Вера и знание, любовь к «своему» кровному, родному позволили ему создать разнообразные по технике исполнения и сюжетам работы (картины, рисунки, иллюстрации), в которых нет «ничего надуманного, фальшивого, подчеркнутого»3.
Яркий колорит древнерусской жизни, красочность нарядов, архитектура наших старинных городов, эпические характеры людей далекого прошлого — вот что характерно для творчества художника. В его акварелях и холстах предстают самые значимые события отечественной истории, важнейшие этапы в развитии государства. Историко‑этнографические зарисовки мастера и художественно‑изобразительное прочтение им родной истории позволяют нам воочию представить повседневную жизнь русских людей XVI–XVII веков. Исторические полотна Лебедева, по словам И. Н. Крамского, «предлагали зрителю намотать себе что‑нибудь на ус». Они стали одновременно и подтверждением и продолжением важной мысли, высказанной в 1862 году И. Е. Забелиным: «Выводы науки, даже события современной жизни с каждым днем все больше раскрывают истину, что домашний быт человека есть среда, в которой лежат зародыши и зачатки всех так называемых великих событий его истории, зародыши и зачатки его развития и всевозможных явлений его жизни, общественной и политической или государственной. Это в собственном смысле историческая природа человека, столько же сильная и столько же разнообразная в своих действиях и явлениях, как природа его физического существования». К. А. Савицкий считал, что Лебедев «главенствовал в развитии исторического жанра».
Однако Клавдий Васильевич также был выдающимся церковным живописцем, о чем и пойдет речь в данной статье.
Главным событием в творческой биографии К. В. Лебедева стала роспись Вознесенского собора в Ельце (совместно с товарищем по передвижническому цеху академиком Алексеем Ивановичем Корзухиным). Реализацией елецкого проекта Константина Тона, известного авторством храма Христа Спасителя в Москве, с 1845 года занимался архитектор Александр Степанович Каминский4. В 1877 году начались штукатурные работы, а потом за дело взялись художники. Поистине титанический труд длился шесть лет. Только в храмовой части насчитывается более 220 стенных росписей, живописных полотен, икон. Росписи верхнего купола, парусов, стен над иконостасом, верхний ряд икон в самом иконостасе и центральный образ — «Распятие Христа» — принадлежат кисти А. И. Корзухина. Остальное выполнено К. В. Лебедевым. Он заполнил два нижних яруса центрального, написал иконы для левого и правого иконостасов, расписал стены и столбы храмовой части собора.
Работал художник и над иконостасом болгарской церкви первомученика Стефана в Стамбуле. Этот храм с момента его освящения (1849) стал значимым местом болгарского национального возрождения, одним из символов борьбы за независимость от многовекового османского ига. Именно здесь 28 февраля 1870 года был зачитан фирман султана Абдул-Азиза, в котором болгары признавались отдельным этносом с правом на автономную Церковь — Болгарский экзархат. Здесь первый болгарский экзарх Анфим в 1872 году, в день памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия, совершил литургию, во время которой состоялось торжественное провозглашение Болгарской Церкви автокефальной. Пострадавшее от пожара деревянное здание церкви в 1890‑х годах перестроили. В проектировании и строительстве нового храма приняли участие армянский архитектор Ховсеп Азнавур и австрийская компания, изготовившая металлоконструкции. Колокола отливались на ярославской фабрике Петра Оловянишникова, иконостас создавался московской фирмой Николая Ахапкина, а иконы написал К. В. Лебедев. В 1898 году экзарх Иосиф освятил храм, до 1912 года являвшийся главным кафедральным собором экзархата.
Это только два известных факта участия К. В. Лебедева в создании художественного убранства православных храмов. Хранящиеся в Церковно‑археологическом кабинете Московской духовной академии материалы позволяют проследить церковно‑живописный путь художника.
В настоящее время в собрании ЦАК МДА находится более ста созданных К. В. Лебедевым в 1877–1906 годах эскизов и рисунков для росписей храмов, в том числе елецкого Вознесенского собора и церкви первомученика Стефана. Это карандашные рисунки, акварели, гуашь, масло на бумаге, картоне, холсте. Большая часть работ не датирована, но имеет авторские подписи и комментарии.
Рисунки, акварели и этюды маслом представляют великих подвижников Русской Православной Церкви (равноапостольный Великий князь Владимир, равноапостольная княгиня Ольга, благоверные князья Борис и Глеб, Андрей Боголюбский, Михаил Тверской), общехристианских святых (великомученица Варвара, преподобная Мария Египетская, святитель Николай, мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София, мученица Александра, великомученица Анастасия Узорешительница). Все они могли быть использованы в дальнейшей работе над иконами и стенными росписями. Для монументальных храмовых фресок были созданы эскизы образов четырех евангелистов, архангела Гавриила и архистратига Михаила.
Имеются эскизы к самым разным иконам. Среди нескольких изображений Спасителя есть «Господь Вседержитель», выполненный в иконописной традиции «Великий Архиерей», с элементами редкой поздней иконографии «Царь Царем». Великолепное владение техникой рисунка позволило художнику создать мощнейший и динамичный образ Саваофа в момент творения мира.
В коллекции ЦАК МДА сохранились хорошо проработанные эскизы фигур апостолов (масло на холсте, наклеенном на картон) — Петра, Андрея, Иакова, Фомы, Варфоломея. Двунадесятые праздники воплотились в карандашных рисунках на бумаге и картоне (Преображение, Вознесение Господне, Сошествие Святого Духа на апостолов, Успение Пресвятой Богородицы).
Попутно отметим также, что К. В. Лебедев был известен и как прекрасный художник‑график, принявший участие в создании изобразительного ряда к историческим романам А. К. Толстого, П. Н. Полевого, Л. Г. Жданова, а также русской классики — произведениям В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. С. Тургенева. Сотрудничая с крупнейшими российскими издателями, он способствовал созданию нового образа печатной книги.
Вернемся, однако, к нашей основной теме.
В начале XX века, имея за плечами богатый опыт работы иконописца и церковного монументалиста, К. В. Лебедев приступил к иллюстрированию Библии и создал циклы сначала к книгам Ветхого, а затем и Нового Завета, опубликованные И. Д. Сытиным6. Спустя 80 лет в 1996 году журнал «Наше наследие» представил частную коллекцию, в которой хранятся 94 акварели Лебедева на библейские сюжеты7. Согласно описаниям, они выполнены на серой французской бумаге размером 30х47 см и имеют подписи‑отсылки к библейским текстам, а степень их сохранности и «отсутствие технологических повреждений» говорят о том, что данный цикл так и не попал к издателю8. Товарищество И. Д. Сытина литографировало и отпечатало 60 акварелей другого цикла.
Композиции всех иллюстраций решены с большим мастерством, свободны и энергичны как по рисунку, так и по живописи. В них присутствует академическая традиция, ощущаются приемы церковного монументального искусства. При создании этого самого крупного своего цикла цветных иллюстраций К. В. Лебедев использовал опыт А. А. Иванова, В. Д. Поленова, М. В. Нестерова. Ориентировался он и на двухтомное издание Г. Доре, чрезвычайно популярное в XIX веке. «Лебедевские акварели близки Доре по различной стилистике интерпретаций событий Ветхого и Нового Заветов: иллюстрации к Ветхому Завету — драматичны, это многофигурные композиции, сцены битв и поединков; тут, как и Доре, Лебедева привлекают драмы и битвы ветхозаветной истории, действие сильных страстей. <…> Если листы к Ветхому Завету эскизны, намечают лишь главные узлы композиций, светотеневое и пространственное решение, иллюстрации к Новому Завету значительно более академичны, статичны, следуют за традиционными иконографическими канонами. Заметно, что иллюстрации к Ветхому и Новому Заветам отличаются разной степенью законченности и проработанности деталей. <…> Работы К. Лебедева можно считать стремлением мастера к адекватному отражению <…> текста. <…> [Его] акварели сохраняют связи с многовековой традицией изобразительной трактовки «Великой книги»9.
Иллюстрации к Библии К. В. Лебедев создавал в 1908–1909 годах. В итоге появилось около 100 листов, из которых 60 должны были представлять сюжеты Ветхого Завета. Но для публикации художник оставил только 43. 10
Поиски в архивах и музеях, помощь сотрудников ЦАК МДА позволили найти и атрибутировать еще 20 лебедевских акварелей библейского цикла, выполненных на картоне (или белой бумаге, наклеенной на картон) карандашом, акварелью и гуашью. Плохая степень их сохранности (многие имеют технологические дефекты, образующиеся на оригинале при переводе его на камень) позволяет высказать предположение, что это те самые работы, которые в свое время выкупил у художника для публикации И. Д. Сытин. Ветхий Завет представлен здесь всего двумя сюжетами: Каин и Авель и пророки Илия и Елисей. Среди сюжетов Нового Завета — Рождество Пресвятой Богородицы, Благовещение, Рождество Христово, Поклонение волхвов, Указ Ирода об избиении младенцев, Проповедь Иоанна Крестителя, Господь Иисус зовет рыбаков Андрея и Петра, Беседа с фарисеями, Христос среди народа, Исцеление расслабленного в Капернауме, Отречение святого Петра, Суд над Христом у первосвященника, Погребение Господа, Воскресение Христово, Спасение утопающих апостолом Павлом и другие.
Сегодня на страницах «Московского журнала» впервые публикуются работы Клавдия Васильевича Лебедева, представляющие его как церковного художника.
____________________
1 Маковский В. Е. К. В. Лебедев [некролог] // Нива. 1916. № 50. С. 821.
2 Творческая биография К. В. Лебедева уже была представлена на страницах «Московского журнала» (см.: Аксенова Г. В. Непревзойденный рассказчик // Московский журнал. 2004. № 6. С. 29–32).
3 Маковский В. Е. Указ. соч. С. 822.
4 Подробнее см.: Горлов В. П., Новосельцев А. В. Елец веками строился. Липецк, 1993. С. 277–287.
5 Толстой А. К. Князь Серебряный. М., 1892; Полевой П. Н. Исторические рассказы и повести. СПб., 1892; Он же. Корень зла. СПб., 1899; Он же. Избранник Божий. СПб., 1899; Он же. Отголоски старины. СПб., 1900; Жданов Л. Г. Царь Иоанн Грозный. СПб., 1904; Он же. Царь и опричники. СПб., 1911.
6 Лебедев К. В. Картины по Священной истории Ветхого Завета. Вып. 1. М., 1911–1912; Он же. Альбом картин, посвященных истории Нового Завета. М., 1916.
7 Пушкарев В. А. Незабытые картины // Наше наследие. 1996. № 38. С. 122. Справочная статья в каталоге Третьяковской галереи дает сведения о создании около 100 листов (см.: ГТГ. Каталог собрания. Живопись второй половины XIX века. Книга первая (А–М). М., 2001. С. 339).
8 Пушкарев В. А. Указ. соч.
9 Карпова Т. Ветхий и Новый Завет в иллюстрациях Клавдия Лебедева // Наше наследие. 1996. № 38. С. 123–125.
10 Пушкарев В. А. Указ. соч.