Храм святой Марии Магдалины в Гефсиманском саду Иерусалима
Глава 4. Гефсиманская община с 1914 по 1948 годы
Храм св. Марии Магдалины в Гефсимании в Иерусалиме © Фото автора 14 октября 2008 года
Серьезные проблемы на Гефсиманском участке наступают, начиная с 1914 года, когда Россия вступает в войну протии Германии, а Турецкая Османская Империя выступает на стороне немцев. Начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме был выслан из Иерусалима вместе со старшими сестрами всех монастырей, а помещения монастырей занимались турецкими солдатами.
Великая княгиня Елизавета Федоровна - настоятельница Марфо-Мариинской Обители в Москве
С этого времени начинает прослеживаться глубокая духовная связь Великой княгини Елисаветы Феодоровны с храмом св. Марии Магдалины в Гефсимании, на освящении которого она лично присутствовала и молилась 1 октября 1888 года вместе со своим мужем Председателем Императорского Православного Палестинского Общества Великим князем Сергием Александровичем. После смерти мужа Елизавета Федоровна целиком посвящает себя делам милосердия, благотворительности, служению Богу и людям. С 1905 по 1917 год она становится Председателем Императорского Православного Палестинского Общества. До самой революционной смуты она руководит основанным ее мужем Императорским Православным Палестинским Обществом, содействуя православному паломничеству в Святую Землю и занимаясь духовным просвещением жителей Палестины.
В 1908 году Елизавета Федоровна покупает в Москве на Ордынке усадьбу с четырьмя домами и большим садом. Здесь она основывает свою знаменитую Марфо-Мариинскую обитель сестер милосердия. Новая обитель начинает свою деятельность с 10 февраля 1909 года. Впоследствии там было построено два храма и храм-усыпальница. Во время Первой мировой войны, когда Елизавета Федоровна возглавляет Комитет по оказанию благотворительной помощи семьям лиц, призванных на войну, в обители был организован прием пожертвований, учреждается Марфо-Мариинский детский приют.
К 1917 году события развивались не в лучшую сторону для России. Разразился революционный бунт. В Москве, Петрограде и многих других городах России царил революционный хаос. В этом же году Елизавета Федоровна снимает с себя звание председателя ИППО, дабы не подвергать членов Общества опасностям, т.к. императорская семья начинает подвергаться преследованиям и репрессиям. В Пасхальные дни 1918 года в день Иверской иконы Божией Матери большевики арестовывают Елизавету Федоровну, и солдаты-латыши по приказу Ленина увозят будущую новомученицу Российскую навстречу мученической смерти.
Вместе с келейницами Варварой и Екатериной ее перевозят в Пермь. Дальше путь из Перми в Алапаевск лежал через Екатеринбург, туда же были привезены великий князь Сергей Михайлович со своим секретарем Федором Михайловичем Ремезом, три брата, сыновья великого князя Константина Константиновича – Иоанн, Константин и Игорь и юный князь Владимир Палей. Всех узников вместе привезли в Алапаевск 20 мая 1918 года. В ночь на 18 июля, в день памяти преп. Сергия Радонежского, их сбросили живыми в одну из шахт Алапаевска и забросали гранатами. Таким образом, преподобномученица великая княгиня Елизавета Федоровна незримо соединилась со своим супругом в день его памяти.
Затем при наступлении Белой армии адмирала Колчака началось расследование злодеяний большевиков, и следственная комиссия обнаружила шахту мучеников. С 8 по 11 октября 1918 года тела алапаевских мучеников были извлечены из шахты. И далее начинается путь Елизаветы Федоровны в Иерусалим земной, чтобы попасть в Иерусалим Небесный[1].
Игумен Серафим (Кузнецов) – настоятель Серафимо-Алексеевского скита Пермской епархии, многолетний духовник и друг Елизаветы Федоровны, получил разрешение от адмирала Колчака сопроводить в последний путь тела мучеников. Восемь гробов с телами были поставлены в товарный вагон 1 июля 1919 года и отправились в Читу. Игумену Серафиму помогают два послушника. Из Читы гробы с мучениками были отправлены в Русскую Духовную Миссию в Пекине. Все мученики были похоронены в Китае, кроме Елизаветы Федоровны и ее верной помощницы, не оставившей ее до смерти инокини Варвары. Гробы с их телами, по просьбе родственников Елизаветы Федоровны, были доставлены в Иерусалим 21 февраля 1921 года, где были встречены русским и греческим духовенством, английскими властями, местными жителями и русскими паломниками, которых революция застала в Иерусалиме. Благолепное и подобающее погребение тел новомучениц Российских совершил Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Дамиан в сослужении многочисленного духовенства и гробы были установлены как бы в специально приготовленную для этого усыпальницу – небольшое помещение, расположенное под нижними сводами храма св. Марии Магдалины в Гефсимании, на освящении которого она присутствовала вместе с мужем в 1888 году[2]. Весь Иерусалим был потрясен гонениями, которыми подвергла советская власть верующих в России людей и тем мучениям, которыми подверглись Алапаевские мученики.
В 1917 году в Палестину приходит власть Британского Мандата над Палестиной, а уже в 1920 году в Константинополе создается Высшее Церковное Управление во главе с митрополитом Антонием (Храповицким)[3], которое направляет в Святую Землю для управления церковными делами Архиепископа Анастасия (Грибановского)[4]. А уже в следующем? 1921 году, оформляется Русская Православная Церковь заграницей, которая в церковном отношении берет все храмы и монастыри Русской Палестины под свою юрисдикцию[5].
Ситуация в Гефсимании остается сложной, нижний и верхний дома Гефсиманского участка сдаются в аренду состоятельным людям, чтобы принести какой-то посильный доход монашеской общине Гефсимании. В 1932 году верхний дом сняла одна состоятельная англичанка, уехавшая из Иерусалима и известившая сестру Валентину[6], следившую за Гефсиманией, что в доме временно поживут две англиканские монахини-миссионерки, родом из Шотландии – Варвара-Стелла Робинсон и Аликс Спрот[7], принявшие монашество в 1931 году и направленные на миссионерское служение в Индию, где создается дом для болящих при миссионерском центре, и намереваются посвятить себя служению «не только вещественным нуждам» ближних, но и «нуждам духовным - словом проповеди о Христе Спасителе». Они по делам миссии вернулись в Лондон, в пути Варвара читает книгу воспоминаний графини Олсуфьевой[8] о Великой княгини Елисавете Феодоровне[9]. Потрясенные подвигом Великой княгини Елисаветы сестры-шотландки посещают святой град Иерусалим, где в 1934 году окончательно решают свой выбор в сторону принятия Православия и пострижения, которое было совершено в храме Марии Магдалины вместе с будущей игуменией обители Варварой (Цветкова).
Сестры-шотландки выходцы из состоятельных семей, жертвуют свои личные средства на создание Вифанской общины Воскресения Христова. Так в Вифании на участке Русской Духовной Миссии, приобретенном еще архимандритом Леонидом (Сенцовым), был произведен ремонт разрушенных зданий, цистерн-водосборников, а также благоустроен сад. Монахиня Мария назначается заведующей русским гефсиманским участком и хранительницей усыпальницы Великой княгини Елизаветы Федоровны и ее келейницы Варвары. 20 апреля 1935 года состоялось официальное открытие женской монашеской общины Воскресения Христова с настоятельницей монахиней Марией (Робинсон), возведенной в сан игуменьи 9 октября 1936 года[10].
Игуменья Мария (Робинсон)
С самого начала своей деятельности игуменья Мария проявляет жертвенную и подвижническую деятельность. Благодаря её усилиям в Вифании на Лазареву Субботу 1937 года открывается школа-интернат для православных арабских девочек, позже там открывается иконописная школа для живописи под руководством художницы Татьяны Косинской. Через полгода школа перешла в разряд среднеобразовательных училищ и стала женской гимназией с правом полноценного английского колледжа с получением диплома (matriculation) по ее окончании[11].
Здание, существовавшее на русском участке в Вифании, недостаточно соответствовало назначению школы, в 1938 году удалось построить новое, светлое здание с просторными классами, а прежнее стало служить общежитием для девочек и персонала. Здесь же стали жить руководящие школой сестры монашеской общины, которая хотя в основном и находилась в Гефсимании при храме св. Марии Магдалины, но носит название Вифанской Общины Воскресения Христова.
В 1946 году в Гефсиманскую обитель прибывает Великая княгиня Татьяна Константиновна – дочь Великого князя Константина Константиновича, постриженная в монашество в Женеве митрополитом Анастасием (Грибановским) – главой Русской Православной Церкви заграницей[12].
___________
Примечания
[1] П.В. Платонов. "Преподобномученица Елизавета – небесный покровитель ИППО. К 145-летию со дня рождения Председателя ИППО великой княгини Елизаветы Федоровны". 1 ноября 2009 года.
[2] Любовь Миллер. Святая мученица Российская Великая княгиня Елизавета Феодоровна. Издательство «Паломник» Москва. 2006 г. стр. 300.
[3] Митрополи́т Анто́ний (в миру Алексе́й Па́влович Храпови́цкий; 17 (29) марта 1863, Ватагино, Крестецкий уезд, Новгородская губерния — 28 июля (10 августа) 1936, Сремски-Карловци, Югославия) — епископ Православной Российской Церкви; с 30 мая 1918 митрополит Киевский и Галицкий; впоследствии, после Гражданской войны в России, первый по времени председатель Архиерейского синода Русской Православной Церкви заграницей. Богослов, философ. С августа 1917 — участник Поместного собора 1917—1918 годов, позже член Совета Поместного собора и первый (по числу голосов: получил 101 голос) из трёх кандидатов на патриарший престол. 18 октября 1917 года произнёс на Соборе речь в пользу восстановления патриаршества в Российской Церкви, произведшую впечатление. 5 ноября 1917 года, сразу по избрании на патриарший престол чрез жребий митрополита Московского Тихона (Белавина), прибыл с другими архиереями-членами Собора в Троицкое подворье (резиденцию Московского митрополита), где приветствовал последнего от имени Собора. 28 ноября 1917 — митрополит Харьковский. 30 мая 1918 избран митрополитом Киевским и Галицким; в июле избран председателем Всеукраинского церковного собора. С мая 1919 года фактически возглавлял Высшее Церковное Управление Юга России на территориях, подконтрольных белому движению. Покинул Россию из Новороссийска в марте 1920, прибыв в Афины, откуда перебрался на Афон, где планировал остаться, но пробыл около 5 месяцев. В сентябре 1920 был вызван Врангелем в Крым, откуда 6/19 ноября 1920 эвакуировался вместе с его армией и другими беженцами в Константинополь. В феврале 1921 переезжает в Сербию, где в ноября — декабре 1921 провёл Первый Заграничный («Карловацкий») Собор. До своей кончины в 1936 возглавлял Русскую Православную Церковь заграницей. Был ярым оппозиционером митрополита Сергия (Страгородского) и возглавляемого им де-факто Временного Патриаршего Синода в Москве, находившегося под полным контролем руководства СССР. 22 июня 1934 году Московская Патриархия запретила митрополита Антония и иже с ним в священнослужении. До конца жизни оставался убеждённым монархистом. Архимандрит Киприан (Керн) писал о его политических взглядах: "Царь и монархия для митрополита именно и не были вопросами политическими, а чисто религиозными. Он и не сопоставлял и не мог сопоставлять монархию с другими обликами государственного устройства, потому что все остальное было политическое, человеческое, государственно-правовое, а монархия почивала на библейской теократии, на священноначалии. Потому-то политика и была ему чужда. Царь был религиозно оправдан, а идеологию конституционного либерализма, кадетской партии, республики никак нельзя было религиозно канонизировать. Отсюда и известный антониевский афоризм: «Терпеть не могу слов, кончающихся на „уция“: конституция, революция, проституция…»." В Воззвании к православным русским людям 13 сентября 1929 года признал Великого Князя Кирилла Владимировича императором с 1924 года, хотя ранее признавал «Верховным Вождём» Великого Князя Николая Николаевича. Тепло относился к воспитанному при русском Дворе югославскому королю Александру I Карагеоргиевичу, которого одно время даже рассматривали в РПЦЗ как возможного претендента на русский престол. Приветствовал возвращение на престол в 1935 году находившегося до того в изгнании греческого короля Георга II, написав, что видит в том «второй и третий шаг к возвращению славного прошлого и великого будущего Православной Империи», о создании которой он мечтал. В последние годы своей жизни митрополит Антоний не мог вставать и ходить. Погребён на новом кладбище Белграда, в склепе Иверской часовни.
[4] Митрополи́т Анаста́сий (в миру Александр Алексеевич Грибановский; 6 (18) августа 1873 — 9 (22) мая 1965) — епископ Православной Российской Церкви, архиепископ Кишинёвский и Хотинский; впоследствии епископ Русской Православной Церкви заграницей (РПЦЗ), митрополит Восточноамериканский и Нью-Йоркский, второй, после митрополита Антония (Храповицкого), председатель Архиерейского Синода РПЦЗ. Родился в семье сельского приходского священника. По окончании Тамбовской духовной семинарии поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1897 году со степенью кандидата богословия. В апреле 1898 года Тамбовским епископом Александром (Богдановым) в Тамбовском Казанско-Богородицком монастыре был пострижен с именем Анастасий, в честь преподобного Анастасия Синаита, 23 апреля рукоположен тем же архиереем во иеродиакона, вскоре затем — во иеромонаха. С июля 1901 года состоял на должности ректора Московской ДС в сане архимандрита. 29 июня 1906 года в московском Успенском соборе был хиротонисан во епископа Серпуховского, викария Московской епархии, с местопребыванием в Даниловом монастыре. Принимал участие в подготовке к Романовским торжествам, возглавляя в Москве церковную юбилейную комиссию, принимал участие в юбилейных торжествах в Москве в мае 1913 года в высочайшем присутствии. 14 мая 1914 года переведён на самостоятельную Холмскую и Люблинскую кафедру, 10 декабря 1915 года — на Кишинёвскую и Хотинскую кафедру; 6 мая 1916 года возведён в сан архиепископа. Участвовал в занятиях Всероссийского Поместного Собора 1917—1918 годов, возглавлял Отдел церковного имущества и хозяйства, возглавил соборную комиссию, выработавшую чин интронизации новоизбранного патриарха; был избран членом Священного Синода и Высшего Церковного Совета Православной Российской Церкви. В октябре 1918 года,по указанию Патриарха Тихона, выехал из Москвы в Одессу в надежде восстановить прерванные ввиду оккупации губернии румынскими войсками связь с Бессарабией, которая в церковном отношении была включена в состав Румынской Церкви. Отказался от предложения румынского Синода войти в его состав; в 1919 году уехал в Константинополь и пребывал там в Галате, в подворье русского Пантелеимонова монастыря. Продолжал использовать свой прежний титул. 15 октября 1920 года Временным Высшим Церковным Управлением Юго-Востока России (ВВЦУ) был назначен на правах епархиального архиерея управляющим русскими приходами Константинопольского округа; в конце ноября ему, вместе с епископом Вениамином (Федченковым), также было поручено обсудить с местоблюстителем Вселенского Патриаршего Престола митрополитом Прусийским Дорофеем будущий церковно-правовой статус русской эмиграции на территории Вселенской Патриархии. 22 ноября 1920 года был включён в состав ВВЦУ, заседания которого проходили в Константинополе, и избран заместителем митрополита Антония (Храповицкого). 2 декабря 1920 года грамотой Местоблюстителя Вселенского престола, в числе прочих российских архиереев, получил разрешение образовать временную церковную комиссию («эпитропию») под высшим управлением Вселенской Патриархии для надзора и руководства церковной жизнью русских колоний. Комиссией, получившей название Временного высшего церковного управления заграницей (ВВЦУЗ), 13 апреля 1921 года был направлен в Иерусалим для наблюдения за Русской духовной миссией. 24 апреля 1922 года был избран председателем Русского комитета в Турции, объединявшим до 35 организаций беженцев. С 21 ноября по 2 декабря 1921 года в Сремских Карловцах (Сербия), как один из заместителей председателя, участвовал в «Общем собрании представителей Русской заграничной Церкви», впоследствии переименовавшего себя в Русский Всезаграничный церковный Собор; возглавлял Отдел духовного возрождения России, 30 ноября выступил с докладом по вопросу о восстановлении монархии в России. После прений, Собор принял обращение с призывом молиться о восстановлении в России монархии и царствующего дома Романовых. В числе ряда других членов Собора сделал письменное заявление, оценившее постановку вопроса о монархии, с упоминанием при том и династии, как "не подлежащую обсуждению церковным Собором ввиду её политического характера". С 13 сентября 1922 года вошёл в созданный Архиерейским Собором в Сремских Карловцах временный Архиерейский Синод (вне юрисдикции Московского Патриархата), который стал правопреемником ВЦУЗ. В 1924 году был вынужден покинуть Константинополь вследствие наложенного Вселенской Патриархией запрещения; отбыл через Францию в Болгарию, где в сентябре принял участие в новом освящении Александро-Невского собора в Софии, что стало первым случаем сослужения российского архиерея с находящимся под схизмой (с 1872 года) болгарским духовенством. Указом Заместителя Патриаршего Местоблюстителя, митрополита Московского Сергия (Страгородского), от 22 июня 1934 года, в числе прочих «карловацких епископов» был запрещён в священнослужении; указ был отвергнут 10 сентября того же года особым постановлением Архиерейского Собора в Сремских Карловцах. В ноябре 1935 года стал во главе автономного Балканского округа. В 1935 году Сербским Патриархом Варнавой был возведён в сан митрополита. 31 октября — 18 ноября 1935 года, как представитель РПЦЗ, принимал участие в совещании, проходившем под председательством Патриарха Варнавы, с представителями других церковно-эмигрантских структр: митрополитами Евлогием (Георгиевским) и Феофилом (Пашковским) и епископом Димитрием (Вознесенским) (представитель Дальневосточного округа); совещание выработало Временное Положение об управлении Русской Церковью Заграницей. 10 августа 1936 года, по смерти митрополита Антония (Храповицкого), как старейший по хиротонии архиерей РПЦЗ и первый заместитель почившего, был избран первоиерархом РПЦЗ, председателем Архиерейских Собора и Синода. В августе 1938 года, под его председательством, в Сремских Карловцах прошёл II Всезарубежный Церковный Собор, который, среди прочего, осудил переход управляющего Зпадноевропейскими русскими приходами митрополита Евлогия (Георгиевского) в юрисдикцию Вселенского Патриарха, а также гонения на Церковь в СССР. 21 октября 1943 года в Вене возглавил Совещание 8 епископов РПЦЗ, которое заявило о незаконности и недействительности состоявшегося 11 сентября того же года избрания митрополита Сергия (Страгородского) Патриархом Московским и всея Руси. В сентября 1944 года, вместе с прочими архиереями и канцелярией Синода РПЦЗ, переехал в Карловы Вары, затем в Мюнхен. На Архиерейском Соборе в мае 1946 года в Мюнхене был воссоздан Архиерейский Синод РПЦЗ, в который влилась значительная группа русских архиереев, выехавших из контролировавшейся Германией территории СССР. 24 ноября 1950 года переехал из Мюнхена в Нью-Йорк (США). 25 ноября отбыл в Троицкий монастырь в Джорданвилле (штат Нью-Йорк), где совершил освящение новопостроенного каменного храма в честь Святой Троицы, после чего состоялся Архиерейский Собор, в котором приняли участие 11 иерархов РПЦЗ. Здесь же, впервые в истории РПЦЗ им был совершён чин мироварения и освящения мира, которое прежде РПЦЗ получала от Сербской Церкви. Сразу по переезде в США предпринимал попытки воссоединить с Архиерейским Синодом Северо-Американскую митрополию, во главе которой в июне 1950 года стал митрополит Леонтий (Туркевич), но безуспешно. В 1964 году инициировал созыв Архиерейского Собор РПЦЗ для избрания нового первоиерарха; ушёл на покой 27 мая того же года, сохранив за собой почётное председательство в Синоде. Скончался вечером 9 (22 мая) 1965 года в своих покоях в новом, подаренном Синоду благотворителем Сергеем Семененко, доме на 75 East 93rd Street на углу Park Avenue, где незадолго до его смерти был устроен и синодальный собор в честь иконы Божией Матери «Знамение». 24 мая заупокойную литургию и чин отпевания в синодальном соборе возглавил митрополит Филарет (Вознесенский); разрешительную молитву прочёл его духовник архиепископ Аверкий (Таушев). После отпевания тело почившего и большинство участников отпевания отправились в Свято-Троицкий монастырь, где место упокоения митрополита Анастасия было приготовлено давно под алтарём, рядом с гробницей архиепископа Тихона (Троицкого) († 1963), Западно-Американского и Сан-Францисского. Согласно завещанию, был погребён в Троицком монастыре в Джорданвилле, под алтарём.
[5] Русская Православная Церковь за границей и судьбы Русской Палестины: 1921-1948 гг. Период перелома и испытаний. Коллизии с Московской Патриархией. Протоиерей Виктор Потапов. Публикация на портале "Православный поклонник на Святой Земле". http://palomnic.org/ippo/rp/1/
[6] Гефсиманская обитель. Издание Вифанской Общины Воскресения Христова («она же Гефсиманская обитель. Иерусалим»). С. 53.
[7] «Русская Православная Церковь Заграницей». Под редакцией гр. А. А. Соллогуба. Издание Русской Духовной Миссии РПЦЗ в Нью-Йорке. 1968 г. Т.2. С. 452
[8] C.A. Olsouffiev, Grand Dushess Elisabeth Feodorovna, London. 1922
[9] Гефсиманская обитель. Издание Вифанской Общины Воскресения Христова («она же Гефсиманская обитель. Иерусалим»). С. 54.
[10] Там же. С. 62
[11] Там же. С. 68
[12] Там же.
Публикуется с любезного разрешения автора