RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Россия на карте Востока

Летопись

21 ноября 1472 в Москву из Рима прибыла византийская принцесса София Палеолог

21 ноября 1884 В.Н. Хитрово писал М.П. Степанову о небрежной работе почты под началом РОПиТа

21 ноября 1897 состоялись первые палестинские чтения Новгородского отдела ИППО

Соцсети


Поездка Х.М. Лопарева на Афон в 1896 году*

Аннотация. В статье приводится описание поездки известного ученого — византиниста, уроженца с. Самарово (ныне г. Ханты-Мансийск) Хрисанфа Мефодьевича Лопарева (1862—1918) на Афон в 1896 году. Отмечается ее значение для сбора и публикации материалов по истории Византии, в первую очередь житийной литературы.
Ключевые слова: Х. М. Лопарев; византология; путешествия; Афон; жития святых.

Жизнь Хрисанфа Мефодьевича Лопарева не была наполнена яркими, запоминающимися событиями с точки зрения простого обывателя. Важными вехами для известного византиниста являлись сделанные им открытия в библиотеках и книгохранилищах. Поиску, собиранию и последующему изучению памятников книжности была посвящена значительная часть его времени.

Для достижения данной цели, помимо поездок по России, Х. М. Лопарев выезжал за рубеж. Пребывание за границей было в его планах, о чем свидетельствуют фрагмент переписки с невестой Ю. М. Поповой, относящийся к лету 1888 г.: «Если бы я выдержал экзамен, то быть может, я устроился бы помощником секретаря в Константинополе, где и стал бы жить; дело в том, что правительство имеет в виду учредить в столице Турецкой империи русский институт для разработки византийской и югославянской истории. Быть может, по выдержании экзамена меня командировали бы за границу — на Средиземное море, в Грецию, Италию, Испанию, Францию или куда-нибудь еще. Вот, милая моя Юля, в каком виде представляется мой дальнейший путь в жизни» («Искренне делюсь» 2011: 144).

Намерению Хрисанфа Мефодьевича суждено было сбыться только отчасти. Как известно, ему не удалось отправиться в Европу в качестве сотрудника одного из зарубежных представительств российских государственных или научных учреждений. Однако Х. М. Лопарев побывал на Афоне и в Италии в кратких научных командировках с целью сбора источникового материала по истории Византии.


Маршрут поездки Х. М. Лопарева по Афону в 1896 г.

Путешествие на Афон описано самим Хрисанфом Мефодьевичем (Лопарев 1897а). Целью поездки являлось выявление и копирование рукописей в библиотеках Афонских монастырей, на что были выделены деньги Императорским Православным Палестинским обществом. В первую очередь им намечалось копирование греческих «слов» на перенесение Ризы и Пояса Богородицы из Палестины в Константинополь, списков «Мучения св. Модеста, архиепископа Иерусалимского», жития св. Евдокима праведного, писем патриарха Константинопольского Фотия I. Для выезда Х. М. Лопареву требовалось получить разрешение от своего непосредственного начальника — директора Императорской публичной библиотеки. В личном деле ученого сохранилось соответствующее прошение: «Желая воспользоваться вакационным временем для поездки с научной целью за границу, в особенности на Афон, имею честь покорнейше просить Ваше Высокопревосходительство об исходатайствовании мне двухмесячного отпуска, с 1-го мая до 1-го июня сего 1896 года» (Отдел архивных документов Российской национальной библиотеки. Ф. 1. Оп. 1. 1896. Д. 86. Л. 11).

Маршрут пролегал через Одессу, далее на пароходе — в Константинополь, куда Х. М. Лопарев прибыл 6 мая 1896 г. Здесь ученый помимо осмотра достопримечательностей и религиозных святынь (Влахернский храм с Ризой Богоматери, крепостная стена и др.) занимался изучением рукописей в библиотеке Иерусалимского подворья.

12 мая он отправился на турецком пароходе на Афон в Русский Пантелеймоновский монастырь. Здесь Х. М. Лопарев прожил неделю, дожидаясь грамоты от Вселенского патриарха, с помощью которой надеялся получить доступ к книгохранилищам греческих монастырей. На основе грамоты Протат — центральный исполнительный соборный орган управления Афоном, располагавшийся в Карее, — выдал Х. М. Лопареву рекомендательное письмо ко всем 20 афонским монастырям. Ученый далее работал в самом административном центре Афона, располагавшемся рядом Русском Андреевском скиту, в Ватопеде, Иверском монастыре, монастыре Каракалл. Затем по морю он добрался до Лавры св. Афанасия, через горы — в скит св. Анны, монастыри — св. Павла, Дионисия, св. Григория, а оттуда морем вернулся в Русский Пантелеймоновский монастырь.

О встречавшихся сложностях, возникавших из-за ограниченного доступа к рукописям, хранившимися в монастырских библиотеках, свидетельствовал сам Х. М. Лопарев: «Иноки очевидно не знают самой простой вещи из мирской жизни, что путешественнику дорого время, что он торопится, спешит, что он на пространстве двух-трех дней желает охватить возможно больший круг намеченных памятников, а на пространстве двух-трех недель перечитать целые массы сочинений в разных монастырях. Все мечты туриста разбиваются в прах перед словом Υπόμόνή [терпение (греч.). — О.Ц., В.Ц.]. Вы приехали в монастырь утром и хотели бы воспользоваться днем для своих занятий, — не тут-то было: «отдохните от дороги», говорят вам; вы желали бы после обеда сесть за рукописи, — напрасно: здесь после обеда все ложатся спать, предлагают соснуть и вам; вы обращаетесь с просьбою после дневного сна братии, — вам отвечают, что библиотекарь или игумен отправился по делам до вечера и взял с собою ключи от библиотеки» (Лопарев 1897а: 2).

Однако имели место и другие случаи, когда двери монастырских библиотек гостеприимно распахивались для гостя из далекой России: «О Каракалле я вынес благодарное воспоминание... библиотекарь о. Папа Герман с полнейшею готовностью дал мне в келью нужные для меня рукописи» (Лопарев 1897а: 8).

Особую роль сыграла помощь, оказанная сибирскому ученому со стороны сербского епископа Димитрия (Павловича)1, прибывшего на Афон для передачи Ватопедскому архимандриту ордена. Х. М. Лопарев отмечал его «отеческое содействие» и выражал «глубочайшую благодарность» за получение доступа к уникальным рукописям афонских монастырей (Лопарев 1897а: 6).

Х. М. Лопареву удалось собрать богатый «урожай» ценных агиографических памятников и др. средневековых византийских источников: письма патриарха Фотия, жития Кирилла Филеота, Филарета Милостивого, Михаила Малеина, Андрея Критского; Лазаря Галисийского; Модеста, патриарха Иерусалимского; «слова» Евфимия Зигавина и патриарха Германа о Поясе Богоматери и мн. др.

Полученные материалы были позднее обработаны, частично изданы, а также легли в основу сочинений Х. М. Лопарева (включая его магистерскую диссертацию), переданы другим исследователям (например, А. И. Пападопуло-Керамевсу2).

Значительная часть его работ была опубликована в «Византийском временнике». В частности, уже в следующем году предварительные итоги поиска, копирования, анализа житийной литературы, хранившейся в библиотеках Афона, были освещены в одной из его статей (Лопарев 1897b). Позднее им издается на греческом языке, снабжается характеристикой и научным комментарием обнаруженный во время поездки на Афон в лавре св. Афанасия текст диспута между императором Мануилом Комнином и патриархом Михаилом Анхиалом по вопросу об унии с Римом (Лопарев 1907). Одним из важнейших итогов научной деятельности сибирского ученого стало сочинение «Византийские жития святых VIII—IX веков», в которых нашли отражение, в том числе, и результаты его заграничных командировок.

Необходимо указать и на то, что Х. М. Лопарев считал необходимым поклониться христианским святыням: «В храме среди множества святынь [во Влахернском монастыре на Афоне] я с особенным благоговением преклонился перед кивотом, в котором хранится Пояс Божией Матери, прославленный еще в VIII веке…» (Лопарев 1897а: 6), что свидетельствует о его искренних религиозных чувствах.

18 июня Х. М. Лопарев возвратился в Константинополь, где встретился с профессором А. А. Дмитриевским3 и затем продолжил научную работу на Иерусалимском подворье. Здесь он изучал Иерусалимско-Синайский «путник» (путеводитель) XVI—XVII вв., греческий перевод народного русского сказания о начале Москвы и смерти князя Даниила Александровича.

Знакомство с известным ученым, преподавателем Киевской духовной академии Алексеем Афанасьевичем Дмитриевским, а также членами его семьи в дальнейшем нашло продолжение. Спустя несколько лет именно Х. М. Лопарев обратился к нему с предложением опубликовать ряд материалов на страницах «Сообщений Императорского Православного Палестинского Общества». Предложение было принято и положило начало многолетнему сотрудничеству А. А. Дмитриевского с данной общественно-религиозной организацией. 26 июня 1902 г. Хрисанф Мефодьевич вернулся в Одессу.

Таким образом, поездка Х. М. Лопарева на Афон, несмотря на ее относительную кратковременность, была наполнена напряженной работой. Результатами становятся научные статьи, издания исторических памятников, отчеты. Сам Хрисанф Мефодьевич с большой теплотой писал о людях, с которыми ему пришлось встретиться и познакомиться: «Я полюбил греческое монашество, я полюбил греческую нацию, я стал эллинофилом» (Лопарев 1897а: 12). Ученый был одним из первых югорчан, прикоснувшихся к святыням Афона, сохраненным насельниками этого автономного монашеского государства.

____________
Примечания

* Исследование осуществлено в рамках исполнения государственных работ в сфере научной деятельности, задание № 2014/801.
1 Димитрий (Павлович) (1846—1930) — епископ (с 1884), Патриарх Сербской Православной церкви (1920—1930).
2 Пападопуло-Керамевс Афанасий Иванович (1856—1912) — историк, палеограф. По национальности — грек. Родился в семье православного священника, эконома Эфесской епархии. С осени 1890 г. жил и работал в России.
3 Дмитриевский Алексей Афанасьевич (1856—1929) — историк, создатель школы русской исторической литургики, преподаватель Киевской духовной академии (с 1884), секретарь Императорского Православного Палестинского общества (с 1907).

Литература

«Искренне делюсь с Вами как с другом…»: из переписки Х. М. Лопарева и Ю. М. Поповой. 2011 / Ред.-сост. В. Белобородов Тюмень: Мандр и Ка.
Лопарев Хр. 1897а. Краткий отчет о поездке на Афон летом 1896 года. Санкт-Петербург.
Лопарев Хр. 1897b. Описание некоторых греческих Житий святых // Византийский временник. Т. IV. Вып. 3—4, 337—401.
Лопарев Хр. 1907. Об униатстве императора Мануила Комнина // Византийский временник. Т. XIV. Вып. 2—3, 334—357.
Отдел архивных документов Российской национальной библиотеки. 1896. Ф. 1. Оп. 1. Д. 86.
Цысь В. В., Цысь О. П. 2013. Сотрудничество Х. М. Лопарева с Императорским Православным Палестинским обществом // Вестник Сургут. гос. пед. ун-та 6 (27), 131—139.
Цысь В. В., Цысь О. П. 2014. Отделы Императорского Православного Палестинского общества в Западной Сибири в конце XIX — начале XX вв.: основные направления, содержание и результаты деятельности. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та.

V. V. Tsys’, O. P. Tsys’
Nizhnevartovsk, Russia
TRIP OF H. M. LOPAREV ON ATHOS IN 1896
Abstract. The paper describes the visit of the famous scientist — byzantinologist, born in Samarovo (presently — Khanty-Mansiysk) Chrysanth Mefodevich Loparev (1862—1918) to Athos in 1896. The authors note its importance for the collection and publication of materials on the Byzantium history, primarily hagiographic literature.
Key words: C. M. Loparev; byzantology; travel; Athos; hagiographies of saints.
About the author: Valery Tsys, Doctor of Historical Sciences, Professor at the Department of History Nizhnevartovsk State University; Olga Tsys, Associate Professor at the Department of History, Nizhnevartovsk State University.
Contact information: 628605, Tyumen region, Khanty-Mansiysk Autonomous Area — Yugra, 56 Lenina Street, tel. (3466) 273510, e-mail: roshist@mail.ru.

О. П. Цысь, В. В. Цысь
Нижневартовск, Россия 

Сведения об авторе: Цысь Валерий Валентинович, доктор исторических наук, профессор кафедры истории России ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет»; Цысь Ольга Петровна, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет».
Контактная информация: 628605, Тюменская обл., Ханты-Мансийский АО — Югра, ул. Ленина, д. 56, тел. (3466) 273510, e-mail: roshist@mail.ru. 

Цысь О. П., Цысь В. В. ПОЕЗДКА Х. М. ЛОПАРЕВА НА АФОН В 1896 ГОДУ // Православие. Наука. Образование. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та. 2016 — №1 (1) — С. 14-17.

Цысь О.П., кандидат исторических наук, доцент
Цысь В.В., доктор исторических наук, профессор

Тэги: Лопарев Х.М., Афон, востоковедение

Ещё по теме:

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню