RSS
Написать
Карта сайта
Eng

2024

Январь (17) Февраль (21) Март (21) Апрель (22)
Май (23) Июнь (20) Июль (23) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (23) Ноябрь (21) Декабрь (15)

2023

Январь (17) Февраль (20) Март (23) Апрель (20)
Май (23) Июнь (22) Июль (18) Август (23)
Сентябрь (21) Октябрь (22) Ноябрь (28) Декабрь (23)

История, культура, книгоиздание

Научные исследования и мероприятия

Археология, восточные рукописи

Образование, просвещение

Паломничество и туризм

Святая Земля

Библейские страны, христианский Восток

Средиземноморье и Афон

Христианские Церкви: общение, традиции, праздники

Искусство, иконопись, храмы

2022

Январь (22) Февраль (22) Март (24) Апрель (24)
Май (20) Июнь (22) Июль (21) Август (22)
Сентябрь (22) Октябрь (21) Ноябрь (22) Декабрь (22)

2021

Январь (15) Февраль (19) Март (23) Апрель (22)
Май (23) Июнь (22) Июль (22) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (21) Ноябрь (22) Декабрь (24)

2020

Январь (17) Февраль (18) Март (19) Апрель (24)
Май (14) Июнь (20) Июль (24) Август (20)
Сентябрь (22) Октябрь (21) Ноябрь (20) Декабрь (21)

2019

Январь (16) Февраль (20) Март (21) Апрель (27)
Май (15) Июнь (18) Июль (23) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (22) Ноябрь (19) Декабрь (22)

2018

Январь (18) Февраль (16) Март (21) Апрель (19)
Май (29) Июнь (18) Июль (19) Август (12)
Сентябрь (12) Октябрь (20) Ноябрь (23) Декабрь (14)

2017

Январь (22) Февраль (24) Март (22) Апрель (13)
Май (17) Июнь (17) Июль (13) Август (16)
Сентябрь (28) Октябрь (26) Ноябрь (33) Декабрь (22)

2016

Январь (48) Февраль (75) Март (49) Апрель (58)
Май (51) Июнь (19) Июль (23) Август (28)
Сентябрь (54) Октябрь (36) Ноябрь (36) Декабрь (31)

2015

Январь (17) Февраль (38) Март (40) Апрель (32)
Май (30) Июнь (24) Июль (20) Август (11)
Сентябрь (12) Октябрь (27) Ноябрь (38) Декабрь (40)

2014

Январь (19) Февраль (26) Март (12) Апрель (15)
Май (9) Июнь (14) Июль (16) Август (13)
Сентябрь (21) Октябрь (27) Ноябрь (32) Декабрь (27)

2013

Россия на карте Востока

Летопись

21 декабря 1917 секретарь ИППО А. А. Дмитриевский разослал извещения о панихиде по М. П. Степанову

21 декабря 1937 тройкой УНКВД по Куйбышевской обл. приговорен к расстрелу архиеп. Самарский Александр (Трапицын), пожизненный действительный член ИППО, священномученик

23 декабря 1885 Совет ИППО решил ассигновать Иерусалимскому Патриарху Никодиму 15 тыс.руб. на нужды церквей и школ

Соцсети


В СПбДА состоялся круглый стол «Протопресвитер Иоанн Мейендорф (1926–1992) и его концепция византийской культуры»

Продолжая отмечать юбилейные даты 2022 года, «Византийский кабинет» СПбДА 16 января 2023 г. провёл онлайн круглый стол под названием «Протопресвитер Иоанн Мейендорф (1926–1992) и его концепция византийской культуры».

Организаторами мероприятия выступили доцент кафедры богословия Игорь Борисович Гаврилов и заведующий кафедрой иностранных языков, доцент священник Игорь Иванов.

В ходе круглого стола обсуждались следующие темы:

протопресвитер Иоанн Мейендорф как историк православной культуры,
византийская культура в эмигрантской науке,
византийская культура в американских исследованиях,
зарубежное православие и византинизм.

Во встрече участвовали:

– Александр Аркадьевич Корольков, доктор философских наук, профессор кафедры философской антропологии и истории философии Института философии человека Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, академик Российской академии образования;

– Дмитрий Игоревич Макаров, доктор философских наук, доцент (ФГБОУ ВО «Уральская государственная консерватория им. М.П. Мусоргского», профессор, заведующий кафедрой общих гуманитарных дисциплин);

– священник Алексий Павлович Ноговицын, клирик храма Покрова Божией Матери в Южно-Приморском парке (СПб).

В начале заседания священник Игорь Иванов сделал презентацию на тему «Протопресвитер Иоанн Мейендорф (1926–1992) и его концепция византийской культуры». Отец Игорь кратко рассказал о жизни и деятельности о. И. Мейендорфа и на основании его энциклопедической статьи «Византия» отметил «элитарный» характер византийской культуры и выделил следующие особенности восприятия о. Иоанном византийской культуры в целом и византийской литературной традиции в частности:

Византийская культура была одновременно и греческой, и христианской, вследствие чего на протяжении всей своей долгой истории в ней проявлялась устойчивая дихотомия, которая нашла отражение, помимо прочего, в своеобразии византийского литературного наследия.

Византийская литература в культурном отношении являлась консервативной и самодостаточной. Литературные вкусы устанавливались в основном интеллектуалами из императорского окружения.

В своей классической «гуманистической» форме византийская литература была практически невосприимчива к внешним влияниям и достижениям более молодых культур соседних народов.

Как религиозная, так и светская византийская литература выражала чувства и интересы элитарного круга гуманистов столицы и некоторых второстепенных центров.

Тем не менее между высокохудожественной литературой гуманистов и немногими сохранившимися образцами народного искусства находилось множество богословских, агиографических или литургических текстов, которые в основном происходили из монашеской среды.

Поэтому в широких рамках этой литературной традиции можно найти значительное многообразие стилей.

Завершая свой доклад, отец Игорь сказал, что православная церковная культура является прямой наследницей византийской культуры, поэтому её освоение связано с некоторыми трудностями восприятия, однако в силу разнообразия выражения религиозных смыслов, они в определённой мере доступны верующим людям сообразно их устроению.

Затем слово взял Игорь Борисович Гаврилов, отметив в своём выступлении, что протопресвитер Иоанн Мейендорф вошёл в мировую византинистику прежде всего как исследователь византийского исихазма, автор диссертации «Жизнь и труды свт. Григория Паламы. Введение в изучение» (1958). Решающее влияние на этот выбор о. Иоанна оказал один из его учителей в парижском Свято-Сергиевском богословском институте прот. Г. Флоровский. Не случайно в конце жизни он признавался: «Я являюсь абсолютно и почти безоговорочно учеником о. Георгия Флоровского». И. Б. Гаврилов сказал и о влиянии других парижских учителей о. Иоанна, в частности архим. Киприана (Керна), автора диссертации «Антропология святого Григория Паламы» (1945). Как отметил докладчик, о. Иоанн в жизни шёл путём золотой середины, избегал политических выступлений, оставался прежде всего учёным, историком, а не идеологом и публицистом.

По словам Игоря Борисовича, для него о. Иоанн — это в первую очередь церковный учёный-византинист, один из «открывателей» православной Византии, её духовно-аскетической и литургической культуры современному российскому обществу. Он выразил надежду, что научное наследие о. Иоанна Мейендорфа, как и наследие других представителей церковно-богословской науки Русского зарубежья, будет и далее возвращаться на родину и изучаться, а журнал «Русско-Византийский вестник» сможет внести свой вклад в этот важный процесс.

Следующим выступил Александр Аркадьевич Корольков, который отметил, что работы о. И. Мейендорфа повлияли и на восприятие русской философии, поскольку в 1990-е гг. через знакомство с русской эмигрантской мыслью произошло сближение истории русской философии и истории богословия.

Александр Аркадьевич также подчеркнул, что, в частности, благодаря трудам о. Иоанна Мейендорфа и о. Киприана (Керна) изменилось и отношение к антропологии в нашей стране: биологическая антропология сменилась философской антропологией. Александр Аркадьевич рассказал также об упоминании о. И. Мейендорфа в летописи Свято-Сергиевского богословского института, с которой Александр Аркадьевич познакомился во время посещения этого православного учреждения.

В свою очередь Дмитрий Игоревич Макаров в своём выступлении обратил внимание на многогранность научных и богословских дарований прот. Иоанна Мейендорфа — патролога, византолога, палеографа и издателя текстов, историка Церкви.

Научная часть его сообщения касалась разбора воззрений прот. Иоанна на христианский экзистенциализм св. Григория Паламы (энергия Божия, согласно св. Григорию, несёт в себе существование Живого Бога, приобщая нас к Нему) и на будто бы имевшую место близость философских воззрений Михаила Пселла и Феодора Метохита: последнее предположение заслуживает критического к себе отношения.

СПбДА

30.01.2023

Тэги: СПбДА, Византийский кабинет СПбДА, византийское наследие, византиноведение

Ещё по теме:

Январь (17) Февраль (20) Март (23) Апрель (20) Май (23) Июнь (22)
Июль (18) Август (23) Сентябрь (21) Октябрь (22) Ноябрь (28) Декабрь (23)