RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Россия на карте Востока

Летопись

21 ноября 1472 в Москву из Рима прибыла византийская принцесса София Палеолог

21 ноября 1884 В.Н. Хитрово писал М.П. Степанову о небрежной работе почты под началом РОПиТа

21 ноября 1897 состоялись первые палестинские чтения Новгородского отдела ИППО

Соцсети


К истории Кесарии Палестинской в ранневизантийское время

В работе рассматриваются основные события истории и археологический контекст Кесарии Палестинской – одного из крупнейших городов Палестины ранневизантийского времени.
Ключевые слова: Кесария, Палестина, Ранняя Византия.

В 31 г. до н.э. Август передал поселение Стратоновы Башни иудейскому царю Ироду, который к 10 г. до н.э. полностью перестроил его, превратив в крупный портовый город на побережье Палестины. В течение I в. большую часть жителей составляли сирийские греки. Также в городе жило много богатых евреев. Отсюда арестованного апостола Павла отправили в Рим. Кесария стала основным портом Палестины и часто упоминается в Новом Завете. После падения и разрушения Иерусалима Кесария стала крупнейшим городом Палестины, столицей провинции Палестина I, и её епископы пользовались значительным влиянием. Там состоялось несколько церковных поместных соборов.

Порт Кесарии имел одну из самых впечатляющих гаваней того времени. Она была сооружена на побережье, не имеющем изначально никаких природных гаваней, и между тем, приобрела огромное коммерческое значение: она соперничала с гаванью Клеопатры в Александрии. Городской порт был вырезан из участка побережья - это обеспечивало защиту от штормов и высоких волн. В ходе постройки был использован римский опыт создания бетонных конструкций: в заранее приготовленные на берегу полые формы засыпали камни, известь и пуццолан. При соприкосновении с водой пуццолан застывал, и вся смесь превращалась в один большой бетонный блок. Около 24000 м3 пуццолана были за-казаны Иродом в Италии (из окрестностей Поццуоли) для того, чтобы выстроить пятисотметровый южный мол и северный мол, длиной в 275 м. Созданные таким образом большие бетонные молы сами по себе явились строительной площадкой - на их поверхности также были возведены сооружения.

В северной части города находился длинный акведук, частично сохранившийся до наших дней. Третья линия акведука появилась в византийскую эпоху. Со временем, открытый участок второй линии акведука значительно просел из-за того, что был построен на болотистой почве. Чтобы возобновить доступ воды, поверх уже существующей второй линии акведука была надстроена новая, более высокая водоносная линия, а находящаяся под ней старая, просевшая линия была засыпана.

Во времена Ранней Византии город продолжил свой рост, в связи с чем, потребовалось построить дополнительную водную артерию. Новый акведук доставлял воду из источников, находившихся в 5 км к северу. Так как эти источники были расположены ниже уровня города, строителям пришлось возвести несколько плотин, в которых вода поднималась на достаточный для дальнейшей транспортировки уровень. Вода текла по вырытому в песчанике каналу, закры-тому каменным сводом на близких к берегу моря участках. В непосредственной близости к городу, канал проходил прямо под арками более древнего «высоко-го» акведука и вместе с ним пересекал городскую черту. Проконсул Флавий Флоренций завершил постройку акведука в 380-е гг.1

___________________
1 Sivan H. Palestine in Late Antiquity. Oxford - New York, 2008. Р. 311.

Город располагался приблизительно на двух уровнях – террасах: Нижний и Верхний город, но разница уровней не была принципиально велика. Это было установлено раскопками сезона 1976 г.

Статус метрополии, столицы провинции Палестина I, положение крупнейшего города Палестины, сохранение муниципальной организации, наличие высших школ, деятельность здесь крупных писателей (Ориген, Евсевий Кесарийский, Прокопий Кесарийский) делало Кесарию местом сохранения многих античных традиций.

Украшением города был великолепный Ипподром, на котором в течение всего ранневизантийского периода продолжались конские ристания и общественные игры1.

В Кесарии существовала известная школа2, где изучали греческую и латинскую литературу, риторику. Среди питомцев этой школы – Григорий Неокесарийский, Григорий Богослов3. В Кесарии при школе трудами Оригена, Памфила, Евсевия Кесарийского была создана обширная библиотека, вторая после Александрийской4, выступавшая хранителем традиций классической культуры и образа жизни населения.

В церковной жизни Востока епископ Кесарии и его кафедра занимали второе место после Антиохии5. Кроме того, в окрестностях города находилось много христианских монастырей. Вместе с тем, напряженная теологическая работа, традиции школы Оригена привели к тому, что в городе достаточно сильные позиции занимал оригенизм.

Помимо христиан и язычников, в городе проживали также этноконфессиональные группы иудеев и самаритян6. Иудеи, будучи «подвижным меньшинством», обзавелись в городе синагогами, школами и даже талмудической академией7, находившейся в северо-западном углу города. Там же находилась и агора – в Нижнем городе.

Феодор Анагност упоминает о мятеже иудеев Кесарии против христиан, после чего губернатор был смещен императрицей Пульхерией (Hist. Eccl. 336). В 555 г. во время восстания самаритян и иудеев несколько церквей Кесарии было сожжено. 

_______________—
1 Patrich J. Herod s Hippodrome/Stadium at Caesarea and the Games Conducted Therein / Ed. L.V. Rut-gers. What has Athens to Do with Jerusalem. Essays in Honor of Gideon Foerster, P. Peeters. Leuven, 2002. P. 29-68.
2 Ващева И.Ю. Образование в Кесарии Палестинской в III – первой половине VII вв. // Актуальные проблемы исторической науки и творческое наследие С.И. Архангельского. Н. Новгород, 2005. С. 72–80.
3 Schemmel F. Die Schule von Caesarea in Palästina // Philologische Wochenschrift. 45. 1925. S. 1277-1280.
4 Ващева И.Ю. Кесария Палестинская в III – первой половине VII вв. // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия История. Вып. 1(4). Н. Новгород, 2005. С. 13–25.
5 Downey G. Caesarea and the Christian Church // Studies in History of Caesarea Maritima. Missoula: Scholar Press, 1975. P. 23-42.
6 Sivan H. Palestine in Late Antiquity. Oxford - New York, 2008. Р. 304.
7 Ibid. Р. 313.

Многие из самаритян служили в администрации губернатора и пользовались, вследствие этого, определенным влиянием в городе. Поселения самаритян составляли значительную часть сельской округи Кесарии, отгораживая город от более дальней языческой сельской округи.

Главное в жизни ранневизантийской Кесарии определялось административным фактором. Статус метрополии, столицы провинции Палестина I, поло-жение крупнейшего города Палестины, сохранение муниципальной организации, а также наличие высших школ, деятельность здесь крупных писателей делало Кесарию местом сохранения античных традиций1. При этом складывавшийся ранневизантийский культурный синтез при относительной безопасности в силу присутствия провинциальной администрации делал сосуществование античных пережитков в морали и нравах населения относительно мирным.

Дворец губернатора (он же изначально Дворец Ирода, он же Преторий), театр и ипподром были мощными топографическими доминантами города, вокруг которых концентрировалось население, связанное с провинциальной администрацией, властью, а также античными традициями. Здесь же располагался и жилые кварталы имперских чиновников, термы с великолепными мозаиками. Язычники проживали в городе еще в VI веке (Anec. 11, 31-32).

В последние десятилетия Кесария стала объектом активных археологических исследований, которые начали проливать свет на ранневизантийский период истории его жителей, хотя ныне лишь 15% территории городища находится внутри позднеантичных стен и доступно для раскопок2.

Близ ворот крестоносцев открыт дом (insula) с залом приемов и греко-язычными иудейскими надписями V в., из которых следует, что помещение ис-пользовалось одно время как судебная палата, а также с цветочными мозаиками. В одной из надписей упоминается строительная активность одного из губернаторов – проконсула Андрея Филоктиста (2 пол. VI в.)3. Рядом раскопано помещение, интерпретируемое как архив (табулярий). Рядом находились помещения чиновников. Дом выходил на главную улицу (decumanus). Тут же находились бассейн с мозаикой и термы с гипокаустом IV в.

Во 2-й четверти V в. здесь в ходе христианизации был разрушен основной языческий храм города – храм богини Ромы и Августа, но в течение нескольких лет он был восстановлен и окончательно погиб в пламени лишь в конце V в. Это было установлено раскопками в полевом сезоне 2002 г.4 Около 500 г. здесь воз-водится крупная христианская октагональная церковь со стенами из великолепного камня, с мраморными коринфскими капителями. Процесс смены главного храма города христианским в процессе христианизации в Кесарии был более мирным, чем в Газе при сокрушении культа Марны. Причина, видимо, в том,

_____________________
1 См.: Levine I.L. Caesarea under Roman Rule. Leiden, 1975.
2 Sivan H. Palestine in Late Antiquity. Oxford - New York, 2008. Р. 311.
3 Holum K.G. Andreas Philoktistes, A Proconsul of Byzantine Palestine // Israel Exploration Journal. 36. 1986. Р. 61-64.
4 Sivan H. Palestine in Late Antiquity. Oxford - New York, 2008. Р. 307.

что Марна был восточным божеством, а главный храм богини Ромы в Кесарии пользовался поддержкой провинциальной имперской администрации.

В городе процветало общественное строительство, финансируемое по-прежнему муниципальной знатью. Так, из надписи 2-й пол. VI в. известен Флавий Стратегий, обновивший стены и монументальные сооружения города1.

Относительно ранневизантийского периода с IV по 1-ю треть VII вв. в Кесарии известно по письменным источникам о существовании не менее десяти христианских святых мест и церквей2. Археологически найдено и идентифицировано только два.

Пока не изученной археологически остается известная по письменным источникам гавань Кесарии – Себастос. Около 500 г. знаменитый ритор и философ Прокопий Газский побывал в этой гавани и упомянул ее в «Панегирике императору Анастасию» (PG 87c. 2817, 19). В одном из мест он рисует картину оживленной суеты в порту, где множество кораблей доставляют городу все самое необходимое (а процветает все это, благодаря, конечно, императору Анастасию)3.

В VI в. жизнь в городе была не очень спокойной. Хорикий Газский в Панегирике Маркиану сообщает о пожаре на агоре Кесарии, когда на ней находилось множество людей (III, 39-43).

Прокопий Кесарийский пишет о том, что в городе в его время было немало крипто-христиан, новообращенных из язычников, а частично – из иудеев и самаритян (Anec. 11, 32), которые лишь по имени были христианами, но еще помнили свой закон, который они исповедовали до обращения.

Кеннет Холум предложил свой вариант сосуществования идентичностей как этноконфессиональных групп, так и личностей позднеантичного города на примере Кесарии Палестинской4. В целом, процесс христианизации муниципальной знати здесь был длительным и охватывает V-VI вв. Перелом происходит тогда, когда к обращению в христианство склоняются члены булэ – городского Совета, они же крупные земельные собственники. После этого христианское сообщество становится маркером правильного поведения горожан, хороших манер и образа добрых граждан.

Иудейское сообщество всегда насчитывало несколько тысяч жителей Ке-сарии. Иудеи были преимущественно торговцами и актерами пантомим в театре, а за городом вели сельское хозяйство5. Иудеи придерживались календарей и праздников как официальных язычников, так и христиан. Иудеи так же регуляр-

_____________
1 Ibid. Р. 310.
2 Holum K.G. The End of Classical Urbanism at Caesarea Maritima // Studia Pompeiana and Classica in Honour of W.F. Jashemsky. New Rochell: Karatzas, 1989. P. 92-100.
3 См.: Raban A. The History of Caesarea’s Harbors // Qadmoniot. 37. 2004. P. 20-21; Sivan H. Palestine in Late Antiquity. Oxford - New York, 2008. Р. 312-313.
4 Holum K. Identity and the Late Antique City: The Case of Caesarea // Religious and Ethnic Communities in Later Roman Palestine. Bethesda, 1998. P. 157-177.
5 Archer L.J. The Role of Jewish Women in the Religion, Ritual and Cult of Graeco-Roman Palestine // Images of Women in Antiquity / Ed. Averil Cameron, Amélie Kuhrt. L., 1983. P. 73-287.

но посещали все публичные места – ипподром, амфитеатр и др. – как и язычники, и христиане1.

Самаритяне занимали лишь низшие должности провинциальной администрации в Кесарии. Один самаритянин по имени Фаустин, уроженец Палестины, стал проконсулом Кесарии после 536 г., но при этом приняв христианство. Самаритяне-«бандиты» довольно часто нападали на христианских паломников.

В 541-542 гг. Кесарию охватила эпидемия чумы, принесшая городу значительный ущерб. В 640 г. город был захвачен арабами-мусульманами, что положило предел его ранневизантийской истории.

______________
1 Holum K. Identity and the Late Antique City: The Case of Caesarea // Religious and Ethnic Communities in Later Roman Palestine. Bethesda, 1998. P. 168.

TO HISTORY OF CAESAREA IN PALESTINE IN THE EARLY BYZANTINE TIME
N.N. Bolgov, A.M. Bolgova, Yu.N. Agarkova
The paper discusses the main events of history and archaeological context-sky Caesarea in Pales-tine - one of the largest cities in Palestine early Byzantine times.
Keywords: Caesarea, Palestine, Early Byzantium.

Н.Н. Болгов, А.М. Болгова, Ю.Н. Агаркова

Кондаковские чтения IV: античность – Византия – Древняя Русь. – Белгород, 2013. –С.78-83

Тэги: Византия, Святая Земля, археология, Палестина

Ещё по теме:

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню