RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Россия на карте Востока

Летопись

5 ноября 1687 в Оружейную палату было послано напоминание о поиске в казне подходящего предмета для изготовления для синайского монастыря раки для мощей св. Екатерины

5 ноября 1882 председатель ИППО вел.кн. Сергей Александрович направил рескрипт в МИД с просьбой о разрешении раскопок на русском участке в Иерусалиме на месте будущего Александровского подворья ИППО

6 ноября 1907 в дар ИППО был преподнесен альбом с фотографиями Сергиевого скита ИППО под Калугой

Соцсети


Тайная вечеря в русской живописи

На евангельский сюжет (Мф. 26:20–29; Мк. 14:17–25; Лк. 22:14–38; Ин. 13:1-17)

Перед тайной вечерей Иисус омыл ноги апостолам. Омовение ног ученикам описано только в Евангелии от Иоанна. Согласно его рассказу, в начале тайной вечери: "Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан".

Омовение ног.
 Степан Владиславович Бакалович (1857-1947). 1880 г. Холст, масло. 54x75,5.
  Северо-Осетинский республиканский художественный музей им. М. С. Туганова

«Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною». Евангелие от Иоанна 13:5-8


Омовение ног.
К.В. Лебедев


Омовение ног.
Федор Антонович Бруни (1799 - 1875). 1841 г. Акварель, 29,3х41,2.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.


Омовение ног.
Федор Антонович Бруни. 1841 г. Акварель, белила, тушь, перо. 29,3x41,2.
Эскиз росписи в аттике Исаакиевского собора в Петербурге.
Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург


Омовение ног Иуде.
Николай Ге. 1890–1892 гг. Бумага, уголь. 50,5x67,5.
Собрание Кристофа Болльмана, Женева

***


Тайная вечеря.
Иван Михайлов (по прозванию Ушак). 1694 г. Дерево, темпера, металлическое обрамление. 61,5х48,5.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Раскрыта в ГРМ И. В. Ярыгиной в 1973 г. Инв. ДРЖ 1446.
Надпись белилами в правом нижнем углу:
 “Лета 7203 (1694) септеври 29 день писал си образ зограф Иван Михайлов стрелец стремянного полку по прозванию Ушак”
(Каргер 1928; Русская живопись XVII–XVIII веков 1977).
Словарь русских иконописцев XI–XVII веков

***


Тайная вечеря.
С. А. Бессонов. 1809 г.
Алтарь Казанского собора в Санкт-Петербурге 

***


Тайная вечеря.
Яков Шапошников (?). Ярославль. 1 пол. XIX в. Медь, живопись по эмали, 10,6x14x1,5.
Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург 

***


Тайная вечеря.
Алексей Егоров. 1823–24 гг. 18,7x34,4.
Эскиз для церкви прусского короля в Кракове.
Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург 

***


Тайная вечеря.
Василий Шебуев. 1816 г. Дерево, масло, 28x36.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург 


Тайная вечеря.
В. К. Шебуев. 1838–1839 гг. Холст, масло. 80,6x152
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Тайная вечеря.
В. К. Шебуев. 1838 г. Холст, масло. 318x509
Государственный Русский музей

«Когда настал вечер, Он приходит с двенадцатью. И, когда они возлежали и ели, Иисус сказал: истинно говорю вам, один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня. Они опечалились и стали говорить Ему, один за другим: не я ли? и другой: не я ли? Он же сказал им в ответ: один из двенадцати, обмакивающий со Мною в блюдо. Впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы тому человеку не родиться. И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая. Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием». Евангелие от Марка 14:17-25 

***


Тайная вечеря.
Ф. А. Бруни. 1839 г. Холст, масло, 200x200.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург 

***


Тайная вечеря.
С. А. Живаго. 1845–46 г. Дерево, масло. 44,5x71,9.
Государственная Третьяковская галерея

Картина, послужившая эскизом композиции, исполненной позднее в мозаике в Мозаическом заведении ИАХ и установленной в 1883 над Царскими вратами главного иконостаса Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге


Мозаика над Царскими вратами главного иконостаса в Исаакиевском соборе. 1887 г.
По оригиналу С. А. Живаго (1805-1863).
Исполнили И. А. Пелевин, И. И. Кудрин, Н. Ю. Силиванович, И. А. Лаверецкий, В. А. Колосов, Ф. Ф. Гартунг, Н. М. Голубцов и М. П. Муравьев. В этой композиции очень достоверно передана глубина пространства оригинала, его хорошо разработанная цветовая гамма, мастерски использован эффект смешения цвета (плащ Иуды). 

***


Тайная вечеря.
А. А. Иванов. 1850 г.


Тайная вечеря.
А. А. Иванов. 1850 г.

***


Тайная вечеря.
Александр Егорович (Георгиевич) Бейдеман. 1860-е гг. Бумага, акварель, 33,9x55,5.
Эскиз росписи церкви в Ливадии.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Тайная вечеря.
Александр Бейдеман. 1860-е гг. Бумага, акварель, графитный карандаш, золото. 27,4x52,8.
Эскиз росписи церкви в Ливадии.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург 

***


Тайная вечеря.
Н. Н. Ге. 1863 г. Холст, масло. 283x382
Государственный Русский музей

Не без влияния А. А. Иванова, Николай Николаевич Ге обратился к евангельским легендам для выражения своих представлений о добре и зле, о нравственных проблемах человечества. В ряду этих произведений находится,,Тайная вечеря" (1863, ГРМ, уменьшенное повторение 1866 -ГТГ). Противопоставление Христа и Иуды, трагедия человека, предвидящего предательство ученика, но готового к самопожертвованию, составляют основу драматического конфликта. Он осмыслен художником не в каноническом, религиозном, а в нравственно-психологическом плане. Картина имела в России огромный успех. Передовая критика уделила ей первостепенное внимание, отмечала и глубокую интерпретацию традиционного сюжета, понимавшуюся современниками в связи с социальными проблемами своей эпохи. Наиболее глубокий анализ картины был дан М. Е. Салтыковым-Щедриным. Знаменательно, что реакционный лагерь увидел в произведении недопустимый «материализм», картину было запрещено репродуцировать. После демонстрации ее в Петербурге Ге возвратился во Флоренцию.
Шумова М. Н. Русская живопись середины XIX века. М., Искусство. 1984 


Голова Иуды.
Н. Н. Ге. 1863 г. Холст, масло. 48,5x38,2.
Этюд для картины «Тайная вечеря» (1863, ГРМ)
Государственная Третьяковская галерея, Москва

***


Тайная вечеря.
Эскиз росписи храма Христа Спасителя в Москве.
Г. И. Семирадский. 1876 г. Холст на картоне, масло. 45x46,6.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург 

***


Тайная вечеря.
Мозаика по оригиналу К. Дузи (1808-1859).
Исаакиевский собор, Санкт-Петербург


Фото Юлии Чагиной

****


Тайная вечеря.
И. Е. Репин. 1876 г.


«Если все, то не я…».
И. Е. Репин. 1896 г. Холст, масло. 52x76. Эскиз
Ивановское объединение художественных музеев


Тайная вечеря.
И. Е. Репин. 1903 г. Холст, масло. 63,2x103,7
Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, Новгород 

***


Тайная вечеря.
В. Д. Поленов. 1890-1900-е. Холст на картоне, масло. 54,5x38
Тюменский музей изобразительных искусств 

***


Тайная вечеря.
И. К. Айвазовский. 1890-е. Холст, масло, 44x60.
Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского

Айвазовский был знаком с творчеством многих художников, раскрывающих библейскую тему, — от Леонардо да Винчи (1452-1519) до Н. Н. Ге (1831-1894) и Н. И. Крамского (1837-1887). Маринист не ставил перед собой задачу создать глубоко психологические произведения или выразить современные взгляды передовой интеллигенции, с которыми, конечно, был знаком. Небольших размеров строгая академическая композиция «Тайной вечери» является подтверждением сказанному. Традиционно, за столом размещены фигуры Христа и апостолов, а темный силуэт Иуды — по другую сторону стола. Крымская картинная галерея

***


Тайная вечеря.
 Котарбинский Вильгельм Александрович (1849-1922). 1887–1895 гг.
Фреска в южном корабле храма
Владимирский собор, Киев

В. А. Котарбинский, поляк по происхождению, получивший классическое художественное образование в Италии, живший в своем имении под Минском, познакомился в Италии с русскими художниками — братьями Сведомскими, с их помощью выучил русский язык. Они же и пригласили его расписывать Владимирский собор в Киеве. Котарбинский работал в паре с Павлом Сведомским, их тандем получился настолько удачным, что порой трудно различить их авторство, т. к. Котарбинский свои работы не подписал. Вместе они создали 18 огромнейших картин и 84 отдельные фигуры. Работая над росписями собора в течение 8 лет, Котарбинский создал прекрасные фрески, потрясающие своей красотой. В 1905 году Императорской Академией художеств был удостоен звания академика «за известность на художественном поприще». Единственный из творцов Владимирского собора умер и похоронен в Киеве. 

***


Тайная вечеря.
В. Спасский. Графика. Кон. XIX в. Бумага, акварель.
Из собрания Государственного музея истории религии

***


Тайная вечеря.
 Святослав Воинов (1890-1920). 1918 г. Холст, масло, 102x109.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург 

***


Последний ужин.
Павел Филонов. 1920 г. Акварель, тушь, кисть на бумаге. 16?49,1.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Источник: Starat.narod.ru 

***


Тайная вечеря.
Сергей Васильевич Беклемишев (1870–1920)
http://www.museum.ru/N30078


Иуда уходит совершать предательство.
Сергей Васильевич Беклемишев (1870–1920)
http://www.museum.ru/N30078

Тэги: Евангелие в живописи, страсти Христовы, изобразительное искусство, Бруни Ф.А., Лебедев К.В., Шебуев В.К., Иванов А.А., Ге Н.Н., Репин И.Е., Семирадский Г.И., Поленов В.Д., Айвазовский И.К.

Ещё по теме:

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню