Коллекции Императорского Православного Палестинского общества в собрании Государственного музея истории религии*
Темой статьи является описание коллекций Императорского Православного палестинского общества в собрании Государственного Музея истории религии АН СССР. Коллекции этого общества были переданы Российским Палестинским обществом (это общество выступило правопреемником Императорского Православного общества) в музей в 30-е-50-е годы XX в. Фотографическая коллекция содержит богатый материал для исследования истории паломничества на христианском Востоке в конце XIX в. Библиотека Императорского православного палестинского общества, также входящая в состав коллекции, представляет для исследователей особый интерес. Она представляет собой многопрофильное информационного пространство, сформировавшееся в последней четверти XIX начале XX вв., в котором проявилось тесное взаимодействия различных наук: географии, истории, филологии, искусствознания, экономики, церковных дисциплин. В статье ставится вопрос о необходимости введения в научный оборот этих коллекций Императорского Православного Палестинского общества из собрания Государственного музея истории религии.
Ключевые слова: Императорское Палестинское Православное общество, пале-стиноведение, европейская культура, музееведение.
Православное палестинское общество, возникло в 1882 году, и позже получившее статус «Императорского», после революции было переименовано в Российское Палестинское общество при Академии наук, историческое название «Императорское Православное Палестинское общество» (ИППО) ему было возвращено в 1992 году. За недолгий период своего существования до революции 1917 года, ИППО сумело сформировать обширные коллекции, среди которых выделяются библиотека Императорского Православного Палестинского общества и архив фотодокументов, содержащий множество фотоматериалов. Значительная часть этих коллекций хранится в фондах Государственного музея истории религии.
Музей истории религии был открыт как научно-исследовательский музей Академии Наук СССР в 1932 году и до 2001 года располагался в здании Казанского собора в Санкт-Петербурге (Ленинграде). В основу коллекций МИР были положены экспонаты из собраний Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), Государственного Эрмитажа, Библиотеки Академии Наук и Русского музея. В 1946 г. Музею были переданы все коллекции Центрального Антирелигиозного музея (Москва), в дальнейшем фонды музея пополнялись за счет даров, закупок и собирательских экспедиций. В ноябре 1961 г. музей был выведен из системы Академии наук и перешел в ведение Министерства культуры Российской Федерации. С 2001 г. экспозиция и собрание Музея располагаются в новом помещении (Почтамтская ул.,14/5) [4]. В собрании Государственного музея истории религии одной из самых интересных и востребованных в научном и выставочном отношении является коллекция предметов, связанных с такой страницей в истории русского православия как паломничество в Святую Землю во второй половине XIX — начале ХХ в. Эта коллекция представлена фотографиями, паломническими сувенирами, книгами, произведениями русских художников и графиков. Фотографии и книги выделены в самостоятельные коллекции в рамках фонда «Фототека» и Научной библиотеки Музея. Это объясняется тем фактом, что в прошлом эти коллекции принадлежали Императорскому Православному Палестинскому обществу и вошли в музейное собрание в уже систематизированном виде. Уникальная коллекция фотографий, сделанных в странах Ближнего Востока в период с 1860-е — 1917 гг., поступила в Музей истории религии в 1939 г. на основании постановления Президиума АН СССР от 17 января. В Акте передачи, составленном 5 июня 1939 г. ученым секретарем Рукописного отдела Института Востоковедения Академии Наук А. М. Мигуновым и заведующим отделом фондов Музея истории религии АН СССР К. Ф. Воронцовым, указывалось, что на основании постановления Президиума АН СССР и распоряжения директора Института Востоковедения АН СССР академика Баранникова, в Музей истории религии в числе абиссинских икон (4 ед.), буддистских икон (648 ед.) и культовых предметов (82 ед.) были переданы материалы бывшего Палестинского общества и папка с фотографиями археологических памятников по христианству в Малой Азии (Малая Азия, Никея, Никомедия, Хиос).
Известно, что сперва Русская Духовная Миссия в Иерусалиме, а потом и основатели Императорского Православного Палестинского Общества уделяли искусству фотографии особое внимание и рассматривали фотографию не только как новейший инструмент научного освоения исторического наследия Святой Земли, но и как способ зафиксировать в развитии ее стремительно меняющийся на рубеже XIX-XX вв. облик, успехи ширящейся русской миссионерской деятельности, процесс строительства новых подворий, храмов, домов для паломников. Фотография так же служила целям популяризации тех мест, которые были связанны с евангельской историей Иисуса Христа. Известно, что фотографией увлекался и руководитель Русской Духовной Миссии с 1865 по 1894 гг. архимандрит Антонин (А. И. Капустин). Массив накопленного фотоматериала был таков, что уже в 1892 г. в Петербурге и в Москве прошла большая выставка, а в 1894 и 1900 годах В. Д. Юшмановым были подготовлены и опубликованы каталоги фотографических собраний ИППО, в которые вошло более 4500 снимков, датируемых 1858-1900 гг. [9]. Сегодня фотоколлекция ИППО в собрании Музея насчитывает около 7000 отпечатков, а также несколько сотен негативов на стекле. Наибольший интерес представляют фотографии выполненные такими русскими фотографами как А. Яныш, о. Тимон, И. Ф. Барщевский, А. И. Якубович, Н. М. Аничков и другие. Особую группу составляют снимки, отпечатанные на пользующейся популярностью на Ближнем Востоке в 60-80-е гг. XIX в. фотостудии Феликса Бонфиса.
С деятельностью Императорского Православного Палестинского Общества связан и такой уникальный предмет из собрания Музея как рельефная карта Палестины, выполненная Джоржем Армстронгом в 1903 г. Будучи военным инженером и помощником секретаря одной из крупнейших пале-стиноведческих организаций — Фонда исследования Палестины в Лондоне, он на протяжении многих лет принимал участие в работе по детальному описанию ландшафта этой страны и исходил ее в прямом смысле слова вдоль и поперек. На основании собственноручных измерений за семь лет кропотливой работы ему удалось изготовить не имеющую на начало ХХ века аналогов карту-макет, выполненную в технике высокого рельефа из папье-маше в масштабе 1 дюйм: 1 миля [11, р. 92]. Карта представляла Западную Палестину от Баальбека на севере до Кадеш-Барнеа на юге и территории к востоку от Иордана. Рельеф поверхности Палестины был передан на карте с поразительной точностью, на ней были отмечены все горы, возвышенности, равнины и долины. Права на ее тиражирование закрепил за собой Фонд исследования Палестины. Он же наладил ее массовый выпуск для нужд библиотек и воскресных школ. Карта изготавливались из тонированного гипса в деревянной раме двух типов — полностью или частично раскрашенные (без указания географических названий). Это была первая и единственная для своего времени карта Святой Земли, демонстрирующая ее географию со столь высокой степенью точности, что сразу же обеспечило интерес к ней многих зарубежных научных организаций и учреждений. Императорское Православное Палестинское Общество, которое ставило своей целью не только оказание всемерной помощи русским паломникам, но и поддержание научных интересов России в Палестине, а также распространение в народе сведений о Святой Земле, не было исключением.
Не менее ценную, чем фототека, часть музейной коллекции составляет так называемая библиотека Императорского Православного Палестинского Общества. Её судьба во многих аспектах остается не выясненной. До сих пор не удается определить ее первоначальную численность. Согласно данным приведенным С. Е. Клещук, в 1927 г. она насчитывала более 30000 единиц хранения [8, с. 63], по данным исследователей А. Крылова и Н. Сорокиной «ИППО обладало коллекцией редчайших книг и рукописей, которая насчитывала 20 тыс. наименований» [2, с. 25]. Выпущенный в 1907 г. [6] и дополненный в 1913 г. [7] систематический каталог библиотеки Императорского Православного Палестинского Общества не дает исчерпывающего представления о ее первоначальной численности, т. к. библиотека продолжала пополняться и после публикации каталога. О масштабах собрания говорит тот факт, что русская периодика составляла 268 названия — 13 652 тома, а иностранная периодика 119 названий, и составляла 1360 томов.
До 1917 г. библиотека находилась в Петербурге, однако в 1920-е гг. после реорганизации общества книжное собрание стало дробиться и после неоднократных передачи из одного ведомства в другое благодаря усилиям В. Д. Бонч-Бруевича как директора Музея истории религии в Ленинграде частично оказалось в составе фондов Научной библиотеки ГМИР, где и хранится по сей день в количестве немногим более 10000 единиц хранения. Другая часть библиотеки попала в Институт востоковедения, откуда в 1982 г. Академия наук передала 8626 книг со штампом ИППО (в том числе каталоги и инвентарные книги) Московской патриархии. Дальнейшая судьба этих книг неизвестна. Церковь претендовала на все библиотечное собрание еще в пятидесятые годы прошлого века (притом, что библиотека никогда не была собственностью синодальных структур, и по большей части состояла из личных книг основателя ИППО В. Н. Хитрово). Из переписки директора МИР АН СССР В. Д. Бонч-Бруевича с заместителем директора по научной работе М. И. Шахновичем, мы знаем, что на библиотечное собрание претендовал Московский Патриархат, и Бонч-Бруевич отмечал, что Патриархат «хочет захватить эти книги для своей библиотеки в Троице-Сергиевой Лавре. Конечно, этого претендента, по нашей Конституции, не следует поддерживать. Я, конечно, изъявил полное желание, чтобы эти книги из библиотеки Палестинского общества были доставлены в Музей истории религии, они принадлежат Академии наук, находятся на хранении в Библиотеке Академии наук. На днях я напишу письмо академику А. В. Топчиеву по этому поводу, а также в Иностранный отдел. Академия наук СССР со своей стороны возбудит ходатайство по этому поводу перед Президиумом» [1]. Проект Бонч-Бруевича оказался удачным, ведь до 1962 г. Музей истории религии входил в систему академических учреждений, и именно поэтому, после того, как библиотека ИППО была зарегистрирована в Библиотеке Академии наук, филиалами которой являлись все библиотеки академических учреждений, состоялась передача библиотеки МИРу. Согласие на это было получено от Совета Российского палестинского общества при АН СССР, после революции 1917 г. ставшего правопреемником ИППО.
Её особое положение в составе библиотеки ГМИР определяется тем фактом, что это книжное собрание поступило как самостоятельная коллекция, то есть имеет свои шифры, собственную систематизацию, инвентари и каталоги: алфавитный и систематический. Все книги и брошюры имеют характерные переплеты с красными корешками, экслибрисы и наклейки с изображением эмблемы Императорского Православного Палестинского Общества.
Одной из жемчужин этого чрезвычайно разнообразного по тематике книжного собрания является дневник архимандрита Антонина, который не только на протяжении многих лет возглавлял Русскую Духовную Миссию в Иерусалиме, но и зарекомендовал себя как собиратель и исследователь, автор многочисленных научных статей и книг по библейской археологии и истории Ближнего Востока. Дневник архимандрита Антонина уже становился предметом изучения и ему посвящено несколько публикаций [8; 9]. Отметим лишь уникальность того экземпляра дневника, который хранится в ГМИР. Известно, что после того как по распоряжению обер-прокурора Святейшего Синода К. П. Победоносцева в связи со смертью архимандрита Антонина в 1894 г. рукописный дневник был доставлен в Санкт-Петербург, по указанию секретаря ИППО В. Н. Хитрово были выполнены копии с него. Все копии были оформлены одинаковым образом, т. е. переплетены и снабжены именными указателями, на корешке тиснение золотом: «Дневник архимандрита Антонина. 1880 г.», в левом верхнем углу на лицевой стороне переплета находится наклейка с указанием шифра библиотеки ИППО, внутри экслибрис ИППО. Как отмечали в своих работах М. А. Салмина и Н. Н. Лисовой в настоящий момент копийный вариант дневника разрознен и хранится в различных библиотеках, но подавляющее большинство томов находится в ГМИР. Это тома за 1817-1835, 1836-1840, 1841-1845, 1846-1850, 1851-1855, 1856-1860, 1861-1865, 1867, 1874, 1875, 1876, 1877, 1878, 1880, 1882, 1883, 1884, 1885, 1886, 1887, 1888, 1889, 1890, 1891, 1892, 1893-1894 года. Особую значимость данному собранию придет тот факт, что в оригинальном рукописном экземпляре, ныне хранящемся в РГИА, не сохранился том за 1883-1886 г. и восстановить его содержание представляется возможным только по имеющейся в Научной библиотеке ГМИР копии.
Не меньший интерес с точки зрения истории ИППО в дореволюционной России представляют хранящиеся в научной библиотеке ГМИР отчеты о деятельности региональных отделений ИППО за период с 1893 по 1916 гг. В дореволюционной России они действовали в 52 епархиях и преследовали своей главной целью сбор средств на нужды русской миссии в Палестине. Первое из них открылось в 1893 г. в Якутии. Отчёты выпускались на средства региональных отделений и отражали не только динамику роста количества отделений, членства в них и их социальный состав, но и все разнообразие направлений деятельности ИППО и его отделений: от проведения «народных чтений», закупки туманных картинок и устройств для их проецирования, раздачи бесплатных брошюр и листков с видами Палестины до «увеличения материальных средств Общества через прием единовременных пожертвований» и организации ежегодных сборов средств по квитанционным листкам, сборным листам и в кружки. В коллекции представлены отчеты Ярославского отдела ИППО с 1894 по 1915 гг., Якутского отдела ИППО с 1893 по 1903/1904 гг., Черниговского отдела ИППО с 1896 по 1910 гг., Харьковского отдела ИППО с 1905 по 1915 гг., Тульского отдела ИППО за 1896 г., Тверского отдела ИППО с 1896 по 1904 гг., Тамбовского отдела ИППО с 1902 по 1913 гг., Таврического отдела ИППО с 1900 по 1904 гг., Ставропольского отдела ИППО с 1904 по 1913 гг., Смоленского отдела ИППО с 1897 по 1907 гг., Симбирского отдела ИППО с 1901 по 1906 гг., Самарского отдела ИППО за 1914 и 1915 гг., Рязанского отдела ИППО с 1895 по 1907 гг., Псковского отдела ИППО за 1897/98 и 1904/1905 гг., Полтавского отдела ИППО с 1898 по 1906/1907 гг., Подольского отдела ИППО за 1889/1899 по 1902/1903 гг., Пермского отдела ИППО с 1899/1900 по 1906/1907 гг., Орловского отдела ИППО с 1899/1900 по 1915 гг., Оренбургского отдела ИППО с 1899/1900 по 1910/1911 гг., Олонецкого отдела ИППО с 1901/1902 по 1910/1911 гг., Одесского отдела ИППО с 1895/1896 по 1915 гг., Новгородского отдела ИППО с 1989/1899 по 1915 гг., Курского отдела ИППО с 1901/02 по 1916 гг., Костромского отдела ИППО с 1899/1900 по 1914 гг., Киевского отдела ИППО с 1906/1907 по 1914 гг., Кишиневского отдела ИППО с 1897 по 1916 гг., Калужского отдела ИППО с 1894 по 1899/1900 гг., Казанского отдела ИППО за 1904/1905 и 1906/07 гг., Енисейского отдела ИППО с 1901/1902 по 1904/1905 гг., Екатеринославско-го отдела ИППО с 1897 по 1909/1910 гг., Екатеринбургского отдела ИППО с 1895/1896 по 1910/1911 гг., Донского отдела ИППО с 1897 по 1904/1906 гг., Вятского отела ИППО с 1894 по 1912/1913 гг., Воронежского отдела ИППО с 1898 по 1911/1912 гг., Волынского отдела ИППО с 1894/1895 по 1907/08 гг., Волгоградского отдела ИППО с 1896/1897 по 1915 гг., Владимирского отдела ИППО с 1895/1896 по 1913 гг., Витебского отдела ИППО за 1902/1903 г., Благовещенского отдела ИППО с 1901/1902 по 1904/1905 гг., Астраханского отдела ИППО с 1896/1897 по 1903/1904 гг., Архангельского отдела ИППО с 1898/1899 по 1914 гг.
Коллекции ИППО из собрания Государственного музея истории религии еще ждут своих исследователей, занимающихся изучением интеллектуальной истории и истории религии, а также комплексом вопросов, связанных с историей церковно-государственных отношений в России.
Приложение
Личный архив М. И. Шахновича
Письмо от заместителя директора Музея истории религии АН СССР М. И. Шахновича В. Д. Бонч-Бруевичу (копия) 12 ноября 1952 № 525-1а-21
Директору Музея истории религии Академии наук СССР д. и. н. В. Д. Бонч-Бруевичу
В мыслях все мы видим гигантскую библиотеку по истории религии, превосходно оборудованную. А в реальности, у нас нет ни одного стеллажа. Помещение для библиотеки не оборудовано, никуда ничего нельзя привозить, ибо ставить некуда. Пожарная охрана еженедельно устраивает С. М. Козенко истерику по поводу того, что он хранит книги в помещениях не приспособленных для этого. Есть акты, которые угрожают по линии пожарной охраны различными штрафами. В случае, если случится пожар, то за это Козенко может поплатиться огромными бедами. То, что мы уже сейчас допустили, заведя иностранную библиотеку в помещении чердака, которое завалили этими книгами, является преступлением, но в 1948 году, когда это ценнейшее собрание хотели уничтожить, мы с Козенко спасли эти книги и взяли их на чердак, а иначе бы их в БАН увезли на перемол, а теперь мы имеем бесконечные претензии со стороны пожарной охраны о том, что их надо убрать. Мы имеем возможность принимать очень много книг и очень много библиотек, но когда будут эти помещения приспособлены для данной цели... Конечно, библиотеку Палестинского общества и т. п. упускать нельзя.
Литература
1. Клещук С. Е. Как разоряли библиотеку: из истории современности // Научные и технические библиотеки. Ежемесячный сборник / ГПНТБ России, 1992 — № 8. — С. 62-65.
2. Крылов А., Сорокина Н. Императорское Православное Палестинское Общество и отечественное востоковедение — М.: МГИМО-Университет. 2007.)
3. Лисовой Н. Н., Бутова Р. Б. Архимандрит Антонин и его дневник // Дневник. Год 1881. — М.: Индрик. 2011.
4. Письмо В. Д. Бонч-Бруевича М. И. Шахновичу. Ноябрь 1952. Личный архив проф. М. И. Шахновича.
5. Салмина М. А. Дневник архимандрита Антонина (Капустина) // Труды отдела древнерусской литературы. Т. 27. — Л.: 1972. — С. 420-430.
6. Систематический каталог библиотеки Императорского Палестинского Православного общества. Т. 1-2 — СПб., типография В. Ф. Киршбаума, 1907.
7. Систематический каталог библиотеки Императорского Палестинского Православного общества. Дополнение к Т. 1-2. — СПб., 1913.
8. Шахнович М. М., Чумакова Т. В. Музей истории религии Академии Наук СССР и российское религиоведение (1932-1961). — СПб.: Наука, 2014.
9. Юшманов В. Д. Собрание фотографических снимков, принадлежащих Императорскому Православному палестинскому обществу. — СПб: типография Майкова, 1900.
10. Notes and news // Palestine Exploration Fund. Quarterly Statement. 1894. Интернет ресурс http://en.wikisource.Org/wiki/Page:Palestine_Exploration_Fund_-_Quarterly_ Statement_for_1894.djvu/116 Дата обращения: 15 июня 2014 г.
* Статья подготовлена при поддержке гранта РГНФ «Библиотека
Императорского Православного Палестинского общества» в составе книжного
собрания научной библиотеки Государственного музея истории религии» №
14-63-01001.
E.
A. Teryukova, T. V. Chumakova, M. M. Shakhnovich Imperial Orthodox
Palestine Society Gatherings in the Collection of the State Museum of
the History of Religion.
The topic of the article is to describe
the gatherings of the Imperial Orthodox Palestine Society in the
collection of the State Museum of the History of Religion. Gatherings of
this Society were transferred by the Russian Palestinian Society (which
was the legal successor of the Imperial Orthodox Society) to the museum
in the 1930-1950-ies. It contains photo assemblage, which is a rich
material for the studies in the history of the pilgrimage to the
Christian East in the late 19-th century. The Library of the Imperial
Orthodox Palestinian Society, which is a part of the gatherings, is of
particular interest for the scholars. Exhibiting the close interaction
between different fields of knowledge: geography, history, philology,
art history, economics, and church discipline, it is a multi-profile
informational space formed in the last quarter of the 19 — early 20-ieth
centuries. The article argues the necessity of using these collections
in research.
Keywords: Imperial Orthodox Palestinian Society, Holy Land Studies, European Culture, Museum Studies.