RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Россия на карте Востока

Летопись

21 декабря 1917 секретарь ИППО А. А. Дмитриевский разослал извещения о панихиде по М. П. Степанову

21 декабря 1937 тройкой УНКВД по Куйбышевской обл. приговорен к расстрелу архиеп. Самарский Александр (Трапицын), пожизненный действительный член ИППО, священномученик

23 декабря 1885 Совет ИППО решил ассигновать Иерусалимскому Патриарху Никодиму 15 тыс.руб. на нужды церквей и школ

Соцсети


Краткие сведения о жизни и деятельности Иерусалимских Патриархов
в XIX веке

Первым Иерусалимским Патриархом XIX века был Анфим (1788 – 1808 гг.), родом из Месопотамии. В детстве он был привезен в Иерусалим и здесь учился под руководством иерокирикса и дидаскала иерусалимской школы Иакова. Анфим изучил греческий язык, а также персидский, турецкий и благодаря своим обширным знаниям стал известен как очень образованный человек. Позже, вступив на патриарший престол, он обратил основное внимание на образование своей паствы. Патриарх Анфим пользовался уважением султана Селима III, с которым неоднократно встречался и беседовал по делам своей Церкви, живя, большей частью в Константинополе. Блаженнейший Анфим обновил иерусалимские монастыри св. Екатерины, св. Евфимия, храм свв. Равноапостольных Константина и Елены, содействовал восстановлению Сайданайского монастыря Пресвятой Богородицы в Сирии. Во время нашествия французов на Палестину, Иерусалимская Церковь потерпела большой ущерб не только от них, но и от арабов-мусульман, которые мстили христианам за французский погром. Патриарх Анфим, живя в Константинополе, по мере возможности облегчал тяжелое положение своей паствы ходатайством перед Портой. Но после окончания внешних нестроений, обострился конфликт между православными и армянами из-за святых мест Иерусалима и Вифлеема; распри закончились пожаром (30 сентября 1808г.) храма Воскресения Господня. Все эти неприятности сильно подействовали на Патриарха Анфима, к тому времени уже девяностолетнего старца, и он скончался 10 ноября 1808 года.

В день кончины патриарха Анфима его преемником был избран Поликарп (1808 – 1827гг.), митрополит Вифлеемский. Избрание состоялось в Константинополе, при участии местного синода и представителей Иерусалимской Церкви. Поликарп на протяжении всего времени своего патриаршества жил в Константинополе и отсюда управлял вверенной ему Церковью. Из многочисленных мер по улучшению благосостояния своего патриархата, предпринятых Поликарпом, особо следует упомянуть постройку гостиницы для паломников в Вифлееме, обновление патриархии, защиту православных греков от насилия турецких властей во время греческого восстания 1821 года, восстановление разрушенного пожаром Иерусалимского храма Воскресения. Средства на восстановление храма собирались практически всем православным миром и, уже в 1810 году храм был освящен. Патриарх Поликарп скончался в Константинополе в 1827 году.

Вскоре патриаршую кафедру занял Афанасий IV (1827 – 1844 гг.). Он родился в городе Редесто, вблизи Константинополя. В молодом возрасте был пострижен в монашество и рукоположен в иеромонаха. В сане архимандрита и патриаршего экзарха он двенадцать лет находился в Грузии и собирал там пожертвования для Иерусалимской Церкви. Затем он в течение 15 лет управлял Нихорским подворьем, после чего был избран иерусалимским патриархом. За период своего 17-летнего управления престолом св. Иакова, блаженнейший Афанасий открыл пять народных училищ в Иерусалиме, Вифлееме, Яффе, Назарете и Птолемаиде, реставрировал многие деревенские храмы и иерусалимские монастыри, назначил в Иерусалим иерокирикса иеромонаха Дионисия, который был известен своими проповедями, также открыл патриаршую школу, погасил часть огромного долга иерусалимского патриархата. В Россию для сбора пожертвований был послан фаворский архиепископ Иерофей, который прожил в России пять лет и собрал значительную сумму. В 1835 году армяне сумели добиться от Порты особого указа, в силу которого у греков были отняты принадлежавшие им в Иерусалиме святые места. Патриарх Афанасий и все святогробские монахи обратились за помощью к русскому императору и св. Синоду. Вскоре помощь последовала, и русскому послу в Константинополе было приказано обратить внимание Порты на незаконный захват святых мест армянами. После чего султан вернул грекам все земли, а вместе с тем и подтвердил все прежде установленные для них права и преимущества. В конце патриаршества Афанасия IV совершилась коренная перемена во взаимоотношениях русского правительства и Иерусалимской Церкви. До этого все контакты сводились исключительно к оказанию материальной или политической помощи, при этом русское правительство мало интересовалось действительным положением дел в Палестине, и на все происходившее там смотрело сквозь призму интересов проживавших на святой земле греков. Лишь в конце патриаршества Афанасия было решено послать доверенное лицо в иерусалимский патриархат; им оказался епископ Порфирий Успенский, который и приехал в Палестину в 1843 году для ознакомления с положением церковных дел и выяснения характера будущих отношений русского правительства и иерусалимской патриархии. По предложению епископа Порфирия, в 1847 году была создана в Иерусалиме русская духовная миссия, положившая своею деятельностью начало духовного влияния России в этом регионе, а через него и на весь православный восток.

Преемником патриарха Афанасия был Кирилл II (1845 – 1872 гг.), митрополит лиддский. Он принадлежал к числу выдающихся святителей Иерусалимской Церкви по масштабам своей деятельности и образованию. Большую часть своего патриаршества блаженнейший Кирилл провел в Иерусалиме, в непосредственной близости к святым местам и к своей пастве. Прежде всего он ревностно отстаивал сохранение иерусалимских святынь во владении православных, так как в то время, особенно в 1853 году, католики предпринимали усилия для захвата у греков некоторых палестинских святынь. Патриарх Кирилл открыл богословскую школу Святого Креста (1853 г.), в которой учились многие будущие архиереи как иерусалимской, так и других восточных православных Церквей. В последние годы патриаршества блаженнейший Кирилл активно участвовал в решении так называемого «болгарского вопроса», причем он принял сторону болгар и отказался подписать постановление константинопольского собора 1872 года, объявившего болгар в схизме с Константинопольской Церковью. В связи с последовавшими вслед за этим шагом обвинениями и нападками, патриарх Кирилл вынужден был оставить престол; скончался он в Константинополе.

Следующим предстоятелем избрали Прокопия (1873 – 1875 гг.), недолгое патриаршество которого прошло под знаком внутренних церковных неурядиц. Дело в том, что местные арабы очень ценили блаженнейшего Кирилла за его архипастырские труды, и поэтому отказались признать законность избрания Прокопия, требуя возвращения на патриарший престол его предшественника. Они сообщили о своих требованиях турецкому правительству и вселенскому патриарху Иоакиму II. К тому же против Прокопия восстали и некоторые члены священного синода и побудили его отказаться от престола.

Преемником Прокопия стал блаженнейший Иерофей (1876 – 1882 гг.). При нем внутренние смуты продолжались, поэтому патриарх употребил немало усилий, чтобы умирить свою паству. Главным образом волнения касались болгарского вопроса, в котором патриарх принял сторону греков, признав константинопольский собор 1872 года. Одновременно с этим русское правительство конфисковало святогробские имения в Бесарабии и на Кавказе, посчитав, что управление ими осуществляется не должным образом; это сильно подорвало финансовое положение патриархии, в частности, была закрыта богословская школа Святого Креста (она была восстановлена в 1881 году, когда русское правительство возвратило патриархии конфискованные владения).

После Иерофея предстоятелем Иерусалимской Церкви был избран архимандрит Фотий, но по причине своей молодости не был утвержден султаном в этом сане.

В 1883 году патриархом иерусалимским избрали Никодима (1883 – 1890 гг.), архиепископ фаворский, долгое время состоявший патриаршим наместником в Москве. Вступивши на престол, он начал бороться с активизировавшейся католической и протестантской миссионерской деятельностью в Палестине, и преуспел в этом, удержав многих из своей паствы в лоне Православия, и даже обратив некоторых католиков и протестантов. Патриарх Никодим за период своего предстоятельства построил и восстановил значительное количество храмов и монастырей, почти вдвое увеличил число народных школ. Кроме того, он привлек для помощи в осуществлении своих благочестивых намерений по укреплению Православия в Палестине, Императорское Православное Палестинское Общество.

Преемником Никодима был блаженнейший Герасим (1891 – 1897 гг.), патриарх антиохийский. Этот предстоятель Иерусалимской Церкви начал новый период мирной и спокойной жизни в своем патриархате. Самым важным его делом было благоустройство святогробского братства в материальном отношении, а также водворение здесь внутреннего мира и порядка.

После кончины блаженнейшего патриарха Герасима в феврале 1897 года, на патриаршую кафедру был избран Дамиан (1897 —1931). Родился он на острове Самос, где вступил в число святогробской братии. Позже был отправлен в Россию, в качестве эпитропа Гроба Господня, и сначала (1878 – 1880) возглавлял иерусалимский Александровский монастырь в Таганроге, а затем (1881 – 1886) святогробскими имениями на Кавказе. При патриархе Никодиме он состоял патриаршим эпитропом в Константинополе, а позже был отозван в Иерусалим. При патриархе Герасиме Дамиан был избран митрополитом Филадельфийским и состоял патриаршим наместником в Вифлеемском монастыре, а после кончины Герасима, избран на кафедру св. Иакова, брата Господня.

Геннадий Большаков по книге "История Православной Церкви в XIX в. Издание А.П. Лопухина. Т.II. Православный восток. Сп-б.,1901

Православие.ru

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню