В Соборной палате пройдет цикл лекций-концертов, посвященных живой традиции византийского церковного пения
В рамках фестиваля «Весна духовная» школа византийского пения "Схоли́он Псалтики́с" и Соборная палата представляют новый цикл лекций-концертов, посвященных изучению живой традиции византийского церковного пения, в формате музыкального лектория «На небе или на земле».
«Не знаем, на небе мы были или на земле», – сказали Великому Князю Владимиру его посланники, посетившие службу в храме Святой Софии в Константинополе. Трудно сказать, что произвело на них большее впечатление – торжественность патриаршего богослужения, убранство храма или церковное пение, – но там, во время службы, они ощущали всем сердцем присутствие живого Бога и боговдохновенность происходившего. И, конечно, они хотели переживать это снова и снова…
Византийское церковное пение – удивительный феномен. Предание относит его зарождение еще ко временам апостольским.
Неудивительно, что в наши дни во многих храмах пробуждается живой интерес к этой традиции. Однако возвращение к истокам, возрождение традиции, почти утраченной, требует серьезных усилий. Это как изучение нового языка – нужно время и нужен учитель. А еще лучше – живой носитель этого языка!
В концертах принимают участие:
- мужской хор школы византийского пения «Схолион Псалтикис», руководитель хора — Константин Фотопулос, протопсалт храма Космы Этолийского (Афины, Греция)
- лектор Ирина Старикова, кандидат искусствоведения, научный сотрудник НТЦ церковной музыки Московской государственной консерватории.
ЛЕКЦИЯ 1. Осмогласие: мозаика в музыке
21 марта, четверг, 19.00
В VIII веке в Палестине сложилась система осмогласия (на греческом — ὀκτώηχος, от слов ὀκτώ — восемь и ἦχος — глас): песнопения стали группироваться по музыкальному содержанию, образовывая восемь гласов. В настоящее время в византийской певческой традиции каждый глас отличается от других по двум признакам.
Во-первых, ладовым, то есть определенной согласованностью звуков внутри звукоряда, в котором распевалось песнопение. Каждому гласу присущ свой набор звуков или ступеней, между которыми существует иерархия.
Второй признак гласа — набор формул или мелодических ячеек. Формулы, сочетаясь, создавали своеобразную мозаику, особенную для каждого гласа. Каждый глас византийской музыки имеет свой цвет и представляет собой особенное сокровище целого — системы осмогласия.
В лекции будут рассмотрены основные этапы становления осмогласия и его различные проявления в византийской певческой традиции.
ЛЕКЦИЯ 2. Канон: может ли пение быть "истинным"?
11 апреля, четверг, 19.00
Согласно свт. Григорию Нисскому, христианские песнопения творятся по «иным законам», чем у тех кто остался чуждым христианской мудрости. Следование этим особым «законам» стало критерием истинности пения и его причастности православной церковно-певческой традиции.
В течение многих столетий в трудах святых отцов обнаруживаются высказывания о роли церковного пения в богослужении. В литургических книгах и Типиконе присутствуют особые указания относительно исполнения того или иного песнопения.
Как слова св. отцов, так и выработанные литургические предписания относительно исполнения того или иного песнопения повлияли на развитие византийской певческой традиции и сохранения ее особого значения в истории Церкви.
В лекции прозвучат самые разнообразные жанры и стили византийской церковной музыки, которые иллюстрируют следование особым правилам церковно-певческого канона.
ЛЕКЦИЯ 3. "Творцы мелодий": индивидуальность и традиция
6 июня, четверг, 19.00
История формирования и развития византийской певческой традиции весьма продолжительна и разнообразна.
В течение многих столетий складывались и были впоследствии закреплены в живой церковно-певческой практике определенные способы распевания гимнографического текста, согласно его литургической функции.
C XIV века рукописная традиция сохранила имена многих мелургов — авторов мелодий византийских песнопений. Это особое авторское творчество, которое развивалось всегда в рамках церковно-певческого канона и позволяло его не только обогащать, но и его сохранять. В лекции разнообразные стили и творчество великих мелургов, которые создавали песнопения на протяжении шести столетий, будут проиллюстрированы на примере песнопений.
Купить билеты можно на сайте Соборной палаты
18.03.2019
Ещё по теме:
- Византийский хор «Фессалоникис имноди» выступил на Пасхальном фестивале в Москве
- В Феодоровском соборе Санкт-Петербурга прозвучали песнопения в византийской традиции
- В московской Соборной палате состоится концерт византийского пения
- Византийские пасхальные песнопения прозвучат в Соборной палате
- Впервые в России состоятся концерты Афинского Византийского хора
- В Москве состоится благотворительный концерт византийского хора «Аксион Естин»
- В Музее русской иконы прочитают лекции о византийской культуре
- В Музее им. А. Рублева исполнят песнопения византийского распева разных эпох
- В Музее русской иконы состоится лекция-концерт «Византия в звуке»
- Древние мелодии Афона прозвучат в Твери
- На хоровом фестивале прозвучат византийские песнопения