В Эрмитаже открылась выставка о странствиях Ибн Баттуты по средневековому Востоку
8 сентября 2015 года в Зимнем дворце открылась выставка «“Подарок созерцающим”. Странствия Ибн Баттуты», организованная Государственным Эрмитажем совместно с Российской национальной библиотекой и Фондом поддержки и развития научных и культурных программ им. Ш. Марджани.
Кураторы выставки: Антон Дмитриевич Притула, заведующий сектором Византии и Ближнего Востока Отдела Востока Государственного Эрмитажа, кандидат филологических наук, член Санкт-Петербургского отделения Императорского Православного Палестинского Общества, и Анастасия Николаевна Теплякова, младший научный сотрудник и вр.и.о. главного хранителя Отдела Востокa Государственного Эрмитажа.
Выставку открыл генеральный директор Государственного Эрмитажа М.Б. Пиотровский - почетный член Императорского Православного Палестинского Общества, председатель Санкт-Петербургского отделения ИППО в присутствии генерального директора РНБ А.В. Лихоманова и руководителя Фонда Марджани Р.Р. Сулейманова.
Книга странствий Ибн Баттуты, озаглавленная «Подарок созерцающим о диковинах городов и чудесах странствий» – это некий синтез личного опыта выдающегося путешественника и расхожих представлений его современников, которым он желал угодить; многослойный и причудливый свод сведений о «диковинах и чудесах» образца XIV века. Их описание дало повод кураторам выставки представить мир предметов, которые в
первой половине XIV века мог видеть уроженец Танжера во время своих
путешествий по арабским странам.
Абу ‘Абдаллах Мухаммад ибн Мухаммад ибн ‘Абдаллах ал-Лавати ат-Танджи, известный как Ибн Баттута родился в марокканском городе Танджа (Танжер) в 1304 году. Члены его семьи традиционно выполняли обязанности кадиев (араб. кади – судья), и юноша получил классическое мусульманское образование, в которое входило изучение Корана, хадисов (высказываний пророка Мухаммада), правовой литературы, основ каллиграфии.
В возрасте двадцати одного года марокканец решил совершить паломничество в Мекку (хаджж). Он отправился второго числа месяца раджаб 725 года хиджры (13 июня 1325 года), пройдя через страны Магриба на Восток, остановился в Египте, посетив не только Каир и Александрию, но и Верхний Египет. Затем он направился в Сирию и после с сирийским караваном отбыл в Мекку.
Хотя пилигрим уже совершил первый свой первый хаджж, тяга к странствиям заставила его провести в путешествиях почти тридцать лет, в течение которых он посетил Иран, Ирак, Йемен, восточное побережье Африки, а также центральную ее часть, Малую Азию, Крым, Золотую Орду, Константинополь, Среднюю Азию, Индию, Китай, Мальдивские острова, Испанию. Таковы в общих чертах вехи странствий великого магрибинца.
В 1354 году он возвратился в Марокко, где по приказу Фесского султана Абу ‘Инана его воспоминания были записаны гранадским книжником Ибн ал-Джузайем.
В своем опусе автор уделяет большое внимание не только святыням, аскетам и ученым, но также и основным политическим деятелям эпохи, таким как египетский султан ал-Малик ан-Насир Мухаммад ибн Калаун (1285 — 1341), ордынский хан Узбек (ок. 1283 — 1341) или индийский правитель Мухаммад-шах (1325 — 1351) из династии Туглукидов. Со многими из них путешественник встречался лично, о других передает сведения, почерпнутые из различных источников. Многочисленны описания различных предметов быта, таких как еда, ткани, утварь, транспортные средства, деньги. Кроме того, странник охотно делится информацией о своей личной жизни. Как следует из его книги, в годы путешествий он многократно женился, обзаводился наложницами, и целым гаремом, например, на Мальдивах.
Ковш поясной с ручкой в виде протомы дракона.
XIII в., Улус Джучи.
Золото; выколотка, полировка, чеканка, гравировка.
«Портрет» высокопоставленной дамы.
Вторая половина XIII – XIV в. Турфанский оазис, Кочо Лесс.
Солома; клеевые краски.
Декоративное панно.
XIV–XV вв. Сирия.
Дерево; инкрустация костью.
Пиксида.
Первая половина XIV в. Сирия, Дамаск (?).
Бронза (латунь); чернь, инкрустация серебром и золотом.
Выставка, включающая около трехсот вещей, большинство которых экспонируется впервые, показывает мир эпохи Ибн Баттуты, следует его маршруту и демонстрирует различные сферы жизни, с которыми сталкивался путешественник. Кроме того, это прекрасная возможность объединить памятники искусства стран от Испании до Китая и от Поволжья до центральной Африки, показать их разнообразие и взаимосвязь в эпоху развитого средневековья.
Среди эрмитажных предметов – керамика, ткани, предметы из металла, стекла, архитектурные детали, нумизматика. На многих предметах - надписи с именами исторических личностей, упоминаемых Ибн Баттутой, который общался со знаменитостями своего времени.
Второй участник выставки, Российская национальная библиотека, предоставляет более тридцати уникальных рукописей, как мусульманских (арабских и персидских), так и христианских, иудейских. Благодаря этим экспонатам появилась возможность показать интеллектуальную жизнь и круг чтения времен путешественника, а также продемонстрировать искусство книги этой эпохи на примере шедевров, многие из которых выставляются впервые.
Фонд Марджани (Москва), третий участник выставки, представляет, наряду с предметами из металла и керамики, уникальные костюмы конца XIII - начала XIV в. Эти изделия, сохранившиеся практически целиком, иллюстрируют мир повседневности, а также воссоздают облик правящей элиты той эпохи.
К выставке подготовлен научный иллюстрированный каталог (Издательство Государственного Эрмитажа, 2015).
11.09.2015
Ещё по теме:
- В Эрмитаже состоялась международная конференция «Христианский Восток: взаимодействие с другими культурами»
- В Эрмитаже открылась выставка о забытой архитектуре Каира
- В Эрмитаже открылась выставка «Культура и искусство Ирана VIII - начала XX веков»
- В Эрмитаже обновлена экспозиция «Искусство Византии IV-XV веков»
- В Центре «Эрмитаж – Казань» открылась выставка «Путешествие Ибн Фадлана: Волжский путь от Багдада до Булгара»
- В Эрмитаж привезут из Иерусалима свитки Мертвого моря
- В Эрмитаже проходит конференция «Христианский Восток: взаимодействие с другими культурами»