RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Анонсы

16 октября

Лекция «Семь малоазийских церквей – адресаты духовных посланий», Москва

16 октября

Лекция «Шумаевский крест – собрание шедевров», Москва

23 октября

Лекция «Новый Иерусалим и Шумаевский крест. Кальварии царя Алексея Михайловича», Москва

23 октября

Лекция «Пророк Моисей и его путь», Москва

23 октября

Лекция «Чтимые иконы Константинополя», Москва

30 октября

Лекция «Шумаевский крест - Святая Земля царя Алексея Михайловича», Москва

30 октября

Лекция «Агнец – один из древнейших символов жертвы и победы», Москва

6 ноября

Лекция «Царь Давид – псалмопевец и воин», Москва

6 ноября

Лекция «Святыни храма Богоматери Влахернской», Москва

13 ноября

Лекция «Видение Вседержителя на престоле. Небесная литургия», Москва

17-18 ноября

Всероссийская научная конференция «Рождение Царства. Искусство эпохи Василия III», Москва

17-18 ноября

IX научные чтения «Россия. Грузия. Христианский Восток. Духовные и культурные связи», Москва. Прием заявок до 15 октября

22-26 ноября

Международная научная конференция «Связь времен: итоги и перспективы. К 100-летию Русской Зарубежной Церкви», Белград

27 ноября

Лекция «Мудрость царя Соломона», Москва

4 декабря

Лекция «Книга с семью печатями. Снятие печатей», Москва

9 декабря

Конференция «Герменевтика христианского текста в литературе и языке», Москва

Россия на карте Востока

Летопись

16 октября 1859 завершилась 3-х месячная научная экспедиция П.И. Севастьянова и архим. Антонина (Капустина) на Афоне

17 октября 1820 родился игумен Свято-Пантелеевского монастыря на Афоне Макарий (Сушкин), почетный член ИППО

18 октября 1009 по приказу египетского султана Аль-Хакима был разрушен храм Гроба Господня и другие христианские храмы Иерусалима

Соцсети


Евангельский цикл В.Д. Поленова
"Из жизни Христа"

Пейзажи — лучшее в наследии В. Д. Поленова, но сам художник мечтал пойти дальше. Он лелеял грандиозный замысел — продолжить дело А. А. Иванова (автора знаменитой картины «Явление Христа народу») и «…создать Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди народа».

«Я несказанно люблю евангельское повествование, – писал Поленов в 1897 году, в преддверии непосредственной работы над евангельским циклом, – люблю этот наивный, правдивый рассказ, люблю эту чистую и высокую этику, люблю эту необычайную человечность, которой насквозь проникнуто все учение, наконец, этот трагический, ужасный, но в то же время и грандиозный конец…» 

Для правдивого воссоздания исторической обстановки, в которой происходили события, связанные с жизнью и деяниями Иисуса Христа, Василий Поленов в 1881-1882 годах предпринял путешествие по Египту, Сирии, Палестине, заехал по пути в Грецию. Он создал множество этюдов, изучал характер местности и этнографические типы, архитектурные сооружения в их соотношении с окружающей природой. В 1899 году совершил вторую поездку на Восток.

Серию "Из жизни Христа" художник считал «главным трудом своей жизни». Образы Христа и его сподвижников дополняет мастерски исполненный пейзаж. Этому способствовали путешествия художника на Восток, по местам евангельского предания. В своем цикле Поленов оживляет «патриархальный золотой век» Галилеи. Сам художник называл свой этюдный материал «Путь Христа в пейзажах». Христос, погруженный в прекрасный мир природы, изображен скорее как мудрец, достигший высоты и равновесия духа, что неоднозначно воспринимается с богословской точки зрения.

Из письма В. Д. Поленова Л. Н. Толстому: „Рядом с живописной работой идет у меня и письменная, или литературная; называется она „Иисус из Галилеи“. Это свод в одно целое евангельских текстов и других новозаветных сказаний о Христе, снабженных моими примечаниями. В этих примечаниях я стараюсь пояснить то, что мне кажется неясным, стараюсь собрать исторические данные как о действующих лицах, так и о книгах, содержащих эти повествования; читая современные исследования об евангелиях, я делаю выписки и заметки,— все это вместе составляет дополнительное приложение к евангельскому своду, а мои картины служат главным образом изображением природы и обстановки, в которой совершались евангельские события“.

В настоящее время серия разбросана по разным музеям и частным коллекциям, судьба некоторых картин неизвестна.

С искусствоведческим анализом творчества можно познакомиться в специальном разделе Статьи о творчестве В.Д. Поленова. В этом разделе представлены репродукции его евангельского цикла. Начало циклу положило полотно "Христос и грешница", в нашей подборке оно выделено в отдельную страницу, также разделены детские годы Иисуса, его жизнь среди народа и страстные страдания.

Тэги: Поленов В.Д., Евангелие в живописи, изобразительное искусство

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню