Единственный в России пергаменный экземпляр Библии Гутенберга будет демонстрироваться в РГБ только два месяца
15 апреля в Российской государственной библиотеке состоялось торжественное открытие выставки «Библия Гутенберга: начало нового времени». До 16 июня гости Ивановского выставочного зала смогут увидеть уникальное издание, с которого началась история книгопечатания.
В центре выставки — 42-строчная Библия Иоганна Гутенберга, напечатана в Майнце около 1455 года. Это единственный в России пергаменный экземпляр из 12 сохранившихся пергаменных в мире. Она соединила в себе черты печатной и рукописной книги. Стараясь
приблизиться к рукописной практике, Гутенберг варьировал рисунок одной и
той же буквы. В итоге шрифт для Библии состоял примерно из 300
различных знаков вместо обычных 60–70. Для её изготовления Иоганн
Гутенберг использовал набор подвижными литерами, специальный сплав для
отлива литер, изобрёл особую краску, ложащуюся на металл.
Выставка
показывает историю книгопечатания за следующие сто лет с момента
изобретения печатного станка. Вместе с Библией представлены инкунабулы и
палеотипы — работы последователей и конкурентов Гутенберга, его
собственные «пробы пера», уникальные гравюры Альбрехта Дюрера и другие
артефакты. А раздел, посвящённый Реформации, показывает, насколько
эффективным может быть печатное слово.
На открытии выставки министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский отметил, что таких Библий было напечатано около 180, и две из них находятся в России. По словам министра культуры, это является подтверждением легендарного статуса и высокого класса Российской государственной библиотеки. Он добавил, что электронный вариант Библии будет доступен всем.
«Мы не просто будем показывать широкой публике ту самую первую книгу — мы вводим её в общественный оборот, книга будет оцифрована и доступна в Национальной электронной библиотеке», — сказал министр культуры.
Генеральный директор Российской государственной библиотеки Вадим Дуда подчеркнул, что Библия никогда ранее не была показана широкой публике. «Мы присутствуем при уникальном событии», — сказал Вадим Валерьевич. Он уточнил, что на портале НЭБ Библия Гутенберга (том 1 и том 2) будет доступна уже с 16 апреля.
Руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский отметил: «Не так уж много священных реликвий и культурных доминант, от которых идут мурашки по телу... Для всех людей, причастных к книге, Библия Гутенберга — это Священное Писание, которое открыло новую эпоху».
Полномочный министр и постоянный заместитель посла Германии в Москве Беате Гжески говорила о важности истинно революционного изобретения Иоганна Гутенберга — книгопечатания с использованием подвижных литер, — что дало возможность широкому распространению знаний, и сравнила культурную революцию XV века с цифровой революцией XXI века.
Выставка «Библия Гутенберга: начало нового времени» — сложный и интересный проект, над реализацией которого работала большая и слаженная команда. Генеральный директор РГБ поблагодарил всех сотрудников Ленинки, принявших участие в создании выставки, и «основного идейного вдохновителя», руководителя проекта Наталью Самойленко, заместителя генерального директора по внешним связям и выставочной деятельности. Наталья Юрьевна представила кураторскую группу проекта — Светлану Мурашкину, научного сотрудника отдела Западно-Европейской живописи Государственного Эрмитажа, Джамилю Рамазанову, заведующую научно-исследовательским отделом редких книг (Музеем книги) Российской государственной библиотеки, и Татьяну Долгодрову, ведущего научного сотрудника НИО редких книг РГБ.
В пространстве выставки работают мультимедийные экраны, позволяющие рассмотреть уникальные издания в мельчайших подробностях, и гид с дополненной реальностью — приложение для смартфонов Artefact.
Biblia. T. 1. Mainz: Johann Gutenberg, 1454/1455 — non post Aug. 1456.
Библия Гутенберга, т. 1
Biblia. T. 2. Mainz: Johann Gutenberg, 1454/1455 — non post Aug. 1456.
Библия Гутенберга, т. 2
Посетителям выставки представляется редчайшая возможность — познакомиться с легендарным артефактом, о существовании которого знает каждый, но видеть его своими глазами могли лишь единицы.
Подобно тому, как сегодня интернет и «цифра» меняют форматы и ритм отношений между людьми, в XV веке печатный пресс изменил мир и стал одним из краеугольных камней общества нового времени. Появилось эффективное средство для утверждения новых идей, формирования образа мыслей, распространения информации. Рынок новостей стал немыслим без типографий: об открытии Америки Европа узнала из печатных изданий.
Собрание РГБ даёт возможность не только показать один из самых ценных в мире, напечатанный на пергамене и украшенный вручную экземпляр Библии Гутенберга, но и поместить его в правильный исторический контекст, представив другие редкие инкунабулы и палеотипы.
Разделы выставки посвящены разным явлениям, связанным с книгопечатанием. Речь идёт и о сути изобретения Гутенберга, и о том, как печатная книга в течение столетия приобретала те черты, к которым мы сегодня привыкли и без которых не мыслим современную книгу. Важную роль в появлении её нового облика начинают играть гравированные иллюстрации. В их создании принимают участие крупнейшие мастера, среди которых был и Альбрехт Дюрер. Перед зрителем предстают листы знаменитой серии «Апокалипсис», задумывавшиеся Дюрером как «Большая книга».
A. Donatus. Ars minor. Ed. 30. Mainz: Typ. B36 (Johann Gutenberg ?), 14—
Два фрагмента л. 8 на пергамене одного из изданий 30-строчного Доната — учебника латинского языка «Грамматики» Элия Доната, напечатанных в Майнце шрифтом B36, принадлежавшим Иоганну Гутенбергу. Единственный известный экземпляр.
История книгопечатания отсчитывается с символического акта — создания Гутенбергом Библии, Книги книг. Но до неё и рядом с ней из-под печатного пресса выходят в свет учебники латинского языка, так называемые донаты, тексты молитв, индульгенции и даже листовки, рассказывающие, как отличить поддельные монеты от настоящих. Эти артефакты тоже представлены в витринах.
H. Schedel — Liber chronicarum. Das Buch der Croniken und geschichten. Nürnberg: Anton Koberger pro Sebald Schreyer et Sebastian Kammermeister, 23.XII. 1493
Гартман Шедель. «Книга хроник», напечатана в Нюрнберге Антоном Кобергером 23 декабря 1493
Biblia: das ist: die gantze Heilige Schrifft Deudsch Auffs new zugericht. D. Mart. Luth. Wittemberg; Lufft; 1540–1541
Издание Полной Библии в переводе Мартина Лютера, «заново уточненное». Напечатано в Виттенберге Гансом Луффтом в 1540—1541 годах.
Martin Luther — Passional Christi und Antichristi. [Wittenberg: J. Rhau-Grunenberg, 1521]
Мартин Лютер. Деяния Христа и Антихриста. Виттенберг, 1521
Книгопечатание становится мощным оружием в руках новых властителей дум, тех, кто боролся за духовное обновление Европы. Раздел выставки, посвящённый Реформации, показывает, насколько эффективным может быть печатное слово. Об этом свидетельствуют Библии уже не на латыни, а на диалектах немецкого языка, появившиеся в конце XV века, Библия Мартина Лютера на немецком языке, увидевшая свет в первой половине XVI века, многочисленные памфлеты, полемические издания как протестантов, так и католиков, первые переводы Корана.
Bernhard von Breidenbach — Peregrinatio in Terram Sanctam. In dialecto Germaniae inferioris. Mainz: Erhard Reuwich, 24.V. 1488
Бернхард фон Брейденбах «Паломничество в Святую Землю», напечатано в Майнце Эрхардом Ройвихом 24 мая 1488
Dürer, Albrecht (1471–1528). Underweysung der messung, mit dem zirckel und richtscheyt... — Gedruckt zu Nüremberg [Nürnberg]: [Hieronymus Andreae], 1525
Альбрехт Дюрер (1471—1528).
Наставление к измерению циркулем и линейкой линий, плоскостей и объёмных тел, составленное Альбрехтом Дюрером и напечатанное, с относящимися сюда рисунками на пользу всем любителям искусства в 1525 году. Издано в Нюрнберге в 1525 году печатником Иеронимом Андреасом.
По словам современника, книгопечатание вышло из Германии как троянский конь, чтобы пройти всюду. Печатные прессы распространяются по Европе со скоростью лесного пожара. Стремительно расширяется репертуар книг на разных языках. Путешествие по европейским типографиям, в которое приглашают посетителей выставки её создатели, завершится в Венеции, в типографии Альда Мануция.
Рассказ об информационной революции XV века особенно актуален сейчас, когда мы переживаем новую информационную революцию, а бумажная книга, на протяжении многих веков остававшаяся безальтернативным форматом сохранения памяти человечества, сосуществует со стремительно растущим цифровым знанием и электронными форматами доступа. Да и сам процесс создания и печати книг настолько изменился, что современная бумажная книга лишь внешне похожа на книги XV и XVI веков, как когда-то первые инкунабулы походили на рукописи.
Выставка продлится только два месяца, но хранящийся в РГБ экземпляр Библии Гутенберга уже оцифрован — и доступ к нему открыт для всех желающих, а экспозиция станет импульсом для серьёзного профессионального разговора о ценности и судьбе печатной книги в современном мире.
Оцифрованная Библия Гутенберга в Национальной электронной библиотеке: Том 1 >>> Том 2 >>>
22.04.2019
Ещё по теме: