RSS
Написать
Карта сайта
Eng

2025

2024

Январь (17) Февраль (21) Март (21) Апрель (22)
Май (23) Июнь (20) Июль (23) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (23) Ноябрь (21) Декабрь (22)

2023

Январь (17) Февраль (20) Март (23) Апрель (20)
Май (23) Июнь (22) Июль (18) Август (23)
Сентябрь (21) Октябрь (22) Ноябрь (28) Декабрь (23)

2022

Январь (22) Февраль (22) Март (24) Апрель (24)
Май (20) Июнь (22) Июль (21) Август (22)
Сентябрь (22) Октябрь (21) Ноябрь (22) Декабрь (22)

История, культура, книгоиздание

Научные исследования и мероприятия

Археология, восточные рукописи

Образование, просвещение

Паломничество и туризм

Святая Земля

Библейские страны, христианский Восток

Средиземноморье и Афон

Христианские Церкви: общение, традиции, праздники

Искусство, иконопись, храмы

2021

Январь (15) Февраль (19) Март (23) Апрель (22)
Май (23) Июнь (22) Июль (22) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (21) Ноябрь (22) Декабрь (24)

2020

Январь (17) Февраль (18) Март (19) Апрель (24)
Май (14) Июнь (20) Июль (24) Август (20)
Сентябрь (22) Октябрь (21) Ноябрь (20) Декабрь (21)

2019

Январь (16) Февраль (20) Март (21) Апрель (27)
Май (15) Июнь (18) Июль (23) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (22) Ноябрь (19) Декабрь (22)

2018

Январь (18) Февраль (16) Март (21) Апрель (19)
Май (29) Июнь (18) Июль (19) Август (12)
Сентябрь (12) Октябрь (20) Ноябрь (23) Декабрь (14)

2017

Январь (22) Февраль (24) Март (22) Апрель (13)
Май (17) Июнь (17) Июль (13) Август (16)
Сентябрь (28) Октябрь (26) Ноябрь (33) Декабрь (22)

2016

Январь (48) Февраль (75) Март (49) Апрель (58)
Май (51) Июнь (19) Июль (23) Август (28)
Сентябрь (54) Октябрь (36) Ноябрь (36) Декабрь (31)

2015

Январь (17) Февраль (38) Март (40) Апрель (32)
Май (30) Июнь (24) Июль (20) Август (11)
Сентябрь (12) Октябрь (27) Ноябрь (38) Декабрь (40)

2014

Январь (19) Февраль (26) Март (12) Апрель (15)
Май (9) Июнь (14) Июль (16) Август (13)
Сентябрь (21) Октябрь (27) Ноябрь (32) Декабрь (27)

2013

Анонсы

22 февраля

Лекция «Иконы Богородицы на византийской периферии X–XII веков (Балканы, Грузия, Древняя Русь)», Москва

1 марта

Лекция «Прощеное воскресение. Изгнание Адама из Рая», Москва

8 марта

Лекция «Неделя Торжества Православия», Москва

15 марта

Лекция «Святые Великого поста. Святитель Григорий Палама», Москва

17 марта

Конференция «Богословская мысль и аскетические практики в Поздней Византии: новые горизонты исследования», Москва

22 марта

Лекция «Середина Великого поста – Крестопоклонная неделя», Москва

12 апреля

Лекция «Предчувствие Пасхи. Воскрешение Лазаря – Вход в Иерусалим», Москва

19 апреля

Лекция «Иконография Страстной седмицы», Москва

26 апреля

Лекция «Лучезарная Пасха. Сошествие во ад – Воскресение Христово», Москва

17 мая

Лекция «Вознесение Господне», Москва

31 мая

Лекция «Иконография Святой Троицы», Москва

20-25 октября

Конференция «Наследие Первого Вселенского собора: единство Предания и вызовы эпох», Москва и Санкт-Петербург. Заявки до 15 сентября 2025

Россия на карте Востока

Летопись

22 февраля 1828 родился Д.Д. Смышляев, первый уполномоченный ИППО в Иерусалиме и Перми, почетный член ИППО

22 февраля 1888 преподаватель КДА А.А. Дмитриевский отправился с научными целями из Иерусалима на Синай

22 февраля 1959 в Иерусалиме скончался игум.Серафим (Кузнецов), доставивший из Алапаевска на Святую Землю останки вел.кн. Елизаветы Федоровны

Соцсети


Новгородские специалисты отреставрировали фрагменты уникальных росписей церкви Входа Господня в Иерусалим XIV века

В Центре реставрации монументальной живописи, филиале Новгородского музея-заповедника, специалисты завершили реставрацию фрагментов росписей церкви Входа Господня в Иерусалим 1336 года. Руинированная живопись несохранившегося на сегодня храма представляет собой уникальный образец монументального искусства первой половины XIV века. Других новгородских образцов этого периода выявлено не было.


- Перед нами мраморировки – имитация камня, мраморной облицовки, - пояснила руководитель Центра, художник-реставратор высшей категории Тамара Анисимова. – Ими украшалась нижняя часть храма, как например, в церкви Спаса Преображения на Нередице конца XII века».


Примечательна история обнаружения фрагментов. В 2009 году при прокладке электрокабеля в новгородском Кремле к югу от сохранившегося до наших дней здания церкви Входа Господня в Иерусалим 1759 года были обнаружены руины неизвестного древнего сооружения.


Проведенные в 2010-2012 годах археологической экспедицией СПБГУ под руководством Валентина Булкина и Ильи Антипова раскопки выявили почти полностью сохранившийся план сооружения с фундаментом, мощеным кирпичным полом, нижними частями стен и столбов. Дальнейшие исследования позволили определить строение как церковь Входа Господня в Иерусалим, построенную архиепископом Василием Каликой в 1336 году. При этом на стенах сохранились фрагменты первоначальной росписи в алтарной части и на восточных столбах. После завершения археологических исследований в сентябре 2012 года комиссия по реставрации памятников монументальной живописи Новгородского музея-заповедника приняла решение снять фрагменты с кладки. Работы выполнили художник-реставратор Лаборатории научной реставрации монументальной живописи Государственного Эрмитажа Мария Жервэ и реставратор Новгородского музея Татьяна Федоренко. Живопись была перенесена в реставрационную мастерскую, где и пролежала под профзаклейкой из марли в течение семи лет, оставаясь недоступной для исследователей.


Реставраторы Центра реставрации монументальной живописи предложили способ создания жесткой основы, на которую укладывается живопись после снятия с лицевой стороны профзаклейки. При этом фрагменты можно легко отделять от основы для дальнейшего изучения живописи и проведения реставрационных работ. После отработки методики в 2022 году за шесть месяцев реставраторы смонтировали на 21 планшет 56 фрагментов росписей разного размера. Теперь все фрагменты с изображением мраморировок могут демонстрироваться специалистам и экспонироваться на выставках.


- Сложность была том, что живопись долгое время находилась в грунте. Между штукатуркой и кладкой, в трещинах красочного слоя скопилось много мусора. Но нам удалось всё расчистить. Это очень удачный опыт. Такое колористическое сочетание из оттенков охры нам раньше не встречалось. Выглядит как античная мозаика. Даже на фрагментах это смотрится очень красиво, а представьте себе живопись целиком в алтаре! – комментирует Тамара Анисимова.

Опыт сохранения фрагментов росписей новгородских храмов, которые были утрачены в прошлые века или получены в ходе археологических раскопок, для реставраторов не новый. Но их уникальность (ведь такая живопись могла находиться под землей столетиями) – всегда новый вызов для специалистов и подлинное открытие для искусствоведов.

Новгородский государственный объединенный музей-заповедник 

28.07.2022

Тэги: Новгород, археология, церковное искусство, храмовое зодчество

Ещё по теме:

Январь (22) Февраль (22) Март (24) Апрель (24) Май (20) Июнь (22)
Июль (21) Август (22) Сентябрь (22) Октябрь (21) Ноябрь (22) Декабрь (22)