RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Анонсы

23 марта

Лекция «Прощеное воскресение. Изгнание Адама из Рая», Москва

30 марта

Лекция «Образ святого Димитрия Солунского в византийском и древнерусском искусстве», Москва

30 марта

Лекция «Неделя Торжества Православия», Москва

31 марта

Лекция «Земная жизнь Христа», Москва

3 апреля

Лекция «Закат Древней Руси и образ Христа», Москва

6 апреля

Лекция «Святые Великого поста», Москва

13 апреля

Лекция «Середина Великого поста – Крестопоклонная неделя», Москва

13-15 апреля

55-й весенний симпозиум по византийским исследованиям, тема «Правосудие в Византии», Великобритания

14 апреля

Лекция «События Страстной недели», Москва

20 апреля

Онлайн-конференция «Священные дни в раннем и средневековом христианстве», Крит

28 апреля

Лекция «Воскресение и Страшный суд», Москва

18 мая

Лекция «Салоники – город византийских храмов», Москва

3-4 июня

Конференция «Князья, иерархи и люди Древней Руси между властью, повседневностью и храмом», Санкт-Петербург

Россия на карте Востока

Летопись

19 марта 1884 на общем собрании ИППО казначеем назначен С.Д. Лермонтов

19 марта 1894 в Иерусалиме составлено духовное завещание начальника Русской Духовной Миссии архим. Антонина (Капустина)

19 марта 1895 в Смоленске открыт отдел ИППО

Соцсети


«Нет на Руси для художника святее и плодотворнее дела, как украшение храма»

Религиозное творчество Виктора Васнецова возвращается публике во всей своей полноте

Талантливый живописец, график, сценограф, декоратор и архитектор Виктор Михайлович Васнецов родился 170 лет назад, 3 (15) мая 1848 года, в селе Лопиял Уржумского уезда Вятской губернии. Отец его, Михаил Васнецов, был сельским священником. Выросший в религиозной семье, Виктор Васнецов хорошо знал русскую историю и культуру, народные обычаи и поверья, всю жизнь изучал деревенские песни и сказки. В 1862 году он окончил духовное училище, а затем Вятскую духовную семинарию, где изучал иконопись.

Не только сказки и былины

Имя Васнецова было хорошо известно как в дореволюционной России, так и при советской власти, однако эта известность имела свою специфику. Если до революции его знали в первую очередь как религиозного художника, то позже этот аспект отступил на второй план и Виктор Михайлович стал широко известен как гениальный автор былинно-сказочных сюжетов и исторических полотен. Однако главным поприщем Васнецова была религиозная живопись, которой он посвятил много лет. Он верил, что «нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела, как украшение храма – то уже поистине дело народное, и дело высочайшего искусства».

Васнецов сделал действительно много для Русской православной церкви. «Мое искусство – свеча, зажженная перед ликом Господа, – писал он. – Я не отвергаю искусство вне церкви. Искусство должно служить всей жизни, всем лучшим сторонам человеческого духа – где оно может. Но в храме художник соприкасается с самой положительной стороной духа – с человеческим идеалом. Нужно заметить, что если человечество до сих пор сделало что-нибудь высокое в области искусства, то только на почве религиозных представлений». Из его письма Стасову в 1898 году: «Что касается религиозной моей живописи, то также скажу, что я, как православный и искренно верующий русский, не мог хоть копеечную свечку поставить Господу Богу, может быть, свечка эта из грубого воску, но поставлена она от души».

Васнецов стал официально признанным мастером церковных росписей. Академия художеств поручила ему организовать иконописную мастерскую. Открытие ее, однако, не состоялось, так как Васнецов настаивал на ее открытии в Москве, в то время как руководство академии предлагало Петербург.

Выставки религиозно-церковной живописи Васнецова в дореволюционной России устраивались неоднократно в Москве и Петербурге и вызывали повышенный интерес у зрителя. От этих выставок художник лично себе почти не оставлял выручки. Так, после выставки в 1910 году религиозных работ в Историческом музее весь доход был пожертвован художником на нужды музея по приобретению памятников древнерусской культуры, предметов искусства, литературы и т.д.


Росписи Владимирского собора в Киеве – лучшие образцы религиозной живописи Васнецова. Виктор Васнецов. Искушение Евы змием. XIX век. Владимирский собор, Киев

Религиозная живопись великого художника украшала в дореволюционные годы православные храмы как в России, так и за рубежом. К настоящему времени некоторые храмы с росписями Васнецова оказались на территории иностранных государств. Одним из них является Свято-Владимирский собор в Киеве. 10 лет работал Васнецов над росписью Владимирского собора. В результате гигантского труда художником были созданы шедевры, поражавшие воображение: «Христос Вседержитель» с раскрытым Евангелием в левой руке и поднятой для благословения правой со скрещенными пальцами – в куполе храма; «Богоматерь с младенцем» – в апсиде над алтарем; композиция «Страшный суд» над входом на хоры. Главные тематические фрески раскрывали Крещение Руси и крещение князя Владимира. В центральной, левой и правой частях собора находился триптих «Радость праведных о Господе» и «Бог Саваоф».

Владимирский собор был в те годы «главным центром национального русского искусства». Император Александр III ждал с нетерпением окончания работ и собирался присутствовать на его освящении, но неожиданная кончина царя в октябре 1894 года помешала этому. Освящение Владимирского собора состоялось 20 августа 1896 года.

Содружество подвижников

Первый опыт религиозной живописи Васнецов получил в имении купца Саввы Мамонтова в Абрамцеве. Вместе с художником Василием Поленовым он выступил автором проекта построенного в имении храма Спаса Нерукотворного, стилизованного под старину с элементами различных школ средневековой русской архитектуры. Освящение храма состоялось в 1882 году.


При возведении храма Спаса Нерукотворного в Абрамцеве Васнецов выступил как автор архитектурного проекта. Фото Юрия Кепы

Работая наряду с другими художниками (Ильей Репиным, Василием Поленовым, Марком Антокольским), Васнецов исполнил в храме наибольшее количество росписей. Им были написаны образ Богоматери (1882 год), а также образ Сергия Радонежского в полный рост (1881 год). Опыт работы в Абрамцеве стал для художника откровением и повлиял на всю его дальнейшую жизнь.

Жизнь и творчество Васнецова пришлись на пореформенную эпоху российской истории, эпоху возрождения национальной культуры, когда, по словам известного русского философа Константина Леонтьева, в России «вспыхнуло национальное чувство, которое указывало прогресс и благо в укреплении и развитии этих исторических основ. Остатки прежнего, антинационального, европейского, каким оно себя считало, были еще очень могущественны, но, казалось, шаг за шагом отступали перед новым, национальным».


Художник входил в группу тех, кто расписывал стены Спаса на Крови в Санкт-Петербурге. Фото Андрея Корзуна

Виктору Васнецову принадлежит ряд замечательных работ для храма-памятника Воскресения Христова в Петербурге – яркого образца архитектуры неорусского стиля. Сооруженный на набережной Екатеринбургского канала на месте смертельного ранения террористами 1 марта 1881 года императора Александра II, он получил также название «храм Спаса на Крови». Строительство длилось 24 года. Наружные мозаичные панно для храма Воскресения Христова созданы по рисункам и эскизам Васнецова на евангельские сюжеты.

С именем Виктора Васнецова связан еще один величественный памятник архитектуры и живописи конца XIX – начала ХХ века – Георгиевский собор в Гусь-Хрустальном, построенный в 1892–1903 годах хозяином Гусевской хрустальной фабрики Юрием Нечаевым-Мальцовым. Автором проекта храма в Гусь-Хрустальном был архитектор Леонтий Бенуа. «В этот храм, – писал он, – я хотел вложить все, что мог, и может быть, он останется лучшим из моих творений». В интерьере фасада церкви Бенуа использовал самобытные декоративные элементы древнерусского зодчества. Полотно кисти Васнецова на западной стороне церкви поражало воображение.

В 1920–1930-е годы многие живописные творения Васнецова на религиозные темы удаляли из храмов, их хоронили в запасники музеев. Этим был нанесен огромный, почти непоправимый урон национальному искусству. Полотно в Георгиевском соборе в Гусь-Хрустальном было снято, сложено в рулон и отправлено в сарай, где его случайно нашел художник Михаил Нестеров. Реставрация картины началась только несколько десятилетий спустя – 13 августа 1981 года и завершилась 20 мая 1983 года. Лишь 13 июля 1983 года работа Виктора Васнецова «Страшный суд» после сложнейшей реставрации, проведенной петербургскими (тогда ленинградскими) художниками под руководством Якова Казакова, вернулась на свое место. «Сегодня большой день в истории русской живописи, – сказал в день возвращения картины президент Академии художеств СССР Борис Угаров, – возвращено к жизни великое полотно Виктора Михайловича Васнецова».

Варшавский призрак

С именем Васнецова связано создание уникальных мозаик собора Александра Невского в Варшаве. 30 августа 1894 года была совершена торжественная закладка собора. Проект Леонтия Бенуа был выдержан в древних прототипах Владимиро-Суздальской земли, а столпообразная 70-метровая колокольня напоминала московского Ивана Великого. Одобряя проект, император Александр III сказал, что православный собор в стиле, весьма близком к греко-романскому, будет более гармонировать с общим стилем выдающихся зданий города. Здание собора было самым высоким в Варшаве. Собор имел пять куполов с квадратным основанием.

Строительство собора, который вмещал 2,5 тыс. человек, завершилось в 1900 году. Работа над интерьером велась в течение 12 лет под руководством профессора Николая Покровского. Фрески написаны Виктором Васнецовым. По его эскизам были выполнены 16 огромных мозаичных композиций. Васнецов расписал 2840 кв. м, написал 15 картин и 30 отдельных фигур. «Я начал большую и очень ответственную работу, создав графические эскизы, которые были исполнены несколько в характере «Евхаристии» Киевского Софийского собора», – говорил Виктор Михайлович осенью 1916 года. Его помощником стал художник Андрей Рябушкин. Некоторые композиции в боковых нефах написаны Михаилом Нестеровым. Васнецов выполнил 150 подготовительных картин и росписей. Часть их была приобретена Александром III, часть – меценатом Павлом Третьяковым.

Судьба варшавского собора Александра Невского оказалась трагичной. Как православный храм он просуществовал всего три года. В 1915 году Варшаву заняли немецкие войска и устроили в храме гарнизонный костел в честь святого Генриха. С куполов была снята позолота, внутри установлены орган и ряды стульев для прихожан.

В 1918 году, спустя три месяца после провозглашения независимости Польши, городские власти Варшавы приняли решение о сносе всех православных церквей города. Хотя многие польские общественные деятели высказывались за сохранение собора и превращение его в музей мартирологии польского народа, архив или гарнизонный костел.

Александро-Невский собор в Варшаве был снесен в 1924–1926 годах, и в том же 1926 году 23 июля Виктор Васнецов скоропостижно скончался в своей мастерской.

После разрушения собора из всех художественных шедевров великих русских мастеров уцелело совсем немного. Небольшой фрагмент композиции Васнецова «О Тебе радуемся, Благодатная» вместе с уцелевшим мозаичным полотном художника Николая Кошелева «Спас со строителем» благодаря усилиям православных подвижников в 1924–1926 годах был перевезен в полесский город Барановичи в построенный там в 1931 году православный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Несравненно больше повезло творениям выдающегося русского художника в Болгарии и Германии. Для внутреннего оформления собора Александра Невского в Софии Васнецовым были написаны две иконы, которые сохранились там до сих пор, – «Спаситель на престоле» и «Богоматерь с младенцем».

Воздвигнутый в 1897–1899 годах на немецкой земле в Дармштадте, православный храм Марии Магдалины также сохранил до наших дней замечательные работы Виктора Васнецова. Храм в Дармштадте построен по проекту ректора Петербургской Академии искусств профессора Альберта Бенуа на личные деньги последнего русского императора Николая II. Васнецов был автором эскизов для мозаики апсиды и наружных стен, а также богатых орнаментов на стенах и сводах и обеих хоругвей возле иконостасов. Одна из его работ – «Богоматерь, восседающая с младенцем Христом на небесном престоле в окружении ангелов». Мозаичные картины по эскизам Васнецова были воплощены художником Фроловым и доставлены в Дармштадт. Образа для иконостаса храма Марии Магдалины написаны другим русским художником – Карлом Тимолеоном Неффом и его учениками, известными по своим работам в храме Христа Спасителя в Москве и Исаакиевском соборе в Санкт-Петербурге.

Работы Виктора Васнецова представляют собой не только памятники русского национального религиозного искусства, обращенного к традиционным основам русского Средневековья, но также образцом русского модерна конца XIX – начала ХХ века, явления, которое вместило в себе разные направления художественной жизни. «Красота составляет основу всех форм мироздания» – так сам Виктор Васнецов определял формулу своего творчества.

Юлия Викторовна Кудрина – доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН.

НГ-религии

Тэги: изобразительное искусство, Евангелие в живописи, Ветхий Завет в живописи, Васнецов В.М., церковное искусство

Ещё по теме:

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню