RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Анонсы

5 октября

Лекция «Пророк Амос», Москва

5 октября

Лекция «В преддверии Воскресения Христова. Иконография Великой субботы», Москва

19 октября

Лекция «Иконография Пасхи в православном искусстве», Москва

26 октября

Лекция «Пророк Авдий», Москва

2 ноября

Лекция «Сюжеты страстного цикла в контексте развития декорации храмового пространства», Москва

9 ноября

Лекция «Пророк Иона», Москва

14-15 ноября

Научные чтения «Россия. Грузия. Христианский Восток. Духовные и культурные связи», Москва. Заявки до 15 октября

30 ноября

Лекция «Пророк Михей», Москва

7 декабря

Лекция «Пророк Наум», Москва

21 декабря

Лекция «Пророк Аввакум», Москва

17 марта 2025

Конференция «Богословская мысль и аскетические практики в Поздней Византии: новые горизонты исследования», Москва. Заявки до 15 февраля

20-25 октября 2025

Конференция «Наследие Первого Вселенского собора: единство Предания и вызовы эпох», Москва и Санкт-Петербург. Заявки до 15 сентября 2025

Россия на карте Востока

Летопись

8 октября 0451 в Халкидоне (р-н Кадыкёй совр. Стамбула) открылся IV Вселенский собор, утвердивший текст Символа веры и осудивший монофизитство

10 октября 1950 подали заявление о вступлении в РПО д.фил.н. С.И. Соболевский и митрополит Николай (Ярушевич)

11 октября 1860 родился член-учредитель ИППО князь В.С. Кочубей

Соцсети


Мучения Иуды в русской живописи


Совесть. Иуда.
Николай Николаевич Ге. 1891 г. Холст, масло. 149х210.
На евангельский сюжет (Ин. 18:3,12-13).
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Иногда он как бы украдкой брался за холсты и писал сцены при лунном свете, без композиции, без обработки, определив интересно только название картины, например, — «Совесть». Без комментария ничего нельзя было понять в этом холсте среднего размера. Плохо нарисованная, бесформенная спина; примитивно протянутая наискось дорога, под черным фоном пригорка, в глубине красные кляксы и черные черточки. Это должно было изображать Иуду, прикованного взором мучительной совести к жертве своего предательства — Христу, уводимому толпою с дрекольями и факелами. И. Репин «Н. Н. Ге и наши претензии к искусству» («Нива», 1899, приложения № 15)

Сам художник писал: «Лицо Иуды не важно (…) Нельзя Иуду понять, ежели не будет перед нами его преступления, смысл которого для него удаление [от] Идеала».

… Картина «Совесть» — единственная из картин Ге последнего периода, на которой не изображен Христос. О содержании этой картины Ге рассказывает так: Иуда, предавши Христа, идет следом за толпой, уводящей его. Толпа идет скоро; ученики — Иоанн и Петр — бегут следом. Иуда идет медленно: и побежать не может, и совсем отстать тоже не может. Душа его разрывается. Он вдруг понял всю гнусность своего поступка и ужаснулся перед ним. Что делать? Куда идти? Вперед нельзя, назад — некуда. «Иуда настоящий предатель, — пишет Ге в одном из своих писем к нам, — тихий, на вид спокойный, но потерявший спокойствие, потерявший то, чем жил, что любил. И отстать не может от него и быть с ним нельзя, — сам себя отрезал навсегда. Один выход такому мертвецу — умереть; он и умер».

Эта картина подверглась таким же восхвалениям и нападкам, как и „Что есть истина?“. Н. К. Михайловский в „Русских Ведомостях“ написал статью, в которой жестоко критикует картину „Совесть“ и глумится над ней. Но нашлись и страстные защитники этой картины, и некоторое время в печати шла оживленная полемика по ее поводу. Вот как описывает в одной газете впечатление, произведенное на него этой картиной, один из ее сторонников:

„Дышащие бесконечной любовью слова, которыми он (Иисус Христос) встретил своего предателя и своих врагов, резко звучали в ушах грешного Иуды. Безгрешная личность Спасителя предстала теперь перед Иудой во всем своем величии. Пробудившееся сознание более и более открывало его грех. Тяжелая дума сильнее и сильнее овладевала им, что он предал кровь неповинную. В душе Иуды поднимается ряд самых разнообразных мыслей и чувств. Его тяготит и сознание своего преступления, и злоба на своих союзников, и стыд перед людьми. Ночной мрак и тишина еще более усиливают в нем тягостное чувство. Ни одного слова сочувствия не слышит Иуда: все от него отвернулись. Он один, совершенно один среди этого мира. Адские муки, поднявшиеся в душе Иуды, доводят его до оцепенения. Смотря вслед за грубою и жестокою толпою иудеев и воинов, ведших Иисуса и уже почти скрывшихся из вида, Иуда размышляет, что теперь ему делать? И вот этот-то интересный момент Ге и изобразил на своей картине. „Фигура Иуды, закутанного в плащ, производит на внимательного зрителя глубокое впечатление: художник с поразительным искусством выразил в этой фигуре угнетенное душевное состояние предателя. Смотря на эту фигуру, ясно представляешь себе те адские муки, которые переживал Иуда в момент пробуждения совести“… Сухотина-Толстая. Николай Николаевич Ге. 1923

…Через много лет Николай Ге напишет картину «Совесть. Иуда», изобразив ученика, предавшего своего Учителя, как невнятную, закутанную фигуру со спины: Иуда смотрит в одиночестве на пропадающие во тьме, едва заметные силуэты удаляющихся апостолов и стражников, ведущих Христа. Перед нами не человек, а некое существо на пороге страшного решения – самоубийства. «Иуда мне представляется предателем, первообразом предательства при прогрессе, часто при совершенствовании, а оно есть у всякого желающего быть человеком. Старые низшие потребности, плотские, делают бунт и восстают на человека, и вот он по слабости уступает – вот и предательство. Я сделал так. Христа повели и ведут с факелами; группа эта очень далеко и скоро исчезнет; за ней бегут Петр и Иоанн. В большом расстоянии идет тихо Иуда. Он не может бросить, должен идти, но вместе с тем ему нельзя идти, и вот эта нерешительность выражается вполне в этой одинокой фигуре, идущей по той же дороге. Он и дорога залиты лунным светом, а группа удаляющегося Христа вдали по дороге освещена факелами. Ученики же бегут, еще освещенные луной, вот картина. Сегодня окончательно устроил; и все, и я сам чувствую, что правдиво, просто и вероятно…» – писал Николай Ге своему знакомому в конце января 1891 года, работая над картиной в уединении на своем хуторе.
С. Степанова «Тень материалиста Иуды» 

***


Голова Иуды.
Федор Андреевич Бронников. 1874 г. Эскиз. Холст, масло. 50?63.
Шадринский городской краеведческий музей имени В. П. Бирюкова


Иуда.
Федор Андреевич Бронников. 1874 г. Эскиз. Картон, масло. 150х190.
Шадринский городской краеведческий музей имени В. П. Бирюкова 

***


Иуда.
Н. Н. Ге. 1870–1880-е гг. Холст, масло. 50,5×43.
Художественная Галерея Фонда поколений Ханты-Мансийского автономного округа Югры
Поступление: 1997 г. 

На рубеже 1870-х и 1880-х гг. в творчестве Н. Н. Ге возобладали евангельские темы. Он отказался от канонов академизма и исторической конкретности. Историю Христа, особенно ее заключительную часть, художник воспринимал как один из эпизодов вечной борьбы Добра со Злом и неизменного торжества Зла, неприглядностью которого стремился поразить зрителя. Живопись Ге приобрела лихорадочную и пугающую взволнованность. Полотно «Иуда» характерно представляет поздний период творчества Ге, его {искания в решении евангельских сюжетов}. Художника прежде всего волновал моральный, этический аспект. Одна из его главных тем — предательство, состояние человека, остающегося наедине со своей совестью. Работа носит эскизный характер и прекрасно иллюстрирует творческий метод Ге. Драматическая трактовка образа Иуды подчеркнута колористическими находками художника, тяготеющего к экспрессионистическому осмыслению натурных впечатлений. Художественная Галерея Фонда поколений ХМАО Югры

***


Иуда.
Вильгельм Котарбинский.
Почтовая открытка по рисунку В. А. Котарбинского 

***


Явление Христа Иуде в Гефсиманском саду.
Неизвестный художник. 1919 г. Холст, масло. 84x104,5.
Слева снизу неразборчивая подпись и дата. В раме
Аукционный дом «Гелос» 

***


Иуда Искариот, бросающий серебреники.
Платон Васильевич Васильев (1830-1865). 1858 г.
Родон

Тэги: Евангелие в живописи, Иуда, изобразительное искусство, Ге Н.Н.

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню