RSS
Написать
Карта сайта
Eng

2024

Январь (17) Февраль (21) Март (21) Апрель (22)
Май (23) Июнь (20) Июль (23) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (23) Ноябрь (21) Декабрь (2)

2023

Январь (17) Февраль (20) Март (23) Апрель (20)
Май (23) Июнь (22) Июль (18) Август (23)
Сентябрь (21) Октябрь (22) Ноябрь (28) Декабрь (23)

2022

Январь (22) Февраль (22) Март (24) Апрель (24)
Май (20) Июнь (22) Июль (21) Август (22)
Сентябрь (22) Октябрь (21) Ноябрь (22) Декабрь (22)

История, культура, книгоиздание

Научные исследования и мероприятия

Археология, восточные рукописи

Образование, просвещение

Паломничество и туризм

Святая Земля

Библейские страны, христианский Восток

Средиземноморье и Афон

Христианские Церкви: общение, традиции, праздники

Искусство, иконопись, храмы

2021

Январь (15) Февраль (19) Март (23) Апрель (22)
Май (23) Июнь (22) Июль (22) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (21) Ноябрь (22) Декабрь (24)

2020

Январь (17) Февраль (18) Март (19) Апрель (24)
Май (14) Июнь (20) Июль (24) Август (20)
Сентябрь (22) Октябрь (21) Ноябрь (20) Декабрь (21)

2019

Январь (16) Февраль (20) Март (21) Апрель (27)
Май (15) Июнь (18) Июль (23) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (22) Ноябрь (19) Декабрь (22)

2018

Январь (18) Февраль (16) Март (21) Апрель (19)
Май (29) Июнь (18) Июль (19) Август (12)
Сентябрь (12) Октябрь (20) Ноябрь (23) Декабрь (14)

2017

Январь (22) Февраль (24) Март (22) Апрель (13)
Май (17) Июнь (17) Июль (13) Август (16)
Сентябрь (28) Октябрь (26) Ноябрь (33) Декабрь (22)

2016

Январь (48) Февраль (75) Март (49) Апрель (58)
Май (51) Июнь (19) Июль (23) Август (28)
Сентябрь (54) Октябрь (36) Ноябрь (36) Декабрь (31)

2015

Январь (17) Февраль (38) Март (40) Апрель (32)
Май (30) Июнь (24) Июль (20) Август (11)
Сентябрь (12) Октябрь (27) Ноябрь (38) Декабрь (40)

2014

Январь (19) Февраль (26) Март (12) Апрель (15)
Май (9) Июнь (14) Июль (16) Август (13)
Сентябрь (21) Октябрь (27) Ноябрь (32) Декабрь (27)

2013

Россия на карте Востока

Летопись

3 декабря 1848 было разрешено выдать «новый бессрочный паспорт для пребывания на Синайской горе» русскому иеромонаху Самуилу, занимавшемуся в монастыре св. Екатерины реставрацией мозаик и изучением библиотеки

3 декабря 1891 М.П. Степанов пишет архим. Антонину (Капустину), что Совет ИППО решил выделить помощь на строительство церкви в Яффе в 2 тыс. руб. серебром

4 декабря 1923 в Висбадене скончался член-учредитель ИППО князь В.С. Кочубей

Соцсети


В МДА пройдут онлайн-лекции о раннехристианской агиографии и культуре Римской империи во II–III вв.

В Центре изучения патристики и христианской древности Московской духовной академии продолжается курс онлайн-лекций по патрологии и христианской науке. Тема очередного лекционного блока «Раннехристианская агиография и культура Римской империи во II–III вв.». Блок состоит из 3 лекций.

8 июня
Христианское мученичество в мире римских зрелищ

Казни христиан не были чем-то странным и пугающим для римлян. Мы рассмотрим место того, что мы называем мученичеством, в системе римских зрелищ во II–III вв. Современные исследователи по-разному подходят к изучению и интерпретации происходившего на арене, но все они солидарны в том, что эти кровавые игры обладали большим значением как институт социальной интеграции, формирующий и поддерживающий римскую идентичность. Осужденный на смерть преступник становился частью «мира арены», а его унизительная казнь означала торжество закона и восстановление порядка и справедливости. Эти механизмы должны были действовать и в отношении христиан, но на практике римские власти сталкивались с тем, что установившиеся модели наказания преступников «выворачивались наизнанку» христианами и превращались в средство разрушения римского порядка. Это привело к тому, что начиная с середины III в., магистраты как правило стремились к максимально кратким судам и быстрой казни христиан, чтобы воспрепятствовать стечению большого числа зрителей.

15 июня
Раннее христианство и Вторая софистика: мученики и риторы

Термин «софист» в сочинениях языческих авторов, писавших о раннем христианстве, не обязательно имеет исключительно негативное значение. Во II–III вв. это слово применялось по отношению к выдающимся ораторам, причем иногда в качестве самообозначения. Эти риторы и христиане были современниками, они были воспитаны одной и той же античной культурой. Стремясь доказать истинность своих взглядов и продемонстрировать превосходство своей традиции, христиане часто пользовались идеями и практиками, заимствованными из арсенала Второй софистики. Наиболее здесь интересны случаи Поликарпа, Аполлония и Пиония. Поликарп не произнес на суде развернутую речь, но в описании его поведения мы находим параллели, например, с сочинением Флавия Филострата. Здесь сознательно изображается столкновение мира языческой культуры и христианства, и читатели-современники хорошо осознавали это противостояние. В «Мученичестве Аполлония» христианин во время процесса произнес две речи в защиту своих взглядов. Они прагматичны и демонстрируют готовность к компромиссу, но не ценой своих убеждений. Речи Аполлония отличает большая эрудиция и тщательная риторическая отделка. Мученик пользуется своими знаниями не для того, чтобы произвести впечатление на слушателей, а чтобы сформулировать основные положения своей веры так, чтобы их изложение было приемлемо для образованного язычника. Пресвитер смирнской церкви Пионий произнес две речи. Они сопоставимы с произведениями античных авторов по красноречию, эрудиции и общему духу культуры, но при этом Пионий ориентируется не на античные образцы, а выбирает свой путь, ведущей к возникновению и становлению той ветви христианской риторики, что основана на парадоксе, притчах, откровениях и пророчествах.

22 июня
Мученичество и распространение христианства в Римской империи

Какова была роль мученичества в распространении христианства в первые века? Традиционно считается, что оно производило большой эффект на языческую аудиторию, демонстрируя отвагу христиан и их верность своей вере. Однако, вполне возможно, что это было не так: мученичество не могло сыграть сколь бы то ни было значимую роль при обращении язычников. Оно было полностью внутрихристианским явлением, малопонятным и скорее отталкивающим для постороннего наблюдателя. Мученики, сосредоточившись на своем подвиге, не обращались к зрителям, публика воспринималась ими не как объект проповеди, а как инструмент достижения Царствия Небесного. Во время их казни не происходит никаких чудес, которые могли бы прославить силу Бога христиан, а те, что происходят, видят лишь их единоверцы. Известные нам случаи обращения язычников после мученичеств при ближайшем рассмотрении оказываются результатом или более или менее длительного общения с осужденными до казни, или реакцией на происходящее уже состоявшихся христиан. Тем не менее, мученичество воздействовало на членов христианских общин, еще не принявших крещение — катехуменов. Оно укрепляло новообращенных, давало им образец поведения, достойного настоящего христианина и подталкивало к следованию этой модели.

О лекторе:
Алексей Дмитриевич Пантелеев — кандидат исторических наук, доцент кафедры истории древней Греции и Рима Института истории СПбГУ. Автор более 100 научных работ по раннему христианству и религиозной жизни Римской империи, переводчик агиографических сочинений («Ранние мученичества. Переводы, комментарии, исследования», СПб., 2017). Область научных интересов — история раннего христианства, раннехристианская агиография (II–IV вв.), гностицизм, античная философия, религиозная жизнь Средиземноморья в период эллинизма и Римской империи, нетрадиционная религиозность в античном мире (магия, астрология, алхимия).

Время проведения лекций c 16.00 до 17.30 (время московское).

Подключиться к лекциям можно на сайте Центра изучения патристики и христианской древности МДА >>>

03.06.2022

Тэги: МДА, лекция (семинар), святые, история христианства, мученики, Римская империя

Ещё по теме:

Январь (22) Февраль (22) Март (24) Апрель (24) Май (20) Июнь (22)
Июль (21) Август (22) Сентябрь (22) Октябрь (21) Ноябрь (22) Декабрь (22)