RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Анонсы

30 марта

Лекция «Образ святого Димитрия Солунского в византийском и древнерусском искусстве», Москва

30 марта

Лекция «Неделя Торжества Православия», Москва

31 марта

Лекция «Земная жизнь Христа», Москва

3 апреля

Лекция «Закат Древней Руси и образ Христа», Москва

6 апреля

Лекция «Святые Великого поста», Москва

13 апреля

Лекция «Середина Великого поста – Крестопоклонная неделя», Москва

13-15 апреля

55-й весенний симпозиум по византийским исследованиям, тема «Правосудие в Византии», Великобритания

14 апреля

Лекция «События Страстной недели», Москва

20 апреля

Онлайн-конференция «Священные дни в раннем и средневековом христианстве», Крит

28 апреля

Лекция «Воскресение и Страшный суд», Москва

18 мая

Лекция «Салоники – город византийских храмов», Москва

3-4 июня

Конференция «Князья, иерархи и люди Древней Руси между властью, повседневностью и храмом», Санкт-Петербург

Россия на карте Востока

Летопись

28 марта 1850 члены Русской духовной миссии в Иерусалиме прибыли в монастырь Саввы Освященного в Александрии

29 марта 1885 В.Н. Хитрово на заседании Совета ИППО предложил ходатайствовать о вербном сборе в пользу Палестинского Общества

29 марта 1885 решено открыть в Назарете женскую школу ИППО с позволения Иерусалимского Патриарха

Соцсети


Богородица

При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.

Евангелие от Иоанна Ефес. Начало второго столетия новой эры. Влиятельнейший город Малой Азии становится духовным центром христианского мира. Когда-то апостол Павел крестил здесь двенадцать последователей Иоанна Предтечи. Сейчас во главе Ефесской Церкви стоит Иоанн Богослов – последний из оставшихся в живых очевидцев Господа, любимый ученик Христа, названный Им «сыном громовым».

Грозный автор «Апокалипсиса» – теперь уже кроткий старец, не устающий повторять: «Детки, любите друг друга. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь». Ревность апостола стала мудра. На головы «ходящих во тьме», он уже не призывает огонь, но увещевает заблудших соборными посланиями и пишет Евангелие. С трудами Матфея, Марка и Луки, с письмами Иакова, Иуды, Павла и Петра ефесяне знакомы. Иоанн стремится восполнить то, что в них не вошло…

Когда на Иордане, первые ученики узнали в Иисусе Того, о Котором писали Моисей и пророки, Христос пообещал: «Истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому». Как и весь Израиль, они с детства помнили этот сон патриарха Иакова, видевшего лестницу в Небо и Господа на ней, дававшего обет благословить все племена земные в семени его. Но только на третий день после этого им приоткрылся сокровенный смысл Писания…

В Кане Галилейской, неподалеку от Назарета, была свадьба, на которую пригласили Мать Иисуса. И сам Иисус с учениками пришел на брак. В разгар праздника стало заканчиваться вино. Видя, что радость бедных людей может омрачиться, Мария обратилась к Сыну: «Вина нет у них». Иисус отвечает: «Что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел Час Мой». Он говорит как Глава многодетной семьи! И Она это чувствует. Она понимает, что час, когда Ей Самой оружие пройдет душу, еще не настал – еще не время Матери просить за детей Отца… Но это маленькое торжество человеческого счастья, вокруг которого они впервые все вместе собрались, – и есть образ будущей многодетной семьи Ее Сына, образ Церкви.

И, словно не замечая слов Христа, Матерь Божия дает людям Свою единственную заповедь: «Что скажет Он вам, то сделайте». И Господь велит служителям наполнить сосуды водою очищения и превращает ее в великолепное вино. «Так положил Иисус начало чудесам,— пишет апостол Иоанн,— и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его».

Когда же «пришел Час прославиться Сыну Человеческому», в тот самый миг, когда Христос «верующим во имя Его дал власть быть чадами Божиими», Он завершил то, что началось в Кане: «Жено! Это Твой сын». И ученику: «Это твоя Мама!» И это, конечно, не просто забота о Матери – эти слова каждому ученику Христа, потому что после них Господь сказал «Свершилось!» И, преклонив главу, предал дух.

Ее нельзя было не любить. Уже потому, что Господь взял Ее черты лица, Ее глаза, улыбку. Он был воспитан Ей как Человек, был у Нее в послушании, и взял черты Ее души, характера, Ее остроумие, Ее нежную иронию, Ее манеру обращаться к людям.

Как-то на Елеонской во время проповеди, одна из слушавших Спасителя женщин восхищенно воскликнула: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» А Он сказал: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его». Ответ такой захватывающей дух глубины, конечно, мог дать только Сам Бог Слово – Он ставит верующих на недосягаемую высоту и, одновременно, на еще большую высоту возносит похвалу Своей Матери: Она блаженна, потому что Она Самая верная Его ученица. Она слышала и соблюдала слово Божие и потому стала Матерью.

Она воспитывалась Им, бережно слагая все Его слова, и все, что связано с Ним, в Своем сердце. И Она первая из людей исполняла все, чему Он учил. И первая понесла за Ним Свой крест, была соучастницей во всех Его бедах, бесчестии и поношениях, и, наконец, отдала Богу самое дорогое… И в той Крови, которая пролилась на землю Голгофы, есть и Ее кровь.

Однажды, это было уже году в пятидесятом, апостол Павел пришел в Афины. В ожидание спутников, он стал проповедовать в синагогах и ежедневно беседовать на площадях со встречающимися ему людьми. Вскоре на него обратили внимание стоические и эпикурейские философы, и пригласили в Ареопаг. «Афиняне же все и живущие у них иностранцы ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое».

Город произвел на апостола крайне неприятное впечатление оголтелым язычеством, но, верный своим принципам, Павел пошел в собрание и начал так: «Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам».

Павел хорошо знал философию и вообще античную культуру. Его слушали с любопытством. Но когда он заговорил о Воскресшем из мертвых, одни посмеялись, другие сказали: «послушаем тебя в другой раз». Но некоторые мужи, среди которых был уважаемый член Афинского суда, по имени Дионисий, пошли за Христовым апостолом и уверовали.

Наставляя философов в вере, Павел обратил их внимание на то, что когда-то, еще в самом начале Священной истории, Господь сказал: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» И создал Бог из ребра, взятого у человека, жену. Дева Мария вернула этот долг. Стала Богу Помощницей и Главной Свидетельницей Его воплощения, страданий и Воскресения из мертвых.

Они пожелали убедиться в этом лично, и через некоторое время Дионисий Ареопагит написал своему учителю из Иерусалима. Текст его письма сохранился до наших дней: «Свидетельствуюсь Богом, что, кроме Самого Бога, нет ничего во вселенной, в такой мере исполненного Божественной силы и благодати. Никто из людей не может постигнуть своим умом то, что я видел. Когда я Иоанном, сияющим среди апостолов, как солнце на небе, был приведен пред лицо Пресвятой Девы, я пережил невыразимое чувство. Предо мною заблистало какое-то Божественное сияние. Оно озарило мой дух. Я чувствовал благоухание неописуемых ароматов и был полон такого восторга, что ни тело мое немощное, ни дух не могли перенести этих знамений и начатков вечного блаженства и небесной славы. От Ее благодати изнемогло мое сердце, изнемог мой дух. Если б у меня не были в памяти твои наставления, я бы счел Ее истинным Богом. Нельзя себе и представить большего блаженства, чем то, которое я тогда ощутил».

После Вознесения Христова Матерь Божия прожила в доме Иоанна еще около двадцати лет. Все эти годы Она была душой Церкви. Всех утешала, всем помогала, переживала и радовалась за каждого из усыновленных Ей Господом детей, согревая их Своим материнским сердцем. Казалось, ангелы слушались Ее, вознося на Небо людские просьбы и принося Ее же молитвами ответ. Казалось, это счастье не может кончиться, но день расставания все же должен был прийти…

Она заранее оповестила всех о приближающейся кончине. Собралась, наверное, вся христианская семья. И вся плакала. А Она, лежа уже, гладила родные головы и до последнего мгновенья успокаивала. Происходившее было так величественно, так торжественно, что к этому Таинству никак не вязалось слово «смерть». Это была Победа. Успех. Успение.

Когда глаза Богородицы закрылись, а дыхание стало совсем тихим, горницу вдруг объял ослепительно белый свет, едва привыкнув к которому, ученики увидели Господа Иисуса Христа.

Бывшие в доме не знали, где находились; как на Фаворе, не помнили себя. Им на мгновенье словно открылось Царство Божие. К одру подходили праведники, патриархи, пророки, ангелы, и без конца раздавалось нежное приветствие: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты в женах».

Погребальная процессия выглядела как самый праздничный крестный ход и была такой возвышенной, что христианами в городе стали еще несколько человек. Тело Усопшей положили в Ее родовой усыпальнице, за потоком Кедрон, в Гефсимании, где покоились родители Девы Марии, Анна и Иоаким, и обрученный Ей Иосиф.

Вряд ли можно считать совпадением то, что до Успения Богородицы христиане не имели Своего Священного Писания. В нем не было необходимости, как не было нужды в Скрижалях Завета у древних патриархов, живших до Моисея.

Древнейшую книгу Нового Завета написал Павел. В 52 году. Первое свое Послание – из Коринфа в Салоники. «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. Итак, утешайте друг друга сими словами».

Может быть, успокаивая фессалоникийцев, апостол еще не успел узнать о том, что произошло в Иерусалиме… А там, возможно, для нового погребения кого-то из детей Иосифа, возможно, как говорит древнее благочестивое сказание, для того, чтобы опоздавшему апостолу Фоме дать возможность попрощаться с Богородицей, но Гефсиманская гробница вскоре была открыта… В ней были одни погребальные пелены.

Это было вторым в мире Воскресением. И уже не Богочеловек восстал из мертвых, а обыкновенная, рожденная смертными родителями Женщина. Одна из нас. Первая прошедшая Путь, ради которого пришел на Землю и умер на Кресте Христос.

Когда сосланный на остров Патмос, в каменоломни, Иоанн Богослов создавал Апокалипсис, Иерусалим уже был разрушен. Все предсказанное о нем Спасителем сбылось. Мучимые и гонимые христиане напряженно ждали Второго Пришествия, а Господь все не приходил. И вот, объясняя духовный смысл истории, апостол пишет, что мир не погибнет, пока в нем будут те, кто может спастись, и Царствие Божие раньше не наступит. Но, вместе с тем, оно уже началось – оно в Церкви, оно внутри нас, и часть нашей будущей Семьи уже ожидает нас на Небе.

И явилось на небе великое знамение: Жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд. Откровение святого Иоанна Богослова

Библейский сюжет

Тэги: Богородичные праздники

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню