RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Россия на карте Востока

Летопись

21 декабря 1917 секретарь ИППО А. А. Дмитриевский разослал извещения о панихиде по М. П. Степанову

21 декабря 1937 тройкой УНКВД по Куйбышевской обл. приговорен к расстрелу архиеп. Самарский Александр (Трапицын), пожизненный действительный член ИППО, священномученик

23 декабря 1885 Совет ИППО решил ассигновать Иерусалимскому Патриарху Никодиму 15 тыс.руб. на нужды церквей и школ

Соцсети


Чудеса Христа в русской живописи

Все евангелисты описывают чудеса, которые Иисус Христос совершал во время земной жизни. Это были как явления, изменяющие природу вещей, так и исцеления страждущих или даже воскрешения умерших. Все чудеса совершались не как фокусы, а были направлены на уверение людей и их спасение, ни один из исцеленных или воскрешенных не вернулся к прежней греховной жизни. Тем самым была проявлена Божественная суть Сына Божия, свидетели чудесных деяний смогли уверовать сами и распространять учение об Истине другим. 

В то же время протоиерей Александр Шмеман в свой работе «О чуде» отмечает, что Иисус творил чудеса не для пробуждения в людях веры, а, напротив, они совершались именно по людской вере. Как пример этого он приводит случай, когда Иисус «придя в отечество Своё… не совершил там многих чудес по неверию их» (Мф. 13:54-58).

В этом разделе приведены репродукции русских художников о чудесах Иисуса Христа по следующим темам.

Брачный пир в Кане Галилейской

Первое чудо Христа — превращение воды в вино во время брачного пира в Кане Галилейской.

Описание данного чуда сделано только евангелистом Иоанном:

«На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? ещё не пришёл час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте.

Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, — а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, — тогда распорядитель зовёт жениха и говорит ему: всякий человек подаёт сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберёг доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его». (Ин.2:1-11) 

Брак в Кане Галилейской. Н. М. Алексеев. 1843–1850 гг.
Брак в Кане Галилейской.
Н. М. Алексеев (1813-1880). 1843–1850 гг. Масляная живопись по сухой штукатурке.
Исаакиевский собор, Санкт-Петербург
Роспись аттика юго-восточной части собора.

Произведение евангельского цикла, посвященное одному из чудесных деяний Иисуса Христа — превращению воды в вино. Своеобразна техника исполнения росписей Исаакиевского собора: масляными красками по штукатурке, покрытой маслянистым грунтом по системе французских химиков Д' Арсе и Тенора (одна часть воска, три части вареного масла и 1/10 часть свинцовой окиси). Штукатурку пропитывали горячим грунтом, затирали пемзой и покрывали белилами на масле.

Брак в Кане Галилейской. Мозаика по оригиналу А. П. Рябушкина
Брак в Кане Галилейской.
Мозаика по оригиналу А. П. Рябушкина.
Собор Воскресения Христова на Крови, Санкт-Петербург

А. П. Рябушкин был вторым художником, которому, по мнению А. А. Парланда, следовало бы поручить оформление храма. Самобытный, оригинальный почерк художника был широко известен. Он сложился в результате глубокого изучения древнерусского и русского искусства. Произведения художника находятся на северной стене, арочном проеме алтаря, и посвящены эпизодам земной жизни Христа. Они решены как жанровые сцены. В них проявилось стремление художника передать эмоциональную индивидуальность образов. В первую очередь это относится к мозаикам «Брак в Канне Галилейской» и «Хождение по водам». Им свойственны лаконизм и яркость красок, придающие мозаикам выразительность. Музей-памятник «Спас-на-крови»

Чудо в Кане. Маковский Владимир Егорович. 1887
Чудо в Кане.
Маковский Владимир Егорович. 1887 г. Холст, масло.
  Витебский областной краеведческий музей 

Брак в Канне Галилейской. Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч
Брак в Канне Галилейской.
Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч. Штриховой офорт на цинке.

Чудесный улов рыбы

Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним. Лк. 5:1-11


Чудесный улов рыбы.
Антон Павлович Лосенко. 1762 г.
Государственный русский музей, Санкт-Петербург 

Занимаясь в Париже под руководством Ж. Рету, Лосенко создал большую историческую картину на евангельский сюжет «Чудесный улов». В ней он сумел сочетать требования классицизма со смягченной, человеческой трактовкой образа Христа.

В сентябре 1760 года А. П. Лосенко вместе с архитектором В. К. Баженовым был направлен в пенсионерскую поездку в Париж. Там он совершенствовал свое мастерство в мастерской Ж. Рету (1692—1768), одного из последних представителей французской высокой исторической живописи. В первый год занятий Лосенко приступил к картине со сложной многофигурной композицией «Чудесный улов». Работа молодого художника — видоизмененная копия одноименной картины Ж. Жувене (1705; Лувр, Париж). Закончено полотно не позднее 20 ноября 1762 года, когда Лосенко отбыл из Парижа в Петербург.

Полотно «Чудесный улов» было высоко оценено Советом Академии. Однако впоследствии отношение к этому произведению сложилось неоднозначное.

О чудесном улове рыбы рассказано в Евангелии от Луки (Лк., 5:1-11). Христос вошел в рыбацкую лодку Симона Петра, чтобы из нее проповедовать собравшемуся народу, а затем сказал Петру и его спутникам, чтобы они закинули сети. И сети были настолько наполнены рыбой, что Иакову и Иоанну, находившимся в другой лодке, пришлось прийти к ним на помощь. Все они были поражены и испуганы.

Сцена на полотне Лосенко изображает берег моря Галилейского, на котором собрался народ, чтобы узреть чудо Господне. Петр припал на одно колено перед Иисусом Христом. Андрей вместе с Иаковом и Иоанном, сыновьями Зеведеевыми, тащат сети. Надо полагать, «Чудесный улов» произвел впечатление на Екатерину II, так как она распорядилась приобрести картину для Императорского Эрмитажа. http://www.nearyou.ru/losenko/ulov.html

***


Чудесный улов.
Сергей Васильевич Беклемишев (1870–1920)
http://www.pravoslavie.ru/guest/4736.htm


Чудесный лов рыбы.
Клавдий Васильевич Лебедев.
Церковно-археологический кабинет МДА

Умножение хлебов

Иисус взошел на гору и там сидел с учениками Своими. Приближалась же Пасха, праздник Иудейский. Иисус, возведя очи и увидев, что множество народа идет к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить? Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать. Филипп отвечал Ему: им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу. Один из учеников Его, Андрей, брат Симона Петра, говорит Ему: здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества? Иисус сказал: велите им возлечь. Было же на том месте много травы. Итак возлегло людей числом около пяти тысяч. Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, роздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел. И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало. И собрали, и наполнили двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов, оставшимися у тех, которые ели. Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир. Евангелие от Иоанна.

Это единственное чудо, о котором упоминают все евангелисты: Мф. 14:14–21; Мк. 6:32–44; Лк. 9:10–17; Ин. 6:1–15. 


Насыщение пятью хлебами пяти тысяч человек.
Э. Плюшар (1809-1880). 1855 г. Масляная живопись по сухой штукатурке.
Роспись аттика над большими северными дверями Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.
Исаакиевский собор


Умножение хлебов.
А. А. Иванов. 1850-е. 26х42.
Государственная Третьяковская галерея, Москва 


Чудо насыщения пяти тысяч.
Клавдий Васильевич Лебедев

Усмирение бури

Укрощение бури
Глава из Закона Божия Серафима Слободского 

Однажды Иисус Христос вместе со Своими учениками переправлялся на лодке через Галилейское озеро. С ними плыли и другие лодки. Во время плавания Иисус заснул на корме. Между тем поднялась сильная буря. Волны били в лодку так, что она наполнялась водою, а Иисус Христос все еще спал. Ученики испугались, разбудили Господа и говорят Ему: «Господи! спаси нас, погибаем!»

Иисус Христос встал, запретил ветру и сказал воде: «умолкни, перестань».
И тотчас ветер утих и озеро успокоилось. Сделалась великая тишина.

Потом, обратившись к ученикам, Он сказал: «что вы так боязливы? Где ваша вера?»
Они же, и все бывшие там, в страхе и удивлении говорили друг другу: «Кто же это, что и ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему?!»

См. в Евангелии от Матфея гл. 8, 23–27; от Марка гл. 4, 35–41; от Луки гл. 8, 22–25. 

***

Буря. В. Д. Поленов
Буря.
В. Д. Поленов

Иисус, усмиряющий бурю. Горюшкин-Сорокопудов
Иисус, усмиряющий бурю.
Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч. Штриховой офорт на цинке.


Укрощение Иисусом Христом бури.
Валериан Степанович Крюков (1838-1916).
http://john-petrov.livejournal.com/143793.html?thread=627889 

Укрощение бури на море. Рисовал В.С. Крюков, гравировал Н. Кунаев. Литография
Укрощение бури на море.
Рисовал В.С. Крюков, гравировал Н. Кунаев. Литография. Бумага, графика.
Изд. Санкт-Петербург, 1877 г.
Из собрания Государственного музея истории религии

Чудо на море Галилейском. Сергей Васильевич Беклемишев
Чудо на море Галилейском.
Сергей Васильевич Беклемишев (1870–1920)
http://www.museum.ru/N30078

Хождение по водам

Отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий. Евангелие от Матфея, Мф. 14:22–36. См также: Мк. 6:45–56; Ин. 6:16–21. 

***


Иисус Христос спасает утопающего Петра.
Н. М. Алексеев (1813-1880). 1850 г. Масляная живопись по сухой штукатурке.
Роспись аттика юго-восточной части Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.
Исаакиевский собор




Хождение по водам (Христос спасает начавшего тонуть Петра).
А. А. Иванов. 1850-е. Бумага коричневая, акварель, белила. 26,7х39,2.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Хождение по водам.
И. К. Айвазовский. 1863 г. Холст, масло, 58х47.
Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского
Фигура Христа помещена в левой части композиции, в результате чего явственно создается эффект движения. Учитель явился неожиданно, вдруг. Он словно стремительно плывет, приближаясь к испуганным апостолам «… и ученики, увидевши Его, идущего по морю, встревожились и говорили это призрак, и от страха вскричали» (Евангелие от Марка 6:49). Крымская художественная галерея


Хождение по водам.
Иван Айвазовский. 1873 г. Холст, масло, 330х219.
Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского
Огромный холст был написан для феодосийского собора Александра Невского.
Крымская художественная галерея


Хождение по водам.
Иван Айвазовский. 1888 г. Холст, масло. Холст, масло. 178х107 см.
Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург
Родон
Можно предположить, что эта картина была передана в дар для часовни при паломническом приют Палестинского Общества в Таганроге. Именно такие размеры (2,5 на 1,5 аршина) указал А. А. Дмитриевский, описывая дар Айвазовского, в своей книге «Императорское Православное Палестинское Общество за четверть века своего существования 1882-1907». Размеры приведенного полотна даны по книге «Русское искусство из собрания Государственного музея истории религии». М., 2007, в перечне иллюстраций № 383.


Хождение по водам.
Иван Айвазовский. 1890-е. Холст, масло. 70х50.
Частное собрание
Военно-морской флот СССР и России


Хождение по водам.
И. К. Айвазовский. 1897 г. Холст, масло, 150х103.
Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского
В обращении к библейской теме предпочтение отдавалось тем сюжетам, в которых появлялась возможность продемонстрировать мастерство в изображении воды. Как обычно, небо и море занимают значительную часть холста Но внимание, прежде всего, привлекают излучающая свет фигура Христа и горящая звезда. Композиция математически выверена, использованы любимые приемы в изображении волн, освещенных ярким светом, и водных струй, стекающих с борта лодки, с весла, с одежды Петра. Крымская художественная галерея


Хождение Христа по водам.
К. Лебедев (1852-1916). Хромолитография. Бумага, графика.
Изд. Москва, начало XX в.
Из собрания Государственного музея истории религии


Хождение по водам.
Михаил Врубель. Эскиз стенной росписи. 1891 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Хождение по водам (в центре). Площадь 11,5 м2.
Мозаика северной стены по оригиналу Андрея Петровича Рябушкина (1861-1904).
Исцеление сухорукого (слева). Исцеление бесноватого отрока (справа)
Собор Воскресения Христова на Крови, Санкт-Петербург


Хождение по водам.
Сергей Васильевич Беклемишев (1870–1920). 1903 г.
http://www.museum.ru/N30078 

Исцеления страждущих

Русские художники неоднократно обращались к сюжету исцеления Христом людей, страдающих различными телесными недугами. Самым популярным был сюжет исцеления слепых.

Исцеления слепых

Исцеление слепорожденного
Глава из Закона Божия Серафима Слободского

Бывши по случаю одного праздника в Иерусалимском храме, Спаситель, после Своей проповеди, вышел из храма и, проходя по улице, увидел человека слепого от рождения (слепорожденного).
Иудеи думали, что всякое несчастие, случающееся с человеком, есть наказание за грехи его. Если же несчастье постигало младенца, то они считали это наказанием за грехи родителей.
Поэтому ученики Иисусовы спросили Его: «Равви (учитель)! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?»
Иисус Христос ответил: «не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии».
Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение (грязь) из плюновения, и помазал брением глаза слепому.
Потом Спаситель сказал слепому: "пойди, умойся в купальне Силоам (так назывался один источник воды, находившийся за городом; слово Силоам значит «посланный»).
Чтобы исцелить слепорожденного, Спаситель мог сказать только слово, и слепой стал бы видеть. Поэтому, если Он помазал теперь слепому глаза, то сделал это не потому, что в этой мази заключалась целебная сила, а для того, чтобы таким прикосновением к его глазам возбудить в нем веру и показать людям, что слепой с верою принимает слова Спасителя.
Слепорожденный пошел к Силоамской купальне, умылся и стал видеть; и возвратился зрячим.
Тогда все соседи и видевшие его прежде удивлялись и спрашивали: «не тот ли это слепой нищий, который сидел и просил милостыню?»
Одни говорили: «это он». Другие говорили: «только похож на него». Сам же он говорил: «это я, тот самый, который был слеп».
Тогда все стали спрашивать его: «как же открылись у тебя глаза?»
Исцеленный ответил: «Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел».
Его спросили: «где этот Человек?»
Исцеленный ответил: «не знаю».
Тогда повели бывшего слепца к фарисеям; а была суббота, когда Иисус Христос исцелил его.
Фарисеи также стали спрашивать исцеленного, как он прозрел.
Исцеленный сказал им: «брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу».
Некоторые же из фарисеев стали говорить: «не от Бога этот Человек, потому что не хранит субботы».
Другие же говорили: «как может человек грешный творить такие чудеса?»
И была между ними распря.
Затем опять спросили исцеленного: «ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи?»
Исцеленный же сказал им: «Это Пророк».
Тогда фарисеи не поверили, что он был слеп и прозрел. Они призвали родителей и спросили их: «это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? Как же он теперь видит?»
Родители исцеленного отвечали им: «мы знаем, что это наш сын, и что он родился слепым. А как он теперь видит, не знаем, и кто отверз ему очи, мы не знаем. Сын наш в совершенных летах (взрослый), самого спросите; пусть сам о себе скажет».
Так отвечали родители его, потому что боялись фарисеев, которые уже раньше сговорились и постановили, что всякого, кто признает Иисуса из Назарета за Христа-Мессию, Спасителя мира, отлучат от синагоги, т. е. считать отступником от их веры и закона. Потому-то родители ради страха перед фарисеями и сказали: он в совершенных летах, самого спросите.
Тогда фарисеи вторично призвали исцеленного и сказали ему: «Воздай славу Богу! мы знаем, что Человек Тот грешник (т. е. за свое исцеление благодари Бога, а не этого Человека, Он грешник)».
Исцеленный же сказал им: «грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу».
Фарисеи стали снова спрашивать его: «что сделал Он с тобою? Как отверз твои очи?»
Исцеленный ответил: «Я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? Или и вы хотите сделаться Его учениками?»
Фарисеи же рассердились, укорили его и сказали: «ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог, Сего же (Иисуса) мы не знаем, откуда Он».
Тогда исцеленный сказал им в ответ: «это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слышано, чтобы кто (из людей) отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, то не мог бы творить ничего».
Эти простые и разумные слова, против которых ничего нельзя было сказать, разгневали фарисеев. Они сказали ему: «во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь?»
И выгнали его вон.
Иисус Христос, услышав, что исцеленного фарисеи выгнали вон, нашел его и сказал ему: «ты веруешь ли в Сына Божия?»
Исцеленный спросил: «а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?»
Иисус Христос сказал ему: «и видел ты Его, и Он говорит с тобою».
Тогда исцеленный с великою радостью сказал: «верую, Господи!» и поклонился Ему.

См. в Евангелии от Иоанна, гл. 9, 1–38.


Силоамская купель.
Яков Федорович Капков. 1845 г. Холст, масло. 139х179.
  Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Арт-сайт
В 1845 г. за исполнение программы «Силоамская купель» Яков Капков был награждён большой золотой медалью и званием классного художника XIV класса.




Исцеление слепорожденного.
Н. М. Алексеев (1813-1880). 1848 г. Масляная живопись по сухой штукатурке
Роспись в аттике над северо-восточным пилоном.
Исаакиевский собор, Санкт-Петербург 


Исцеление слепорожденного.
Худояров Василий Павлович (1829/31-1892). 1860-1870-е. Холст, масло
  Нижнетагильский художественный музей изобразительных искусств
www.christianart.ru


Исцеление слепорожденного Иисусом Христом.
Василий Суриков. 1888 г. Холст, масло. 162х107.
Музей Свято-Троицкой Сергиевой лавры
(Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии).
Дар Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I 1956 г. Подпись с датой справа внизу. 

Монументальная фигура Христа занимает практически все пространство холста. На Нем свободная белая хламида с наброшенным на левое плечо синим гиматием. Его напряженный взгляд направлен прямо на зрителя. Правая рука Христа тяжело и устало легла на голову слепца. Левой он едва касается судорожно вытянутой руки спасаемого. Еще не видящий ничего из-за ослепившего его света, человек выпускает посох из сжатых рук. Чудо свершилось в притворе храма, и толпящиеся позади и едва различимые апостолы не могут скрыть своего изумления. В качестве основы своего произведения Суриков избрал строки Евангелия от Марка (8:22-26), об исцелении слепого в Вифсаиде, и Евангелия от Иоанна (9:1-8), в котором прозвучали слова: «Я свет миру».

Хотя выдающийся живописец В.И. Суриков не был церковным художником в прямом смысле, однако он неоднократно обращался к религиозной тематике. Самой значительной и наиболее ранней его религиозной работой были картоны для росписей храма Христа Спасителя в Москве, выполненные в 1876 г. Рассматриваемое полотно, исполненное мастером 12 лет спустя, уже демонстрирует серьезные изменения в живописном строе, проявившемся во многих известных произведениях мастера.

Василий Иванович Суриков (1848, Красноярск — 1916, Москва) — выдающийся живописец. В 1867 г. красноярский губернатор направил ходатайство в петербургскую Императорскую Академию художеств о приеме талантливого мальчика учеником. В 1869 г. Суриков был принят в число вольнослушателей Академии. Его учебные работы неоднократно отмечались серебряными медалями и премиями. В 1875 г. ему присуждается звание классного художника 1-й степени. В 1876 г. он получает заказ на росписи в храме Христа Спасителя в Москве, завершенные в 1878 г. 1870—1880-е годы отмечены работой над самыми известными произведениями, составившими славу русского искусства. В 1881 г. его приняли в члены Товарищества передвижных художественных выставок, с которым была связана вся его творческая деятельность. Последовавшие позже полотна, такие как «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин», укрепили его положение первого исторического живописца. В 1914 г., за два года до смерти, им была написана картина «Благовещение». Умер художник в Москве в 1916 г.  М. Красилин.  МДА
___

Встреча слепорожденного со Христом все больше увлекала Сурикова. Он вдруг понял, почему Спаситель исцелял людей в субботу. Совсем не для того, чтобы оскорбить чувства фарисеев. А чтобы показать истинный смысл субботнего дня – дня, в который Господь почил от трудов Своих, вручив сотворенный мир заботе человека. Этот смысл заключается в том, что любовь к ближнему – и есть то, что превращает субботу в День Господень. Когда Суриков писал «Притчу о милосердном самаритянине», которой Иисус как раз и отвечает на вопрос: «Кто для человека ближний?», он как-то еще не думал об этом всерьез. А сейчас он совершенно отчетливо увидел, что у него есть Оля и Леночка, которым он теперь отец и мать, есть старенькая мама, есть Саша, наконец… и он всем им очень нужен. И Христос зовет его забыть себя. Как забыл себя бывший слепой, бесстрашно отвечавший иудеям, что Человек, исцеливший его, Пророк, хотя прозревший человек отлично знал угрозу фарисеев отлучать от синагоги всякого, кто признает Иисуса Христом.

В феврале 1893 года в Петербурге открылась XXI Передвижная выставка. Василий Иванович, долго не решавшийся показывать свою картину широкому зрителю, смог, наконец, сообщить матери и брату: «Я поставил на выставке «Исцеление слепого Иисусом Христом». Художники хвалят и московская публика, которая у меня видела картину дома. Не знаю, что скажет петербургская. Да и я думаю, что она довольно равнодушна в деле веры».

А через несколько дней в Красноярск полетела вторая весточка. "Дорогие мои мамочка и Саша! Критика картиной «Исцеление слепого Христом» недовольна. Идеалисты ругают, что она очень реальна, а реалисты, что она чересчур идеальна. Вот и разбери. А плюнуть придется на тех и других".


Исцеление двух слепых.
Андрей Петрович Рябушкин (1861-1904). 1888 г. Холст, масло, 182х141.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов! Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их. Евангелие от Матфея 9:27-30

Исцеление Христом слепых.
Константин Егорович Маковский. 1860. Бумага, акварель, графитный карандаш. 35 x 45 см
Частная коллекция


Исцеление слепорожденного.
К.В. Лебедев. Хромолитография. Бумага, графика.
Изд. Москва, начало XX в.
Из собрания Государственного музея истории религии 


Исцеляющий Христос.
Клавдий Васильевич Лебедев.
Церковно-археологический кабинет МДА

Исцеление прокаженных, бесноватых и др.


Исцеление прокаженного.
Н. М. Алексеев (1813-1880). 1843–1850 гг.
Масляная живопись по сухой штукатурке.
Роспись аттика северо-восточной части Исаакиевского собора Санкт-Петербурга
Исаакиевский собор 


Христос посылает Свой образ Авгарию
Т. А. Нефф (1805-1875). 1846–1848 гг. Холст, масло.
Картина в нише юго-восточного пилона Исаакиевского собора.

В основу положен евангельский сюжет, связанный с одним из чудесных деяний Иисуса Христа — исцелением правителя сирийского города Едессы Авгария, страдавшего проказой, с помощью нерукотворного образа, запечатленного на убрусе. Исаакиевский собор


Исцеление сухорукого (слева). Исцеление бесноватого отрока (справа)
Хождение по водам (в центре).
Мозаика северной стены по оригиналу Андрея Петровича Рябушкина (1861-1904).
Собор Воскресения Христова на Крови, Санкт-Петербург


Исцеление Христом бесноватого в Капернауме.
Василий Беляев. 1903 г. Картон, масло.
Оригинал для мозаики северной стены храма Спаса-на-крови
Русский музей, Санкт-Петербург


Исцеление расслабленного, спущенного через кровлю.
Мозаика по оригиналу В. П. Павлова
Храм Воскресения Христова (Спас-на-крови), Санкт-Петербург

Через [несколько] дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме.
Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово.
И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо;
и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю [дома], где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный.
Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои.
Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих:
что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?
Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших?
Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи?
Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — говорит расслабленному:
тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.
Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали. Мар.2:1-12


Исцеление больных.
Валериан Степанович Крюков (1838-1916).
http://john-petrov.livejournal.com/143793.html?thread=627889

Исцеление расслабленного в Капернауме. Худ. В.С. Крюков, грав. А. Зубчанинов. 1876
Исцеление расслабленного в Капернауме.
Рисовал В.С. Крюков, гравировал А. Зубчанинов. Литография. Бумага, графика.
Изд. Санкт-Петербург, 1876 г.
Из собрания Государственного музея истории религии


Исцеление гадаринского бесноватого.
В.С. Крюков. Литография. Бумага, графика.
Изд. Санкт-Петербург, 1876 г.


Чудесное исцеление о край одежды и воскрешение дочери Иаира.
Святослав Владимирович Воинов (1890-1920). 1920 г. Гринсбон, масло. 142,5х87,7.
Русский музей, Санкт-Петербург
Библиотека Якова Кротова

Исцеление расслабленного при Овчей купальне
Глава из Закона Божия Серафима Слободского

Из Галилеи Иисус Христос снова пришел в Иерусалим на праздник иудейский.

Вблизи храма, у овечьих ворот, через который прогоняли овец для жертвоприношения, была купальня с пятью крытыми ходами, или галереями. Купальня эта с галереями называлась Вифездою, что значит дом милосердия. В галереях, при купальне, лежало много больных, слепых, хромых, иссохших. Все они ожидали движения воды, потому что Ангел Господень сходил по временам в купальню и возмущал воду. И кто первый входил в воду после возмущения ее, тот становился здоровым (исцелялся), какою бы ни страдал болезнью.

Иисус Христос посетил этот дом милосердия. Там Он увидел одного расслабленного, который был болен тридцать восемь лет.
Иисус Христос спросил его: «хочешь ли быть здоровым?»
Больной ответил: «Да, Господи, но я не имею человека, который бы опустил меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня».
Иисус Христос сказал ему: «встань, возьми постель и ходи».

Больной тотчас выздоровел, взял постель и пошел. Это было в субботу. Поэтому иудеи говорили исцеленному: «сегодня суббота, не должно тебе нести постель».
Исцеленный отвечал им: «Тот, Кто меня исцелил, велел мне взять постель и идти».
«Кто сказал тебе это?» — спросили они.
Но он не мог им ответить, потому что не знал Иисуса Христа. Христос же, исцеливши его, скрылся в народе.

Вскоре после этого Господь встретил исцеленного в храме и сказал ему: «вот, ты выздоровел, не греши больше, чтобы с тобой не случилось чего хуже».
Тогда этот человек пошел и сказал иудеям, что его исцелил Иисус.
Старейшины (начальники) иудейские стали гнать Иисуса Христа и искали, случая убить Его за то, что Он делает такие дела в субботу. Они учили, что в субботу грешно делать даже и добрые дела.

Иисус же говорил им: «Отец Мой доныне делает (добро), и Я делаю. Истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо что творит Он (Бог Отец), то и Сын (Божий) творит также. Как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет кого хочет. Кто не почитает Сына, тот не почитает и Отца, пославшего Его. Исследуйте священные писания ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную, а они свидетельствуют о Мне».

После этого иудеи еще больше восстали на Него и сильнее искали случая убить Его за то, что Он не только нарушил субботу, но и Отцом Своим называет Бога, делая Себя равным Богу.

См. в Евангелии от Иоанна, гл. 5. 1–16.


Овчая купель.
Ян (Иван) Францевич Ционглинский. 1885 г. Холст, масло, 237х170.
Музей Академии художеств, Санкт-Петербург

За выпускную работу «Овечья купель» в Императорской Академии художеств (Санкт-Петербург) Ционглинский получил звание классного художника 1 степени. 


 Овчая купель (исцеление расслабленного).
Н. А. Бруни. 1885 г. Холст, масло. 166х207.
Государственный Русский музей, Санкт—Петербург 


Исцеление расслабленного у Овчей купели.
К.В. Лебедев. Хромолитография. Бумага, графика.
Изд. Москва, начало XX в.
Из собрания Государственного музея истории религии 


Исцеление расслабленного в Капернауме.
Клавдий Васильевич Лебедев.
Церковно-археологический кабинет МДА 

Вокрешения из мертвых

Христос сотворил чудо воскрешения из мертвых трижды. Сначала Он воскресил сына наинской вдовицы, которого уже несли хоронить. Второе чудо воскрешения было совершено Господом над двенадцатилетней дочерью Иаира. И наконец, третье – чудо воскрешения из мертвых Лазаря четверодневного.

Воскрешение сына вдовы Наинской




Воскрешение сына вдовы Наинской.
В. К. Шебуев (1777-1855). Масляная живопись по сухой штукатурке.
Роспись аттика, северо-восточная часть.
Исаакиевский собор, Санкт-Петербург

В основу положен евангельский сюжет, посвященный одному из чудесных деяний Иисуса Христа. Картины, написанные В. К. Шебуевым для предалтарной части храма, отличает мастерство композиции, блистательный рисунок и сдержанный колорит, характерные для академической школы высокого классицизма. Исаакиевский собор


Воскрешение сына вдовы Наинской.
Мозаика юго-западного пилона по оригиналу В. И. Отмара.
Собор Воскресения Христова на Крови, Санкт-Петербург
ukraine-russia.livejournal.com

Воскрешение дочери Иаира

И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом, потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти…, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя. Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет. Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери. Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит. И смеялись над Ним, зная, что она умерла. Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань. И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть. Евангелие от Луки 8:41–42, 49–55.

Дочь Иаира.
В. А. Котарбинский


Воскрешение дочери Иаира.
М.М. Зеленский. 1871 г. Холст, масло, 161 × 185.
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева, поступила в 1885 в дар из Императорской Академии художеств

Воскрешение дочери Иаира.
И. Е. Репин. 1871 г.
Русский музей, Санкт-Петербург

Воскрешение дочери Иаира.
В. Д. Поленов. 1871 г.
Научно-исследовательский музей Академии художеств 

Воскрешение дочери Иаира.
Фирс Сергеевич Журавлев. Ранее 1901 г. Мозаика.
Собор Воскресения Христова на Крови, Санкт-Петербург

Воскрешение Лазаря

Воскрешение Лазаря
Глава из Закона Божия Серафима Слободского

Приближался праздник еврейской Пасхи, а с ним наступали и последние дни жизни Иисуса Христа на земле. Злоба фарисеев и начальников иудейских дошла до крайности; окаменели сердца их от зависти, властолюбия и других пороков; и они не хотели принять кроткое и милосердное учение Христа. Они выжидали удобного случая, чтобы схватить Спасителя и предать смерти. И, вот, теперь их время приближалось; наступала власть тьмы, и Господь предавался в руки человеческие.

В это время в селении Вифании заболел Лазарь, брат Марфы и Марии. Господь любил Лазаря и сестер его и нередко посещал это благочестивое, семейство.
Когда же Лазарь заболел, Иисуса Христа не было в Иудее. Сестры послали сказать Ему: «Господи! вот, кого Ты любишь, болен».
Иисус Христос, услышав это сказал: «эта болезнь не к смерти, а к славе Божией, да прославится через нее. Сын Божий».

Пробыв два дня на том месте, где находился, Спаситель сказал ученикам: «пойдем в Иудею. Лазарь друг наш уснул; но Я иду разбудить его».
Иисус Христос говорил им о смерти Лазаря (о смертном сне его), а ученики думали, что Он говорит о сне обыкновенном, но так как сон во время болезни есть добрый знак выздоровления, то они сказали: «Господи! если уснул, то выздоровеет».
Тогда Иисус Христос сказал им прямо. «Лазарь умер, и Я радуюсь за вас, что Меня там не было, (это для того), чтобы вы уверовали. Но пойдем к нему».

Когда Иисус Христос подходил к Вифании, то Лазарь уже четыре дня как был похоронен. Многие иудеи из Иерусалима пришли к Марфе и Марии утешать их в печали.
Марфа первая узнала о приходе Спасителя и поспешила к Нему навстречу. Мария же в глубокой горести сидела дома.
Когда Марфа встретила Спасителя, то сказала: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога даст Тебе».
Иисус Христос говорит ей: «воскреснет брат твой».
Марфа же сказала Ему: «знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день, (т. е. во всеобщее воскресение, при конце мира)».
Тогда Иисус Христос сказал ей: «Я есть воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли этому?»
Марфа ответила Ему: «так Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, пришедший в мир».

После этого Марфа быстро пошла домой и тихонько сказала сестре своей Марии: «Учитель здесь и зовет тебя».
Мария, как только услышала эту радостную весть, поспешно встала и пошла к Иисусу Христу. Иудеи, которые были с нею в доме и утешали ее, видя, что Мария поспешно встала и вышла, пошли за нею, думая, что она пошла к могиле брата — плакать там.

Спаситель же еще не входил в селение, но был на том месте, где встретила Его Марфа.
Мария пришла к Иисусу Христу, пала к ногам Его и сказала: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой».
Иисус Христос увидев плачущих Марию и пришедших с нею иудеев, Сам восскорбел духом и сказал: «где вы положили его?»
Говорят Ему: «Господи! пойди и посмотри».
Иисус Христос прослезился.
Когда подошли ко гробу (могиле) Лазаря — а это была пещера, и вход в нее завален был камнем,— Иисус Христос сказал: «отнимите камень».
Марфа сказала Ему: «Господи! уже смердит (т. е. запах разложения), потому что четыре дня, как он во гробе».
Иисус говорит ей: «не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?»
Итак, отвалили камень от пещеры.

Тогда Иисус возвел очи к небу и сказал Богу Отцу Своему: «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал это для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня».
Потом, сказавши эти слова, Иисус Христос воззвал громким голосом: «Лазарь! иди вон».
И вышел умерший из пещеры, весь обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его было обвязано платком (так евреи одевали умерших).
Иисус Христос сказал им: «развяжите его, пусть идет».

Тогда многие из иудеев, бывших там и видевших это чудо, уверовали в Иисуса Христа. А некоторые из них пошли к фарисеям и рассказали им о том, что сделал Иисус. Враги Христовы, первосвященники и фарисеи, забеспокоились и, опасаясь, чтобы весь народ не уверовал в Иисуса Христа, собрали синедрион (совет) и решили убить Иисуса Христа. Слух же об этом великом чуде, стал распространяться по всему Иерусалиму. Многие иудеи приходили в дом Лазаря, чтобы видеть его, и увидев, веровали в Иисуса Христа. Тогда первосвященники решили убить и Лазаря. Но Лазарь, по воскрешении его Спасителем, жил еще долго и был потом епископом на острове Кипре, в Греции.

См. в Евангелии от Иоанна, гл. 11, 1–57 и гл. 12, 9–11.


Воскрешение Лазаря.
Валериан Степанович Крюков (1838–1916?)

Серии рисунков «Картины для наглядного преподавания священной истории Ветхого и Нового Завета» и «Картины для начального курса Закона Божия» хранятся в отделе эстампов Петербургской Публичной библиотеки им. Салтыкова-Щедрина


Воскрешение Лазаря.
Михаил Васильевич Нестеров. 1900 г. Бумага, гуашь, акварель, белила, бронза. 20,8х50,4
Эскиз росписи северной стены церкви Св. Александра Невского в Абастумани.
Государственный Русский музей
www.artlib.ru


Воскрешение Лазаря.
М.В. Нестеров. 1900 г. Холст, масло. 66x74.
Фрагмент одноименной картины, разрезанной художником
Башкирский государственный художественный музей им. М.В.Нестерова
http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15168


Воскрешение Лазаря.
Вильгельм Александрович Котарбинский (1849-1922). Фреска.
Владимирский собор, Киев
http://www.vlsobor.com/paintinghtml_20.html


Воскрешение Лазаря.
Мозаика по оригиналу М. А. Титова
Собор Воскресения Христова на Крови, Санкт-Петербург

Тэги: Евангелие в живописи, изобразительное искусство, чудеса Христа, Горюшкин-Сорокопудов И.С., Рябушкин А.П., Иванов А.А., Лебедев К.В., Поленов В.Д., Врубель М.А., Айвазовский И.К., Суриков В.И., Шебуев В.К., Репин И.Е., Нестеров М.В.

Ещё по теме:

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню