RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Россия на карте Востока

Летопись

20 апреля 1841 в день Пасхи в Иерусалиме приведен к присяге консул в Бейруте К.М. Базили по случаю возведения его в чин титулярного советника

20 апреля 1911 скончался почетный член ИППО, основатель и председатель Черниговского отдела ИППО епископ Антоний

20 апреля 1915 в Санкт-Петербурге был представлен проект ИППО о создании Русского Археологического института в Иерусалиме

Соцсети


Храм святой Марии Магдалины в Гефсиманском саду Иерусалима

Глава 5. Русская Гефсимания с 1948 года по нынешний день


Храм св. Марии Магдалины в Гефсимании в Иерусалиме
© Фото автора 14 октября 2008 года

С 1948 года, когда прекратилось действие Британского мандата над Палестиной, а на территории Святой Земли разгорелась арабо-израильская война, матушка Мария добивается опеки Красного креста над монашеской общиной в Гефсимании. Монастырь, оказавшийся политически на территории Иорданского королевства, принимает на своей территории русских и арабских беженцев. В 1950 году в Гефсиманию прибывает очередная группа сестер, пополнившая состав монастыря[1]. 

С 1952 года Гефсиманскую общину периодически посещали группы паломников по 50-60 человек в год, следуя примеру аньерского архимандрита, а впоследствии, будущего епископа Мефодия (Кульмана), посетившего Святую Землю в 1951 году[2]


Епископ Мефодий (Кульман)

Наряду с этим епископ Мефодий устраивает повсеместные сборы пожертвований на Святую Землю. По его благословению и руководством парижанка Наталья Середа, ставшая впоследствии монахиней Анной и подвизавшейся при Вифанской общине составляет известные паломнические сборники-путеводители «Святая Земля» (Париж 1961 г.) и «Спутник паломника по святым местам» (Париж 1963 г.). Этими спутниками православные паломники пользуются и по сей день.

В 1959 году в Святую Землю из Европы прибыл флигель-адъютант государя императора Николая II генерал Михаил Георгиевич Хрипунов, избранный членом Православного Палестинского Общества. Устроившись в Гефсиманской Обители Русской Зарубежной Церкви, сразу по приезду генерал всецело погрузился в работу Общества, выполняя обязанности администратора «Русских раскопок» на Александровском подворье рядом с храмом Гроба Господня[3].

Генерал М. Г. Хрипунов
Генерал М. Г. Хрипунов
Фото: www.st-nikolas.orthodoxy.ru

Каждый  день в течение двадцати лет генерал Михаил Георгиевич ревностно выполнял обязанности чтеца в монастырском храме св. равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании и пел басом с хором. На пластинке, напетой хором Гефсиманских инокинь, слышен именно его голос, его бас[4].

20 ноября 1969 для Гефсиманской общины наступила неожиданная потеря, в возрасте 72 лет скончалась матушка Мария (Робинсон). Через три года в 1971 году в возрасте 88 лет в Вифании скончалась её сподвижница - матушка Марфа (Спрот). Закончился период, когда монастырь держался на помощи этих двух жертвенных подвижницах родом из Шотландии. 

В начале 70-х годов Гефсиманский монастырь пополняется новыми сестрами, выходцами из русской Австралии, потомков той русской эмиграции, которая после 1917 года жила в Манчжурии, а затем в 50-е годы эмигрировала в Австралию[5]. 

Любовь Петровна Миллер Благовест. Православная газета
Любовь Петровна Миллер

В 1974 году в Сиднее паломницей Любовь Петровной Миллер – автором известной книги «Святая мученица Российская Великая княгиня  Елизавета Федоровна», выдержавшей уже несколько изданий в Москве, был создан благотворительный фонд Великой княгини Елизаветы Федоровны, который до сих пор благодаря помощи многих жертвователей оказывает помощь русским монастырям в Святой Земле. Матушка Варвара (Цветкова), управляла монастырем до 1983 года, дожив до 95 лет[6]. Во время её игуменства в монастыре произошло очень важное событие, связанное с памятью Новомучениц Российских – Великой княгини Елисаветы Феодоровны и её келейницы Варвары. Замечательное описание этого события, оставила в своей книге, посвящено Великой княгине Елизавете Феодоровне, Любовь Петровна Миллер[7]:

«В 1981 году  в Синодальном соборе Знамения Божией Матери в Нью-Йорке произошло прославление Новомучеников и Исповедников Российских, в число которых вошли Преподобномученицы: Великая княгиня Елисавета Феодоровна и её келейница инокиня Варвара. Вскрытие гробниц специальной синодальной комиссией проходило в Иерусалиме за несколько месяцев до прославления. При вскрытии оказалось, что мученицы были похоронены в пяти гробах: наружный деревянный, в нем цинковый, затем еще цинковый, затем деревянный и последний, где покоились мученицы – металлический. На одном из цинковых гробов были обнаружены плохо сохранившиеся надписи: «Тело убиенной бандитами советской власти Великой княгини Елизаветы Феодоровны…»; дальше неразборчиво чьи-то фамилии и последние слова: «Похоронена 19 октября 1918 года»[8]. Святые мощи Новомучениц пребывали в частичном нетленном состоянии. Чтобы особо почтить их память Русская Православная Церковь Заграницей постановила устроить торжественное перенесение их мощей из склепа-усыпальницы, где они до сих пор почивали, в сам храм св. равноапостольной Марии Магдалины. Для этого были назначены дни 1 и 2 мая 1982 года – дни празднования святых жен-мироносиц. Ко дню перенесения мощей Новомучениц храм св. Марии Магдалины был празднично украшен цветами и зеленью. Снаружи лестница храма была обвита русским национальным трехцветным флагом. В нише у лестницы висел старый, императорский флаг Православного Палестинского Общества, председательницей которого после смерти супруга была Новомученица Российская Великая княгиня Елизавета. В храме заранее были установлены на подставках из розового мрамора две гробницы Новомучениц. Они служили раньше наружными гробами святых Великой княгини Елизаветы и инокини Варвары. Сделаны они из темно-коричневого дерева, а по краям окаймлены медной обивкой. Металлические дощечки прикреплены к ним. На одной из них надпись: «Ея Императорское Высочество, Строительница Марфо-Мариинской обители любви и милосердия в Москве, Благоверная Государыня Великая Княгиня Елизавета Феодоровна, убиенная 5 июля 1918 года в Алапаевске Пермской губернии. Родилась 20 октября 1864 года. Тезоименитство 5 сентября[9]. Дощечка на гробнице инокини Варвары гласит: «Крестовая сестра Марфо-Мариинской обители любви и милосердия в Москве Варвара Яковлевна, убиенная на 5 июля 1918 года в Алапаевске Пермской губернии. Тезоименитство 4 декабря… В субботу 1 мая служба в храме св. Марии Магдалины началась в 3 час дня. Пели два хора попеременно: монахини их Гефсиманского и Елеонского монастырей. Величественным крестным ходом духовенство, монахини, почетные гости, учащиеся Вифанской школы и все молящиеся направились вниз по лестнице к усыпальнице, где с 1921 года покоились тела Новомучениц. Я стала очевидицей (Л.М.)[10] этого события и могу поделиться воспоминаниями. Я помню, как ослепительные лучи яркого солнца снопом брызнули из-за туч и озарили этот крестный ход, как бы приветствуя его. Из широких дверей, которые вели через трапезную в усыпальницу вышел начальник Русской Духовной Миссии. Он нес два ковчега с частицами мощей Новомучениц, а за ним показался первый гроб, гроб Великой княгини Елизаветы, Новомученицы Российской, покрытый золотой парчой, а за первым гробом – второй, с мощами ее верной сподвижницы – святой инокини Варвары. Оба гроба несли священники. Перед храмом их опустили на подставки, и началась литийная ектения. Протодиакон произнес ектению, ему отвечал соединенный хор монахинь: «Ко святым Новомученицам Великой княгине Елизавете и инокине Варваре помолимся», - громким, красивым голосом взывал протодиакон, а хор отвечал: «Святые Новомученицы Великая княгиня Елизавета и инокиня Варвара, молите Бога о нас!» [11]

Могила генерала Хрипунова
Могила генерала М. Г. Хрипунова на кладбище Гефсиманской обители.
Фото: www.st-nikolas.orthodoxy.ru

Игуменья Варвара (Цветкова) застала при своей жизни это прекрасное событие. Через месяц после её смерти 19 апреля 1983 года скончался флигель-атьюдант Государя Императора Николая II Михаил Георгиевич Хрипунов. С 1960 года он проживал вместе с супругой Ниной Георгиевной в Гефсимании, выполняя послушание администратора Православного Палестинского Общества в Иерусалиме, следя за Александровским подворьем в старом городе Иерусалима.

В 1988 году в Гефсиманской обители состоялось важное и торжественное событие – перезахоронение в крипте храма св. Марии Магдалины останков принцессы Алисы – матери принца Филиппа, супруга королевы Английской. Принцесса Алиса родилась в Виндзорском замке в 1885 году,  ее назвали  Виктория Алиса Елизавета Юлия Мария. Ее родителями были принц Люис (Людвиг) Баттенбергский и Виктория Гессенская, бабушкой – королева Виктория. Принцесса состояла в родстве со многими королевскими семьями Европы. В юном возрасте у нее обнаружили пониженный слух и к восьми годам она научилась понимать речь по губам. Этот физический недостаток сделал ее особенно чувствительной к неимущим и изгоям. Принцесса Алиса фон Баттенберг вышла замуж за Андрея (Эндрю), греческого  принца, в 1903 году. У супругов было пятеро детей: четыре дочери и сын – будущий герцог Эдинбургский и супруг английской королевы Елизаветы II. Во время Второй мировой войны принцесса Алиса жила в Афинах во дворце своего шурина принца Георга Греческого и работала в шведском и швейцарском отделениях Красного  Креста. Ее положение оказалось достаточно сложным, так как мужья ее дочерей сражались на стороне немцев, а сын (будущий принц Филипп) - на стороне Британской Королевской армии. После капитуляции Италии, немцы оккупировали Афины и начали охоту за евреями. Еврейская вдова Рахель Коэн и пятеро детей искали убежище. Четверо сыновей семьи Коэн хотели пересечь границу с Египтом и присоединиться к находившемуся в Каире греческому правительству в изгнании. Но путешествие казалось слишком рискованным для их матери и сестры. Принцесса Алиса узнала об их отчаянной ситуации и предложила свое покровительство Рахель и ее дочери Тильде. Впоследствии к ним присоединился один из сыновей, которому не удалось перейти в Египет и он вернулся в Афины. Коэны находились в резиденции принцессы Алисы до освобождения. Периодически у немцев возникали подозрения и гестапо пыталось получить от Алисы какие-то сведения. Но всякий раз она притворялась, что не слышит их и не понимает вопросов. И в конце концов гестапо оставило ее в покое.

В январе 1949 года принцесса основала в Греции обитель милосердия  Марфы и Марии. Она решила отойти от мира и поселилась на острове Тинос. После военного переворота в Греции в 1967 году она вернулась в Англию и поселилась в Букингемском дворце, чтобы быть ближе к сыну и его семье. Принцесса Алиса скончалась в Лондоне в декабре 1969 года, в возрасте 84 лет. Незадолго до смерти принцесса Алиса выразила желание быть похороненной в Иерусалиме, рядом со своей тетей Великой княгиней Елизаветой Федоровной, которая, как и принцесса Алиса, стала монахиней и основала женский монастырь. В 1988 году, через девятнадцать лет после смерти, гроб с телом принцессы Алисы также был перенесен в Гефсиманскую крипту на Масличную гору в Иерусалиме[12]. С этого момента мраморный гроб с останками принцессы Алисы стоит в крипте храма св. Марии Магдалины в Гефсимании в Иерусалиме[13]. В 1993 году музей катастрофы европейского еврейства в Иерусалиме «Яд Вашем» удостоил принцессу Алису звания Праведник народов мира. Год спустя ее дети, принц Филипп – Герцог Эдинбургский  и принцесса София Ганноверская  посадили в Яд Вашем дерево в ее честь. Во время церемонии принц Филипп сказал: «Я думаю, что ей никогда не приходило в голову, что в ее действиях есть что-то особенное. Она была верующим человеком и помощь людям, попавшим в беду, считала обычным человеческим поступком»[14].

После 1983 года в монастыре поменялось 3 игуменьи: Феодосия (Баранова), Анна (Карыпова) и с 1999 года и по сей день настоятельницей является игуменья Елисавета (Шмельц) родом из Австралии. С 1967 по 2000 года в Гефсиманском монастыре подвизался известный и почитаемый в русском зарубежье духовник архимандрит Нектарий (Чернобыль).

Весной 2004 года для поклонения верующих фонд св. Андрея Первозванного обратился к Синоду Русской Православной Церкви заграницей с просьбой о возможности привезти в Россию для поклонения верующих святых мощей новомучениц Российских. В 2009 году частичка мощей преподобномученицы Елизаветы Федоровны была передана из Гефсимании Русской Православной Церковью заграницей возрожденной в Москве Марфо-Мариинской Обители. Теперь незримо великая княгиня пребывает в двух обителях: в той, где побывала в земном паломничестве в Иерусалиме и в ею же основанной в Москве Марфо-Мариинской обители милосердия[15].

В XX и XXI веках в разное время был проведен ремонт храма св. Марии Магдалины. При игуменье Анне (Карыповой) (настоятельница с 1989-1998 гг.) был сделан ремонт крыши храма с позолотой его куполов и крестов, при игуменье Елисавете (Шмельц) (настоятельница с 1999 года по нынешний день) под руководством архиепископа Берлинского, Германского и Великобританского Марка осуществлялись реставрационные работы Гефсиманского храма, обновлены росписи, отремонтированы крыши и вновь позолочены купола[16].

Состав сестер совершенно интернациональный, после 1991 года в Гефсиманский и Елеонский монастыри стали прибывать сестры из стран СНГ, одновременно усиливается посещение паломников из России и стран СНГ и Русского Зарубежья. По вторникам и четвергам с 10.00 до 12.00 по полудню Гефсиманский монастырь открыт для всех желающих его посетить.


Лестница Спасителя. По преданию по ней прошел Спаситель на ослике, поднимаяюсь в Иерусалим на Храмовую гору © Фото автора

Среди святынь Русской Гефсимании особым почитанием пользуются «Лестница Спасителя». В результате работ по расчистке русским историком-археологом профессором Григорием Ивановичем Лукьяновым были открыты 7 последних ступеней Библейской лестницы, служившей для религиозных процессий, еще в ветхозаветный период. Согласно Гефсиманской монастырской традиции и версии археолога Г.И. Лукьянова, это место стали ассоциировать с событием Входа Господня в Иерусалим. В 1987 над ступеньками лестницы, на пожертвования «русских австралийцев» была построена маленькая открытая часовня, посвященная евангельскому событию входа Господня в Иерусалим[17]. Сестры монастыря, некоторые из которых являются профессиональными художниками, выполнили мозаичную икону Великого двунадесятого праздника Входа Господня в Иерусалим.


Часовня устроенная в 1987 году над пещерой. Страноприимный дом в Гефсимании. © Фото автора

В 1987 году, пещера, служившая до этого момента складом и бомбоубежищем, была приведена в порядок и в ней устроена часовня.


Камень на месте явления Божией Матери апостолу Фоме в Русской Гефсимании в Иерусалиме
© Фото автора

Еще в дореволюционной переписке между Помощником Председателя Императорского Православного Палестинского Общества М.П. Степанова и начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандритом Антонином (Капустиным) на Гефсиманском участке упоминается «Камень явления Божией Матери апостолу Фоме»[18]. Вот как описывает житие святого апостола Фомы Святитель Дмитрий Ростовский:

«В то время, когда Фома просвещал проповедью Евангелия индийские страны, наступило время честного преставления Божией Матери и все Апостолы из разных стран восхищены были на облаках небесных и перенесены в Гефсиманию, к одру Преблагословенной Девы. Тогда и святой Апостол Фома был восхищен из Индии, но не поспел прибыть к самому дню погребения Богопрославленного тела Пречистой Богородицы. Это устроено было Божиим изволением для того, чтобы удостоверить верующих, что Матерь Божия с телом была взята на небо. Ибо как относительно воскресения Христова мы более утвердились в вере чрез неверие Фомы, так относительно взятия на небеса с плотью Пречистой Девы Марии Богородицы узнали вследствие замедления Фомы. Апостол прибыл только на третий день после погребения и скорбел о том, что не мог быть в Гефсимании в самый день погребения, чтобы проводить с прочими Апостолами тело Матери Господа своего на место погребения. Тогда, по общему соглашению святых Апостолов, для святого Фомы открыли гробницу Пресвятой Богородицы, чтобы он, увидев пречестное тело, поклонился ему и утешился в своей печали. Но когда открыли гробницу, то не нашли тела, а только одну лежавшую там плащаницу. И отсюда все твердо уверились в том, что Матерь Божия, подобно Сыну Своему, воскресла в третий день и с телом была взята на небеса»[1].

Согласно Иерусалимскому преданию Пресвятая Богородица явилась апостолу Фоме в небесной славе и, утешая его, оставила в дар и благословение свой поясок, который упал на этот камень. В православном календаре, 31 августа по ст. ст.  и 13 сентября по нов. ст. празднуется Положение Честного Пояса Пресвятой Богородицы в Константинопольском Влахернском храме: 

«Положение честного пояса Пресвятой Богородицы в Константинопольском Влахернском храме было при императоре Аркадии (395-408). До того великая святыня, вверенная апостолу Фоме самой Божией Матерью, после Ее Успения преемственно хранилась в Иерусалиме у благочестивых христиан. Через много лет, в царствование императора Льва Мудрого (886-911), от пояса Божией Матери совершилось чудо исцеления его супруги Зои, страдавшей от нечистого духа. Императрице было видение, что она будет исцелена от недуга, когда на нее будет возложен пояс Матери Божией. Император обратился с просьбой к Патриарху. Патриарх снял печать и открыл ковчег, в котором хранилась святыня: пояс Матери Божией оказался совершенно целым, неповрежденным от времени. Патриарх возложил пояс на больную императрицу, и она тотчас освободилась от своего недуга. Был отслужен торжественный благодарственный молебен Пресвятой Богородице, а честной пояс положили обратно в ковчег и запечатали печатью. В память происшедшего чуда и двукратного положения честного пояса был установлен праздник Положения честного пояса Пресвятой Богородицы. Частицы святого пояса Богоматери находятся в Афонском Ватопедском монастыре, в Трирском монастыре и в Грузии»[20]. 

Недавно над святым камнем в Гефсимании, трудами сестер Гефсиманской Обители выполнена мозаичная икона Явления Божией Матери, сбрасывающей поясок апостолу Фоме.


Образ Гефсиманской Божией Матери "Одигитрия". © Фото автора

Среди храмовых святынь в монастыре особо чтимым является икона 1554 года Гефсиманской Божией Матери «Одигитрия», переданная в марте 1939 году митрополитом Ливанском Илии игуменье Марии (Робинсон) при посещении ею Бейрута. Множество верующих получили благодатную помощь и исцелении в молитвах Божией Матери перед этим образом.

О. Митрофан (Сребрянский) — духовник Марфо-Мариинской обители
О. Митрофан (Сребрянский) — духовник Марфо-Мариинской обители

7 ноября 2010 года из Твери в Иерусалим, в храм Марии Магдалины, где покоятся мощи небесной покровительницы ИППО — преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны, доставлена храмовая икона с частицей мощей ее духовника — преподобноисповедника Сергия (Сребрянского).

Преподобноисповедник Сергий (Сребрянский, 1 (14) августа 1870 — 23 марта (5 апреля) 1948) в 1908–1925 годы был настоятелем храма и духовником в Марфо-Мариинской обители в Москве, в те годы известный под именем о.Митрофана. Большую часть этих лет он трудился на поприще христианской деятельности вместе с Великой княгиней Елизаветой Федоровной, ставшей вторым председателем Императорского Православного Палестинского Общества после мученической гибели своего супруга Великого князя Сергия Александровича, возглавлявшего Палестинское Общество с момента его основания.

Мощи Великой княгини Елизаветы Федоровны покоятся в Иерусалиме в храме Марии Магдалины, а мощи преподобноисповедника Сергия (Сребрянского), канонизированного в лике Новомучеников и Исповедников Российских в августе 2000 года, после прославления перенесены в Воскресенский кафедральный собор г. Твери. К сожалению как в России, так и за рубежом преподобноисповедник Сергий (Сребрянский) незаслуженно забыт. Мало кто знает его житие и помнит, что он был духовником Великой княгини Елизаветы Федоровны.

Приветственное слово Архиепископа Тверского Виктора. 7 ноября 2010
Литургия в храме Марии Магдалины у иконы св.Сергия (Сребрянского)
Слева направо: председатель Тверского отделения ИППО В.Н. Песенко, архиепископ Тверской и Кашинский Виктор, архиепископ Берлинский и Германский Марк

7 ноября 2010 года, делегация Тверского отделения ИППО во главе с председателем Тверского отделения ИППО В.П. Песенко и членом ИППО Архиепископом Тверским Кашинским Виктором, вместе с председателем Иерусалимского отделения ИППО П. В. Платоновым прибыла со святыней с Тверской земли в храм  св. Марии Магдалины в Гефсимании, где была отслужена Божественная литургия, которую возглавили архиепископ Берлинский и Германский Марк и архиепископ Тверской и Кашинский Виктор.

Икона преподобноисповедника Сергия Серебрянского передана в дар Гефсиманской обители в Иерусалиме
Верующие прикладываются к иконе св.Сергия (Сребрянского)

После богослужения памятная икона с частицей мощей преподобноисповедника Сергия Сребрянского была передана Гефсиманской обители, и многочисленные паломники, прибывшие в этот день в храм, приложились к святыне.

С напутственным словом ко всем верующим обратился архиепископ Тверской и Кашинский Виктор, подчеркнув, что Императорское Православное Палестинское Общество возвращается в своё традиционное историческое служение в Святой Земле. В ответном слове архиепископ Берлинский Марк поблагодарил владыку Виктора и членов делегации ИППО за проявленную милость по отношению к Гефсиманской обители, а настоятельница монастыря игуменья Елисавета пообещала всем верующим, что вместе с сестрами найдет подобающее место для иконы духовника преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны. Всем верующим были розданы цветные брошюры с житием преподобноисповедника Сергия Сребрянского. Затем члены делегации были приглашены на монастырскую трапезу. Теперь икона преподобноисповедника Сергия (Сребрянского) находится напротив раки мощей преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны[21].


Рака с мощами преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Федоровны
© Фото автора 18 июля 2008 года


Рака с мощами преподобномученицы инокини Варвары
© Фото автора 18 июля 2008 года

Конечно же, каждый паломник, посещающий храм св. Марии Магдалины прикладывается к святым мощам Новомучениц Российских, находящихся в белых мраморных раках: справа от иконостаса преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны и слева - её келейницы преподобномученицы инокини Варвары.

Глубокая духовная связь образовалась между Русской Гефсиманией и Новомученицами Российскими в Иерусалиме. Русская Гефсимания являет собой уголок России в Святой Земле – Русской Палестине, необыкновенно красивый и благодатный очаг русской культуры, духовности. Образовался он Промыслом Божиим благодаря жертвенной подвижнической деятельности многих русских людей, упомянутых в этой статье, как дореволюционной России, так и Русского Зарубежья, оказавшегося в рассеянии после страшного послереволюционного периода, и, конечно же, возрожденной традиции русского православного паломничества после падения советского союза в 1991 году во многом, поддерживающего Гефсиманскую Обитель. Новомученицы Российские, всю жизнь свою не умолкавшие ради Сиона и ради Иерусалима не успокаивавшиеся[22], по воле Божией оказавшиеся в Иерусалиме, как бы предупреждают русских людей о том, что стало с Россией, которая шла путем без Бога, и что «претерпевший же до конца спасется»[23] и молятся в Небесном Иерусалиме о духовном возрождении новой России, идущей путем святого Православия! 

Святые Преподобномученицы Великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара молите Бога о нас!
_____________
Примечания

[1] Гефсиманская обитель. Издание Вифанской Общины Воскресения Христова («она же Гефсиманская обитель. Иерусалим»). С. 71.

[2] «Русская Православная Церковь Заграницей». Под редакцией гр. А. А. Соллогуба. Издание Русской Духовной Миссии РПЦЗ в Нью-Йорке. 1968 г. Т.2. С. 455.

[3] П.В. Платонов. От «Русских раскопок» до Александровского подворья Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО) в Иерусалиме.

[4] Генерал М. Г. Хрипунов // Журнал „Кадетская перекличка“ № 33 1983 г.  http://www.xxl3.ru/kadeti/xripunov.htm

[5] Гефсиманская обитель. Издание Вифанской Общины Воскресения Христова («она же Гефсиманская обитель. Иерусалим»). С. 96.

[6] Там же. Стр. 97.

[7] Любовь Миллер. Святая мученица Российская Великая княгиня Елизавета Феодоровна. Издательство «Паломник» Москва. 2006 г.

[8] Журнал «Православная Русь», № 20, за 1981 г. Свято-Троицкий монастырь. Джорданвиль, США

[9] Даты даны по старому стилю.

[10] Любовь Миллер.

[11] Любовь Миллер. Святая мученица Российская Великая княгиня Елизавета Феодоровна. Издательство «Паломник» Москва. 2006 г. С. 315-319

[12] Праведники народов мира. Официальный портал музея "Яд Вашем". http://www1.yadvashem.org/yv/ru/righteous/stories_alice.asp

[13] Гефсиманская обитель. Издание Вифанской Общины Воскресения Христова («она же Гефсиманская обитель. Иерусалим»). Стр. 122-123.

[14] Праведники народов мира. Официальный портал музея "Яд Вашем№. http://www1.yadvashem.org/yv/ru/righteous/stories_alice.asp

[15] П.В. Платонов. "Преподобномученица Елизавета – небесный покровитель ИППО. К 145-летию со дня рождения Председателя ИППО великой княгини Елизаветы Федоровны". 1 ноября 2009 года.

[16] Гефсиманская обитель. Издание Вифанской Общины Воскресения Христова («она же Гефсиманская обитель. Иерусалим»). С. 144.

[17] Там же. С. 113.

[18] Россия в Святой Земле. Документы и материалы. Архив внешней политики Российской Империи МИД РФ. М. 2000 г. Т 1. № 178. Письмо Помощника Председателя ИППО М.П. Степанова Архимандриту Антонину. 9 октября 1891 г. (АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/1, д. 494, л. 17). С. 460.

[19] Святитель Димитрий Ростовский. Житие и страдание святого Апостола Фомы. 19 октября — память апостола Фомы

[20] Православный церковный календарь. Старый стиль 31 Августа, новый стиль 13 Сентября. Положение честного Пояса Пресвятой Богородицы (395-408).

[21] Проект Тверского отделения ИППО воссоединил в Иерусалиме два святых имени — великой княгини Елизаветы Федоровны и ее духовника Сергия (Сребрянского). Официальный портал Императорского Православного Палестинского Общества. www.ippo.ru

[22] Не умолкну ради Сиона и ради Иерусалима не успокоюсь (Пророк Исайя. 62,1)

[23] Евангелие от Матфея. 24, 13.


Платонов П.В.

Тэги: Святая Земля, Елеон, Гефсиманская обитель, Русская Палестина, Русская Палестина после 1917 года, вел.кнг. Елизавета Федоровна

Ещё по теме:

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню