В Музее русской иконы пройдут лекции, посвященные церковным тканям в византийской традиции
20 и 24 мая в Музее русской иконы кандидат искусствоведения, преподаватель Харьковской государственной академии дизайна и искусств Ю. Г. Матвеева прочитает лекции, посвященные церковным тканям в византийской традиции.
Первая лекция цикла "Завесы престола Св. Софии Константинопольской: иконография, замысел, традиция" посвящена богато и изыскано украшенным сюжетными изображениям и завесам, которые располагались над престолом Св. Софии Константинопольской. Эти ткани, подробно описанные византийским поэтом Павлом Силенциарием ок. 563 г., не сохранились. Однако их образы, описанные в поэме, передают ценную информацию о смысловом центре всей алтарной декорации Св. Софии Константинопольской. Автор ответит на вопросы о том, каков был общий идейный замысел завесы, почему в одном произведении, находившемся в самой непосредственной близости к святому престолу, могли сочетаться столь разные темы: от «Передачи Закона» до благословения Юстиниана и Феодоры, от «чудес Христовых» до зданий, возведенных Юстинианом. И, главное, как все эти сюжеты соотносились с основной символикой самой завесы престола, означавшей Тело Христово, саму Плоть Христа или покров Тела Христа.
Вторая лекция "Велум: реальный прототип и иконографический символ" посвящена
изображениям драпировок (велумам), которые являются неотъемлемой частью
византийской иконографии. Велум (франц. veloum – ткань большого размера для
накрывания помещения) – ткань, которая в иконографии условно обозначает
внутреннее помещение, в котором происходит изображаемое событие. Часто велумы
выглядят очень причудливо, будучи переброшены с одного на другое здание или
архитектурную деталь. Могли ли иметь эти ткани реальный прототип? Почему именно
изображение полотнища ткани как символа «внутреннего помещения» закрепилось в
иконографии, несмотря на то, что из западного церковного искусства этот знак
ушел очень рано и художники помещали события непосредственно в интерьер?
Задуматься о происхождении велума заставляет и необыкновенная устойчивость этого
символа в иконографии, существующей вплоть до наших дней.
Ю.Г. Матвеева около 20 лет занимается изучением церковных тканей. Уникальность ее подхода состоит в совмещении практических знаний по созданию литургических тканей и теоретических исследований древних памятников. Диссертация была посвящена византийской традиции в иконографии литургических тканей позднего средневековья. Последние десять лет основным научным интересом является эволюция литургических тканей и их иконографии в ранневизантийский период.
Начало обеих лекций в 19.00. Вход свободный.
Адрес музея: Москва, Гончарная ул., д. 3, стр. 1. Телефон: +7 (495) 221 52 83.
18.05.2016
Ещё по теме:
- В Музее русской иконы расскажут о прижизненном портрете византийской императрицы Феодоры
- В Музее русской иконы состоится лекция о значении тканей в росписи куполов ранневизантийских баптистериев
- В Москве представят книгу Юлии Матвеевой о декоративных тканях в мозаиках Равенны
- Книга Юлии Матвеевой раскрывает семантику мозаик Равенны с неожиданной стороны