RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Россия на карте Востока

Летопись

19 июня 1889 преставился русский игумен Пантелеимоновой обители на Афоне Макарий (Сушкин), почетный член ИППО

20 июня 1591 митр. Тырновский Дионисий вручил в Москве царю Федору Иоанновичу грамоту об учреждении Московского Патриархата с 106 подписями глав и представителей Константинопольского, Иерусалимского и Антиохийского патриархатов

20 июня 1859 путешествующий по Востоку архим. Порфирий (Успенский) прибыл в монастырь Дохиар на Афоне

Соцсети


Образ Богородицы в русской живописи

Русские живописцы в своих картинах следовали типам изображения Пресвятой Богородицы, сложившихся в иконописи, привнося в них свое видение. Русская православная церковь насчитывает до 260 икон Богоматери, прославленных различными чудесами. Среди богородичных икон можно выделить шесть основных иконографических типов:

  1. «Умиление» (Мария изображается склоненной к Младенцу, прижавшемуся щекой к ее щеке)
  2. «Одигитрия», или «Путеводительница» (Мария с осанкой императрицы, Младенец восседает у нее на руках, как на троне)
  3. «Млекопитательница (Мария, кормящая Младенца грудью)»
  4. «Взыграние» (запечатлен момент взаимного ласкания Матери и Младенца)
  5. «Оранта» (Богоматерь с воздетыми в молитве руками)
  6. «Знамение» (Богоматерь в позе Оранты, на груди медальон с изображением Иисуса Христа).

Остальные иконы – своеобразная редакция основных типов или, как говорили иконописцы, извод. Сложение иконографического типа – процесс сложный, обусловленный всей культурно-исторической ситуацией. Но вхождение нового образа в историю православной традиции всегда связывается с чудом – явлением иконы. Такие иконы творили чудеса и исцеления, их почитали, любили и называли чудотворными. Они принимались за образец, с которого делалось бесчисленное множество повторений.

Самая почитаемая и самая древняя русская икона – Богоматерь Владимирская. Первое упоминание о ней встречается в летописи под 1155 годом. Из источников известно, что она была привезена из Константинополя в Киев и находилась в Вышгороде в женском монастыре. В 1155 князь Андрей Боголюбский взял икону в свое новое Владимирское княжество. Прославление иконы связано именно с древним Владимиром. «Владимирская» стала прототипом для многих русских вариантов «Умиления», связанных с местночтимыми чудотворными иконами (Богоматерь Донская, Богоматерь Игоревская, Богоматерь Федоровская).

Источники репродукций: Религиозные сюжеты в русской живописи, etnaa, Исаакиевский собор, Аrt-catalog, Аrtsait, Белый город, Русская религиозная живопись, Библиотека Якова Кротова


Покров Богородицы.
Нестеров Михаил Васильевич. 1911 г.
Роспись конхи абсиды церкви Покрова Богородицы Марфо-Мариинской обители
Покровский храм Марфо-Мариинской обители


Покров Богоматери.
Нестеров Михаил Васильевич. 1914 г. Дерево, масло. 91х63.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Поступление в 1995 от З. В. Норцовой по завещанию П. М. Норцова из
собрания П. М. Норцова и З. В. Норцовой, Москва


Богоматерь.
Аргунов Иван Петрович. 1753 (?). Холст, масло. 202х70,7
Копия иконы Гроота, 1749 г.
Из Воскресенского монастыря, Новый Иерусалим.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Богородица.
Вишняков Иван Яковлевич.
Икона Андреевской церкви в Киеве


Богоматерь с младенцем.
Кипренский Орест Адамович. Между 1806 и 1809 гг. Прессованный картон, масло. 168х85.
Икона из северных врат главного иконостаса Казанского собора в Санкт-Петербурге.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Точное время создания «Богоматери с младенцем» неизвестно. Икона была заказана Кипренскому Советом Академии художеств для строящейся в Петербурге Казанской церкви, впоследствии Казанского собора. В июне 1806 года Совет утвердил эскизы художников, в том числе и эскиз для образа «Богоматери». Кипренскому было выдано за нее сто рублей, а в сентябре того же года Совет постановил: «Пенсионеру Кипренскому в счет писания образа Богоматери со Христом к прежде выданным 100 рублям еще выдать 50 рублей с распискою». Через два с лишним года, в феврале 1809 года, Кипренский уехал из Петербурга в Москву. Эта дата определяет нижнюю границу периода работы над иконой, так как Кипренский возвратился в Петербург после завершения внутренней отделки храма.

Образ Богоматери в соответствии с тогдашней модой написан по западноевропейским образчикам, русские иконные традиции полностью игнорируются. Это уже не православная Богоматерь, а католическая Мадонна.

При переделках в Казанском соборе в 1836 году работа Кипренского была перемещена с третьего иконостаса на северные врата главного входа (Аплаксин А. Казанский собор в Санкт-Петербурге. 1811—1911. – СПб., 1911. С. 68, 73.). В 1932 году при закрытии храма образ был передан в Русский музей как работа неизвестного художника и был опознан в 1952 году во время переинвентаризации музейного собрания живописи. Российский общеобразовательный портал


Богоматерь.
Владимир Лукич Боровиковский. 1814–1815 гг. Холст, масло. 144x71.
Икона на сюжет из Апокалипсиса.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Богоматерь с младенцем в сонме ангелов.
Боровиковский Владимир Лукич. 1823 г. Холст, масло. 35x25,5.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Богоматерь с младенцем.
Боровиковский Владимир Лукич. Медь, масло. 45,3x36.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Дева Мария.
Варнек Александр Григорьевич. 1815 г.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Богоматерь.
Варнек Александр Григорьевич
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Богоматерь с младенцем.
Виги Антон Карлович. Около 1822 г.
Икона из церкви Св. Николая Елагина дворца в Петербурге.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Представительство Богоматери за воспитанниц Смольного института.
Венецианов А. Г. 1832-1835


Богоматерь с младенцем Христом и Иоанном Крестителем.
Егоров Алексей Егорович. Холст, масло. 92x62,8.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Современники (и не только в России, но и в Италии) при жизни художника дали высшую оценку его таланта, назвав «русским Рафаэлем». После окончания Академии художеств — поездка в Италию, где он поражает, а иногда и смущает своим талантом итальянских художников. Сам Папа Пий VII уговаривает его остаться в Италии придворным живописцем. Однако Алексей Егоров возвращается в Россию, где его ждет слава, напряженная работа живописца и преподавателя (среди его учеников Ф. А. Бруни, К. П. Брюллов, А. А. Иванов и др.), заслуженные награды и звания. Он типичный представитель русского высокого классицизма, пишет портреты, принимает самое активное участие в росписях церквей и соборов в Петербурге и его пригородах, Грузии, Польше. Но именно написание образов для церквей в Петербурге и Царском Селе вызвали недовольство императора Николая I. Последовало отстранение А. Е. Егорова, несмотря на защиту художника Советом Академии художеств, от преподавательской работы. Впрочем, к художнику за советом по-прежнему обращались даже светила отечественной живописи. Да и работал над картинами А. Е. Егоров до последних своих дней.


Богоматерь с Младенцем.
Егоров Алексей Егорович


Мадонна Альба.
Бруни Федор Антонович. 1837 г.
Копия с картины Рафаэля


Богоматерь с младенцем.
Бруни Федор Антонович. 1840-1850-е гг.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург




Богоматерь с младенцем в розах.
Бруни Федор Антонович. 1843 г. Холст, масло. 64,7х40
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Богоматерь с младенцем.
Бруни Федор Антонович. 1858 г. Холст, масло. 63х46,7.
Ивановское объединение художественных музеев


Богоматерь Корсунская.
Гагарин Григорий Григорьевич (1810-1893). Масло.
Роспись церкви Святого Николая в Мариинском дворце в Санкт-Петербурге


Богоматерь с младенцем.
Максимов Алексей Максимович. 1846 г. Холст, масло. 227х125.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Богоматерь с младенцем.
Марков Алексей Тарасович. 1849 г.


Богоматерь.
Скотти Михаил Иванович. 1849 г. Холст, масло.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Богоматерь.
Нефф Тимофей Андреевич. Холст, масло, 59х40.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Богоматерь.
Капков Яков Федорович. 1853 г. Холст, масло.
Дальневосточный художественный музей


Христос и Богоматерь у житейского моря.
Перов Василий Григорьевич. 1867 г. Холст, масло, 155х103.
Государственная Третьяковская галерея


Богоматерь с младенцем.
Врубель Михаил Александрович. 1884–1885 гг.


Богоматерь с младенцем.
Врубель Михаил Александрович. 1885 г.
Роспись Кирилловской церкви в Киеве


Мадонна с младенцем.
Сычков Ф.В. 1890-е.


Богоматерь с Младенцем.
Васнецов Виктор Михайлович. Начало 1880-х.
Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Богоматерь с Младенцем на престоле.
Васнецов Виктор Михайлович. 1885–1893 гг.
Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Богоматерь с младенцем.
Васнецов Виктор Михайлович.
Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве
Владимирский собор, Киев


Апсида Алтаря с фигурой Богоматери с Младенцем.
Виктор Михайлович Васнецов.
Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве


Богоматерь Одигитрия.
Виктор Михайлович Васнецов. 1899 г.
Эскиз алтарной мозаики церкви Марии Магдалины в Дармштадте


Богоматерь с младенцем.
Васнецов Виктор Михайлович. 1901 г. Холст, масло. 209х88.
Оригинал для мозаики храма Воскресения Христова.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Богоматерь с младенцем.
Репин Илья Ефимович. 1896 г. Цинк, масло. 101х62,5
Витебский художественный музей


Богоматерь.
Бруни Николай Александрович. 1900 г. Холст, масло. 118х93,5.
Оригинал для мозаики храма Воскресения Христова.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Богоматерь с Младенцем.
Нестеров Михаил Васильевич. 1890 г.
Частное собрание


Богоматерь.
Нестеров Михаил Васильевич. 1899 г. Дерево, масло. 66.7х30.7
Нижегородский художественный музей


Богоматерь и Святой Иоанн.
Нестеров Михаил Васильевич. Эскиз. 1899 г. Холст, масло. 91.5х73
Нижегородский художественный музей


Богоматерь с младенцем.
Нестеров Михаил Васильевич. Втор.п. 1890-х — перв.п. 1900-х. Бумага, акварель.
Эскиз росписи иконостаса Владимирского собора.
Частное собрание


Богоматерь.
Нестеров Михаил Васильевич. 1900-1910-е. Холст на картоне, масло. 28х16,5
Частное собрание


Богоматерь «Умиление».
М. В. Нестеров. 1906 г.
Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник


Богоматерь «Умиление».
Нестеров Михаил Васильевич. 1909 г. Медь, масло.
Образ иконостаса церкви Покрова Богородицы Марфо-Мариинской обители.
Покровский храм Марфо-Мариинской обители


Богоматерь «Знамение».
Нестеров Михаил Васильевич.
Мозаика восточного фасада церкви Покрова Богородицы.
Покровский храм Марфо-Мариинской обители


Явление Богоматери.
Нестеров Михаил Васильевич. 1910-е. Холст, масло. 80х56.
Частное собрание


Богоматерь «Умиление злых сердец».
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич. 1914–1915 гг. Холст на дереве, масло. 100,2х110.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

С руками воздетыми в вечном молении ко Господу за грешное человечество, предстает Богоматерь в картине Петрова-Водкина. За Ней в небесной синеве возникают видения Ее земной жизни. Слева, как напоминание о Ее великом предназначении – Она Сама с Младенцем Христом на руках, по другую сторону – Спаситель, распятый на кресте, как отзвук великих страданий Матери Сына Божьего.

В русском религиозном искусстве существует очень большая иконография Богоматери, но Петров-Водкин не копирует какое-либо известное изображение, а скорее создает свой оригинальный иконографический тип, названный им «Богоматерь Умиление злых сердец», который все же имеет некоторое сходство с древним образом Оранты – молящейся Богоматери.

Как религиозного человека и художника Петрова-Водкина интересовала проблема создания современной иконы. В этой связи и было создано полотно «Богоматерь Умиление злых сердец» (1914-1915), которая мыслилась мастером как икона, но экспонировалась на выставках в качестве станкового произведения. Русский музей. Виртуальный курс русского искусства


Богоматерь с младенцем.
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Музеи России


Петроградская Мадонна. 1918
Петров-Водкин К. С. 1920 г. Холст, масло.
Государственная Третьяковская Галерея, Москва

В тяжелые, голодные 1917–1918 годы в Петрограде Кузьма Петров-Водкин пишет образ Богоматери, названный им «Петроградская мадонна». В нем воплотились и простой строгий колорит ранних фресок Джотто, и вопрошающие глаза новгородских древних икон.

За окном — Петроград, торговые ряды на Невском, оклеенные листовками, очереди за хлебом, в которых точными легкими касаниями кисти написаны представители всех сословий. Они собраны в маленькие группы, объединены малыми сюжетами, как в клеймах житийных икон.

В этой картине художник пользуется своим умением изображать пространство, для того чтобы создать ощущение неустойчивости всего окружающего мира — он накреняется, как палуба корабля, и только образ Богоматери остается неизменным, незыблемым, несмотря на потрясения мира: линии, описывающие ее голову, мягкий наклон к младенцу, направленный на нас взор. Изобразительное искусство и фотография


Богоматерь во славе в окружении святых.
К.П. Брюллов. Между 1843-1847 гг. Холст, масло, 119х119.
Первоначальная композиция плафона центрального купола Исаакиевского собора.
Государственный Русский музей

Тэги: Богородичные праздники, живопись, Бруни Ф.А., Васнецов В.М., Репин И.Е., Нестеров М.В.

Ещё по теме:

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню