Завершена реставрация скульптурной композиции «Пьета Бандини» работы Микеланджело
Завершена реставрация скульптурной композиции «Пьета Бандини» работы Микеланджело в Museo dell'Opera del Duomo во Флоренции. В ходе реставрации был обнаружен оригинальный мрамор и были даны ответы на вопросы, которые уже давно задают по поводу этого шедевра высокого Ренессанса. Об этом сообщает Седмица.Ru со ссылкой на Тhe history blog.
Восстановление скульптуры началось 23 ноября 2019 года. Работа должна была завершиться к лету 2020 года, но пандемия коронавируса отодвинула сроки окончания реставрации. После перерыва реставраторы смогли вернуться к работе в сентябре прошлого года, и теперь обновленная «Пьета» готова вернуться на свое место в экспозиции музея.
Bandini Pietà Микеланджело после реставрации.
L'Opera di Santa Maria del Fiore, Museo Dell Opera Del Duomo di Firenze.
Фото: Alena Fialová
Микеланджело создал за свою жизнь три «Пьеты» — сцены оплакивания Христа. Первая, находящаяся в базилике Святого Петра в Риме, изображает сверхъестественно молодую Деву Марию, сидящую с телом Иисуса, перекинутым через Ее колени. Вторая —«Pietà Rondanini», которая сейчас находится в Кастелло Сфорцеско в Милане, изображает более зрелую Деву Марию, стоящую и держащую тело Своего Сына. Только «Pietà Bandini» имеет в своем составе другие фигуры, помимо Марии и Христа. Доминирующей фигурой в композиции является Никодим, который вырисовывается позади фигур Божией Матери, Марии Магдалины и вялой, изогнутой формы тела Иисуса.
Это была самая смелая скульптура Микеланджело. Он был вдохновлен группой «Лаокоон» — большой античной скульптурой, изображающей смерть троянского жреца и его сыновей, которую в древности восхвалял Плиний. Лаокоон был заново открыт в 1506 году, во время работ в винограднике рядом с базиликой Санта Мария Маджоре в Риме. Микеланджело, посланный Папой Юлием II, присутствовал при раскопках, и исключительное мастерство древнего мастера оказало на него сильное влияние. Он тоже захотел создать группу фигур из единого массивного блока мрамора такого же размера. Эта «Пьета» должна был украсить часовню в базилике Санта-Мария-Маджоре в Риме, где собирался быть похороненным Микеланджело. То, что лицо Никодима является автопортретом Микеланджело, было скульптурным отражением его преданности Христу, утверждают историки искусства.
Микеланджело работал над этой группой почти десять лет, начиная с 1547 года, когда ему было около 70 лет, и закончил работу в 1555 году. Друзья и коллеги-художники Джорджо Вазари и Асканио Кондиви рассказали историю о том, что Микеланджело пришел в ярость из-за непреодолимых недостатков, с которыми он продолжал встречаться на протяжении работы над трехтонным блоком мрамора. В конце концов, он схватился за молоток, чтобы разбить скульптуру, но его слуга Антонио да Кастельдуранте умолил его остановиться. Микеланджело успел разбить скульптуру, но позволил Антонио сохранить ее обломки, а флорентийскому скульптору Тиберио Кальканьи, его другу и сотруднику, отремонтировать ее. Кальканьи купил скульптуру у Кастельдуранте от имени банкира Франческо Бандини.
Бандини сохранил скульптуру в саду своей виллы в Риме, и она оставалась в семье банкира после его смерти. Она сменила нескольких владельцев, прежде чем была продана Козимо III Медичи, великому герцогу Тосканскому, в 1671 году. Ему потребовалось три года, чтобы придумать, как перевезти это огромное произведение во Флоренцию. С тех пор «Пьета Бандини» находится во Флоренции, побывав за это время в нескольких разных местах.
За исключением периодических чисток мрамора, после того, как Кальканьи повторно скрепил части разбитой скульптуры и довольно неудачно изменил черты лица Марии Магдалины, не было зарегистрировано никаких реставрационных работ. Отмечено лишь одно задокументированное вмешательство: в 1882 г. скульптуре изготовили гипсовую «повязку». Остатки гипсовой штукатурки оставляли на мраморной поверхности скульптуры большие участки ярко-белого цвета. Реставраторы попытались исправить это, нанеся слои воска поверх остатков гипса, но со временем воск потемнел и смешался с пылью, что изменило цвет поверхности скульптуры на глубокий неровный янтарный.
Чтобы решить эти проблемы наименее инвазивным способом, многопрофильная команда реставраторов изучила и задокументировала состояние «Пьеты Бандини». Затем они очистили и отреставрировали скульптуру в специально построенной «открытой лаборатории», чтобы посетители могли увидеть, как они работают за стеной из оргстекла. В процессе работы команда обнаружила, что большая часть истории скульптуры, передаваемой на протяжении 500 лет, вероятнее всего, является апокрифом.
Диагностический осмотр привел к интересному открытию: оказалось, что мрамор был добыт из карьеров в Серавецце, в провинции Лукка, а не в Карраре, как считалось ранее. Это открытие важно, потому что карьеры в Серавецце принадлежали Медичи, а Джованни Медичи, который потом стал Папой Римским Львом X, приказал Микеланджело использовать мрамор из этого карьера для облицовки фасада церкви Сан-Лоренцо во Флоренции. Как этот огромный кусок мрамора попал в Рим, где Микеланджело вырезал из него эту «Пьету» между 1547 и 1555 годами, до сих пор остается загадкой.
Микеланджело был недоволен качеством мрамора из этих карьеров, потому что он часто обнаруживал в нем внезапные прожилки и мелкие трещины, которые трудно было увидеть сразу — с поверхности. Благодаря реставрации оказалось возможным подтвердить рассказ Вазари о том, что блок использованный для изготовления «Пьеты Бандини», действительно имел дефекты. В «Жизнеописаниях художников» Вазари описывает его как твердый и полный примесей. Он сообщает, что искры вылетали из него с каждым ударом долота. Действительно, было обнаружено множество мелких включений пирита, которые наверняка могли вызвать искры при ударе долотом. Что еще более важно, выявлено наличие множества мелких трещин, особенно на задней и передней части основания. Предполагают, что Микеланджело вполне мог столкнуться с ними, вырезая Христа и левую руку Богородицы, и был вынужден прекратить работу над скульптурой. И это более вероятная гипотеза, чем гипотеза о стареющем Микеланджело, который якобы, будучи недоволен результатом, попытался разрушить скульптуру в момент отчаяния и разочарования, ударив по ней молотком. В реальности реставраторы не обнаружили никаких следов ударов молотком, если только они, конечно, не были стерты позже кем-то другим.
На основании этих открытий было решено приступить к первым опытам по очистке мрамора, чтобы определить наиболее подходящую методологию. После этого начался собственно процесс восстановления там, где отложения были наиболее толстыми, с использованием неинвазивного, постепенного и контролируемого метода ватных дисков, смоченных деионизированной и слегка нагретой водой. Что касается воскового налета, нанесенного на поверхность скульптурной группы, а также небольших, близко расположенных брызг и капель, вызванных свечами на главном алтаре Флорентийского собора, за которым группа стояла 220 лет, очистка водой была дополнена использованием скальпеля в самых сложных участках.
Открытая лаборатория будет работать еще в течение шести месяцев, чтобы посетители Museo dell'Opera del Duomo в сопровождении гидов могли увидеть «Пьета Бандини» вблизи. Экскурсии по лаборатории продлятся до 30 марта 2022 года.
01.10.2021
Ещё по теме: