Службы Страстной седмицы в русской живописи
Страстной Четверг на Севере.
Костанди Кириак Константинович (1852 — 1921). 1904 г. Дерево, масло. 55?45,5.
Одесский художественный музей
Великий Четверг.
И. Найдеров. Между 1904 и 1914 гг.
Вечер перед Пасхой.
М. М. Гермашев. Между 1904 и 1911 гг.
Заутреня.
М. М. Гермашев. Нач. 20 века
После заутрени.
Михаил Маркианович Гермашев. Между 1904–1914 гг.
Пасхальная открытка. Издательство «Ленц и Рудольф», Рига
Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург
Возвращение с заутрени.
М. М. Гермашев
Выход из церкви в Страстной Четверг.
Н. К. Пимоненко. 1887(?) г. Акварель.
Продана на выставке в Мюнхене.
Автором был сделан повтор этой акварели, названый им «Великий четверг» и
немного отличающийся в деталях от оригинала, для печати открыток
общества Красного Креста
Великий четверг.
Н. К. Пимоненко
«Толпа
стояла при входе и ждала самого торжественного момента — крестного
хода… Большинство уже не претендует на вход в храм… Все расходятся
группами по домам … и … все стараются донести свои зажженные свечи
домой, чтобы засветить ими лампадки. … Кто-то смастерил особую ширмочку
для защиты пламени от ветра. А в храме продолжается служба и длится
почти всю ночь».
На Страстной седмице в четверг вечером обычно совершается утреня с чтением 12 Евангелий Святых Страстей Господа Иисуса Христа. «Довольно также замечательно глубокое уважение нашего народа к так называемой страстной четверговой свече. Выслушав чтение Страстей Господних, многие из наших простолюдинов особенно заботятся о том, чтобы свеча эта не погасла, и стараются ее с огнем донести в свои дома». Церковно-народный месяцеслов И. П. Калинского
«Я несу от Евангелий страстную свечку, смотрю на мерцающий огонек: он святой. Тихая ночь, но я очень боюсь: погаснет!» И. С. Шмелев. «Лето Господне»