RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Анонсы

22 февраля

Лекция «Иконы Богородицы на византийской периферии X–XII веков (Балканы, Грузия, Древняя Русь)», Москва

1 марта

Лекция «Прощеное воскресение. Изгнание Адама из Рая», Москва

8 марта

Лекция «Неделя Торжества Православия», Москва

15 марта

Лекция «Святые Великого поста. Святитель Григорий Палама», Москва

17 марта

Конференция «Богословская мысль и аскетические практики в Поздней Византии: новые горизонты исследования», Москва

22 марта

Лекция «Середина Великого поста – Крестопоклонная неделя», Москва

12 апреля

Лекция «Предчувствие Пасхи. Воскрешение Лазаря – Вход в Иерусалим», Москва

19 апреля

Лекция «Иконография Страстной седмицы», Москва

26 апреля

Лекция «Лучезарная Пасха. Сошествие во ад – Воскресение Христово», Москва

17 мая

Лекция «Вознесение Господне», Москва

31 мая

Лекция «Иконография Святой Троицы», Москва

20-25 октября

Конференция «Наследие Первого Вселенского собора: единство Предания и вызовы эпох», Москва и Санкт-Петербург. Заявки до 15 сентября 2025

Россия на карте Востока

Летопись

22 февраля 1828 родился Д.Д. Смышляев, первый уполномоченный ИППО в Иерусалиме и Перми, почетный член ИППО

22 февраля 1888 преподаватель КДА А.А. Дмитриевский отправился с научными целями из Иерусалима на Синай

22 февраля 1959 в Иерусалиме скончался игум.Серафим (Кузнецов), доставивший из Алапаевска на Святую Землю останки вел.кн. Елизаветы Федоровны

Соцсети


«Спас Нерукотворный» сказочного художника

Цикл "Искусствовед рассказывает" представляет выставку «Русское религиозное искусство XVIII – начала XX веков в собрании Радищевского музея»

Виктор Михайлович Васнецов - один из любимейший русских художников. Кто не любит его милую Алёнушку и могучих Богатырей?! Но немногие знают, что Васнецов – одна из ключевых фигур русской религиозной живописи рубежа XIX-ХХ веков. Художник участвовал в оформлении Владимирского собора в Киеве, собора Спаса-на-крови в Петербурге, храма-памятника Св. Александра Невского в Софии. Опираясь на древнюю традицию, он создал образы, в которых отразились и опыт реалистической живописи, и мировосприятие своего времени.

Центральное место в религиозном творчестве Васнецова занимает образ Христа. Если работу над росписями художник воспринимал как «путь к свету», то лик Спасителя являл собой «самый центр этого света». В нём Васнецов видел наивысшую красоту и величайшее добро и стремился найти наиболее точную художественную форму для передачи совершенства его образа.


Нерукотворный Спас.
Васнецов Виктор Михайлович. 1895 г. Холст, масло, 55х42,5.
Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева

На выставке экспонируется образ «Спас Нерукотворный», созданный художником в 1895 году. Написанный в технике масляной живописи на холсте, он следует древнерусскому канону создания священного изображения. В том числе имитирует части иконной доски: ковчег – центральная часть иконы, поля – обрамление ковчега, лузга – полоска, отделяющая поля от ковчега.

Два печальных и прекрасных ангела держат плат с ликом Христа. Они выражают идею соборного сопредстояния ангельских ликов и людей Нерукотворному Образу. Взгляд Христа полон скорби и надежды, спокойствия и внутренней энергии. Произведение привлекает внимание благородством цветовых сочетаний: глухой тёмно-зелёный цвет полей эффектно подчёркивает золотое сияние нимбов и орнаментированной полоски, окаймляющей ковчег.

С 1890-х годов художник часто обращался к этому образу, в котором отразились его личные переживания за судьбу России и ее народа в эпоху войн и революций. Спас Нерукотворный появляется на стяге-хоругви от русских художников на гроб умершего в 1894 году императора Александра III, на надвратной иконе собора Спас-на-водах в Санкт-Петербурге (храма-памятника погибшим морякам в Цусимском сражении), а также на кресте-памятнике на месте убийства вел. кн. Сергея Александровича в Московском Кремле.

«Спас Нерукотворный» кисти В.М. Васнецова – одно из нескольких великолепных произведений мастера, представленных на выставке «Русское религиозное искусство XVIII – начала XX веков в собрании Радищевского музея». В залах музея можно увидеть образ «Богоматерь Фёдоровская» его кисти, а также монументальное полотно «Несение креста», которое является оригиналом для наружной мозаики храма Спаса-на-крови в Петербурге. Все эти произведения впервые представлены публике.

Приклонская Вероника Викторовна - заведующая отделом Радищевского музея

Радищевский музей

Тэги: Васнецов В.М., изобразительное искусство, Евангелие в живописи

Ещё по теме:

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню