Печати с библейскими именами проливают свет на сокровищницы Иудейского царства
Новое исследование, опубликованное в Иерусалимском журнале археологии (Jerusalem Journal of Archaeology), дает представление о том, где Иудейское царство хранило свои богатства 2600 лет назад.
Израильские археологи Заки Двира и доктор Габриэль Баркей предположили, что новое исследование нескольких артефактов, датируемых 2600 годами и обнаруженных в районе Храмовой горы или в непосредственной близости от нее, проливает свет на то, где когда-то находились сокровищницы Первого Храма и Царства Иудейского - сообщает Jerusalem Post.
Они изучили десятки глиняных печатей, которые были найдены за десятилетия путем просеивания почвы в священной местности, где археологические раскопки запрещены, а также при раскопках в археологическом парке Офель, прилегающем к южной стене Старого города.
Глиняные печати использовались в древности для проставления оттисков на документах или грузах, гарантируя, что они дойдут до своих получателей закрытыми и нетронутыми. Печати могут содержать символы или надписи.
«Ученые обычно не рассматривают обратную сторону печатей, но, сделав это, можно многое узнать о типе предметов, к которым они были прикреплены», - сказала Двира.
Изучив печати, ученые поняли, что на значительном количестве артефактов на обратной стороне сохранились следы тканых материалов. Это, вероятно, указывает на то, что они использовались для запечатывания небольших мешочков, наполненных драгоценными металлами.
Это было справедливо как для печатей с Храмовой горы, так и для тех, которые были найдены в крупном общественном здании, датируемом периодом Первого Храма, обнаруженном в парке Офель. Здание было обнаружено во время раскопок в 1970-х и 1980-х годах и называлось «царским зданием».
По словам исследователей, это свидетельствует о наличии двух разных сокровищниц, одной для Храма и одной для царства.
«Оборотная сторона большинства глиняных печатей, найденных в других районах, показала, что они использовались для печати других видов предметов, например папирусов и, следовательно, документов», - сказала Двира.
Печати часто носят имена, которые археологи приписывают либо владельцу запечатанных ими предметов, либо должностным лицам, ответственным за управление их имуществом.
В своей работе Двира и Баркей также сосредоточились на надписи на конкретной глиняной булле, обнаруженной много лет назад, предлагая новое прочтение видимых палеоеврейских букв, которые она несет. Они предположили, что полное имя «_лихв, сын _мра» было «Хисиляху, сын Иммера».
Пашхур (или Пасхор), сын Иммера (или Еммера), упоминается в Библии как член священнической семьи, служившей в Храме примерно в шестом или седьмом веке до нашей эры, в тот же период, к которому относится глиняная печать.
«Пашхур, сын Иммера, священник, который был главным служителем дома Господня, слышал, как Иеремия пророчествовал во дворе Храма», - говорится в 20-й главе Книги Иеремии. За это Пашхур приказал выпороть Иеремию и заковать его в колодки. В ответ Иеремия предрек Пашхуру и его семье пленение вавилонским царем, смерть друзей и разорение Иудеи, в том числе казны. «Ибо так сказал Господь: Жители Иерусалима много трудились, чтобы разбогатеть, но Я отдам их богатства врагам. Богат царь Иерусалима, но и его сокровища попадут в руки врагов, которые всё унесут в Вавилон».
«Хисиляху мог быть его братом», - сказал Двира, отметив, что в то время “пакид” и “нагид”, титулы, используемые в Иеремии для Пашхура, относились к священникам и левитам, которые были назначены хранителями казны. Это было обычным делом для нескольких членов семьи, которые совместно выполняли эту задачу.
18.01.2022
Ещё по теме: