RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Россия на карте Востока

Летопись

21 декабря 1917 секретарь ИППО А. А. Дмитриевский разослал извещения о панихиде по М. П. Степанову

21 декабря 1937 тройкой УНКВД по Куйбышевской обл. приговорен к расстрелу архиеп. Самарский Александр (Трапицын), пожизненный действительный член ИППО, священномученик

23 декабря 1885 Совет ИППО решил ассигновать Иерусалимскому Патриарху Никодиму 15 тыс.руб. на нужды церквей и школ

Соцсети


Армянское духовное присутствие в библейских землях

Предисловие к книге Л. С. Григорян «Армянский Иерусалим. Повествование паломников»

Вниманию читателя предлагается книга «Армянский Иерусалим». В жанре путевых (паломнических) записок и впечатлений она повествует о том, как в ноябре 2012 года группа армян Нижнего Новгорода под духовным водительством о. Себеоса отправилась в духовную поездку по Святой Земле. Настоятель армянской церкви в Н. Новгороде «Аменапркич» о. Себеос взял на себя нелегкий и в то же время спасительный крест везти христиан-армян ко Святым Местам. В свою очередь, верующие нижегородские армяне совершили важный шаг на пути личного спасения. Они отважились отправиться в далекую поездку, где продолжается многолетний палестино-израильский конфликт, чтобы поклониться святыням, помолиться о себе, о своих ближних, о Матери-Родине (Гайастан), чтобы укрепить, оживить, утвердить свою веру. 

Промысел Божий действует в людях часто незримым образом. Будучи людьми несовершенными, – не по причине Божественного творения, а по своим помыслам и поступкам – мы часто не понимаем сути и последствий тех событий, в которых мы участвуем. Страницы книги убедительно свидетельствуют об этом. Армяне-паломники рассказывают о том, что видели, что переживали, что чувствовали. Они благодарят Господа за помощь и удивляются чудесным событиям, которые сами наблюдали. Эти впечатления непередаваемые, потому что отражают реальность, соединенную с мистикой. Как свидетельствует супружеская чета Егиазарян: «Всё было похоже на сказку, но это была реальность. Такого покоя в душе мы ещё никогда не ощущали. Это был рай, и мы были в нём».

Автор книги Лидия Сергеевна Григорян, профессиональный писатель и верующий человек, сумела передать не только свои чувства, но и тот священный трепет, который охватывает каждого благочестивого паломника, и те полезные размышления, которые посещают всякого думающего о судьбе Церкви и Родине христианина. Паломничество – это дар Божий. Не всем Господь дает возможность увидеть и помолиться в Палестине. Книга свидетельствует, что нижегородские паломники прочувствовали эту ответственность, ведь дар Божий нельзя зарывать в землю, его надо приумножать.

Книга называется «Армянский Иерусалим», поскольку рассказывает, прежде всего, о тех храмах, монастырях и подворьях, которые поддерживает Армянская Апостольская Церковь. Армянское присутствие на Святой Земле (в политическом измерении теперь Государство Израиль и Палестинская Автономия) возникло с первых веков христианства. В ноябре 2012 года нижегородские армяне увидели всю мощь армянского духовного присутствия в библейских землях. Армянские духовные станы – это неотъемлемая часть Святой Земли. В то же время это часть Армении, часть армянского духа и армянской духовной силы. Русские православные паломники в прошлом и настоящем постоянно встречаются с армянским духовенством и с армянскими святынями. Как один из тысяч русских паломников, бывших не единожды в Палестине, подтверждаю эти благие встречи.

В названии и тексте книги нет никакого национального превосходства, унижения какого-то иного народа. По словам одного из паломников, Самвела Казаряна, «это здоровая и естественная реакция, национальное природное чувство, а если хотите — то и национальная гордость. Нам кажется, что очень важно подчеркнуть всю пропасть разницы между шовинизмом и национальной гордостью. Множество армянских крестов, армянских надписей и наставлений наполняют душу благодарностью и особым поклонением своему народу. Невозможно представить, через что пришлось пройти нашим предкам, чтобы обрести, сохранить и не потерять эти земли. А если подумать, через что проходят ныне живущие здесь армяне и наши священнослужители, которым ежедневно и ежеминутно приходится защищать свою веру и бороться за свои святыни и свою честь, то перед нами встанет целостная картина Истории Преданной Веры. Наши предки знали, что крепко лишь национальное государство и что только нация, объединенная единым духом, объединённая вокруг церкви, вечна, непоколебима, незыблема. И нам остаётся лишь молиться за наших национальных патриотов и просить для них у Бога защиты и сил». Солидарный с этими словами, могу сказать, что наш русский православный народ всегда гордился своими храмами и монастырями, своим духовенством и монашеством в Палестине. В этой гордости нет ничего разрушающего, напротив,  феномен «Русской Палестины» всегда был для нашего народа одним из источников живой веры, «ключом свежей воды», к которому наши предки, сознавая свою немощь, недостоинство, смиренно стремились дойти. «Русская Палестина» помогала всем жителям – как христианам, так и мусульманам, следуя заповеди Христа о помощи ближнему. Так и в случае с «Армянским Иерусалимом» мы видим здоровое чувство гордости за свой народ.

Подтверждением того, что армяне-паломники испытывали здоровые христианские чувства, является глава, посвященная русским монастырям на Святой Земле. Поскольку книга печатается на русском языке, эта глава будет особым утешением для русских читателей. В центре внимания автора стоит «неутомимый», как мы русские его называем, архимандрит Антонин Капустин (+ 1894 г.). Читая много о подвигах отца Антонина, я, вероятно, не обратил внимания на армянские церковные памятники, которые были обнаружены во время археологических раскопок на Елеонской горе. А ведь это очередной факт армянского вклада в молитвенное делание Святой Земли!

Книга называется «Армянский Иерусалим», хотя повествует не только о Иерусалиме. Для малознакомых с основами христианской веры читателей это покажется странным. Однако Иерусалим в христианском мировоззрении обладает несколькими смыслами. В данном случае мы видим Иерусалим Небесный, земным отражением которого выступают армянские Святые Места. Они и армянские и общехристианские, потому что, как пишет Л. С. Григорян:

«…Армянский Иерусалим. …Конечно он армянский, конечно он принадлежит нам, каждому нашему соотечественнику в любом уголке земного шара. Но это скорее не подарок, а ответственность, не повод успокоиться, но задуматься. Или и то, и другое. Армянский Иерусалим…. Среди ореола национальной гордости, которым объята эта фраза, таится одна существенная проблема. Проблема, которая не кричит о себе, которую не видно невооруженным глазом, но ее можно ощутить в нотках голоса иерусалимских армян, заметить в радости от встреч с паломниками местных священнослужителей, почувствовать, пройдясь по узким и тихим улочкам армянского квартала. Проблема, разрастающаяся в тихой печали — это малочисленность армян в Армянском Иерусалиме. Есть местности, где не проживает ни одной армянской семьи, но на святых местах этой территории армяне имеют свой собственный придел, алтари, часовни, внутри которых каждый день священник с дьяконом проводят службы в молении, чтобы не дай Бог молитва за нашу нацию не прервалась. И таких примеров — пастырей без паствы — на Святой Земле множество».

Как специалист по современному Государству Израиль, хотел бы также сказать, что армянская община во Иерусалиме, к сожалению, сокращается, и молодежь армянская эмигрирует. А ведь присутствие армян всегда было фактором стабильности – межэтнической, межрелигиозной, политической, социальной, экономической стабильности. Армяне и в Сирии, и в Ливане, и в прежнем Ираке, и в Иордании, и в Египте служат серьезным общественным «амортизатором», смягчая проблемы внутри государства. Такую конструктивную роль армянская община играет и в современной России. Армяне – это одна из самых надежных этноконфессиональных групп в обществе и государстве.

Группа армянских паломников из Нижнего Новгорода преодолела трудности и благополучно совершила паломнический маршрут. Дерзаю утверждать, произошло это потому, что паломники горели верой. Внутри каждого из них был огонек веры, и они духовно «летали». Видимым образом они шли пешком или передвигались на автобусе, а незримым образом они отрывались от суетной земли, забывали о многих заботах и находились в молитвенном единении с Богом. И это была милость Божия. Потому автор книги приняла правильное решение о публикации паломнических заметок. Ведь следующая поездка будет иной, а первая – она наполнена очень искренними, свежими духовными впечатлениями.

Может быть, кто-то найдет в тексте книги некоторые фактические неточности, кто-то не согласится с трактовкой событий христианской истории. Тем не менее, предлагаемая книга написана верующим человеком при помощи других искренне верующих во Христа людей. А, как глаголет в Евангелии Христос, «где  двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их» (Мф. 18, 20).

Корнилов А.А., профессор, доктор исторических наук

Предисловие к книге Л. С. Григорян «Армянский Иерусалим. Повествование паломников». – Нижний Новгород: Кварц, 2013. – С. 3-7
Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню