RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Анонсы

23 марта

Лекция «Прощеное воскресение. Изгнание Адама из Рая», Москва

30 марта

Лекция «Образ святого Димитрия Солунского в византийском и древнерусском искусстве», Москва

30 марта

Лекция «Неделя Торжества Православия», Москва

31 марта

Лекция «Земная жизнь Христа», Москва

3 апреля

Лекция «Закат Древней Руси и образ Христа», Москва

6 апреля

Лекция «Святые Великого поста», Москва

13 апреля

Лекция «Середина Великого поста – Крестопоклонная неделя», Москва

13-15 апреля

55-й весенний симпозиум по византийским исследованиям, тема «Правосудие в Византии», Великобритания

14 апреля

Лекция «События Страстной недели», Москва

20 апреля

Онлайн-конференция «Священные дни в раннем и средневековом христианстве», Крит

28 апреля

Лекция «Воскресение и Страшный суд», Москва

18 мая

Лекция «Салоники – город византийских храмов», Москва

3-4 июня

Конференция «Князья, иерархи и люди Древней Руси между властью, повседневностью и храмом», Санкт-Петербург

Россия на карте Востока

Летопись

19 марта 1884 на общем собрании ИППО казначеем назначен С.Д. Лермонтов

19 марта 1894 в Иерусалиме составлено духовное завещание начальника Русской Духовной Миссии архим. Антонина (Капустина)

19 марта 1895 в Смоленске открыт отдел ИППО

Соцсети


Религиозные сюжеты в творчестве В.И. Сурикова. Репродукции


Искушение Христа.
Василий Иванович Суриков. 1872 г. Бумага на картоне, уголь, белила. 68 x 50 см
Академическая программа.
Государственный Русский музей, С.-Петербург

Саломея приносит голову Иоанна Крестителя своей матери Иродиаде.
Василий Иванович Суриков. 1872 г. Холст, масло. 89 x 71 см.
Академическая композиция.
Государственный Русский музей, С.-Петербург
В 1873 году Суриков получил за эту композицию премию в 25 рублей.


Богач и Лазарь.
Василий Иванович Суриков. 1873 г.
Академическая композиция.
 Санкт-Петербург. Государственный Русский музей
В 1873 году Суриков получил за эту работу премию в 75 рублей.


Милосердный самаритянин.
Василий Иванович Суриков (1848-1916). 1874 г. 140x210.
Художественный музей имени В. И. Сурикова, Красноярск

4 ноября 1874 года за картину «Милосердный самаритянин» Суриков получил малую золотую медаль. Картина экспонировалась на академической выставке того же года; была подарена Суриковым П. И. Кузнецову, меценаиу, который оплатил обучение автора в Академии художеств.


Пир Валтасара.
Василий Иванович Суриков. 1874 г. Холст, масло, 81х140.
Академический эскиз.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Пир Валтасара.
Суриков В. И. 1874 г. Холст, масло, 81х140.
Государственный Русский музей

4 марта 1874 года Суриков получил денежную премию (100 рублей) за эскиз «Пир Валтасара».
Рисунок Сурикова с эскиза «Пир Валтасара» был гравирован на дереве К. Крыжановскнм и помещен в журнале «Всемирная иллюстрация», 1875, № 339, с. 8-9. Пояснение к репродукции заканчивалось словами: "...от молодого таланта, умеющего заключать так много смысла и идей в рамку срочного эскиза, вправе ожидать мы многого в будущем".


Нерукотворный образ ("Посол Авгаря, князя Эдесского к Иисусу Христу").
В. Суриков. 1872 г. Холст, масло. 54 x 86 см
Академический эскиз.
Государственный Русский музей, С.-Петербург
28 октября 1872 года Суриков получил премию в 25 рублей за эскиз "Посол Авгаря, князя Эдесского к Иисусу Христу". По этому эскизу им была написана картина того же названия.


Изгнание торгующих из храма.
В. Суриков. 1873  г. Холст, масло. 78 x 118 см
Академическая композиция.
Санкт-Петербург. Государственный Русский музей
В 1873 году Суриков получил за эту работу премию в 50 рублей.

И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, – дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников. Евангелие от Матфея


Борьба добрых духов со злыми.
Суриков Василий Иванович. 1875 г. Бумага, уголь, сангина.
Академическая программа.
Государственный Русский музей, С.-Петербург

21 февраля 1875 г. за этот эскиз Суриков был удостоен премии в 100 рублей


Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста.
Суриков Василий Иванович. 1875 г. Холст, масло. 142 x 218,5.
Государственная Третьяковская галерея
Программная работа была выполнена на большую золотую медаль. Конкурировали В.И. Суриков, Н.П.Загорский, И.Н.Творожников и Н.К. Бодаревский, но никому из конкурентов большая золотая медаль присуждена не была.


Апостол Павел перед судом иудейского царя Агриппы и римского проконсула Феста.
Литография с картины В.И. Сурикова. 1876. Бумага. Размер: 29 х 49 см. Паспарту: 36,4 х 60 см.
Санкт-Петербург, Типография А. М. Котомина и Ко. 

***

По окончании Академии художеств Сурикову было поручено написать на хорах строящегося в Москве Храма Христа Спасителя четыре больших фрески (402x363) на темы Первого, Второго, Третьего и Четвертого Вселенских соборов. Для предварительной работы над эскизами Сурикову, по его просьбе, была предоставлена мастерская в Академии художеств. Работа протекала под контролем специальной комиссии, что препятствовало осуществлению первоначальных замыслов художника, ограничивало его творческие возможности, вынуждало идти на уступки официальным требованиям. Работы по росписи храма Христа Спасителя Суриков закончил летом 1878 г.

Одна из этих фресок, изображающая Четвертый Вселенский собор, была сохранена после разборки храма, и передана в Музей истории религии и атеизма Академии наук СССР (сейчас Государственный музей истории религии), располагавшийся тогда в Казанском соборе в Ленинграде. Четыре первоначальных эскиза - 1, 2, 3, 4-й Вселенские соборы (30х32), подписанные Суриковым, исполнены маслом в 1876-77 году, ныне хранятся в Государственном Русском музее, вариант эскиза к 1-му Вселенскому собору - в Государственной Третьяковской галерее.

Кроме того, есть сведения, что помимо эскизов маслом Суриков подготовил «картоны» - большие эскизы, исполненные карандашом (впоследствии с них писались картины на стене храма). Для их изготовления Академией Сурикову была предоставлена мастерская 16 марта 1877 года. Они хранились в семье художника. Возможно, в настоящее время находятся в частных коллекциях.


Первый Вселенский Собор.
Василий Иванович Суриков. 1876 г. Холст на картоне, масло, 33,9 х 32,3.
Эскиз росписи в верхней части стены на хорах храма Христа Спасителя в Москве.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Первый Вселенский Никейский Собор.
Василий Иванович Суриков. 1876-77 г. Бумага на картоне, масло, 47 х 35.
Эскиз к росписи Храма Христа Спасителя
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Второй Вселенский Константинопольский Собор.
Василий Иванович Суриков. 1876 г. Холст на картоне, масло, 30,5 х 32 см
Эскиз росписи в нижней части северной стены га хорах храма Христа Спасителя в Москве
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Третий Вселенский Эфесский Собор.
Василий Иванович Суриков. 1876 г. Холст на картоне, масло, 33,6 х 32,2.
Эскиз росписи в верхней части южной стены на хорах храма Христа Спасителя в Москве
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Четвертый Вселенский Халкидонский Собор.
Василий Иванович Суриков. 1876 г. Холст на картоне, масло. 30 x 32 см.
Эскиз росписи в нижней части южной стены на хорах храма Христа Спасителя в Москве
Государственный Русский музей, С.-Петербург


Четвёртый Вселенский Халкидонский собор.
В.И. Суриков. 1877 г. Фреска.
Государственный музей истории религии


Второй Вселенский Константинопольский Собор.
В.И. Суриков. 1876-1878-е годы. Бумага, итальянский и графитный карандаши, 134х109 см.
Эскиз росписи для Храма Христа Спасителя в Москве
Частная коллекция


Четвёртый Вселенский Халкидонский Собор.
Суриков Василий Иванович (1848-1916). 1876-1878-е годы. Бумага, итальянский и графитный карандаши, 140х110 см.
Эскиз росписи для Храма Христа Спасителя в Москве

На обороте присутствуют номера, свидетельствующие об экспонировании произведений на юбилейных выставках В.И.Сурикова в залах ГТГ в 1937 и 1948 годах.

Вслед за эскизами маслом (в связи с требованиями Комиссии по строительству храма), Суриков подготовил так называемые «картоны» - большие эскизы, исполненные карандашом (впоследствии с них писались картины на стене). Все четыре «картона» к четырем Вселенским Соборам работы В.И.Сурикова находились в своё время в собрании семьи художника. Они были представлены в экспозициях юбилейных выставок В.И. Сурикова в 1937 и 1948 годах в залах ГТГ (вошли в каталоги выставок). Неоспоримым доказательством экспонирования на этих выставках данных эскизов служат номера, проставленные на оборотах этих рисунков: 02987 и 028495 (Второй Вселенский Собор), 02986 и 028496 (Четвертый Вселенский Собор). Данные номера полностью соответствуют документации Отдела учета ГТГ. В период работы выставки 1937 года работы были сфотографированы. Ныне фотографии хранятся в Отделе Фотодокументов ГТГ. Данные фотографии эскизов росписи воспроизведены в монографии: В.С. Кеменов. «В.И. Суриков. Историческая живопись 1870-1890-х годов». М., 1987, стр.85 и стр.89. На основании полной идентичности рисунков с указанными фотографиями, можно с уверенностью утверждать, что представленные произведения – этюды, исполненные В.И. Суриковым для росписи в Храме Христа Спасителя. Антикварные сезоны


Богословский диспут на одном из семи Вселенских соборов.
Суриков Василий Иванович (1848 - 1916). 1899 г. Бумага, графитный карандаш, гуашь. 32 x 44 см
Частное собрание

***


Исцеление слепорожденного Иисусом Христом.
Василий Суриков. 1888-1893 гг. Холст, масло. 162х107.
Музей Свято-Троицкой Сергиевой лавры, Сергиев Посад Московской области
(Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии).
Дар Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I 1956 г. Подпись с датой справа внизу.

Начатая Суриковым в 1888 году работа над картиной "Исцеление слепого Иисусом Христом", в период душевного смятения, упоминается им впервые в письмах 1892-1893 годов. В дальнейшем, отвечая В. А. Никольскому на вопрос, где эта картина находится, коротко сообщает: "Она у меня" (No211). Можно предполагать, что произведение, которое оставалось у художника до конца жизни, имело для него особый смысл, поскольку создание его было связано с глубоко личными тяжелыми переживаниями после смерти жены. 


Благовещение.
Василий Суриков. 1914 г. Холст, масло. 160 x 206.
Художественный музей имени В. И. Сурикова, Красноярск

Для "Благовещения" Сурикову позировал Н. С. Ченцов. Василий Иванович писал его руки. Суриков так трактовал "Благовещение": "В протянутых руках Гавриила должна быть земная страсть, хотя он и архангел. Не надо забывать, что мужем Марии был старец, а у нее все же родился сын" (Г.А. Ченцова).

Выставленная в 1915 году на ХII выставке Союза русских художников картина не вызвала восторга критиков и коллег. По версии искусствоведов, причина в том, что Суриков к тому времени был признанным мастером исторических полотен. Художник-реалист обошелся без привычных для изображения Благовещения деталей — лилии, веретена и Библии в руках Девы Марии. Радость встречи и величие момента подчеркнуто теплом золотого сияния.


Мария.
Суриков В.И. 1914 г. Холст, масло. 89х50,5.
Этюд к картине "Благовещение".
Красноярский художественный музей им. В.И. Сурикова


Голова Марии.
В.И. Суриков. Этюд к картине "Благовещение".1914 г. Холст, масло.
Музей-усадьба. В.И. Сурикова в Красноярске

В собрании Музея-усадьбы представлены этюды к большинству знаменитых полотен Сурикова. Один из них - "Голова Марии" к картине "Благовещение", последней большой картине Василия Ивановича, законченной в 1914 году. Этот этюд был подарен музею правнуком Сурикова Н.С. Михалковым в 150-ю годовщину со дня рождения Василия Ивановича, и на сегодняшний день является последним живописным произведением художника, поступившим в фонды.


Голова Марии.
Василий Иванович Суриков. 1913-1914 гг.
Этюд к картине "Благовещение" (1914)


Гравюра на стали с картины В.Л. Боровиковского "Благовещение" была издана в сер. XIX века, напр., в альбоме Н. Кукольника "Картины русской живописи" 1846 г., М.О. Вольфа, 1862 г.


Благовещение (с гравюры с картины В. Л. Боровиковского).
В.И. Суриков. 1866 г. Бумага, акварель.
Музей-усадьба В.И. Сурикова в Красноярске

Важным этапом в постижении Суриковым техники рисунка было копирование работ известных художников. Учитель Василия Ивановича Н.В. Гребнев приносил ему гравюры с классических произведений для копирования. Процесс этот развивал в нем творческое начало. Одной из нескольких копированных работ в собрании нашего музея является акварель «Благовещенье». Очень миниатюрная и тонкая по своей технике. Каждую линию и складку художник прописывает с большой любовью и старанием. Образ для акварели позаимствован у Владимира Лукича Боровиковского, но краски Суриков добавляет «от себя». И только приехав в столицу, художник «познакомился» с первоисточником: «Я по приезде в Петербург сейчас же пошел в Казанский собор – Боровиковского посмотреть, ведь похожи краски у меня - угадал».

Тэги: изобразительное искусство, Ветхий Завет в живописи, Евангелие в живописи, Суриков В.И.

Ещё по теме:

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню