Иоанн Предтеча
Иоанн Креститель, Иоанн Предтеча (6-2 годы до н. э. - ок. 30 года н. э.) - в христианском учении является последним в ряду пророков - предвозвестников прихода Мессии. Он жил в пустыне аскетом, проповедовал и совершал священные омовения для очищения от грехов и покаяния иудеев, крестил в водах реки Иордан Иисуса Христа. Был обезглавлен по желанию иудейской царицы Иродиады и её дочери Саломеи. Считается исторической фигурой, его упоминание во всех известных рукописях «Иудейских древностей» Иосифа Флавия считается большинством исследователей аутентичным текстом, а не позднейшей вставкой переписчиков-христиан.
Иоанн Креститель в пустыне, пьющий из источника воду.
Шебуев Василий Козьмич. Около 1808 г. Холст, масло, 136х136.
Государственный Русский музей
Голова Иоанна Крестителя.
Иванов Александр Андреевич. Этюд к картине "Явление Христа народу". Холст, масло.
Государственный Русский музей
Голова Иоанна Крестителя.
Иванов Александр Андреевич. 1840-50 гг. Холст, бумага, масло 51 x 44.
Эскиз к картине "Явление Христа народу".
Государственная Третьяковская галерея
Явление Христа народу (первоначальный вариант).
Иванов Александр Андреевич. 1837 г.
Государственный Русский музей, Санк-Петербург
Явление Христа народу (Явление Мессии).
Иванов Александр Андреевич. 1837-1857 гг. Холст, масло. 540 x 750.
Государственная Третьяковская галерея
***
Явление Христа народу.
К.В. Лебедев. Хромолитография. Бумага, графика.
Изд. Москва, начало XX в.
Из собрания Государственного музея истории религии
***
Голова Иоанна Предтечи.
Врубель Михаил Александрович. Этюд. 1905 г.
***
Саломея.
Денисов Василий Иванович (1862 – 1922). 1908 г. Холст, масло, 205 х 231.
Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля.
Справа внизу подпись: В. Денисовъ
На обороте холста справа вверху синим: Кор. № 266
Поступление. В 1925 из ГРМ; ранее собр. А. А. Коровина, Петроград. Инв. Жр–196
Реставрация Н. Г. Минько, 2012.
Танец семи покрывал. Эскиз костюма Саломеи к драме Оскара Уайльда "Саломея"
Бакст Лев Самуилович. 1908 г.
Серая бумага, графитный карандаш, акварель, тушь, белила, золото, серебро 46,5 x 29,9
Государственная Третьяковская галерея, Москва
www.artsait.ru
Саломея (эскиз костюма).
Николай Калмаков. 1908 г.
Парашутов
Сaломея с головой Иоанна Предтечи.
Веревкина, Марианна Владимировна (1860-1938).1930-е. Картон, смешанная техника.
Галерея Матащи, Тенеро, Швейцария
Палач с головой Иоанна Крестителя (эскиз).
Исаак Львович Аскназий (1856-1902). 1885 г. Репродукция из журнала.
Палач с головой Иоанна Крестителя (эскиз).
Исаак Львович Аскназий (1856-1902). 1885 г.
Научно-исследовательский музей Академии художеств, С-Петербург
Весной 1881 года художник приехал в Вену, где брал уроки в студии знаменитого
Ганса Маккарта. Именно из Вены Исаак в очередном отчете Совету Академии
художеств написал, что им сделаны «следующие эскизы в красках: «Иоанн
Креститель в то время, когда к нему спускается палач с блюдом и мечом»,
«Палач с головой Иоанна» и «Смерть еврейского поэта Иегуды Бен Галеви»
по мотивам стихотворения Гейне». Как отмечают историки, «Палач» - одно
из немногих произведений художника, историю создания которого можно
проследить более или менее детально.
В декабре этого же 1881 года художник, попутешествовав по всей Италии,
прибыл в Рим. Здесь он продолжил работу над полотном «Палач с головой
Иоанна Крестителя». В Научно-исследовательском музее Академии художеств
хранится второй эскиз картины, выполненный уже в Риме, подписанный и
датированный. Художник начал писать работу «набело», но позже решил
переписать холст, поменяв цветовое решение (картина находилась в собрании Харьковского художественного музея, погибла во время войны). Историки уверяют, что,
видимо, не всё получилось, потому что «в мае 1882 года художник
оставил «Палача» и переключился на другие работы, вернувшись к нему
почти через год». Картина была окончена только к 1885 году, в этом же
году Аскназий отправил часть своих работ в Санкт-Петербург – для отчета.
В числе их был и «Палач».
Сохранилось письмо учителя Исаака – Павла Петровича Чистякова, другу
Аскназия и также своему ученику - Василию Савинскому, в котором мастер
описал свои впечатления от картины «Палач»: «Картину Аскназия видел, очень, очень выразительная. И трактование
вполне достойное сюжета. Небо плохо, он его теперь переделывает. Хорошо
исполнена фигура Спекулятора с головой Иоанна Предтечи. Только нога
левая поставлена и нарисована нехорошо. Я торжествую душевно, разумно,
конечно, за Аскназия, да вместе и за русское искусство».
В результате, в 1885 году за картины «Палач с головой Иоанна Крестителя»
и «Моисей в пустыне» Исаак Аскназий получил звание академика
исторической живописи. В октябре того же года Чистяков написал
Савинскому, продолжавшему жить в Италии: «Аскназий успех имел и
достойно получил академика».
Обе картины были выставлены на академической выставке 1886 года. «Палача
с головой Иоанна Крестителя» тут же приобрели для Музея Академии
художеств, в самом конце XIX века картина была передана в Харьковский
художественный музей. Один из эскизов к картине подарила
Научно-исследовательскому музею Академии в 1973 году одна из наследниц
художника М.Г.Португалова. В архивах также найдена репродукция этой
картины, напечатанная в одном из столичных журналов. Любопытно
посмотреть, что поменялось на готовой работе по сравнению с эскизом.
Жаль, что картина не в цвете, но то, что Аскназий переписал не
понравившуюся Чистякову ногу - очевидно! Парашутов
Усекновение головы Иоанна Предтечи. (Иродиада с дочерью, ожидающая главы святого Иоанна Предтечи ?)
Худяков Василий Григорьевич. 1861 г.
Саломея приносит голову Иоанна Крестителя своей матери Иродиаде.
Суриков Василий Иванович. 1872 г.
Иродиада.
Крамской И.Н. 1886 г.
Государственная Третьяковская галерея
И.Н. Крамской выбрал не кульминацию, а финал библейской драмы. В картине нет ни крови, ни жестоких ужасов, которых живописец сторонился в своем творчестве. Его волновали морально-философские аспекты давно прошедших событий. Он развивал ту же идею, что и в «Хохоте»: нравственную победу человеческого духа над косностью и жестокостью «духовных невегласов».
Замысел картины строится на противопоставлении тяжелой, массивной фигуры Иродиады, наполненной грубой плоти, и головы Иоанна Крестителя, воплощающей человеческую одухотворенность. Живая Иродиада выглядит безобразной рядом с прекрасной головой мертвого Иоанна Крестителя. Для Крамского в понятии красоты лежат прежде всего духовные и нравственные начала. artclassic.edu.ru
Иоанн Креститель был обезглавлен из-за козней иудейской царевны Иродиады и её дочери Саломеи. Иродиада была женой Ирода Филиппа, но была отнята у него его родным братом тетрархом Галилеи Иродом Антипой, за что Иоанн обличал последнего. Ирод Антипа заключил Иоанна в тюрьму, но казнить его не решался (Мф. 14:3-5, Мк. 6:17-20).
Дочь Иродиады Саломея (не названная в Евангелиях по имени) в день рождения Ирода Антипы «плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним». В награду за танец, известный как танец семи покрывал, которые Саломея снимала с себя один за другим, Ирод пообещал Саломее выполнить любую её просьбу, даже отдать полцарства. Она по наущению своей матери, которая ненавидела Иоанна за обличение её сожительства, попросила голову Иоанна Крестителя, и «Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей» (Мк. 6:26). В темницу к Иоанну был отправлен оруженосец (спекулатор), который отсёк ему голову и, принеся её на блюде, отдал Саломее, а та «отдала её матери своей». Ученики Иоанна Крестителя, узнав об этом, тайно взяли его тело и ночью погребли в самарийском городе Севастии, а о смерти сообщили Иисусу (Мф. 14:6-12, Мк. 6:21-29).
Для всех троих интриганов казнь пророка повлекла самые плачевные последствия. Саломея, переходя зимой реку, провались под лед так, что ей отрезало глыбами голову. Ирод Антипа был побежден в одном из боев, чем разгневал римского императора Калигулу, который сослал его вместе с Иродиадой в заточение в Галлию, а затем – в Испанию.