В МДА пройдут онлайн-лекции о раннехристианской агиографии и культуре Римской империи во II–III вв.
В Центре изучения патристики и христианской древности Московской духовной академии продолжается курс онлайн-лекций по патрологии и христианской науке. Тема очередного лекционного блока «Раннехристианская агиография и культура Римской империи во II–III вв.». Блок состоит из 3 лекций.
8 июня
Христианское мученичество в мире римских зрелищ
Казни христиан не были чем-то странным и пугающим для римлян. Мы рассмотрим место того, что мы называем мученичеством, в системе римских зрелищ во II–III вв. Современные исследователи по-разному подходят к изучению и интерпретации происходившего на арене, но все они солидарны в том, что эти кровавые игры обладали большим значением как институт социальной интеграции, формирующий и поддерживающий римскую идентичность. Осужденный на смерть преступник становился частью «мира арены», а его унизительная казнь означала торжество закона и восстановление порядка и справедливости. Эти механизмы должны были действовать и в отношении христиан, но на практике римские власти сталкивались с тем, что установившиеся модели наказания преступников «выворачивались наизнанку» христианами и превращались в средство разрушения римского порядка. Это привело к тому, что начиная с середины III в., магистраты как правило стремились к максимально кратким судам и быстрой казни христиан, чтобы воспрепятствовать стечению большого числа зрителей.
15 июня
Раннее христианство и Вторая софистика: мученики и риторы
Термин «софист» в сочинениях языческих авторов, писавших о раннем христианстве, не обязательно имеет исключительно негативное значение. Во II–III вв. это слово применялось по отношению к выдающимся ораторам, причем иногда в качестве самообозначения. Эти риторы и христиане были современниками, они были воспитаны одной и той же античной культурой. Стремясь доказать истинность своих взглядов и продемонстрировать превосходство своей традиции, христиане часто пользовались идеями и практиками, заимствованными из арсенала Второй софистики. Наиболее здесь интересны случаи Поликарпа, Аполлония и Пиония. Поликарп не произнес на суде развернутую речь, но в описании его поведения мы находим параллели, например, с сочинением Флавия Филострата. Здесь сознательно изображается столкновение мира языческой культуры и христианства, и читатели-современники хорошо осознавали это противостояние. В «Мученичестве Аполлония» христианин во время процесса произнес две речи в защиту своих взглядов. Они прагматичны и демонстрируют готовность к компромиссу, но не ценой своих убеждений. Речи Аполлония отличает большая эрудиция и тщательная риторическая отделка. Мученик пользуется своими знаниями не для того, чтобы произвести впечатление на слушателей, а чтобы сформулировать основные положения своей веры так, чтобы их изложение было приемлемо для образованного язычника. Пресвитер смирнской церкви Пионий произнес две речи. Они сопоставимы с произведениями античных авторов по красноречию, эрудиции и общему духу культуры, но при этом Пионий ориентируется не на античные образцы, а выбирает свой путь, ведущей к возникновению и становлению той ветви христианской риторики, что основана на парадоксе, притчах, откровениях и пророчествах.
22 июня
Мученичество и распространение христианства в Римской империи
Какова была роль мученичества в распространении христианства в первые века? Традиционно считается, что оно производило большой эффект на языческую аудиторию, демонстрируя отвагу христиан и их верность своей вере. Однако, вполне возможно, что это было не так: мученичество не могло сыграть сколь бы то ни было значимую роль при обращении язычников. Оно было полностью внутрихристианским явлением, малопонятным и скорее отталкивающим для постороннего наблюдателя. Мученики, сосредоточившись на своем подвиге, не обращались к зрителям, публика воспринималась ими не как объект проповеди, а как инструмент достижения Царствия Небесного. Во время их казни не происходит никаких чудес, которые могли бы прославить силу Бога христиан, а те, что происходят, видят лишь их единоверцы. Известные нам случаи обращения язычников после мученичеств при ближайшем рассмотрении оказываются результатом или более или менее длительного общения с осужденными до казни, или реакцией на происходящее уже состоявшихся христиан. Тем не менее, мученичество воздействовало на членов христианских общин, еще не принявших крещение — катехуменов. Оно укрепляло новообращенных, давало им образец поведения, достойного настоящего христианина и подталкивало к следованию этой модели.
О лекторе:
Алексей Дмитриевич Пантелеев — кандидат исторических наук, доцент кафедры истории древней Греции и Рима Института истории СПбГУ. Автор более 100 научных работ по раннему христианству и религиозной жизни Римской империи, переводчик агиографических сочинений («Ранние мученичества. Переводы, комментарии, исследования», СПб., 2017). Область научных интересов — история раннего христианства, раннехристианская агиография (II–IV вв.), гностицизм, античная философия, религиозная жизнь Средиземноморья в период эллинизма и Римской империи, нетрадиционная религиозность в античном мире (магия, астрология, алхимия).
Время проведения лекций c 16.00 до 17.30 (время московское).
Подключиться к лекциям можно на сайте Центра изучения патристики и христианской древности МДА >>>
03.06.2022
Ещё по теме:
- В МДА прошла конференция «Актуальные вопросы изучения христианского наследия Востока»
- Вышел из печати «Корпус христианских текстов и исследований» № 2
- Центр изучения патристики и христианской древности МДА проводит онлайн-лекции по патрологии и христианской науке
- Московская духовная академия проводит открытый семинар по пасхальной гомилии святителя Иоанна Златоуста
- В Москве прошла VIII конференция «Библейские и литургические темы и образы в искусстве Востока и Запада: диалог культур, традиция и современность»
- В МДА прошел круглый стол по анализу литературного наследия преподобного Иоанна Лествичника
- Преподаватели МДА выступили на конференции в Риме