RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Россия на карте Востока

Летопись

21 ноября 1472 в Москву из Рима прибыла византийская принцесса София Палеолог

21 ноября 1884 В.Н. Хитрово писал М.П. Степанову о небрежной работе почты под началом РОПиТа

21 ноября 1897 состоялись первые палестинские чтения Новгородского отдела ИППО

Соцсети


А.Е. Элкин - архитектор Николаевского подворья Императорского Православного Палестинского Общества в Иерусалиме


Николаевское подворье ИППО в Иерусалиме. Общий вид с южной стороны.
Фото: Русские учреждения в Святой Земле и почившие деятели Императорского Православного Палестинского Общества 1882–1907. Издание ИППО 1907 года

Последним проектом Императорского Православного Палестинского Общества в Иерусалиме стало Николаевское подворье, начавшее принимать паломников в конце 1905 - начале 1906 года.

Проектировал и строил подворье архитектор Алексей Ефимович Элкин (1870-1936). Поскольку сведения о нем достаточно разрозненные, нам показалось полезным собрать их вместе, чтобы более полно представить творческий путь создателя Николаевского подворья.

С 1891 по 1898 годы Алексей Элкин учился в Императорской Академии художеств, получив 30 октября 1895 года звание неклассного художника, а 2 ноября 1898 года – звание художника-архитектора за «проект Публичной библиотеки в столице»[1]. Такие данные приводит С.Н. Кондаков в своем знаменитом справочнике, изданном к 245-летию Академии художеств, в который были включены сведения о более чем 6500 художников, скульпторов, граверов, мозаичистов и архитекторов, обучавшихся в Академии художеств в Санкт-Петербурге со дня ее основания до 1914 года, когда состоялось первое издание справочника. В этом же справочнике указывается и год рождения архитектора - 1870 год.

6 апреля 1902 года архитектор подписал с Советом Императорского Православного Палестинского Общества договор о строительстве Николаевского подворья в Иерусалиме.

Техническое задание на проектирование не содержало каких-то строгих условий, необходимо было учесть несколько обязательных требований гигиенического характера, противопожарной безопасности, экономии воды, эффективности вентиляции и центрального отопления.

Творческая мысль вообще ничем не ограничивалась, в художественном отношении мастеру предоставлялась полная свобода. С точки зрения архитектуры необходимо было рассчитать вместимость здания на 1200 паломнических кроватей, устроить наружные галереи на каменных или металлических столбах, сделать удобные ставни на окнах, поднять возможно выше окна с обеих сторон палат для более выгодного размещения паломнических кроватей. Этажность здания строго не оговаривалась, можно было сделать 2 или 3 этажа, если по местным условиям такая вышина не представит никаких неудобств.

После подписания договора архитектор отправился в Иерусалим, чтобы на месте все измерить, рассчитать и спроектировать.


Схематический план Николаевского подворья и фасад с Яффской дороги.
Фото: Русские учреждения в Святой Земле и почившие деятели Императорского Православного Палестинского Общества 1882–1907. Издание ИППО 1907 года

Сам архитектор сообщал об этом в Совет ИППО так:

"6 апреля 1902 года, по условию за № 374, я был принят Императорским Православным Палестинским Обществом на службу для постройки новых помещений паломников в Иерусалиме; по этому условию я должен был немедля отправиться в Иерусалим и, на основании данных мне предписаний и собственного осмотра места, составить эскиз здания и представить его в Совет Общества не позже 1 июня 1902 года.

18 июня 1902 года, после рассмотрения Советом Императорского Православного Палестинского Общества представленных мною эскизов, я получил от него распоряжение за № 726 разработать эскиз в проекте со сметой, с указанием некоторых изменений в эскизе.

11 января 1903 года мною был представлен Совету Общества разработанный проект здания, состоящий из 3-х корпусов — южного, западного и северного, со сметой на сумму 1 133 060 франков 3 сантима, по требованию Общества, в двух экземплярах.

18 января 1903 года за № 1995 я получил от Совета Общества извещение о решении приступить к постройке южного корпуса здания с назначением на эту работу 432 169 франков 25 сантимов без вознаграждения за технический надзор; здесь же мне предписывалось немедленно отправиться в Иерусалим и не позже 1 марта 1903 года приступить к работам. К назначенному сроку я был в Иерусалиме, и работы начались. Не буду говорить о трудностях организации дела в чужой стране. 


Выписка из журнала заседаний Строительного комитета.
Вторая подпись принадлежит А.Е. Элкину. Госархив Израиля. Дело 840/5-P.

До 9 мая 1903 года работа шла успешно, когда от Совета Общества получилось приказание приостановить работы, кроме заготовки материалов. В это время уже была сделана разбивка плана и выемка по нему земли для фундаментов стен и полная организация выработки камня на каменоломне «Беркет-Мамилла», а также заказы на железные балки и лес. Работа остановилась. Причины Совету известны"[2].

Причинами стали неожиданные территориальные разногласия с Русской Духовной Миссией. Подворье возводилось на площади напротив Троицкого собора. Хотя ранее проект подворья, чуть захватывающий участок, принадлежащий РДМ, был согласован с начальником Миссии архимандритом Александром (Головиным), но в ходе строительства он вдруг решил, что подворье может помешать увеличению в будущем здания собора. Он даже предложил свой проект расширения собора, который был отклонен в Петербурге. Вопрос встал настолько остро, что речь шла о перенесении строительства подворья в другое место, что означало бы бесполезность уже проведенных подготовительных работ и в целом удорожание строительства.

Для разбирательства в Иерусалим по поручения Священного Синода приехал член Совета ИППО, профессор архитектуры М.Т. Преображенский, который посчитал, что место для подворья выбрано наиболее удачно и уговорил Элкина сделать новый проект, частично изменив размеры здания. До настоящего времени собор так и не был расширен. Кстати, после осмотра М.Т. Преображенский, как свидетельствует одна из записей в журнале Строительного комитета[3], собирался выйти в Совет ИППО с предложением вовсе отказаться от северного корпуса Николаевского подворья, так как он счел его неудобным, а вместо него расположить хозяйственные постройки и вынести часть служб с Сергиевского подворья. Для увеличения количества помещений для паломников он посоветовал построить второй этаж над соседним Елизаветинским подворьем, чтобы он заодно не казался слишком приземистым на фоне Николаевского подворья.

После урегулирования вопроса с Русской Духовной Миссией Элкин продолжил строительство.

"Работа был трудная, ответственная, в особенности потому, что большая часть материалов приобреталась за границей. Первое время дело шло медленно, но все-таки, с Божией помощью, к 1-му января 1903/4 г. удалось заложить подвальный этаж здания по новому проекту. Зимой 1903/4 г., в свободное от строительных работ время, я еще с большим рвением отдавался разработке проекта и к будущему строительному сезону мне окончательно удалось выяснить его. С возобновлением строительных работ дело быстро пошло вперед, и к 1 января 1905 года здание уже вырисовалось на русском месте в три этажа. К 1 января 1905 года здание Николаевского подворья было закончено вчерне, оставалась внутренняя отделка, а из наружных — тротуары, нивелировка места, заграждение открытой цистерны и приведение места в порядок"[4], - писал А.Е. Элкин в Совет ИППО.

На этом, завершающем, этапе А.Е. Элкина ждали новые трудности. Выделенных на проект денег не хватало. По его подсчетам для окончательного завершения строительства необходимо было еще "19 441 франков и 8000 франков на нивелировку места против постройки и пр."[5]. Совет ИППО посчитал возможным выделить эти деньги, но управляющий Русскими подворьями Н.Г. Михайлов, возглавлявший Строительный комитет, потребовал сдать постройку в неоконченном виде. А.Е. Элкин вернулся в Санкт-Петербург. Руководство Палестинского Общества не одобрило такого решения, постановило назначить новый состав Строительного комитета и вернуло Элкина в Иерусалим для завершения постройки. С новым Строительным комитетом дело пошло более успешно, архитектор сообщал в Совет ИППО: "осмелюсь выразить Совету Общества глубокую благодарность за вновь составленный Строительный Комитет с председательством П. И. Ряжского и с участием В. Я. Северина, в лице которых я имел людей, стремящихся принести посильную пользу делу постройки, которая и пришла к благополучному концу"[6].


Общий вид на Николаевское подворье ИППО в Иерусалиме с юго-востока. Партия паломников перед отбытием на родину.
Фото: Русские учреждения в Святой Земле и почившие деятели Императорского Православного Палестинского Общества 1882–1907. Издание ИППО 1907 года

Таким образом, южный корпус Николаевского подворья, заложенный 29 апреля 1903 года, был завершен с окончательной отделкой 24 января 1906 года, уже при новом председателе ИППО великой княгине Елизавете Федоровне, сменившей на этом посту своего супруга великого князя Сергея Александровича, убитого террористами.

Условия работы для архитектора были созданы самые наилучшие, он жил бесплатно на Сергиевском подворье в комнате 1 класса с соответствующим питанием, проезд из России в Святую Землю и обратно оплачивался тоже по 1 классу. Известно, что один из трехмесячных отпусков в период дождей, когда строительные работы приостанавливались, Алексей Ефимович провел не в России, а в Египте, отправившись в Каир. 

В цитируемой выше записке Элкина, направленной в Совет ИППО, архитектор пишет, что многое пришлось заказывать за границей. В журнале 6-го заседания Строительного комитета от 12 марта 1903 года, например, постановляется, что на оконные стекла, черепицу и кирпич, плитку для полов и глазированный кирпич необходимо запросить цены в России и Франции, в Марселе[7]. В целом запросы о необходимых строительных материалах были разосланы по разным заводам России и других стран, и цены сравнивались.

В Госархиве Израиля сохранилась переписка[8] по поводу уточнения цен на изготовление окон, жалюзи и дверей с М.И. Дулицким, владельцем фабрики паркетов и стульев при паровом лесопильном заводе (Одесса, ул. Комитетская, 5), на оконное стекло - с одесским отделением Северного стекольно-промышленного общества и одесским отделением Акционерного общества Мальцовских заводов, на лесные материалы и доски из разных пород дерева и размеров - с владельцами лесных складов Алтером Айзиковичем Люблиным (Николаев-Херсон) и херсонского лесопильного завода Э.Э. Шульцем. Из херсонской фирмы М.С. Рабиновича по поводу леса сообщали, что еловый лес дешевле заказывать в Австрии, чем везти из Херсона, а вот сосновый есть резон заказывать у них, так как в Австрии такового не имеется.

Портланд-цементный завод "Союз" из Ростова-на-Дону писал, что запрос на 300 бочек цемента передан Новороссийской конторе по продаже цемента заводов юга России. Новороссийская контора ответила согласием поставить 300 бочек с платой за доставку с каждой бочки в 3 руб. из Новороссийска и 3 руб. 60 коп. из Одессы. Заказ обещали выполнить немедленно.


Сталелитейный цех Общества судостроительных, механических и литейных заводов в Николаеве. Июль 1900 г. Центральный государственный архив Санкт-Петербурга

Общество судостроительных, механических и литейных заводов в Николаеве бралось изготовить по предложенным эскизам 20 чугунных колонн, рассчитанных на продольный изгиб с максимальным напряжением материала на растяжение 250 и на сжатие в 500 кил., или же 20 чугунных колонн с чугунными фундаментами плитами, но отказывалось от поставки двутавровых балок, которые не входили в специализацию завода. Балки должны были быть доставлены в Одесский порт к пароходу. Услуги по изготовлению чугунных балок предлагало также "Товарищество механического и чугунно-литейного завода Беллино-Фендерихъ" в Одессе, высочайше утвержденное в 1864 году и выпускавшее сельскохозяйственные орудия, локомобили, портовые и др. механизмы. Двутавровые балки оно тоже не делало. Днепровский завод при Южно-Русском Днепровском металлургическом обществе в Запорожье-Каменском Екатеринславской губернии сообщало свои цены на чугунные колонны, рассчитанные под разную нагрузку, и запрашивало спецификацию на двутавровые балки.  

Свой прейскурант прислал Торговый Дом "Н.Токарев и С.Ельяшевич и Ко" из Ростова-на-Дону, действующий при первой на юге России фабрике американских и французских оконных и дверных петель, американских щеколд и других металлических изделий. Хотя фабрика выпускала кровати, велосипеды, балконы, решетки, самым ходовым товаром были петли и щеколды. Сам Семен Ельяшевич писал: «Благодаря отличному качеству изделий, дешевизне их вследствие рациональной постановки массовой фабрикации и быстрому исполнению заказов, изделия были в продаже у большинства крупных скобяных торговцев всей Империи от Архангельска до Карса, от Петербурга до Хабаровска и от Одессы до Ташкента...»[9].  


Здание фабрики Одесского товарищества фабричного производства красок и лаков.
Фото: Одесский обозреватель

"Одесское товарищество фабричного производства лаков и красок" в ответ на запрос сообщило свои цены и проявило готовность сделать скидку в 2% и доставить товары к пароходу. Товарищество к началу ХХ века представляло собой самое крупное предприятие в своей отрасли на юге Российской империи, имело отделение в Ростове на Дону, представительства в Москве, Тифлисе, Екатеринославе. Оборот фабрики в 1902 году достигал 1,5 млн. руб. в год. Товарищество поставляло все необходимое количество красок и масла для Русского общества пароходства и торговли, с которым сотрудничало Императорское Православное Палестинское Общество. Фабрика просуществовала до 90-х годов ХХ века.


Реклама фирмы Ю. Энгеля.
Фото: Об Одессе


Обложка каталога фирмы Энгеля, высланного в Иерусалим.
Фото: Госархив Израиля

"Склад кафлей и кафельных печей Юлия Энгеля в Одессе" (Ришельевская ул., угол Еврейской, дом Ралли №28) выслал в Иерусалим в адрес Строительного комитета бандеролью печатный каталог своих изделий - на всевозможные печи, камины и кафли (изразцы). Юлий Осипович Энгель, занимался устройством кафельных и железных печей, фаянсовых и чугунных эмалированных ванн. 


Офисное здание "Harris & Pearson", Stourbridge после реставрации.
Фото: www.stourbridge.com

Кроме того, сохранились письма от заводов и фабрик других стран. Например, с заводом огнеупорного кирпича и плитки "Харрис и Пирсон" в Стоурбридже, Великобритания ("Harris & Pearson" Stourbridge), ведущим свою историю с XVIII века и имевшим всемирно известную репутацию. В местных карьерах добывалась глина с особыми качествами для огнеупорного кирпича. "Общество генерала Тюильри" из Марселя, занимавшееся морскими перевозками, давало подробные цены и описание своих услуг. Сведения об изготовлении чугунных балок сообщал завод Этьена из Антверпена ("F. Etienne & Co").

На письме по поводу стекла от одесского отделения Акционерного общества Мальцовских заводов карандашом написаны цены на стекло из Генуи.

Таким образом, мы видим, что при строительстве Николаевского подворья материалы заказывались на лучших заводах того времени при тщательном поиске более выгодных условий.

Вскоре после возвращения со Святой Земли А.Е. Элкин становится на короткое время городским архитектором Ярославля. Этот пост он занимает весной 1908 года по рекомендации своего предшественника - Александра Александровича Никифорова, ушедшего в отставку из-за резкого неприятия членами Ярославского общества любителей музыкального и драматического искусств его проекта городского театра, который уже был утвержден городской думой. Ярославскую страницу биографии Алексея Элкина, связанную с проектированием городского театра, описал журналист Андрей Григорьев. Кстати, согласно любезно присланному им для этой статьи формулярному списку А.Е. Элкина, хранящемуся в городском архиве Ярославля (Ф. 509, оп. 2, д. 43.), перед прибытием в Ярославль Элкин получил 9 мая 1907 года аттестат об окончании Императорского Археологического Института в Санкт-Петербурге со званием действительного члена. Это научное и учебное учреждение по двухгодичной программе готовило археографов и архивистов. Полный курс окончили очень немногие выпускники, видимо, Алексей Ефимович сумел совмещать учебу и окончание строительства Николаевского подворья. В этом же формуляре указывается, что 18 августа 1905 года, по выслуге лет, он стал титулярным советником, на момент приезда в город был холост. 


Проект театра в Ярославле предположительно работы А.Элкина, подписи нет.
Считать автором Элкина можно по фигуре актера Федора Волкова, чье имя носит театр, на фасаде. На одном из первых заседаний городской думы обсуждалась возможность установки его скульптуры на здании театра, в это время горожане хотели установить актеру памятник, но достаточных средств не было собрано.
Фото обнаружено в одной из папок Госархива Ярославской области среди других эскизов театра и впервые опубликовано в журнале "Театральный круг" №11 (издание Волковского театра) в качестве иллюстрации к статье А.Григорьева "Главный дом на главной площади Ярославля. Каким могло бы стать здание Волковского театра"

По прибытии в Ярославль Алексей Ефимович Элкин с энтузиазмом взялся за работу над проектом театра. Хотя чертежи Элкина пока не найдены в архивах (во всяком случае с его подписью), известно, что проект после одобрения Театральной комиссией был вынесен 31 июля на заседание городской думы, которую не устроили поставленные Элкиным условия и затребованная сумма вознаграждения. И когда «пущен был на особом листе на баллотировку вопрос о том, воспользоваться ли для постройки здания театра проектом г. Элкина или же на составление этого проекта открыть конкурс, дума единогласно, подписью на баллотировочном листе 27 присутствовавших в заседании гласных, высказалась за открытие конкурса»[10].

В марте 1909 года 8 проектов были выставлены в Ярославле для обозрения публики. В обсуждении победившего проекта Николая Спирина А.Е. Элкин принимал самое живое участие, он вычислил, что около 50 мест во втором и третьем ярусах расположены настолько неудачно, что зрители оттуда ничего не увидят, отметил, что неудобно спроектировано помещение склада для занавесей, сделал замечание по стилю здания, более уместного для арсенала или манежа... Проекты, занявшие второе и третье место, а также не заслужившие премий, также вызвали у городского архитектора ряд замечаний эстетического и практического характера. В итоге комиссия инженеров и техников выбрала один из не премированных проектов, но Ярославское художественное общество высказалось за проект Н.Спирина, и городская дума утвердила его 11 июня 28 голосами против 3. Видимо, разногласия с думой вынудили А.Е. Элкина подать в отставку и не принимать участия в реализации проекта, который ему лично не пришелся по душе.

В этот период А.Е. Элкин является одним из авторов Ежегодника Императорского общества архитекторов-художников. Ежегодный богато иллюстрированный на мелованной бумаге отчет работ русских зодчих, редакция которого располагалась в здании Императорской Академии Художеств, регулярно издавался в 1906-1916 годах (№ 1-11), еще три номера этого журнала вышли в 1928, в 1930 и в 1935 годах. На его страницах публиковались зарисовки, чертежи, фотографии, рисунки, которые изображали церкви, часовни, иконостасы, киоты, частные, доходные, банкирские и торговые дома, особняки, дворцы, дачи, театры, архитектурные детали, скульптуры, интерьерные решения. Там же можно было найти высокохудожественные рекламные объявления. 


Эскизы церквей. Художник-архитектор А.Е. Элкин.
Ежегодник общества архитекторов-художников за 1907 вып.2. С.154 


Наброски. Художник-архитектор А.Е. Элкин
Ежегодник общества архитекторов-художников за 1907 вып.2. С.155.


Эскизы церквей. Художник-архитектор А.Е. Элкин.
Ежегодник общества архитекторов-художников за 1908 вып.3. С.154


Клермонский собор. Художник-архитектор А.Е. Элкин
Ежегодник общества архитекторов-художников за 1908 вып.3. С.155.


Из путевого альбома. Художник-архитектор А.Е. Элкин.
Ежегодник общества архитекторов-художников за 1908 вып.3. С.157

Издание публиковало многочисленные эскизы Элкина. Так в выпуске 3 за 1908 год была представлена композиция из пятиглавого храма и столпообразной колокольни, зарисовки собора в Клермоне и другие виды из путевого альбома, а в выпуске 2 за 1907 год среди набросков Элкина мы видим эскиз храма Гроба Господня в Иерусалиме[11].

"Православная энциклопедия" в статье "Деревянная церковная архитектура" упоминает А.Е. Элкина как автора собора Воскресенско-Покровского монастыря близ Луги в с. Нежадново - "1912, архит. А. Е. Элкин, не сохр." [12], но краеведческое исследование С.А. Болховитинова называет автором проекта высокого деревянного Покровского собора молодого зодчего И.В. Экскузовича (1882-1942)[13].

Алексей Элкин состоял членом комиссии по борьбе за сохранение памятников архитектуры XVIII-XIX вв. Петербурга, открытой при Обществе архитекторов-художников в 1907 году.

В 1911 году А.Е. Элкин принимал участие в работе IV съезда русских зодчих. В художественном отделе слушался доклад Н.К. Рериха о плачевном состоянии памятников Новгородского кремля. В прениях выступил А.Е. Элкин и предложил обратиться в Государственную думу с надлежаще мотивированным ходатайством об отпуске средств, необходимых для реального осуществления охраны этих памятников. Делегаты съезда постановили ходатайствовать перед Государственной Думой об ассигновании средств на поддержание памятников старины. Об этом сообщал журнал "Зодчий"[14].

В последующие годы имя А.Е. Элкина упоминается на поприще преподавания.

Уникальным в своем роде женским учебным заведением начала века были Женские курсы высших архитектурных знаний Л.П. Молас и Е.Ф. Багаевой. Основным направлением деятельности этих четырехлетних курсов являлась подготовка женщин-архитекторов. Открытые в 1906 году, к 1912 году они получили статус высшего учебного заведения, при курсах были организованы и Женские художественно-промышленные мастерские. В 1912 году директором курсов стал Рерих, чей авторитет способствовал привлечению к преподаванию петербургских архитекторов, в числе которых можно назвать такие имена, как А.П. Вайтенс, Л.А. Ильин, Н.Е. Лансере, М.С. Лялевич, А.Е. Элкин, В.А. Щуко. К 1917 году было подготовлено четыре выпуска. В 1918 году курсы Багаевой были преобразованы в Архитектурный институт[15].

В 1918 года путем слияния Московского училища живописи, ваяния и зодчества и Строгановского училища были организованы соответственно Первые и Вторые "Свободные государственные художественные мастерские". 29 ноября 1920 года декретом Совнаркома РСФСР "Свободные мастерские" реорганизованы во Высшие государственные художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС), в 1926 году на базе ВХУТЕМАСа создан Высший государственный художественно-технический институт (ВХУТЕИН). Кроме основного общеобразовательного (подготовительного) отделения, он состоял из факультетов: живописного, полиграфического, скульптурного, архитектурного, текстильного, керамического, деревообделочного и металлообрабатывающего. Архитектурный факультет ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа был организован в конце 1920 года. В 1920-1928 в числе преподавателей факультета значились А. Щусев, А. Элкин. В 1930 году ВХУТЕИН был закрыт[16].

А. Щусев и А. Элкин входили в президиум архитектурной секции Российской академии художественных наук (РАХН), которая занималась выявлением творческого архитектурного опыта как специфического постижения архитектурного искусства, а также научным изучением истории, социологии и философии архитектуры. В 1922 году при секции была создана архитектурная мастерская, которая должна была разрабатывать актуальные задачи современной архитектуры. В мастерской работал А. Элкин[17].

Как ученик А. Щусева А.Е. Элкин упоминается в составе Архитектурно-проектной мастерской №2 Моспроекта, которой до 1937 года руководил А.В. Щусев[18]. Но вряд ли этих двух архитекторов можно считать учеником и учителем по возрасту, Щусев был на 3 года младше, и они в одно время учились в Академии художеств, скорее это отношения разных ролей в творческой команде. Под руководством А.В. Щусева большой коллектив мастерской построил множество известных зданий в Москве и в других городах. В 1936 году была издана книга-альбом "Мастерская №2 [под руководством А. В. Щусева]", на 99 страницах которой были опубликованы архитектурные проекты мастерской в Москве, Сочи, Сухуми, Казани, Ташкенте, Тбилиси, Новом Афоне. Там был опубликован и авторский проект А.Е. Элкина - санаторий Комиссии содействия ученым (КСУ) при СНК СССР в Сочи[19]. Был ли он реализован, утверждать сложно, так как А.Е. Элкин скончался в 1936 году, санаторий же строился в 1935-1949 годах, и его автором считается известный московский архитектор А. В. Самойлов.

Год смерти А.Е. Элкина - 1936 - дает Селим Хан-Магомедов в именном указателе к своей книге "Архитектура советского авангарда"[20]. Имя А.Е. Элкина упоминается в этой книге лишь однажды в списке членов архитектурной мастерской при архитектурной секции Российской академии художественных наук[21].


Современный вид Николаевского подворья в Иерусалиме.
Фото: travelpedia-israel.com

Хотя сведения о деятельности Алексея Ефимовича Элкина крайне скудны, но с большой долей вероятности можно считать, что единственным воплощенным им архитектурным проектом является Николаевское подворье в Иерусалиме, построенное для русских паломников, пережившее драматические страницы в период британского мандата и проданное Израилю за неделю до отставки Н.С. Хрущева.

____________
Примечания

[1] С.Н. Кондаков. Список русских художников. К Юбилейному справочнику Императорской Академии художеств. С-Пб. 1915. С.418. Электронная версия книги на сайтеleb.nlr.ru

[2] Пояснительная записка архитектора А. Е. Элкина в Совет ИППО к вновь представленному проекту южного корпуса Николаевского подворья в Иерусалиме вместе с исполнительной сметой к этому проекту. 1906 г. / Россия в Святой земле. Документы и материалы: В 2 т. Международные отношения. 2000. Т.1. С.620-621. Электронная версия на сайте Восточная литература

[3] Журнал заседаний Строительного комитета. Госархив Израиля. Дело Дело 840/5-P. Листы не нумерованы.

[4] Пояснительная записка архитектора А.Е. Элкина в Совет ИППО к вновь представленному проекту южного корпуса Николаевского подворья в Иерусалиме вместе с исполнительной сметой к этому проекту. 1906 г. / Россия в Святой земле. Документы и материалы: В 2 т. Международные отношения. 2000. Т.1. С.621. Электронная версия на сайте Восточная литература.

[5] Там же. 

[6] Там же. С.622.

[7] Госархив Израиля. Дело 840/5-P. 

[8] Там же. Далее примеры писем приводятся из этого дела.

[9] Александр Харченко. От заводского квартала до крупного банка http://dom.161.ru/text/chronicles/713752-print.html

[10] Андрей Григорьев. Главный дом на главной площади Ярославля. Каким могло бы стать здание Волковского театра. Электронная версия на сайте Русский мир

[11] Ежегодник Императорского общества архитекторов-художников. 1908. Вып. 3. С. 154, 155, 157.

[12] Деревянная архитектура. Православная энциклопедия. Электронная версия на официальном сайте Церковно-научного центра «Православная Энциклопедия».

[13] Болховитинов С.А. Воскресенско-Покровский женский монастырь в Нежадово//Санкт-Петербургские Епархиальные ведомости, выпуск 32. Электронная версия на сайте История Плюсского района.  

[14] Зодчий. 1911.16 января. №3 и Зодчий. 1911. 23 января. № 4. Электронная публикация на сайте Николай Рерих.

[15] Л.А. Малашевская. Педагогическая деятельность Н.К. Рериха в Санкт-Петербурге. Электронная версия на сайте http://forum.roerich.info/showthread.php?t=10082 

[16] Вигдария Хазанова. Советская архитектура первых лет Октября. 1917-1925 гг. Электронная версия на сайте архитектора Павла Алешина

[17] Там же.

[18] Анастасия Фирсова. Моспроект. Мастерская № 2. Электронная версия статьи на сайте ИА Архитектор.

[19] Мастерская № 2 [под руководством А. В. Щусева]". Ответственный редактор В.Л Дедюхин. Редколлегия: К.С. Алабян, И.А. Голосов, В.Я. Дедюхин и др. Москва. 1936. 99 с., илл. Описание книги на сайте http://www.biblionne.ru/goods.php?id=3254

[20] Хан-Магомедов С.О. Архитектура советского авангарда: В 2 кн.: Кн.2: Социальные проблемы. - М.: Стройиздат, 2001. Электронная версия на сайте архитектора Павла Алешина.

[21] Хан-Магомедов С. О. Архитектура советского авангарда: В 2 кн.: Кн. 1: Проблемы формообразования. Мастера и течения. - М.: Стройиздат. 1996. С.81. Электронная версия на сайте архитектора Павла Алешина.

Блинова Л.Н.

02 мая 2015 г.

Тэги: недвижимости ИППО, Николаевское подворье, Элкин А.Е.

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню