В Вязьме представили книгу о князе Сергее Ширинском-Шихматове, ставшем афонским монахом
Шумило С. В. Старец Аникита: духовный путь святости. Материалы к жизнеописанию с приложением сочинений иеросхимонаха Аникиты (князя Ширинского-Шихматова). Иеросхимонах Аникита (князь С. А. Ширинский-Шихматов). Путешествие по святым местам Востока, духовная поэзия и др. Смоленск 2018 г. 276 с. мягкий переплет, обычный формат. (ISBN: 978-5-98156-814-5 / 9785981568145)
24 мая в Вяземской центральной библиотеке по благословению епископа Вяземского и Гагаринского Сергия состоялась презентация книги «Старец Аникита: духовный путь святости». Книга посвящена трудам и личности выдающегося уроженца Вяземского уезда Смоленской губернии иеросхимонаху Аниките, в миру – князю Сергею Александровичу Ширинскому-Шихматову.
Мероприятие было приурочено к 1155-летию славянской письменности и культуры. С приветствиями выступили заместитель председателя по культуре вяземского муниципалитета Светлана Борисовна Вавилова и директор библиотеки Надежда Николаевна Смыслова.
Настоятель Введенской церкви города Вязьмы протоиерей Олег Переверзев рассказал о родоначальниках славянской письменности Кирилле и Мефодии, о монашестве и святой горе Афон. Сотрудники библиотеки выступили с рассказом о русском подвижнике афонском старце, иеросхимонахе Аниките, в миру – русском князе Сергее Александровиче Ширинском-Шихматове, уроженце Вяземского уезда Смоленской губернии. Выступление сопровождалось слайд-презентацией.
В завершение мероприятия выступил главный редактор международного историко-литературного журнала «Странникъ» Константин Забелин, редактор новой книги о знаменитом земляке Смоленского края.
Книга состоит из двух частей. Первая часть содержит самый полный на сегодняшний день биографический очерк о жизни, служении и подвигах святогорского старца Аникиты, в миру князя Сергея Александровича Ширинского-Шихматова, автором очерка является директор Международного института афонского наследия Сергей Викторович Шумило. Во второй части книги помещены труды подвижника: описание путешествия иеросхимонаха Аникиты по святым местам Востока, житие Митрофана Воронежского, автором которого является отец Аникита, а также духовная поэзия будущего инока. Приводится и текст дневника старца Аникиты, в нем он с особыми словами отзывается о своей малой родине, своих родителях, родных братьях и сестрах, Святой Земле, Горе Афон и многом другом. Кроме того, в качестве приложения приводятся сведения о выходцах из Смоленской губернии, подвизавшихся на Святой Горе Афон. Книга иллюстрирована цветной фотовклейкой, в которой впервые публикуются подробные фотографии раки с честными останками старца Аникиты, а также фотографии святой горы Афон.
Издание приурочено к 1000-летию русского монашества на Афоне и посвящено памяти недавно преставившегося игумена Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрита Иеремии (Алехина, 1915–2016), который незадолго до кончины дал благословение на написание и подготовку к печати этой книги.
Благословение на издание книги преподано также епископом Вяземским и Гагаринским Сергием, поскольку на территории нынешней Вяземской епархии находится село Дерново (Смоленская область), в котором в 1783 году родился отец Аникита.
Книга будет интересна как специалистам, так и всем интересующимся церковной историей, литературой и православием.
* * *
Иеромонах Аникита, в миру князь Сергей Александрович Ширинский-Шихматов, родился в 1783 в селе Дерново Вяземского уезда Смоленской губернии, умер 7.06.1837, близ Афин, духовный и светский писатель.
В 13-летнем возрасте поступил в Морской кадетский корпус, по окончании которого в 1800 г. получил звание мичмана. До 1804 г. служил во флоте, участвовал в морских военных походах и плаваниях по Балтийскому и Северному морям.
В 1804-1827 гг. воспитатель Морского кадетского корпуса.
В 1811 г. приглашен на должность инспектора императорского Царскосельского лицея, от должности отказался. Служил сотрудником в Учебном кабинете при Коллегии адмиралтейств. С 1824 г. член Главного управления училищ.
С 1809 г. действительный член имп. Академии наук. С 1811 г. член общества «Беседа любителей русского слова». В течение многих лет участвовал в работе Рассмотрительного и Словарного комитетов при АН.
В 1812 г. имп. Александром I Павловичем, высоко ценившим литературное творчество Сергея Александровича Ширинского-Шихматова, был издан указ о пожаловании тому пожизненной пенсии за вклад в развитие российской словесности.
В нач. 1828 г. Ширинский-Шихматов поселился в Юрьевом новгородском монастыре. В 1829 г. поступил в братство монастыря, 25 марта 1830 г. принял монашество с именем Аникита и вскоре был рукоположен во иеромонаха. Вел подвижнический образ жизни, с глубоким почтением относился к архим. Фотию (Спасскому), оказавшему на иеромонаха Аникиту сильное влияние. В 1834-1836 гг. о. Аникита совершил длительное путешествие в Святую Землю. В июне 1835 г. прибыл на Афон и поселился в Ильинском скиту, в келье, которую раньше занимал прп. Паисий Величковский. На Афоне избрал своим духовником иеросхимонаха Арсения Афонского († 1846). Посетил Руссик (Пантелеимоновский монастырь на Афоне), игумен и греческая братия которого пригласили иеромонаха Аникиту и русских монахов Ильинского скита в свой монастырь, находившийся в запустении.
В конце июля 1835 г. отец Аникита выехал в Палестину. В мае 1836 г. вернулся в Свято-Пантелеимонов монастырь, но вместе с русскими монахами был вынужден из-за недовольства греческой братии удалиться в Ильинский скит, где заложил храм во имя святителя Митрофана Воронежского.
В августе 1836 г. назначен настоятелем церкви при Русской миссии в Афинах, но через год подал прошение об освобождении от этой должности, стремясь к уединению и молитве.
В 1837 г. получил разрешение выехать на Афон, после посещения которого намеревался вернуться в Юрьев монастырь. Однако здоровье о. Аникиты было крайне ослаблено. По пути на Афон, в Архангельском монастыре близ Афин, он скончался и был там же погребен; через 2 года (по др. источникам – через 3) его останки перевезли в Ильинский скит и положили в церковь во имя свт. Митрофана Воронежского.
В многообразном творчестве о. Аникиты преобладала христианская и историческая тематика, автор пытался преодолеть границы между светской и духовной литературой. Наиболее известны написанные в высоком одическом стиле поэмы «Пожарский, Минин, Гермоген, или спасенная Россия» (1807), «Петр Великий» (1810), «Иисус в Ветхом и Новом Завете, или ночи у Креста» (1824). Из духовных сочинений последнего периода жизни наиболее значим «Псалтырь десятиструнный» (не изд.), содержащий поэтическое переложение 10 псалмов.
О. Аникита стремился к сближению русской светской культуры с Православием, отводил православию решающую роль в формировании русского национального самосознания и укреплении российской государственности. Придавал первостепенное значение очищению литературного языка от иностранных слов и обогащению его за счет церковнославянского языка, критически оценивал проекты перевода Священного Писания с церковнославянского на русский язык. По этой причине с известной осторожностью он отнесся к Катехизису, составленному свт. Филаретом (Дроздовым), отдавая предпочтение «Православному исповеданию» свт. Петра (Могилы).
Сочинения: Пожарский, Минин, Гермоген, или Спасенная Россия. СПб., 1807; Песнь российскому слову. СПб., 1809; Петр Великий. СПб., 1810; Возвращение в Отечество любезного брата. СПб., 1810; Ночь на гробах и Песнь россу. СПб., 1812; Песнь Сотворившему вся. СПб., 1817; Переложение стихир в честь Божией Матери. СПб., 1821; Иисус в Ветхом и Новом Завете. СПб., 1824; К истории русской богословской мысли 30-х гг. текущего столетия: из переписки братьев кн. Ширинских-Шихматовых // ХЧ. 1889. Т. 1, 2; 1890. Т. 1, 2; Путешествие иером. Аникиты (в мире кн. С. А. Ширинского-Шихматова) по святым местам Востока в 1834-1836 гг. // Там же. 1891. Т. 1, 2.
Лит.: [Ширинский-Шихматов П. А.] О жизни и трудах иером. Аникиты, в мире кн. С. А. Ширинского-Шихматова. СПб., 1838, 18532; Дмитриева М. А. Братья Ширинские-Шихматовы и архим. Фотий // Христианство и русская литература. СПб., 1996; ЖПодв. Сентябрь. С. 70-79.
06.06.2018
Ещё по теме: