RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Анонсы

30 января

Лекция «Преподобные и их матери в христианской истории и иконографии», Москва

1 февраля

Лекция «Святой великомученик Димитрий – покровитель Салоник», Москва

3-5 февраля

11-й международный симпозиум «Коптская Литургия», Каир

6 февраля

Лекция «Святые семьи в лицевом иконописном подлиннике», Москва

8 февраля

Семинар «Искусство восточнохристианского мира», Москва

15 февраля

Лекция «Святые великомученики Феодор Тирон и Феодор Стратилат», Москва

18 февраля

Лекция «Об иконографии протоевангельского цикла в византийском искусстве», Москва

22 февраля

Лекция «Иконы Богородицы на византийской периферии X–XII веков (Балканы, Грузия, Древняя Русь)», Москва

17 марта

Конференция «Богословская мысль и аскетические практики в Поздней Византии: новые горизонты исследования», Москва. Заявки до 15 февраля

20-25 октября

Конференция «Наследие Первого Вселенского собора: единство Предания и вызовы эпох», Москва и Санкт-Петербург. Заявки до 15 сентября 2025

Россия на карте Востока

Летопись

31 января 1858 в Иерусалим прибыл второй состав Русской духовной миссии, возобновившей работу после Восточной войны

31 января 1914 помощник Председателя ИППО М.П. Степанов в письме к начальнику РДМ в Иерусалиме архим. Леониду (Сенцову) опровергает ряд обвинений в адрес ИППО

1 февраля 1837 родился М.А. Хитрово, генконсул в Константинополе, Салониках, Болгарии, Египте

Соцсети


Восточные этюды Василия Поленова

Именно задумка Поленова о создании картины «Христос и грешница», которая позже дала старт всему евангельскому циклу Поленова, ознаменовала появление другого, восточного цикла. В 1881 году прощается с жизнь сестра Поленова В. Д. Хрущова, которая являлась для пейзажиста одним из самых близких людей. Сестра, лежа на смертном одре, взяла с Поленова обещание всерьез взяться за написание картины «Христос и грешница», о котором они не раз вели разговоры. Написание пейзажей не считалось в семействе Поленовых серьезным делом, родных молодого художника можно было отнести к консерваторам.

Поленову был необходим материал, именно по этой причине вместе с искусствоведом А. Праховым и князем С. Абамелек-Лазаревым он отправляется в путешествие в Турцию, Египет, Сирию, Палестину и Грецию.

Поездка продлилась до весны 1882 года. Краски Востока, которые постоянно мелькали перед глазами, а также типажи, яркие контрасты поражали художника до глубины души. Именно в такие моменты Поленов работал без устали. В этот период появился на свет «восточный цикл» этюдов, которые были выставлены на выставке 1885 года. Третьяков, владелец галереи, тут же приобрел большинство из них. Все вокруг только и говорили о новом слове, который внес Поленов в живопись. polenov.su

Решение показать цикл этюдных работ широкому зрителю явилось до известной степени смелым шагом со стороны Поленова, ведь этюды обычно расценивались критикой, как черновая работа художника. Однако экспонированные полотна имели настоящий успех. Об этом свидетельствует И. С. Остроухов, в ту пору только вступивший в ряды русских пейзажистов: «Результатом путешествия была прежде всего коллекция этюдов, выставленная на передвижной выставке, и впечатление, которое она произвела, было очень велико. Это было нечто, полное искреннего увлечения красочною красотою и в тоже время разрешавшее красочные задачи совершенно новым для русского художника и необычным путем. Это были яркие записи о поразивших художника красках Востока, кусочки лазурного моря, рдеющие в красках заката вершины снежных гор, пятна темных кипарисов на синем глубоком небе и т. п.» Музей-усадьба В. Д. Поленова

Из воспоминаний К. А. Коровина: "В большом особняке дома, у сада, в Кудальне, куда я пришел, Поленов показывал мне свои этюды Палестины. Они были разнообразны. От самых маленьких, не более вершка, до больших. Они были колоритны, талантливы. Генисаретское озеро, храм Соломона, часовня Гроба Господня и много других... в большой комнате-мастерской было особенно нарядно. Висели старые восточные материи, какие-то особенные кувшины, оружие, костюмы. Все это он привез с Востока. Это все было так непохоже на нашу бедность…"

В 1899 году Поленов совершил вторую поездку на Восток для сбора материала. Путь его лежал через Константинополь, Афины, Смирну, Каир, Порт-Саид, Иерусалим.

Из статьи Элеоноры Пастон в журнале "Наследие" №4 2011 (33): "Он вновь привез из путешествия в основном пейзажные этюды, которые были показаны в 1903 году на 31-й Передвижной выставке. Своей «свежестью» и «силой в красках» они произвели на зрителей не менее сильное впечатление, чем произведения, созданные им в начале 1880-х годов.

Теперь особая роль этюдов в евангельском цикле картин становится более заметной по сравнению с работой над полотном «Христос и грешница». Более того, художник порой как бы сознательно стирает различия между этюдом и картиной. Недаром он называл свой этюдный материал «Путь Христа в пейзажах»". 

Тэги: Поленов В.Д., святые места в живописи, Святая Земля

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню