RSS
Написать
Карта сайта
Eng

2024

Январь (17) Февраль (21) Март (21) Апрель (22)
Май (23) Июнь (20) Июль (23) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (23) Ноябрь (14) Декабрь (0)

2023

Январь (17) Февраль (20) Март (23) Апрель (20)
Май (23) Июнь (22) Июль (18) Август (23)
Сентябрь (21) Октябрь (22) Ноябрь (28) Декабрь (23)

2022

Январь (22) Февраль (22) Март (24) Апрель (24)
Май (20) Июнь (22) Июль (21) Август (22)
Сентябрь (22) Октябрь (21) Ноябрь (22) Декабрь (22)

2021

Январь (15) Февраль (19) Март (23) Апрель (22)
Май (23) Июнь (22) Июль (22) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (21) Ноябрь (22) Декабрь (24)

2020

Январь (17) Февраль (18) Март (19) Апрель (24)
Май (14) Июнь (20) Июль (24) Август (20)
Сентябрь (22) Октябрь (21) Ноябрь (20) Декабрь (21)

История, культура, книгоиздание

Научные исследования и мероприятия

Археология, восточные рукописи

Образование, просвещение

Паломничество и туризм

Святая Земля

Библейские страны, христианский Восток

Средиземноморье и Афон

Христианские Церкви: общение, традиции, праздники

Искусство, иконопись, храмы

2019

Январь (16) Февраль (20) Март (21) Апрель (27)
Май (15) Июнь (18) Июль (23) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (22) Ноябрь (19) Декабрь (22)

2018

Январь (18) Февраль (16) Март (21) Апрель (19)
Май (29) Июнь (18) Июль (19) Август (12)
Сентябрь (12) Октябрь (20) Ноябрь (23) Декабрь (14)

2017

Январь (22) Февраль (24) Март (22) Апрель (13)
Май (17) Июнь (17) Июль (13) Август (16)
Сентябрь (28) Октябрь (26) Ноябрь (33) Декабрь (22)

2016

Январь (48) Февраль (75) Март (49) Апрель (58)
Май (51) Июнь (19) Июль (23) Август (28)
Сентябрь (54) Октябрь (36) Ноябрь (36) Декабрь (31)

2015

Январь (17) Февраль (38) Март (40) Апрель (32)
Май (30) Июнь (24) Июль (20) Август (11)
Сентябрь (12) Октябрь (27) Ноябрь (38) Декабрь (40)

2014

Январь (19) Февраль (26) Март (12) Апрель (15)
Май (9) Июнь (14) Июль (16) Август (13)
Сентябрь (21) Октябрь (27) Ноябрь (32) Декабрь (27)

2013

Россия на карте Востока

Летопись

21 ноября 1472 в Москву из Рима прибыла византийская принцесса София Палеолог

21 ноября 1884 В.Н. Хитрово писал М.П. Степанову о небрежной работе почты под началом РОПиТа

21 ноября 1897 состоялись первые палестинские чтения Новгородского отдела ИППО

Соцсети


В СПбДА состоялась конференция по византинистике «Русско-Византийский Логос»

20–22 октября 2020 года в рамках деятельности межкафедрального научно-просветительского проекта «Византийский кабинет» в Санкт-Петербургской духовной академии прошла II международная научно-богословская конференция по византинистике «Русско-Византийский Логос», цель которой — обсуждение вопросов русско-византийских идейных пересечений.

В организации встречи приняли участие кафедра богословия, кафедра иностранных языков и кафедра древних языков Духовных школ Северной столицы. Из-за непростой эпидемиологической ситуации конференция прошла в онлайн-формате.

Открывая научное собрание, с приветственным словом к участникам обратились организаторы и модераторы конференции: кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков, доцент кафедры богословия Академии — священник Игорь Иванов и кандидат философских наук, доцент кафедры богословия Академии — И. Б. Гаврилов.

В первый день конференции состоялось пленарное заседание, на котором с докладами выступили представители учебных и научных центров России и Украины.

Так доктор философских наук, заведующий кафедрой общих гуманитарных дисциплин ФГБОУ ВО «Уральская государственная консерватория им. М. П. Мусоргского» — Д. И. Макаров в своём докладе «Феодор Метохит о кризисе коммуникации в византийском обществе начала XIV века» раскрыл сущность девальвации иконичности слова из-за духовного и интеллектуального размежевания общества, члены которого утрачивают способность слышать и понимать друг друга.

Размышления о базовых христианских культурологических архетипах продолжила доктор культурологии, профессор Санкт-Петербургского государственного института культуры, ведущий научный сотрудник Российского института истории искусств — Г. В. Скотникова в своём докладе «Художественное воплощение “антропногопринципа” в византийской традиции храмовой архитектуры».

Затем с докладом «Книга С. Л. Франка “С нами Бог”: неизвестные страницы» выступил доктор философских наук, профессор, сопредседатель Общества русской философии при Украинском философском фонде — Г. Е. Аляев, который рассказал об обстоятельствах написания этого философски-исповедального сочинения выдающегося религиозного мыслителя ХХ века.

Следующие три доклада были посвящены узловым мировоззренческим вопросам золотого века русской культуры.

Так доктор исторических наук, профессор Воронежского государственного университета — А. Ю. Минаков — показал этапы развития мировоззрения А. С. Пушкина от увлечения вольтерьянством к зрелым и продуманным консервативным убеждениям.

Доктор философских наук, PhD, научный сотрудник Высшей школы экономики и Сибирского отделения Российской академии наук — Д. С. Бирюков прочитал сообщение «Связь Византии и России: линии, проявленные в русской мысли начала и середины XIX века». В нём автор рассказал о двух изводах восприятия генетического культурного родства Византии и России (в противоположных концепциях П. Чаадаева и И. Киреевского), отметив, что А. С. Пушкин не усматривал в этом родстве жесткой связки и полагал, что у России есть свой путь и своя историческая свобода.

В завершении пленарного заседания выступил кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России XIX – начала XX вв. исторического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова — М. М. Шевченко, который в рамках доклада «Государство и Церковь в политической концепции С. С. Уварова» представил широкомасштабный срез эпохи, формировавшей мировоззрение С. С. Уварова.

Представленные доклады вызвали живое обсуждение у участников научного мероприятие, из-за чего пленарное заседание продлилось дольше запланированного.

Во второй день, 21 октября, в рамках конференции прошла работа секции «Византия и русская культура», где участники смогли обсудить рецепцию русским народом наследия Византийской империи и современную оценку восточного влияния. В качестве вопросов, рассмотренных на секции, поднимались проблема перевода византийской Литургии на русский язык; полемика, связанная с Флорентийской унией; сопоставление современного пения Валаамского монастыря с греческой традицией и особенности изучения истории Востока в учебных заведениях Русской Православной Церкви.

Открыл заседание секции священник Игорь Иванов (кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков СПбДА, доцент кафедры богословия СПбДА) с докладом-презентацией по теме «Сергей Дурылино “Граде Софии” в контексте русского народного восприятия». В ходе сообщения была раскрыта амбивалентность восприятия Царьграда в интеллигентских и народных слоях русского общества как в исторической перспективе, так непосредственно в годы Первой мировой войны. Также была отмечена разнообразная реакция участников Религиозно-философского общества, ознакомившихся с сочинением С. Дурылина об исторической судьбе и духовном значении Царьграда.

Эту тему продолжил и развил в современном контексте Михаил Анатольевич Венщиков (кандидат искусствоведения, преподаватель института философии СПбГУ), рассмотрев в своем докладе «Иконоборческие вызовы в современной культуре» некоторые не вполне корректные подходы к культурному наследию Константинополя со стороны политического истеблишмента Турции.

Затем со своим сообщением выступил Дмитрий Андреевич Карпук (кандидат богословия, доцент кафедры церковной истории Санкт-Петербургской духовной академии), рассказав об обстоятельствах учреждения и деятельности кафедры «История православной Греко-восточной Церкви» в Санкт-Петербургской духовной академии (1903–1918 гг.).

Историческую тему продолжил участник из Москвы – Петр Алексеевич Пашков (аспирант кафедры классической филологии филологического факультета Московского Государственного Университета), обратившись к такой проблематике:«Сильвестр Сиропул как источник по истории Ферраро-Флорентийского собора: попытка переосмысления». Петр Алексеевич отметил, что у Сиропула было мало упоминаний богословского диалога на соборе и он больше обращает внимание на то, в ходе прений доминировали церковно-политические вопросы.

В свою очередь, рассказала о музыкальной иконичности литургического слова Маргарита Владимировна Красова (искусствовед-исследователь, Российский институт истории искусств (Зубовский институт), отметив в своем докладе «Культурный код Византии и современное  Литургическое пение Валаамского  монастыря», что в традиции знаменного пения исполнение исона выражает бесконечность и вечность бытия Божия и в этом проявляется созерцательность древних распевов, до сих живущих в православном богослужении.

Завершил работу секции доклад Константина Андреевича Цырельчука (Сретенская духовная семинария, секретарь кафедры Древних и новых языков), посвященный теме «Византийская Литургия на русской земле: проблема перевода в XX–XXI вв.».

Третий день конференции организаторы посвятили обсуждению истории русской религиозной мысли и анализу жизненного пути таких значимых для отечественной культуры личностей как М. П. Погодин, Е. Н. Трубецкой, С. П. Шевырев и др. Также был рассмотрен идейный вклад представителей русской консервативной мысли XIX – начала XX века, ратовавших за формирование русской идентичности на основах национальной самобытности русского народа.

Открыл заседание секции Игорь Борисович Гаврилов (кандидат философских наук, доцент кафедры богословия СПбДА) с докладом «Об актуальности изучения публицистического наследия М. П. Погодина».

Погодинскую тематику продолжил Валерий Александрович Фатеев (кандидат филологических наук, член редколлегии издательства «Росток») в сообщении «“Державный” историк М. П. Погодин и псевдонаучная теория “официальной народности” А. Н. Пыпина».

Затем выступила Ольга Борисовна Сокурова (доктор культурологии, доцент, доцент Института истории СПбГУ) со своими размышлениями на тему «Идея “любви собирающей” в религиозно-философских трудах Е.Н. Трубецкого».

Широкую перспективу идейного спектра дискуссий о национальном самосознании представила в своем докладе «Проблема национальной самобытности во взглядах российских консервативных мыслителей первой четверти XIX века» Надежда Николаевна Лупарева(кандидат исторических наук, доцент, Российский Православный Университет святого Иоанна Богослова, заместитель декана Социально-гуманитарного факультета по научной работе).

Об успешной работе по введению в современный научный и культурный оборот наследия выдающегося отечественного педагога и мыслителя XIX столетия рассказала Нина Викторовна Цветкова (кандидат филологических наук, доцент, кафедра филологии, коммуникаций и русского языка как иностранного, доцент Псковского государственного университета) в своем докладе «Об издании полного собрания литературно-критических трудов С. П. Шевырева».

К сожалению, в силу болезни не смог принять участие в конференции Николай Николаевич Павлюченков (кандидат богословия, кандидат философских наук, доцент, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет), однако он прислал материал своей статьи по теме доклада «Основы “византизма” в мировоззрении П. А. Флоренского» для публикации в очередном выпуске научного журнала «Русско-Византийский вестник».

Завершая конференцию, организаторы поблагодарили участников за плодотворную работу и выразили надежду на дальнейшее сотрудничество.

Также была кратко обозначена тематика для следующего года работы «Византийского кабинета» и редколлегии журнала «Русско-Византийского вестника».

Представленные на научной встрече доклады будут опубликованы в журналах Санкт-Петербургской Духовной Академии: в «Русско-Византийском вестнике» и в «Трудах и переводах».

СПбДА

27.10.2020

Тэги: СПбДА, византийское наследие, научные мероприятия, византиноведение, Византийский кабинет СПбДА

Ещё по теме:

Январь (17) Февраль (18) Март (19) Апрель (24) Май (14) Июнь (20)
Июль (24) Август (20) Сентябрь (22) Октябрь (21) Ноябрь (20) Декабрь (21)