RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Анонсы

23 марта

Лекция «Прощеное воскресение. Изгнание Адама из Рая», Москва

30 марта

Лекция «Образ святого Димитрия Солунского в византийском и древнерусском искусстве», Москва

30 марта

Лекция «Неделя Торжества Православия», Москва

31 марта

Лекция «Земная жизнь Христа», Москва

3 апреля

Лекция «Закат Древней Руси и образ Христа», Москва

6 апреля

Лекция «Святые Великого поста», Москва

13 апреля

Лекция «Середина Великого поста – Крестопоклонная неделя», Москва

13-15 апреля

55-й весенний симпозиум по византийским исследованиям, тема «Правосудие в Византии», Великобритания

14 апреля

Лекция «События Страстной недели», Москва

20 апреля

Онлайн-конференция «Священные дни в раннем и средневековом христианстве», Крит

28 апреля

Лекция «Воскресение и Страшный суд», Москва

18 мая

Лекция «Салоники – город византийских храмов», Москва

3-4 июня

Конференция «Князья, иерархи и люди Древней Руси между властью, повседневностью и храмом», Санкт-Петербург

Россия на карте Востока

Летопись

19 марта 1884 на общем собрании ИППО казначеем назначен С.Д. Лермонтов

19 марта 1894 в Иерусалиме составлено духовное завещание начальника Русской Духовной Миссии архим. Антонина (Капустина)

19 марта 1895 в Смоленске открыт отдел ИППО

Соцсети


Крещение Господне в русской живописи


Крещение Христа.
Шамшин Петр Михайлович. 1848 г. Холст, масло. 114x114.
Внизу правее середины подпись и дата: 1848 П. Шамшинъ.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Поступила в 1928 из церкви Благовещения Пресвятой Богородицы лейб-гвардии Конного полка в Петербурге. Инв.№ ЖБ-816

Лейб-гвардии Конный полк был основан в 1721 г., окончательное название получил в 1801 г. Повеление Николая I о постройке для лейб-гвардии Конного полка новой каменной церкви последовало 2 февраля 1843, закладка была произведена митрополитом Антонием в присутствии императора. 20 марта 1849 (также в высочайшем присутствии) главный священник армии и флота В. И. Кутневич освятил уже законченный храм. Автором проекта стал К. А. Тон. Главный алтарь церкви был освящен во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, правый придел - во имя святителя Николая Чудотворца, небесного покровителя Николая I, левый придел - во имя праведной Анны Пророчицы, в память об Анне Иоанновне, основательнице Конногвардейского полка. Иконостасы по проектам К. А. Тона выполнил охтинский резчик С. Тарасов. Образа были написаны академиками Ф. А. Бруни, А, Т. Марковым, М. И. Скотти, В. К. Шебуевым и П. М. Шамшиным. 11 октября 1928 Благовещенская церковь была закрыта, в начале 1929 снесена как „мешающая трамвайному движению" (при реконструкции площади Труда). http://www.tez-rus.net/ViewGood37923.html

Крещение Христово. Г.Г. Гагарин. 1860
Крещение Христово
Гагарин Григорий Григорьевич. 1860 г.

Крещение Спасителя. А.И. Иванов. Кон. 1810 - нач. 1811
Крещение Спасителя.
Иванов Андрей Иванович. Конец 1810 - начало 1811 гг. Прессованный картон, масло 50,5x109.
На обороте надпись: Андрея Иванова
Поступила:, в 1932 из Казанского собора (Ленинград). Инв. № Ж-5471.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Крещение Господне. Г.И. Семирадский. 1876
Крещение Господне.
Семирадский Генрих Ипполитович. 1876 г.
Эскиз росписи храма Христа Спасителя в Москве
Холст на картоне, масло. 42?86 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Крещение Господне.
К.В. Лебедев

Поленов Василий Дмитриевич Крещение. Из серии «Жизнь Христа» 1887-88 гг.
Крещение. Из серии «Жизнь Христа».
Поленов Василий Дмитриевич. 1887–88 гг.

Крещение Господне (Богоявление). М.В. Нестеров. 1891
Крещение Господне (Богоявление).
Нестеров Михаил Васильевич. 1891 г.
Эскиз композиции для крестильни Владимирского собора в Киеве.
Бумага, акварель, гуашь, белила, бронза. 34,4х46,7.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Крещение Господне (Богоявление). М.В. Нестеров. 1890-94
Крещение Господне (Богоявление)
Нестеров Михаил Васильевич. 1890–1894.
Роспись в крестильне Владимирского собора в Киеве
Владимирский собор в Киеве

Явление Христа народу. А.А.Иванов. 1837–1857
Явление Христа народу.
Иванов Александр Андреевич. 1837–1857 гг. Холст, масло. 540х750.
Русский музей, Санкт-Петербург

Александру Андреевичу Иванову

Я видел древний Иордан.[1]
Святой любви и страха полный,
В его евангельские волны,
Купель крещенья христиан,
Я погружался троекратно,
Молясь, чтоб и душа моя
От язв и пятен бытия
Волной омылась благодатно.

От оных дум, от оных дней,
Среди житейских попечений,
Как мало свежих впечатлений
Осталось на душе моей!
Они поблёкли под соблазном
И едким холодом сует:
Во мне паломника уж нет.
Во мне, давно сосуде праздном.

Краснею, глядя на тебя,
Поэт и труженик-художник!
Отвергнув льстивых муз треножник
И крест единый возлюбя,
Святой земли жилец заочный,
Её душой ты угадал,
Её для нас завоевал
Своею кистью полномочной.

И что тебе народный суд?
В наш век блестящих скороспелок,
Промышленных и всяких сделок,
Как добросовестен твой труд!
В одно созданье мысль и чувство,
Всю жизнь сосредоточил ты;
Поклонник чистой красоты,
Ты свято веровал в искусство.

В избытке задушевных сил,
Как схимник,[2] жаждущий спасенья,
Свой дух постом уединенья[3]
Ты отрезвил, ты окрилил.
В искусе строго одиноком
Ты прожил долгие года
И то прозрел, что никогда
Не увидать телесным оком.

Священной книги[4] чудеса
Тебе явились без покрова,
И над твоей главою снова
Разверзлись в славе небеса.
Глас вопиющего в пустыне[5]
Ты слышал, ты уразумел —
И ты сей день запечатлел
С своей душой в своей картине.

Спокойно лоно светлых вод;
На берегу реки — Предтеча;[6]
Из мест окрестных, издалече,
К нему стекается народ;
Он растворяет упованью
Слепцов хладеющую грудь;
Уготовляя Божий путь,
Народ зовёт он к покаянью.

А там спускается с вершин
Неведомый, смиренный странник:
«Грядёт он, Господа избранник,[7]
Грядет на жатву Божий Сын.
В руке лопата; придет время,
Он отребит своё гумно,
Сберёт пшеничное зерно
И в пламя бросит злое семя.

Сильней и впереди меня
Тот, кто идёт вослед за мною;
Ему — припав к ногам — не стою
Я развязать с ноги ремня.
Рожденья суетного мира,
Покайтесь: близок суд. Беда
Древам, растущим без плода:
При корне их лежит секира».

Так говорил перед толпой,
В недоуменье ждавшей чуда,
Покрытый кожею верблюда[8]
Посланник Божий, муж святой.
В картине, полной откровенья,
Всё это передал ты нам,
Как будто от Предтечи сам
Ты принял таинство крещенья.

30 июня 1858
Пётр Андреевич Вяземский

Примечания. Первая публикация: «С.-Петербургские ведомости». 1858, 5 июля, с примеч. редактора: «Стихотворение это написано за два дня до смерти А. А. Иванова, который скончался, не узнав о его существовании». Вошло в изд.: В дороге и дома: Собрание стихотворений князя П. А. Вяземского. М., 1862, но в наборной рукописи текста нет. Черновой автограф, без строфы 9, с вар. и иной композицией строк (ГПБ). Две авториз. копии: одна с датой: «Июнь 1858 года», вторая в арх. Олениных (ГПБ), с датой: «30 июня 1858». В стихотворении отражены впечатления Вяземского от картины А. А. Иванова «Явление Христа народу», которую живописец привез из Италии в 1858 г. Она была выставлена в Академии художеств и вызывала горячие споры. Пока обсуждался вопрос о её покупке царём, Иванов неожиданно скончался от холеры (3 июля 1858 г.). Вяземский тогда же написал стихотворение «На смерть А. А. Иванова» (ВДД. С. 259—263). В записной книжке под 13 июля 1858 г. поэт указывает, что настоящее стихотворение «возбудило довольно живое сочувствие» (Полное собрание сочинений князя П. А. Вяземского. Спб., 1878—1896. Т. 10. С. 210). О возможном личном знакомстве Иванова с Вяземским свидетельствуют относящиеся к этому времени пометы дневникового характера в бумагах художника, фиксирующие намечавшиеся визиты к поэту (ГПБ, арх. А. А. Иванова).

   1. Я видел древний Иордан. В 1850 г. Вяземский совершил паломничество в Палестину.
   2. Схимник — монах, ведущий строго аскетический образ жизни.
   3. Свой дух постом уединенья. На протяжении двадцати лет работы над полотном Иванов вел затворническую и подвижническую жизнь.
   4. Священной книги — Нового завета.
   5. Глас вопиющего в пустыне — слова пророка Исайи, относящиеся к Иоанну Крестителю (Матф., III, 3).
   6. Предтеча — Иоанн Креститель; он изображен на переднем плане картины призывающим совершить обряд крещения в реке Иордан.
   7. «Грядёт он, Господа избранник…» и т. д. Строфы 8 и 9 представляют собой переложение проповеди Иоанна Крестителя (Матф., III, 10—12).
   8. Покрытый кожею верблюда. «Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса…» (Матф., III, 4).

Крещение. А.А. Иванов
Крещение.
Александр Андреевич Иванов. Дата написания картины неизвестна. Эскиз. Бумага, масло. 26 х 36,2.
Поступила в 1926 г. из Румянцевского музея (дар С. А. Иванова в 1877 г.). Инв. № 7991.
На обороте этюд «Две фигуры задрапированных натурщиков и полуфигура обнажённого натурщика».
Государственная Третьяковская галерея
http://www.tez-rus.net/ViewGood18566.html



Крещение Господне. Роман Максимович Волков. 1808
Крещение Господне.
Роман Максимович Волков. 1808 г. Холст, масло. 204 х 138.
Справа внизу подпись и дата: <...> Волковъ 1808
Поступила: в 1923 из Академии художеств. Инв.№ Ж-3332.
За эту картину в 1808 Р. М. Волков удостоен звания академика.
Работа над картиной началась в конце 1805 или начале 1806: 27 января 1806 определением Совета ИАХ* художнику отведено помещение для исполнения картины (Петров 1864**, с. 475).

* (Российская) Академия художеств, с 1917; ранее: ИАХ - Императорская (Российская) Академия художеств. Санкт-Петербург-Петроград, 1840-1893; ранее: 1757-1764 - Академия трех знатнейших художеств; 1764-1840 - Воспитательное училище при ИАХ; далее: 1893-1917 - Высшее художественное училище живописи, ваяния и архитектуры при ИАХ. Императорская Академия художеств (учреждение). Санкт-Петербург-Петроград, 1764-1917.
** Сборник материалов для истории Императорской С.-Петербургской Академии Художеств за сто лет существования / Под ред. П. Н. Петрова. СПб, 1864, т. 1.
http://www.tez-rus.net/ViewGood36927.html

Крещение. И. К. Айвазовский. 1890-е
Крещение.
И. К. Айвазовский. 1890-е. Холст, масло, 44,5x60.
Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского

Раскрывая библейские сюжеты, пейзажист Айвазовский чаще всего композицию заимствовал у древних иконописцев, но несколько развивал сюжет, делая его более повествовательным. В «Крещении» кроме фигур Христа, Иоанна Крестителя, группы верующих подробно прописана река Иордан (с применением изумрудно-зеленой краски). Небо и луч света переданы в свойственной художнику манере и прежде всего привлекают внимание. И свидетельствовал Иоанн, говоря: «я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий». Крымская художественная галерея


Крещение Спасителя в водах Иордана.
Афанасий Ефремович Куликов. 1948 г. Карандаш, бумага, картон.
Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии, Сергиев Посад


Крещение Спасителя в водах Иордана.
Афанасий Ефремович Куликов. 1948 г. Масло, картон.
Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии, Сергиев Посад


Крещение Спасителя св. Иоанном Предтечей в водах Иорданских.
Афанасий Ефремович Куликов. 1948 г. Масло, картон.
Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии, Сергиев Посад

Крещенское водосвятие. Борис Кустодиев
Крещенское водосвятие.
Борис Кустодиев. 1921 г.
Частное собрание

Тэги: изобразительное искусство, Евангелие в живописи, Крещение Господне, Иванов А.А., Нестеров М.В.

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню