RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Анонсы

23 марта

Лекция «Прощеное воскресение. Изгнание Адама из Рая», Москва

30 марта

Лекция «Образ святого Димитрия Солунского в византийском и древнерусском искусстве», Москва

30 марта

Лекция «Неделя Торжества Православия», Москва

31 марта

Лекция «Земная жизнь Христа», Москва

3 апреля

Лекция «Закат Древней Руси и образ Христа», Москва

6 апреля

Лекция «Святые Великого поста», Москва

13 апреля

Лекция «Середина Великого поста – Крестопоклонная неделя», Москва

13-15 апреля

55-й весенний симпозиум по византийским исследованиям, тема «Правосудие в Византии», Великобритания

14 апреля

Лекция «События Страстной недели», Москва

20 апреля

Онлайн-конференция «Священные дни в раннем и средневековом христианстве», Крит

28 апреля

Лекция «Воскресение и Страшный суд», Москва

18 мая

Лекция «Салоники – город византийских храмов», Москва

3-4 июня

Конференция «Князья, иерархи и люди Древней Руси между властью, повседневностью и храмом», Санкт-Петербург

Россия на карте Востока

Летопись

19 марта 1884 на общем собрании ИППО казначеем назначен С.Д. Лермонтов

19 марта 1894 в Иерусалиме составлено духовное завещание начальника Русской Духовной Миссии архим. Антонина (Капустина)

19 марта 1895 в Смоленске открыт отдел ИППО

Соцсети


Труды архимандрита Леонида (Кавелина) (1822-1891)

Русское ученое монашество прошлого столетия выдвинуло множество талантливых ученых в различных областях богословской науки.

Целая школа с глубокой и плодотворной традицией сложилась, в частности, в науке церковно-исторической. Митрополит Платон (Лев-шин), митрополит Евгений (Болховитинов), архиепископ Амвросий (Орнатский), архиепископ Филарет (Гумилевский), профессор-протоиерей Александр Горский, митрополит Макарий (Булгаков), архиепископ Сергий (Спасский)—каждое из этих имен составляет отдельную эпоху в русской церковной истории. Но обобщающие труды названных историков невозможны были бы без неустанной работы подчас безвестных иноков-изыскателей, посвятивших жизнь кропотливым исследованиям и описаниям русских монастырей, монастырских ризниц, книгохранилищ, архивов и частных собраний. Достойным ратником этой иноческой ученой дружины предстает перед нами наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Леонид (Кавелин) (см. ЖМП 1972, № 6). Он поражал современников глубиной и масштабностью своих научных интересов.

Архимандрит Леонид (в миру Лев Александрович Кавелин) родился 22 февраля 1822 года в калужском имении своего отца. В 1840 году он окончил кадетский корпус, дослужился до чина капитана, но в 1852 году оставил службу и стал послушником в Оптиной Пустыни. Оптинская школа и определила весь его последующий творческий путь. В 1857—1859 гг. он находился в составе Иерусалимской миссии под началом епископа Кирилла (Наумова); в 1859—1863 гг. он опять был в Оптиной Пустыни; с 1863 года он снова в Иерусалиме, но уже в качестве начальника Русской Духовной Миссии. В 1865—1869 гг. архимандрит Леонид — настоятель посольской церкви в Константинополе; в 1869—1877 гг.— настоятель Новоиерусалимского Воскресенского монастыря. С 1877-го до самой смерти (22 октября 1891 года) отец Леонид занимал ответственный пост наместника Троице-Сергиевой Лавры.

Научные интересы отца Леонида неотделимы от его жизненного иноческого пути. Еще молодым офицером издает он в 1847 году «Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни». Пребывание его в этой Пустыни (1852—1857 и 1859—1863 гг.) связано с неустанным изучением церковноархеологических древностей Калужской епархии.

Всего архимандритом Леонидом издано более тридцати описаний монастырей. Около двадцати публикаций посвящено древностям Нового Иерусалима. Его описание Иерусалима и окрестностей, изданное в 1873 г., современники считали лучшим путеводителем по Святой Земле.

По отзыву известного историка профессора Д. А. Корсакова, исторические исследования архимандрита Леонида весьма важны и в научном отношении. Они часто содержат ранее не известные факты, старые же, уже известные даются в новом, научном освещении. Это справедливо и в отношении предисловий и комментариев отца Леонида к публикуемым им литературным и историческим памятникам.

Изыскания отца Леонида по достоинству были оценены научной общественностью. В 1863 году он был избран членом-корреспондентом Императорской Археографической Комиссии, в 1867-м — действительным членом Императорского Общества Истории и Древностей Российских, в 1862-м — членом Сербского Белградского ученого общества, в 1869-м — членом Московского Общества любителей духовного просвещения, в 1884-м — почетным членом Московской духовной академии, в 1886-м — членом-корреспондентом Имп. Академии Наук.

Известный историк, редактор «Русской Старины» М. И. Семевский, посетивший архимандрита Леонида в 1888 году в Троице-Сергиевой Лавре, писал о нем: «Это искренний и, как подобает вообще монаху, вполне бескорыстный подвижник в области научного труда... Застали мы отца архимандрита за большим трудом. С обычной своей пытливостью и знанием дела он трудится над составлением весьма важного для науки обозрения и описания громадного собрания рукописей незабвенного археолога гр. А. С. Уварова» (Троице-Сергиева Лавра. «Русская Старина», 1889, № 5, с. 499, 501). Составлением, а затем печатанием первых списков этого четырехтомного труда был занят отец Леонид до самой своей кончины.

Особое значение имеют для русской православной науки труды отца Леонида по изучению книгохранилища Троице-Сергиевой Лавры и осуществленные им публикации памятников.
Последний труд его, «Святая Русь», представляется нам прямым завещанием подвижника науки будущим исследователям, которым многое еще предстоит сделать в научной разработке русской агиографии.

Предлагаемая библиография публикаций архимандрита Леонида ни в коей мере не может считаться исчерпывающей. Достаточно указать на необходимость более внимательного просмотра следующих периодических изданий (за некоторые годы), в которых печатался отец Леонид, не называя своего имени: «Калужские Губернские Ведомости» (1850-е гг.), «Калужские Епархиальные Ведомости», «Московские Епархиальные Ведомости», «Херсонские Епархиальные Ведомости», «Душеполезное Чтение», «Русский Архив» и «Русская Старина».

При составлении этой библиографии основными литературными источниками были работы И. Н. Корсунского («Библиографические записки», 1892, №№ 9, 10), Д. Д. Языкова («Жизнь и труды русских писателей и писательниц», вып. 11, СПб., 1909), Д. А. Корсакова (ЖМНП, 1891, № 12), Г. А. Воскресенского (ЧОИДР, 1892, кн. 1), а также «Нумерные издания Общества любителей древней письменности», СПб., 1910, и названные выше периодические издания, а также «Опись библиотеки архимандрита Леонида, бывшаго наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры» (ГБЛ, ф. 304/П, № 361).

В библиотеке архимандрита Леонида все его сочинения были объединены тематически в несколько томов: т. 1. Оптина Пустынь; т. II. Калужская губерния; т. III. Монастыри; т. IV. Царьград и Иерусалим; т. V. Афон; т. VI. Новый Иерусалим; т. VII. Разные сочинения. К ним приложены книги: «Памятники древней письменности», «Паломники писатели» (1874 г.), сочинения и издания исторического содержания (два объемистых тома в 8°).

Кроме того, в гл. 7 «Описи...» под № 160, с. 299 значится отдельная подборка сочинений архимандрита Леонида с надписью: «Памятники древней письменности. Изд. Общ. люб. древней письменности, 8 выпусков, и в переплете в одной книге 12 вып. Соч. А. Леонида» (ГБЛ, ф. 304/П, №361).

Большой интерес должна представлять рукопись чл.-корр. АН СССР А. А. Дмитриевского, хранящаяся в Государственной Публичной Библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина,— «Очерк жизни и деятельности архимандрита Леонида (Кавелина)—третьего начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и его труды по изучению Православного Востока», 1918 г. (ГПБ, ф. 253, № 176).

Священник Анатолий Просвирнин

1839 год
1. Письмо из Бородина.— Письмо к родителям. Журнал для чтения воспитанников военно-учебных заведений, т. 21, № 81, с. 92—103. (Подписано: «Л. Кавелин, унтер-офицер 1-й мушкетерской роты 1-го Московского корпуса».)
1843 год
2. Краткое изъяснение плана древнего города Казани и описание осады и взятия оного в 1552 г. Маяк, т. VIII, отдел «Материалы», с. 49—58.
1844 год
3. Сношения Авгаря, царя Едесского, с Господом нашим Иисусом Христом. Маяк. т. XIII, отдел «Смесь», с. 27—32. По замечанию автора статьи, предание «извлечено из сочинений Моисея Хоренского».
4. Святой Авраамий Болгарский мученик. Там же, с. 103—106.
5. Посещение Болгарских развалин Петром I и Екатериною II. Там же, т. XIV, отдел «Смесь», с. 52—58. В переработанном виде статья эта была представлена о. Леонидом в 1877 г. IV Археологическому съезду в Казани: см. «Труды» съезда, Казань, 1884, т. I, с. XXXIV.
6. Взгляд на древнюю Польшу с замечаниями о Литве и России. Маяк, т. XV, отдел «Материалы», с. 33—41. (Перевод с польского статьи Мецеевского, с предисловием и примечаниями Л. Кавелина.)
7. Исследование народных преданий Малороссии. Там же, отдел «Смесь», с. 31—35.
8. Письмо к издателю (С. О. Бурачку). Там же, т. XVI, отдел «Материалы», с. 1—3. (Предисловие к нижеследующей статье — №9.)
9. Враждебные действия злых духов против человека. Там же, с. 4—31.
10. Гаданья малороссийского народа. Там же, отдел «Смесь», с. И—15. (Подписано: «С польского, Лев Кавелин».)
11. Душа в чахотке. (Отрывок из записок доктора Карла Козенице.) (Перевод с польского.) Повесть. Там же, т. XVII, отдел «Словесность», с. 10—37, 101—152.
1845 год
12. Избавление Костромы от Татарского нашествия,— чудо иконы Феодоровской Богоматери. (Посвящается П. Е. Неелову.) Маяк, т. XIX, с. 93—100. Следом идет: «Сказание о победе благоверного князя Костромского и Галицкого Василия Георгиевича Квашни над прегордым царем Батыем» (с. 101—112). Все вместе подписано: «Л. Кавелин. Ораниенбаум. Декабрь 1844 года». Статья составлена, по замечанию автора, на основании рукописи времен имп. Дины Иоанновны, подлинник которой хранился в Костромской соборной церкви.
13. Отрывок из дневника Закавказского офицера. Дербент. Там же, отдел «Смесь», с 23—39. (Воспоминания из времени военных действий в Закавказье в 1841 году, когда там служил Л. А. Кавелин.)
14. Нечто о сверхъестественной магии. Маяк, т. XX, отдел «Критика», с. 118— 147. (Статья подразделяется на две: «1. Гадания и 2. Колдовство и спасительные средства, которыми вооружается наша Церковь, в частности, против чародеяния во всех его видах и вообще против враждебного влияния злых духов на человека».)
15. Скорбной матери на смерть ея сына. (Стихотворение.) Там же, т. XXI, отдел «Словесность», с. 7—8.
16. Миролог. Жалоба матери. (С новогреческого.) (Стихотворение.) Там же. т. XXII, отдел «Словесность», с. 4—5.
17. Езоп и Рафаель. (Воспоминания юности.) Повесть. Там же, отдел «Словесность» (проза), с. 1—21. (Подписано: «Переделал с польского Лев Кавелин».)
18. Предчувствие. (Рассказ доктора. Посвящ. М. П. Баранову.) Там же, с. 23—32.
19. Жизнь и подвиги схимонаха Феодора. Москва, 1839, с. 37. (Письмо к издателю «Маяка».) Маяк, т. XXIII, отдел «Критика», с. I—32. В статье содержится: 1) письмо Л. А. Кавелина по поводу появления означенной книги и его замечания, с. 1—11; 2) подробное изложение содержания книги, с. 11—29, и 3) в виде приложения два письма о. Феодора, с. 29—32. Ср. одноименное изд. М., 1847, 16°, 64 с.
20. Нечто о Мценске. Там же, отдел «Смесь», с. 23—30.
21. Памятники Белорусской письменности. (Посвящается И. П. Борнчевскому.) Там же. [Публикация состоит из трех частей: 1. Энеида наизнанку, с. 30—32. 2. Отрывок из «Энеиды наизнанку» на Белорусском крестьянском наречии, с. 33—39. 3. Ра-бунки мужиков. (Белорусская народная поэма, соч. г. Яна Барщевского, с. 124—131.)]
22. Морлах в Венезии. Сербская песня. Там же, т. XXIV, отдел «Словесность». (Стихотворение), с. 33—34.
23. Очерки Ораниенбаума. (Посвящается С. М. Гоголю.)—С рисунками Л. Ла-горио. Иллюстрация, т. 1, № 15, с. 233—235.
[И. Н. Корсунский, профессор МДА, считал, что «не без участия Л. А. Кавелина состоялось напечатание статей: «IX. Отрывок из рукописи. Жизнь и подвиги Оп-тиной Пустыни старца иеромонаха Леонида (в схиме Льва). Сообщено той же Пустыни иноком П... мъ Г... вымъ» (т. е. Порфирием Грнгоровым) и «X. Вопросы ученика и ответы старца» (Варсонофия и Иоанна). Маяк, т. XXII, отдел «Словесность», с. 82—101. Тот же И. Корсунский отмечает, на основании «Перечня», составленного самим о. Леонидом, что в газете-журнале Иллюстрация за 1845 год «Л. А. Кавелин описал и берег Финского залива». (Название публикации не установлено.)]
1846 год
24. Болгара. Иллюстрация, т. II, № 4, с. 51—54, № 5, с. 68—71. (Археологическое описание столицы Волжской Болгарии.)
25. Александр Ефимович Измайлов. I. Биография его. Там же, № 17, с. 265—270.
26. Александр Ефимович Измайлов. II. Очерк литературной деятельности А. Е. Измайлова. Там же, № 18, с. 275—278.
27. Стихотворение «Вилня» (перевод из «Конрада Валленрода», поэмы А. Мицкевича). Там же, № 17, с. 273.
1847 год
28. Историческое описание Козельской Введенской Оптиной Пустыни и состоящего при сей Скита святого Иоанна Предтечи. Составил Лев Кавелин. (Издано в пользу Св. Обители.) Часть I. Описание Обители. С приложением вида ее. Часть II. Описание Скита, с приложением вида его. СПб. 8°, 229+26 с. Этого же сочинения «издание второе, исправленное и дополненное оной же Пустыни И. Л. (Иеромонахом Леонидом), СПб., 1862, ч. I, 385 с; ч. II, 259 с; изд., 3-е, дополненное: М., 1876 (с. IV, 244, 169); изд. 4-е: М., 1885, 240 с.
1848—1856 годы. За эти годы ни в одном из известных библиографических списков не значится каких-либо работ Л. А. Кавелина. 1852—1856 гг.— время послушнического искуса Льва Кавелина (с 1854 — монаха Леонида) под руководством старца Макария. В связи с этим некоторые исследователи (в том числе и И. Н. Корсунский — в «Перечне», составленном для журнала «Библиографические записки») включают в каталог трудов о. Леонида все переводы, изданные за этот период Оптиной Пустынью. Сам о. Леонид в своем рукописном «Перечне», на который все время ссылается И. Н. Корсунский, писал: «В Оптиной Пустыни, проживая в братстве состоящего при сей благоустроенной обители скита святого Иоанна Предтечи Господня, я занимался, под руководством известного своею духовной опытностью старца иеро-схимонаха Макария, в числе трех других сотоварищей, приготовлением к изданию в свет славянских переводов старца Паисия Величковского и перевел с славянского на русский язык, с товарищем о. Ювеналием Половцевым книги: «Вопросы и ответы старцев Варсануфия и Иоанна» и «Книгу поучений аввы Дорофея»». По другим сведениям, отцу Леониду может быть усвояема лишь одна из переводных книг, изданных Оптиной Пустынью, а именно:
28а. Преподобного отца нашего аввы Дорофея душеполезные поучения и послания с присовокуплением вопросов его и ответов, данных на оные святыми Старцами Варсануфием Великим и Иоанном Пророком. М., 1856, XIV + 283 + 43 с.
1857 год
29. Опись старопечатных и редких книг, состоящих в церквах и библиотеке Козельской Введенской Оптиной Пустыни. (Напечатано как продолжение записки архимандрита Моисея Путилова «Обозрение древностей Козельской Введенской Оптиной Пустыни», в Калужских Губернских Ведомостях, часть неофициальная, № 31, с. 86— 91; № 32, с. 94—98; № 33, с. 100—102.—Отд. отт.: Калуга, 1857.)
30. Обозрение Козельского Оптина монастыря и бывших в нем до начала XVIII столетия храмов. Калуга, 74 с; 2-е изд.: Калуга, 1860, 96 с.
31. Материалы для исторического описания монастырей Калужской епархии. I. Калужская Тихонова пустынь. Калужские Губернские Ведомости, № 42, часть неофициальная, с. 124—127. (Подписано: «Любитель православной старины».)
1859 год
32. Историческое описание Боровского Пафнутиева монастыря. М., 184 с. [Авторство о. Леонида установлено по 2-му изд.: «Историко-археологическое и статистическое описание Боровского Пафнутиева монастыря (Калужской губернии), в связи с историческим сказанием о Преподобном Пафнутии, Боровском Чудотворце. Составленное архимандритом Леонидом. Издание 2-е, исправленное и дополненное, под редакцией И. Токмакова». Калуга, 1894, 226 с]
1860 год
33. Отчет о мерах, принятых к улучшению быта русских православных паломников в Палестине. СПб., 56 с.
34. Место моления о чаше (близ Иерусалима). Духовная Беседа, № 38 (от 17 сентября), с. 70—80. (Подписано: «Хаджирум Москов. 1860 года».)
35. Взгляд на исторические судьбы Св. Града. Домашняя Беседа, № 30, с. 373— 380.
36. Последние дни Оптинского старца иеросхимонаха Макария. Домашняя Беседа, № 47, с. 587—594; № 48, с. 599—604. ΟΙΛ. изд.: М., I860, 31 с.
37. Советование к сохранению заповедей. [Из писем Оптинского старца иеромонаха Леонида (в схиме Льва), скончавшегося в 1842 году] Отд. брошюра, 6 с. Позже перепечатано в Калужских Епархиальных Ведомостях, 1862, № 9, с. 127—132 (в выходных данных ошибка: старец Леонид скончался в 1841 г.), а также в Троицких листках, 1880, № 24, с. 105—108.
38. Голос в защиту списателей Печерского Патерика,— святого Симона, епископа Владимирского и Суздальского, и преподобного Поликарпа, архимандрита Киево-Печерской лавры. Чтения в Московском Обществе Истории и Древностей Российских (далее сокращенно: ЧОИДР), т. IV, «Смесь», с. 116—126. Отд. отт.: М., 1860, 11 с. (Первая публикация о. Леонида в ЧОИДР.)
39. .Мнение иеромонаха Леонида (Кавелина) по вопросу о преобразовании морских учебных заведений. В сборнике: «Замечания разных лиц на проект преобразования морских учебных заведений», изданном под ред. адмирала Е. В. Путятина, с. 569—595.
1861 год
40. Письмо фельдмаршала Б. П. Шереметева к боярину Т. Н. Стрешневу. ЧОИДР, кн. I, отдел V, «Смесь», с. 205.
41. Село Николо-Гостунское с его древностями. Там же, кн. IV, «Смесь», с. 187—198.
42. Сказание о жизни и подвигах блаженныя памяти старца Оптиной Пустыни иеросхимонаха Макария, составленное оной же пустыни И. Л. М., с. 187.
43. Тит Молчальник. Домашняя Беседа, вып. 36, с. 698—700. (О юродивом, жившем в Козельске у священника Благовещенской церкви о. Феодота, f 1824; в 1862 г. вошло во 2-е изд. «Исторического описания Оптиной Пустыни».)
44. Открытие нетленных мощей святителя и чудотворца Тихона, епископа Воронежского. Там же, № 28, с. 564—565.
45. Торжество открытия святых мощей Святителя Тихона, новоявленного Чудотворца, епископа Воронежского и Елецкого. Там же, с. 691—698.
46. Индифферентизм. Из письма покойного И. В. Киреевского к N. Домашняя Беседа, № 46, с. 879—886.
47. Обстоятельства, предшествовавшие торжественному открытию святых мощей святителя Тихона, и письмо о кончине архиепископа Воронежского Антония. Домашняя Беседа, № 47, с. 911—916.
48. Нафанаил, иеросхнмонах Задонского монастыря. Домашняя Беседа, № 47, с. 916—920. [Иеромонах Никодим (в схиме Нафанаил)—келейник и ученик Георгия Затворника. Публикация о. Леонида состоит из (1) письма иноку Петру (Григоро-ву) по поводу кончины о. Нафанаила (f30 июня 1849 г.), писанного одним из учеников последнего; (2) двух писем о. Нафанаила тому же адресату.]
49. Журнальные заметки. Статья 17-я. (Письмо к редактору) Там же, № 41, с 784—791. (Подписано: «Хаджнрум Москов».) [Мнение по поводу брошюры «Иерусалим и папа», где развивалась мысль о переводе папы из Рима в Иерусалим.]
50. Алексей Неофитович Прокудин. Там же, № 50, с. 985—988. [А. Н. Проку-дин — благочестивый муж, проживавший невдалеке от Саровской пустыни, в первой четверти XIX века, единственный, кого удостаивал беседой известный Саровский молчальник схимонах Марк.]
51. Очерк жизни бывшего Коневского строителя и Тихвинского архимандрита отца Илариона. СПб., с. 14. Приложения: (1) «Письма о. архимандрита Илариона к Я. И. Бердникову», с. 15—22; (2) «Рассуждение о видениях» (с. 22—35).
52. Рассказ очевидца о действиях Преосвященного Иакова по обращению раскольников Саратовской губернии с 1832 по 1839 гг. Домашняя Беседа, № 38, с. 723— 733; № 40, с. 759—768; № 41, с. 775—781; № 42, с. 799—805; № 43, с. 823—832: № 44, с. 843—850. Отд. изд.: СПб., 1862, 87 с.
1862 год
53. Историческое описание Калужского Лаврентьева монастыря, нынешнего Калужского архиерейского дома, и принадлежащей к оному Крестовой церкви. Калужские Епархиальные Ведомости (далее: Калужские ЕВ), Прибавления, №№ 1, с 1—17· 2, с. 19—35; 3, с. 37—50; 4, с. 54—56; 6, с. 84—91; 7, с. 101—106; 8, с 107—125. Отд. изд.: Калуга, 1862, 87+VI с; 2-е изд.: Калуга, 1888, 88+VIII с.
54. Древние акты монастырских архивов и церквей Калужской епархии. Калужские ЕВ, № 9, с. 141 —146.
55. О церкви святых Жен-Мироносиц города Кал\ти. Калужские ЕВ, № 10, с. 156—165.
56. Историческое описание Перемышльского Троицкого Лютикова монастыря Калужские ЕВ, №ftç 13, с. 202—215: 14, с. 224—231; 15, с. 241—249; 17, с 276—287; 19, с. 311—329; 22, с. 394—407; 23, с. 407—430. Отд. изд.: Калуга, 1862, 146 с.
57. Записки инока, уроженца г. Калуги, о его странствии в святой град Иерусалим из Москвы чрез Молдавию, Турцию и Египет в самом начале прошедшего столетия. Калужские ЕВ, № 20, с. 344—357. Отд. изд.: Калуга, 1862, 16 с.
58. Последние русские православные пустынножители (материалы для истории русского монашества, 1745—1820). Домашняя Беседа, №№ 20, с. 463—467; 21, с. 487— 490; 22, с. 507—517; 23, с. 539—547; 24, с. 563—570; 25, с. 595—601; 26, с. 619—627.
59. Церковно-историческое исследование о древней области Вятичей, входившей с начала XV и до конца XVIII столетия в состав Крутицкой и частью Суздальской епархии. Составил И. Л. ЧОИДР, кн. 2, отд. I (Исследования), с. I + V1II+I56. Отд.: М., 1862, 156 с. [Публикация состоит из трех частей: 1) Из древнего «Лицевого подлинника». (Материал для истории иконописания); 2) О упраздненных монастырях, находящихся в пределах Калужской епархии (с. I—VIII, общий обзор и план исследования); 3) Исследование (с. 1—156)].
60. Старица Евфросиния. Домашняя Беседа, № 28, с. 19—22.
61. Ответ г. Сп-кову на его вопрос: «Были ли у нас в древней Руси епископы немонахн?». День, № 35. (Подпись: «Ставрос».) Отд.: М., 1862, 14 с.
62. Журнальные заметки. Статья третья. Домашняя Беседа, № 49, с. 477—483. {Полемика по вопросу о монашестве епископов, затронутому в заметке И. А. Чисто-вича «Еще об Арсении Мацеевиче». День, 1862, № 25.]
63. Историческое описание Тихоновой Калужской Пустыни. СПб., 144 с.
1863 год
64. Историческое описание Малоярославецкого Черноостровского Николаевского монастыря Калужской губернии. СПб., 176 с: 2-е изд.: ΛΙ., 1903, 176 с. (Авторство установлено по 2-му изданию, ссылка на с. 154.)
65. Историческое описание Белевского девичьего Крестовоздвиженского третьеклассного монастыря. СПб., 11 +186 с.
66. Церковно-историческое описание упраздненных монастырей, находящихся в пределах Калужской епархии. ЧОИДР, кн. I, отд. I, с. I—VIII и 1—170. Отд. изд.: М., 1863, VIH+170 с.
67. Великий пост во святом граде Иерусалиме. Из писем к С. О. Б(урачк)у. Душеполезное Чтение, кн. 2, с. 121—148; кн. 3, с. 275—320; кн. 4, с. 417—423. Отд. изд.: М., 1864, 79 с.
68. День годовой памяти покойного архимандрита Оптиной Пустыни Моисея. Калужские ЕВ, № 12, с. 219—222. (Подписано: «Очевидец, 24 июля 1863 года».)
69. Церковная летопись г. Калуги. Калужские ЕВ, № 3.
70. Летопись градо-калужских церквей. Калужские ЕВ, № 5, с. 76—91. (Ср. книгу о. Леонида «История Церкви в пределах Калужской Епархии», Калуга, 1876.)
71. О упраздненных монастырях в пределах нынешней Калужской Епархии. Калужские ЕВ, № 8, с. 127—131; № 9, с. 145—153; № 10, с. 167—171.
1864 год
72. Путешествие в Иерусалим из Москвы старца (старообрядца) Леонтия (Калужанина) в 1801—1803 годах. Калужские ЕВ, № 1.
73. Отзыв игумена Череменецкого монастыря о. А-я Б-ва о письмах о. Макарня. (Письмо в Оптину пустынь.) 12 января 1864 года. Калужские ЕВ, № 2.
1865 год
74. Исторический очерк древней Болгарской церковной иерархии от принятия болгарами христианской веры (в 861 г.) до упразднения Болгарского Терновского патриархата. Херсонские Епархиальные Ведомости, Кя 9, с. 15—42; отд.: Одесса, 1866, 28 с. (подписано: «И. Ставрос»).
75. Историко-статистическое описание Белевской Жабынской Введенской мужской общежительной Пустыни. Составил А. Л. Тула, 128 с.
76. Историческое описание Рождества Богородицы Коренной Пустыни. СПб., 244 с.
77. Митрополит Агафангел (некролог). Херсонские ЕВ, № 15, с. 293—304; Странник, S\ 9, отд. IV, с. 131—139.
78. Пустыня Св. Града. Херсонские ЕВ, № 22, с. 254—295; отд.: Одесса, 1865, 41 с.
79. Обозрение рукописей и старопечатных книг в книгохранилищах монастырей, городских и сельских церквей Калужской епархии. ЧОИДР, кн. 4, отд. IV, с 1—115, Отд. отт.: M., 1865, 115 с.
1866 год
80. Архиепископня первой Юстинианы Охридская и ее просветительное влияние на южных славян —болгар н сербов. ЧОИДР. кн. 4, отд. III, с. 1—75; отд. изд.: Μ 1867, 75 с.
81. Обращение Сербской Хиландарской Лавры в общежитие (киновию). Херсонские ЕВ, № 17, с. 18—25.
82. Историческое обозрение Афонских славянских обителей Зографа, Руссика и Хилендара. Херсонские ЕВ, №№ 21, 22, 24; 1867, №№ 1_2; отд.: Одесса, 1867, 93 с.
83 Три дня в Русской Афонской обители святого Пантелеимона, 27, 28 и 29 июля 1866 года. (Из записной книжки Русского святогорца.) Херсонские ЕВ, № 19, с. 148—157.
1867 год
84. Русский монастырь святого Пантелеймона — Руссик. Херсонские ЕВ, №№ 6, 7, с. 17—22; отд.: Одесса, 1867, 127 с.
85. Речи при встрече вел. князей Алексия Александровича и Сергия Александровича с вел. княжной Марией Александровной. Херсонские ЕВ, № 19, с. 53—54, 55—56.
86. Двухдневное пребывание на святой горе Афонской вел. князя Алексия Александровича. Там же, № 20, с. 57—80. Отд.: СПб., 1868, 28 с.
87. Известие о кончине настоятеля Зографской Афонской обители игумена Ан-фима. Херсонские ЕВ, № 19, с. 107—109.
88. О славянских переводах церковного богослужебного Устава. ЧОИДР, кн. 2, отд. 1, с. 1—10.
89. Киприан до восшествия на Московскую митрополию. Там же, с. 11—32.
90. Сербская иноческая община в Палестине. Там же, кн. 3, отд. III, с. 42—65.
91. Историческое описание Сербской царской Лавры Хиландаря и ее отношений к царствам Сербскому и Русскому. Там же, кн. 4, отд. III, с. 1—138, отд. изд.: М., 1868, 138 с.
92. Лавра святого Саввы Освященного. Херсонские ЕВ, №λ\ 23, 24 и 1868, №№ 5—10; отд.: Одесса, 1868, 130 с.
1868 год
93. Изображения славянских первоучителей и просветителей, святых Кирилла и Мефодия на иконе Николая Скоропомощника в Афонском Дохиарском монастыре. ЧОИДР, кн. I, отд. IV, с. 257—261.
94. Хан Нагай и его влияние на Русь и южных славян. Там же, кн. 3, отд. I, с. 30—42; отд.: М., 1868, 13 с.
95. Опись города Волхова Троицкого Оптина монастыря по 1779 год. Там же, кн. 4, отд. IV, с. 15—19.
96. Монастырь Липеси (Libis). Место погребения греческой царицы, русской княжны Анны Васильевны. «Утро», сборник М. П. Погодина, М., 1868, с. 59—66.
97. Хиландарски типик или устав св. Саве. Гласник Српског ученое друштва, кн. 7, свеска XXIV, с. 166—230; отд.: Белград, 1868, 65+10 с.
98. Стара Српска пнсма из руског монастира святого Пантелеймона у светсн гори. Там же, с. 231—295; отд.: Белград, 1868, 65 с.
99. Студийский монастырь в Константинополе. Херсонские ЕВ, № 22, с. 231—250.
1869 год
100. Иеромонах Константин Неаполитанский (Новгородский), капеллан русского Императорского резидента в Константинополе, убиенный турками 26-го декабря 1742 г. и причтенный греческою Константинопольскою Церковью к ЛИКУ святых. ЧОИДР, кн. I, отд. IV, с. 23—80.
101. О соединении под общим управлением Болгарского Рыльского и Русского Афонского монастырей. Там же, кн. 3, отд. И, с. 1—6.
102. Посещение Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря Михаилом, митрополитом Сербским. Московские епархиальные ведомости (далее M ЕВ), № 44, с. 8—12.
1870 год
103. Историческое описание Мещевского Георгиевского мужского общежительного монастыря. М., 189 с
104. Месяцеслов Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря для посетителей и богомольцев сей святой обители. М., 58 с; 2-е изд., дополненное: М., 1875, 83 с.
105. Описание соборного храма Воскресения Христова, построенного по Иерусалимскому образцу святейшим патриархом Никоном в Воскресенском, Новый Иерусалим именуемом, монастыре. М., 86 с.
106. Обращение Сеньки (Сильвестра) Медведева, ЧОИДР, кн. II, отд. IV. с. 1—12.
107. Сочинения блаженного Феофилакта Болгарского, архиепископа первой Юстинианы. Там же, кн. 4, отд. II, с. 6—12.
108. Обозрение Цареградских памятников и святынь XIV и XV вв. по русским паломникам с объяснительными примечаниями и планом. Там же, с. 21—62; отд.: М., 1870, 44 с.
109. Последний патриарх Болгарского царства блаженный Евфнмнй и его сочинения. Там же, с. 13—18.
110. Греческие книгохранилища Востока и их рукописи, осмотренные одним английским путешественником в 1858 г. Там же, IV, с. 1—32; отд.: М., 1871, с. П+32.
111. Хрисовульа иара Стефана, дата у Скопльу 1347 године. Гласник, Белград, кн. 10, св. XXVII, с. 287—296.
112. Чин, како входит святитель на воспоминание страшного суда, бываемое в неделю мясопустную, МЕВ, № 7, с. 4—5.
113. Пустыня Мавромоло. (Из археологических поисков в окрестностях Константинополя.) МЕВ, Λ» 26, с. 6—7.
114. 14 сентября в Новом Иерусалиме. Там же, № 39, с. 7.
115. Богомолец из Галичины в Новом Иерусалиме. МЕВ, № 39, с. 7—8.
116. Заметка для почитателей памяти иноков-витязей, погребенных на Старом Симонове. МЕВ, № 41, с. 8. (О Дмитровско.м заштатном монастыре, в 7 верстах от Скопина, к северу от Куликова поля.)
117. (Некролог) Священник Андрей Семенович Введенский. МЕВ, № 42, с. 7—8.
118. Память о святом великом князе Владимире у южных Славян. МЕВ, № 45, с. 7.
119. Волоколамская Левкиева Пустынь и ее основатель Преподобный Левкий, Чтения в Обществе Любителей Духовного Просвещения, кн. 12, с. 48—85; отд. отт.: М., 1870, 42 с.
1871 год
120. Иерусалим, Палестина и Афон по русским паломникам XIV—XVII вв. Сводные тексты оных, с объяснительными примечаниями, основанными на местных исследованиях. ЧОИДР, кн. I, материалы отечественные, с. 1—122. Отд. М., 1871.
121. Описание славяно-русских рукописей библиотеки Ставропигиального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря и заметки о старопечатных церковнославянских книгах той же библиотеки. Там же, кн. I, материалы литературные, с. 1—71. Отд. М., 1871.
122. Объяснение к областной карте трех Автокефальных Славянских Церквей на Балканском полуострове. Записки Императорского Русского Географического общества по отделению этнографии, т. IV. Отд. СПб., 1871, 11 с.
123. Воспоминание о трех русских православных священниках. (Из пережитого, но незабытого прошлого.) Душеполезное Чтение (далее: ДЧ), № 1, «Известия и заметки», с. 1—12; № 2, тот же раздел, с. 39—48.
124. Из истории юго-славянского монашества XIV столетия. ДЧ, № 4, с. 351— 368; № 5, с. 16-33.
125. Письмо с Афона. Об освящении в старом нагорном Руссике возобновленного храма во имя святого Саввы Сербского, и закладка соборного храма святого Пантелеймона на древнем основании. ДЧ, № 8, с. 142—145. (В приложении: «Слово в день освящения церкви святого Саввы, в Старом Руссике», с. 145—147.)
126. Историческое известие о причинах устроения в Новом Иерусалиме придела во имя мученицы Татианы. ДЧ, кн. 9, с. ПО—115.
127. Послание Иерусалимского монаха (болгарина) Афанасия о дрезе познания добра и зла к некоему болгарскому книжнику Панько,— XIV века. МЕВ, № 3, с. 28—29.
128. Московский дом Синодальных певчих. (До 1684 г. — подворье Хиландарской Лавры). —Ред. МЕВ, № 15, с. 140—141. Отд. М., 1871, 4 с.
129. Редакционная статья. Москва, 2 мая. МЕВ, 1871, № 18.
(Содержание: На какое из славянских наречий переведены были книги Священного Писания. Мнение Константина философа Костенчского, извлеченное из его неизданного сочинения «Сказание о письменах (славянских)». Заимствовано из 1-й книги Старины,— журнала, издаваемого Юго-славянской Академией в Загребе.)
130. Церковь Воскресения Христова, что в Панех (к материалам для описания московских церквей). МЕВ, № 25, с. 244—246.
131. Село Спирово. Бывший Спиридонов монастырь с Богорадным при нем домом (усыпальницею для убогих). МЕВ, № 26, с. 252.
132. Поучение Преосвященного Митрополита Антония Московского и всея Руси к попом и диаконом. МЕВ, № 27, с. 259—260.
133. Упраздненный Пятницкий Берендеев монастырь, ныне село Пятница Берендеева, л акты, относящиеся к нему. ЧОИДР, кн. IV, с. 1—35. Отд. М., 1871, 38 с.
134. Заметка о Бессах славянах. Там же, кн. IV, с. 36—38.
135. Известие о рождении и воспитании, и о жизни Святейшего Никона, Патриарха Московского и всея Руси, написанное клириком его Шушериным. С печатного издания 1817 г., сличенного с 3 древнейшими списками. М., 1871, ХП-И19 с.
1872 год
136. О московских древностях. (Из записок московского старожила прошлого столетия.) МЕВ, № ι, с. 4—5; № 2, с. 11—13; № 4, с. 33—34; № 7, с. 54—55.
137. Надгробное слово Григория Ца.мблака Российскому Архиепископу Киприяну. ЧОИДР, кн. I, отд. V, с. 25—32.
138. Рапорт Московского Архангельского собора протоиерея Петра Алексеева об исповеди и причастии Пугачева с товарищами. Там же, кн. I, отд. V, с. 178.
139. Лукьян Степанович Стрешнев. Там же, кн. 2, с. 1—9.
140. Исследование о роде Стрешневых. Там же, кн. 2, с. 10—18.
141. Несколько рассказов о Петре Великом (из записной книжки XVIII столетия). Там же, кн. 2, с. 19—21.
142. Историческое описание Борисовской Тихвинской девичьей Пустыни, составленное по монастырским письменным памятникам и записям. Там же, кн. 2, с. 99— 232; отд.: М., 1872, 135 с.
143. Настоятель русского Ильинского скита, что на Афонской горе, архимандрит Паисий. ДЧ, кн. 4, с. 389—401.
144. Село Соколове, именуемое в просторечии «Тихон-Никон». МЕВ, № 25, с. 175—177.
145. Село Полево или Полевщина и его владельцы Полевы и Балк-Полевы. Там же, кн. 4, с. 1—14.
146. Краткое известие о рождении, воспитании и житии Святейшего Никона, Патриарха Московского и всея России. Из рукописей Воскресенского монастыря XVII в. М., 11 с.
147. Краткое историческое сказание о начале и устроении Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря. С монастырской рукописи 1750-х годов печатается в первый раз в пользу грамотных богомольцев тщанием настоятеля. М., 39 с.
1873 год
148. Старый Иерусалим и его окрестности. (Из записок инока-паломника.) М., 511 с. (Сборник статей из Душеполезного чтения, 1871, № 6; 1872, №№ 1, 2—4, 7, 11, 12; 1873, №№ 1, 2.)
149. Звенигород и его соборный храм с фресками. (Сборник Общества древнерусского искусства на 1873 год, отд. 1, с. 105—116).
150. Паломники-писатели Петровского и послепетровского времени, или путники во святой град Иерусалим, с объяснительными примечаниями. ЧОИДР, кн. 3, с. 1—129.
151. Замечание об известном пешеходе-паломнике Василии Григорьевиче Плаке-Альбове, его возвращении на родину и месте погребения. Там же, кн. 4, с. 227—228.
152. Память о царице Евдокии Феодоровне в Мещовском уезде, на месте ее родины. Русский архив, кн. 4, с. 648—653.
153. Юшковы и Самарины. Русская Старина, кн. 7, с. 415—416.
154. Переписка Святейшего Патриарха Никона с митрополитом Афанасием и граматоносцем Саввою, 1665—1666 гг. Русский архив, кн. 9, с. 1601—1640.
1874 год
155. Благовещенский иерей Сильвестр и его писания. Исследование начато Д. П. Голохвастовым в 1849 г. и докончено архимандритом Леонидом в 1873 г. ЧОИДР, кн. I, с. 1—110; отд. отт.: M., I874, ПО с.
156. 1687 года, генваря 31. Царская жалованная грамота думному дьяку Емелья-ну Украннцеву по заключении мира с Польшей. Там же, кн. I, с. 1—8.
157. К биографии князя А. Д. Меншикова из столбцов Воскресенского монастыря, 1699. Русская старина, кн. 1, с. 191.
158. Презентальные деньги, 1716 г. Там же, с. 191.
159. Петровские и другие бумаги. 1708—1720 гг. Там же, кн. 2, с. 12—19.
160. Архимандрит Варлаам, духовник императрицы Анны Иоанновны; биографический очерк, с приложением писем Варлаама к императрице Екатерине I и указов к нему императрицы Анны. Русский архив, кн. 3, с. 568—588.
161. Род князей Звенигородских. Вестник Общества Древнерусского искусства при Московском Публичном Музее, издаваемый под редакцией Г. Д. Филимонова, №,\г 1—3, отд. IV, с. 16—17. (Дополнение к статье «Звенигород и его соборный храм с фресками», см. № 149.)
162. Альбом (П. С. Сорокина) памятников церковного зодчества Царьграда времен империи с V по XV в. и Константинопольский храм бывшего городского монастыря Спасителя, Кахриэ-Джами, на 7-м холме. Там же, №№ 1—3, отд. IV, с. 20—24.
163. Изъяснение раскола, именуемого христовщина или хлыстовщина. Составил священник Иоанн Сергеев, бывший самовидцем всех таинств оного раскола. ЧОИДР, кн. 3, с. 62—77.
164. Историческое описание ставропнгиального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря, составленное по монастырским актам. С приложением портрета патриарха Никона, писанного в 1650 г. Там же, 1874 г., III, IV; 1875 г., I, II, III. Отд. изд.: М., 1876, 767 с.
1875 год
165. Славяно-сербские книгохранилища на святой Афонской горе в монастырях Хиландаре и св. Павла. ЧОИДР, I, с. 1—80.
166. Описание Лихвннского Покровского Доброго мужского монастыря Там же, с. 104—159. Отд. изд.: М., 1876, 56 с.
167. Один из указов Петра Великого против пьянства. Русский архив, II. с. 43.
168. К столетию 1-го Московского корпуса. Переписка архимандрита Леонида с М. Д. Хмыровым и А. Н. Корсаковым. Там же, кн. 5, с. 157.
169. Благодарное исповедание милости Божией. ДЧ, № 4, с. 512—514.
170. Храм села Юркина XV века и резная каменная ктиторская икона. Вестник Общества Древнерусского искусства, №№ 6—10, отд. IV, с. 60—64.
171. Спорный вопрос о месте нахождения первоначальной копии с Афонской иконы Иверской Богоматери. Там же, с. 75—80.
1876 год
172. История Церкви в пределах Калужской губернии и калужские архиереи. Калуга, 370 с.
173. Критический обзор сведений о Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, сообщаемых в книге (Ростиславова) «Опыт исследования об имуществах и доходах монастырей», СПб., 1876. М., 32 с. (Как произведение о. Леонида числится в каталоге ГПБ и ГПИБ.— Авторство сомнительно.)
174. Духовники великих князей и царей Московских и всея России. ЧОИДР, кн. 1, с. 216—219.
175. Выписка из Большого синодика Гребневския Божия Матери об убиенных под Конотопом. Там же, кн. 1, с. 221—222.
176. Стефан, архиепископ Суздальский. Там же, кн. 1, с. 223—235.
177. Клинская Изосиминская Пустынь. Там же, кн. 2, с. 68—116.
178. Царские духовники XVIII столетня. Там же, кн. 3, с. 100—104.
179. Правая грамота Клинской Изосиминской Пустыни, 1539 г. Там же, кн. 4, с. 1—14.
180. Пельгримация или путешественник честного иеромонаха Ипполита Вишен-ского, постриженца святых страстотерпец Бориса и Глеба, катедры Чернеговской, во св. град Иерусалим, 1707—1709 гг. Издано и объяснено. Там же, кн. 4, с. 16—142.
181. Переписка царя Петра с патриархом Адрианом. Там же, кн. 4, с. 238—243.
182. Два стихотворения А. С. Цурикова: 1) Завет моим детям. 2) Дедушка Суворов (сообщил архимандрит Леонид). Там же, кн. 4, с. 259—264.
183. К биографии Симеона Полоцкого. Древняя и Новая Россия, № 4, с. 398—402.
184. Целинное дело в Воскресенском, Новый Иерусалим именуемом, монастыре. Вестник Общества Древнерусского искусства, №№ 11—12, отд. IV, с. 81—87.
185. Материалы для истории книгопечатания в России. Типография Оршинского Кутеинского и Иверского Валдайского монастырей (с 1630 по 1665 год). Там же, с. 92—95.
186. Хеким-Башн. Похождения Джузеппо Антонелли, доктора в турецкой службе (роман). Соч. Сандвича. Перевод с английского на сербский, а с сербского на русский язык А. Л.— Газета Гатцука, 1876—1877 гг.
1877 год
187. Исторические заметки о Московских монастырях: Спаса Старого (ныне За-иконоспасского) и Николы Чудотворна Старого (ныне Никольского Греческого), в связи с летописью московских пожаров с XIV по XVIII столетие. ЧОИДР, кн. 1, отд. V, с. 98—109.
188. Письма митрополита Филарета к Д. П. Голохвастову, по случаю издания «Домостроя» Сильвестра. (Сообщил архимандрит Леонид.) Там же, I, с. 125—126.
189. Летопись Калужская от отдаленных времен до 1841 г. Сост. В. В. Ханыков. Сообщил архимандрит Леонид. Там же. II, с. 44—174. Отд. изд.: М., 1878, 131 с.
190. Слово от притчи о вадящих князю на други. Русский архив, кн. 10, с. 332.
1878 год
191. Акты Иверского Святоозерского монастыря (1582—1706), собранные о. архимандритом Леонидом. СПб. Русская Историческая Библиотека, изд. Археографической комиссией, т. V, с. II + XLI+62 стлб.+ 1074 стлб.+б4 стлб. (указатели). Непосредственно актам предшествует (стлб. 1—62) «Исторический очерк Иверской Свято-озерской обители в ее патриарший период (с 1653 по конец 1666 года)».
192. Московский Звенигород и его уезд в церковно-археологическом отношении. Древности — Труды Императорского Московского Археологического общества, т. VII. Отд.: М., 1878, 70 с+5 литографий.
193. Летопись Боголюбова монастыря с 1158 по 1770 г., составленная по монастырским актам и записям игуменом Аристархом в 1760—1769 гг. ЧОИДР, кн. 1, с. 1-24.
194. 1615 г., августа 6-го и 15-го. Казанье двое: одно на Преображение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа; другое на Успение пречистое и преблаго-словенное Владычицы нашей Богородицы Приснодевы Марин, Леонтия Карповича, архимандрита Виленского Братского монастыря. Там же, кн. 1, с. 1—118.
195. Махрищский монастырь. Там же, кн. 3, с. 1—38.
196. Исторический очерк города Дмитрова в связи с историей его соборного храма и монастырей его области до XVIII столетия. ЧОИДР, кн. 4, с. 17—29.
197. Переписка Петра I с патриархом Адрианом 1697 г. (из рукописного летописца). Русский архив, кн. 1, с. 5—9.
198. Родословная Отрепьевых (по рукописи XVII века Ново-Иерусалимского монастыря). Там же, кн. 4, с. 487—489.
199. Первая война русских с турками. Летописное сказание об осаде Чигирина в 1678 году. Там же, кн. 6, с. 273—275.
200. Таинственный колокольный звон. Чрезвычайное происшествие в Цареконстан-тинове монастыре, 1753 г. Там же, с. 278—279.
201. Черта к жизнеописанию патриарха Никона. Русский архив, кн. 8, с. 473— 475.
202. В. Ф. Святловский и А. П. Хрущов (по поводу наступающего столетнего юбилея Первого Московского Кадетского корпуса). Русский архив, № 11, с. 405—409.
1879 год
203. Историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, составленное по рукописям и печатным источникам в 1841 году А. В. Горским, с приложениями архимандрита Леонида. Издание Имп. общ. ист. и др. росс, при Моск. унив. (Из Ч@ИДР, 1878 г., кн. 4, 204 с, и 1879 г., кн. 2, 117 с. Ч. 1. Историческое описание. Ч. 2. Приложения.) М.
[Примечание: Приложения архимандрита Леонида (часть II, 182 с. в следующем составе: I. Древние тропарь и кондак Преподобному Сергию. II. Преподобный Сергий и его участие в государственных делах по летописям. III. Троицкие столовые обиходники XV и XVI вв. IV. Кормовая книга XVI в., библиотеки Троицкой Сергиевой лавры, № 821, л. 92. V. Об осаде Троицкой лавры по польским источникам. VI. О предисловии к житию Преподобного Сергия, писанном келарем Симоном Аздрьи-ным. VII. Знатные богомольцы в Сергиевой лавре с Востока, после преставления Преподобного Сергия до XVIII столетия. VIII. Список надгробий Троицкого Сергие-ва монастыря, составленный в половине XVII века. IX. Список замечательных лиц духовного звания, погребенных в Троицкой Сергиевой лавре. X. Список иерархов и настоятелей монастырей из числа настоятелей, наместников, келарей, казначеев, экономов, ризничих и старцев Троице-Сергиевой лавры.]
204. Сказание о иконе Пресвятыя Богородицы и Приснодевы Марии Одигитрни. М.
205. Празднование столетия 1-го Московского кадетского корпуса (ныне 1-й Московской военной гимназии) 24-го ноября 1878 г. Древняя и Новая Россия, кн. 2, с. 167—172.
206. Греческие сказки об армянской вере, перешедшие в нашу древнюю русскую письменность. (Из рукописи XV в., библиотеки Троице-Сергиевой лавры.) ЧОИДР, кн. 2, с. 1—4.
207. Вифанские келлии митрополита Московского Платона. Там же, кн. 4, с. I—16.
1880 год
208. Заметка об одной старопечатной книге (книга о Вере). 1625 г. ЧОИДР, кн. 1, с. 1—10.
209. Новые сведения о Троицком списке Несторовой летописи, погибшей в московском пожаре 1812 г. Там же, кн. 2, с. 47—50.
210. Монастырские столовые обиходники (Волоколамского Иосифова и Новоспасского монастырей). Там же, кн. 3, с. 1 —113.
211. Славянские рукописи, хранящиеся в ризнице Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Там же, кн. 4, с. 1—49.
212. Участие Преподобного отца нашего Сергия в событиях 1380 г., положивших начало освобождению России от татарского ига (с 4 ксилографиями). М., 15 с; Троицкие листки, в. 15, с. 57—72.
1881 год
213. Жалованная грамота Троице-Сергневу монастырю от удельного Дмитровского князя Юрия Ивановича в 1504 г. ЧОИДР, кн. 1, с. 48—49.
214. Копия с писем Петра Великого, 1700—1725 гг. Там же, кн. 4, с. 1—28.
215. Надписи Троицкой Сергиевой лавры. Записки славяно-русского отделения Императорского Русского Археологического общества, т. 3. Отд.: СПб., 1881, 98 с.
216. Исторические сказания и повести о святых чудотворных иконах. Русский архив, кн. 3, с. 5—6.
217. Чин поставления на царство царя и великого князя Алексея Михайловича (из русского летописца XVII в. библиотеки архимандрита Леонида). СПб.. 39 с; Памятники древней письменности и искусства (далее: ПДПИ), Хя XVI (VII).
218. Библиографическая заметка о служебниках Виленской печати XVI в. с приложением палеографических снимков. СПб., 20 с. ПДПИ, XVIII (IX).
1882 год
219. Сказание о святой Афонской горе игумена Русского Пантелеимонова монастыря Иоакима и иных святогорских старцев. (Из сборника Синодальной библиотеки № 272, конца XVII в.) СПб., 31 с, ПДПИ, XXX.
220. Житие и чудеса Святителя Николая Мирликийского и похвала ему. Исследование двух памятников древней русской письменности XI в., СПб., 107 с, ПДПИ, XXXIV.
221. Хождение в Иерусалим и Царьград черного диакона Троице-Сергиева монастыря Ионы, по прозвищу Маленького, 1648—1652 гг. (издаваемое впервые по полному списку). СПб., IV + 27 с, ПДПИ, XXXV.
222. Сказание о подвигах и жизни святого благоверного и Великого князя Александра Ярославнча Невского (по списку XIII в.). СПб., 12 с, ПДПИ, XXXVI.
223. Евангелие, напечатанное в Москве в 1564—1568 гг. Библиографическое исследование (с приложением 8 рисунков). СПб., 34 с, ПДПИ, XXXVII.
224. Благоверная царевна великая княжна Марфа Алексеевна, опальная сестра Петра Великого (в монашестве Маргарита). Новонайденные письма ее, с предисловием и объяснениями архимандрита Леонида. Русский архив, № 5, с. 27—41.
1883 год
225. Вкладная книга Московского Новоспасского монастыря. СПб., 32 с, ПДПИ, XXXIX.
226. Рассказ о Святогорских монастырях архимандрита Феофана (Сербина), 1663—1666 гг. СПб., 15 с, ПДПИ, XL.
227. Двор цесаря Турецкого. Сочинение ксендза Симона Старовольского, кантора Тарновского, так называемый «вольный перевод», на славяно-русское наречие с польского печатного издания 1649 г., сделанный в 1678 г., во время приготовления к войне с турками, для царя Феодора Алексеевича (с рукописи Московской Синодальной библиотеки). СПб., V+78 с, ПДПИ, XLII.
228. Афонская гора и Соловецкий монастырь. Труды чудовского иеромонаха Да-маскина (1701—1706 гг.). СПб., 102 с, ПДПИ, XLIII.
229. Проскинитарнй святых мест святого града Иерусалима, на греческом языке написал критянин иеромонах Арсений Каллуда и напечатал в Венеции в 1679 г.; с греческого на славянский диалект перевел чудовский монах Евфимий в 1686 г. (из Синодальной рукописи). СПб., П+62 с. ПДПИ, XLVI.
230. Родословие Высочайшей фамилии Императрицы Елизаветы Петровны, самодержицы Всероссийской. Сочинение, приписываемое П. Крекшину и написанное не ранее 1745 г. (извлечено из рукописного сборника XVIII в. архимандрита Леонида). СПб.. 32 с, ПДПИ. XLVII.
231. По поводу одного спорного выражения в надписи на списке «Книг пророческих с толкованиями», писанном в Новгороде «попом Упырем Лихим» в 1047 году. Записки Императорской Академии Наук, т. 47, кн. I, с. 61—63.
232. Сведения о славянских пергаменных рукописях, поступивших из книгохранилища Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в библиотеку Троицкой духовной семинарии в 1747 году. ЧОИДР, кн. I, отд. II (Материалы историко-литературные), с. 1—18.
233. Сведения о славянских рукописях, поступивших из книгохранилища Троице-Сергиевон Лавры в библиотеку Троицкой духовной семинарии (рукописи на бумаге). Там же, с. 19—80; кн. 2, с. 81—167; кн. 4, с. 1—112; 1884 г., кн. 3, отд. II, с. ИЗ— 164; кн. 4, отд. II, с. 265—294; 1885 г., кн. I, отд. II, с. 297—375. Отд. изд.: вып. 1, М., 1884, 167 с: вып. 2, М., 1887, 376+8+VIII с.
1884 год
234. Историческое и археологическое описание первоклассного Успенского женского монастыря в городе Александрове, Владимирской губернии. СПб., 160 е., 2-е изд.: М., 1891, с. 177.
235. Путешествие на Кавказ и пребывание в Ново-Афонском монастыре. М.
236. Путешествие святого Саввы, архиепископа Сербского, 1225—1237 гг. Православный Палестинский сборник, вып. V, СПб., с. IV+80.
237. Хождение гостя Василия, 1465—1466 г. Православный Палестинский сборник, вып. VI, СПб., с. Ш + 17.
238. О инроговой или единороговой кости и ее целебных свойствах. (3 официальных акта 1639 года с предисловием архимандрита Леонида.) Русский архив, № 5, с. 230-233.
239. О книге И. Каратаева: Описание славяно-русских книг, т. I, СПб., 1883. С приложением письма А. Е. Викторова к архимандриту Леониду. Журнал Министерства Народного Просвещения, кн. 5, с. 39—54.
240. Замечательная припись к Евангелию, напечатанному в Вильне в 1575 году. Известия Императорского Русского Археологического общества, т. X, вып 3—6, СПб., стлб. 266—269.
241. Два акта XV века с объяснительными к оным примечаниями. Там же, стлб. 269—274.
242. Записка, как служил Феофан, Патриарх Иерусалимский, литургию с русскими митрополиты с Казанским Матвеем и со Архиепископом (в 1619 году) Там же, стлб. 274—278.
1885 год
243. Диакон Луговскои. по Татищеву писатель XVII века, и его сочинение о суде над патриархом Никоном. Исследование. СПб., 59 с, ПДПИ, LIV.
244. Разрядные записки о лицах, бывших на вторых свадьбах царя и великого князя Михаила Феодоровича в 1622 году и царя и великого князя Алексея Михайловича в 1671 году. СПб., 36 с, ПДПИ, LV.
245. Житие Преподобного и Богоносного отца нашего Сергия Чудотворца и Похвальное ему слово, написанные учеником его Епифанием Премудрым в XV веке. Печатаются по Троицким спискам XVI века, с разночтениями из Синодального списка Макарьевских Четьн-Мнней, с присоединением стихир Преподобному Сергию по напеву, именуемому «Трезвон», положенных на церковные линейные ноты в начале XVIII столетия. СПб., XXVIII +167+27 с, ПДПИ, LVIII.
246. Поучение на Богоявление Господне, современное Паннонским житиям святых славянских первоучителей Кирилла и Мефодия, приписываемое ученику их святому Клименту, славяно-русского извода. (Печатается с рукописи начала XVI века.) СПб., 8+30 с. ПДПИ, LIX.
247. Абхазия и Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь. С планом Абхазского приморского берега, с 21 рисунком (ксилографии) памятников христианства в Абхазии и с планом Ново-Афонского монастыря. М., 138 с; 2-е изд 1-й части: М., 1887.
248. За Богом молитва не пропадает (истинное происшествие). Русский архив, т. I, с. 638-640.
249. Мнение митрополита Филарета по поводу намерения археологического общества отправить на Парижскую всемирную выставку 1867 г. церковные древности нз монастырских и церковных ризниц и книгохранилищ. Там же, т. II, с. 291—293.
1886 год
250. Послание к неизвестному против люторов. Творение Парфення Уродивого, писателя XVI века (по рукописи покойного графа А. С. Уварова). СПб., 111+44 с. ПДПИ, LX.
251. Повесть о Царьграде (его основание и взятие турками в 1453 г.) Нестора-Искандера, XV в. (по рукописи Троице-Сергиевой лавры начала XVI в.). СПб, VI+43 с, ПДПИ, LXII.
252. Стихиры, положенные на крюковые ноты. Творение царя Иоанна Деспота Российского (по рукописи библиотеки Троице-Сергиевой лавры XVII в.). СПб., V+ + 11 + 14 + 27 с, ПДПИ, LXII.
253. Письма А. Н. Попова, И. И. Срезневского и А. Ф. Гильфердинга к архимандриту Леониду (Кавелину). Сообщены архимандритом Леонидом. Записки Императорского Русского Археологического общества. Новая серия, т. I, с. 181—208.
254. Польское показание о Дмитрии Самозванце. Русский архив, III, с. 285—286.
1887 год
255. Житие Преподобного Власия мниха, памятник словено-болгарской письменности IX века, из рукописной Четьи Минеи. СПб., 22 с, ПДПИ, LXV.
256. История и описание Святой Земли и святого града Иерусалима, сочинение блаженнейшего Хрисанфа, патриарха Иерусалимского, 1728 г. Перевод с ново-греческого на славяно-русский. СПб., VIII + XIV + 188 с. ПДПИ, LXVII.
257. Смутное время и Московско-Польская война от появления первого Самозванца из Польши в 1604 г. до Деулинского перемирия 1618 года. Из славянского перепода «Хроники» Перемышльского бискупа Павла Пяссцкого. СПб., V114-73 с, ПДПИ, LXVIII.
258. Сказания Епифания мниха о пути к Иерусалиму, 1415—1417 гг. Православный Палестинский сборник, вып. XI, СПб., III + 2+6 с.
1888 год
259. Посмертные чудеса Святителя Николая, архиепископа Мнрликийского Чудотворца. Памятник древнерусской письменности XI века. Труд Ефрема, епископа Переяславского (по пергаментным рукописям исхода XIV века). СПб., 74 с, ПДПИ, LXXII.
260. Три статьи к русскому палестиноведению. Православный Палестинский сборник, вып. XVI, СПб., 1889, 57 с. [Содержание: (1) Два православных славянских паломника XIV века, доселе еще не занявших надлежащего им места в паломнической литературе, с. 1—12. (2) Очерк обетованной земли. Из хроники Георгия Амартола, греческого писателя IX века. В переводе на славянский язык X века, с. 13—38. (3) Материалы для истории Патриархов Иерусалимского и Антиохийского XI века (из «Тактикона» Никона Черногорца), с 39—49. (4) Указатель собственных имен, с. 51—57.]
2С1. Две грамоты царя Ивана Васильевича Грозного в Суздальский Покровский девичий монастырь, 1580 и 1582 гг. Русский архив, кн. 5, 63 с.
262. Откуда родом была святая великая княгиня русская Ольга? (заметка по поводу сведения из летописца библиотеки гр. А. С. Уварова). Русская старина, кн. 7, с. 215—224.
1889 год
263. Сказание о св. Софии Цареградской. Памятник древне» русской письменности исхода XII века. По рукописи исхода XIV века библиотеки графа А. С. Уварова. СПб., VII+29 с, ПДПИ, LXXVIII.
264. Несколько новых замечании к нашей статье «Откуда родом была святая великая княгиня Ольга?» по поводу статьи И. И. Малышевского: «О происхождении святой великой княгини русской Ольги», Киевская старина, кн. 10. Отд. отт.: Киев, 1889, 8 с.
265. Благодатная сила таинств Православной Церкви. (Из записной книжки А. С. Ц-ва.) Троицкие листки, № 2.
266. Древняя рукопись. Русский вестник, кн. 4, с. 1—24. [Содержание: 1. Изборник Болгарского презвитера-мниха (иеромонаха) Григория и уцелевшая часть памятника. Первоначальный Славянский Хронограф или «Еллннский Летописец»,— болгарской редакции, X века. Презвитер-мнпх Григорий. Значение его Изборника в деле христианского просвещения киевских руссов времен великой княгини Ольги. 2. О трех сочинениях, входивших в состав «Изборника Григориева», по списку XIII века: а) Апокалипсис толковый, б) Сборник, ныне именуемый Святославов, 1073 г., в) Сборник Пчела.]
267. Казанский митрополит Маркелл (f 1698). Русский архив, кн. 6, с. 304.
268. Историческая заметка. Га.« же, с. 320.
269. Письмо Н. В. Гоголя к одному из старцев Оптиной Пустыни. Русский архив, кн. 12, с. 512.
1890 год
270. Четыре беседы Кесария или вопросы святого Сильвестра и ответы преподобного Антония. Текст по рукописи XV века, принадлежащей МДА. М.
271. Два памятника древнерусской Киевской письменности XI—XII веков: а) слово о перенесении мощей преподобного Феодосия Печерского, сочинение монаха Нестора; б) похвала преподобному Феодосию Печерскому неизвестного (архимандрита Серапиона). ЧОИДР, кн. 2, отд. II, с. 1—25.
272. Новгородская история, сочинение П. И. Сумарокова, бывшего новгородского губернатора (1812—1815 гг.), в 2-х частях (с 2 планами), писанная 1815 г. История Новгорода с древних времен до 1725 г. Там же, кн. 2, отд. II, с. 1—132; кн. 3, отд. II, с. 133—322. Отд. изд.: М., 1890.
273. Библиографические разыскания в области древнейшего периода славянской письменности IX—X веков; памятники сих веков по сохранившимся спискам XI— XVII веков. Там же, кн. 3, отд. III. с. 1—28. Отд.: М., 1890, 28 с.
274. Сведения о славянских и русских переводах Патериков различных наименований и обзор редакций оных. Там же, кн. 4, отд. III, с. 1—3.
275. Граф Петр Андреевич Толстой. Русский архив, кн. 4, с. 569.
276. Филологическая заметка. [Об Остромировом Евангелии 1057 года.] Русский филологический вестник, кн. 3, с. 154: кн. 4, с. 327—331.
277. Филологическая заметка. [О «Шестодневе» Иоанна Экзарха Болгарского, болгарского извода.] Там же, кн. 4, с. 327—331.
278. Келейный лечебник преосвященного Варлаама Лннишюго. Киевская старина, № 11, с. 326.
1891 год
279. Святая Русь, ИЛИ сведения о всех святых и подвижниках благочестия на Руси, до XVIII века, обще и местно чтимых. Справочная книга по русской агиографии. СПб., 220+IV с, изд. ОЛДП.
280. О родине и происхождении глаголицы и об ее отношении к кириллице. Историко-литературное исследование. Сборник Отделения русского языка Имп. Академии наук, т. 53." Отд.: СПб., 1891.
281. Описание рукописей монастырей Волоколамского, Ново-Иерусалимского, Саввина-Сторожевского и Пафнутиева-Боровского, составленное в 1820-х годах П. М. Строевым. Изд. ОЛДП, т. 98. СПб., 343+XVIII с.
282. Заметка о слове «не коуриловице». Рцсский филологический вестник, кн. 1, с. 135—137.
283. Рукописи сербского письма XIII—XVIII вв., находящиеся в библиотеках Московской губернии. ЧОИДР, кн. 2, отд. II. с. 1—8.
284. Житие святого Феодора, архиепископа Ростовского (печатается по Синодальному списку 1723 г., № 580). Душеполезное чтение, №№ 5—7. Отд. отт.: М., 1891.
285. Эпиграмма на Сенковского. Русский архив, кн. VII, с. 390.
1892 год
286. Слово о житии Преподобного отца нашего Афанасия Высоцкого (из сборника рукописей В. М. Ундольского, хранящихся в Румянцевском музее, Λ» 288). Душеполезное чтение, № 1, с. 70—77; № 7, с. 412—417; № 8, с. 569—572; № 9, с. 3—7 (прод. след.).
1893—1894 годы
287. Систематическое описание словено-российских рукописей собрания графа А. С. Уварова: ч. 1, М., 1893, XVI+694 с; ч. 2, М., 1893, 577 с; ч. 3, М., 1893, 363 с; ч. 4, М., 1894, 563 с.
1894 год
288. Памятные записи XV века. Русский архив, кн. 6.
1900 год
289. Письмо архимандрита Леонида к Московскому митрополиту Филарету от 20 августа 1866 г. Христианское чтение, кн. 2.

Богословские труды.  IX. С. 226-240.

Тэги: Леонид (Кавелин)

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню