Переиздана книга Георгия Каприева «Византийская философия. Четыре центра синтеза»
В числе новинок издательства Санкт-Петербургской Духовной Академии - второе, переработанное издание книги ведущего болгарского византиниста Георгия Каприева «Византийская философия. Четыре центра синтеза». Георгий Теологов Каприев (род. 1960) — крупнейший болгарский исследователь средневековой философии. Будучи широко признанным ученым, он много лет возглавлял комиссию по византийской философии Международного общества по изучению средневековой философии (SIEPM) и кафедру истории философии Софийского университета, был соучредителем и соорганизатором различных учебно-исследовательских проектов, по сей день выступает соиздателем серии Bibliotheca Christiana и нового издания «Очерка истории философии» — начинания, восходящего к Фридриху Ибервегу. Эта востребованность Г. Каприева и его активная вовлеченность в международную научную деятельность свидетельствуют о глубоком уважении коллег-медиевистов к научным достижениям болгарского ученого.
Издание подготовлено в книжной серии «Теология: история и современность» кафедрой богословия Санкт-Петербургской духовной академии, Научно-образовательной теологической ассоциацией, Институтом философии Российской академии наук и Фондом поддержки научных теологических исследований «Теоэстетика».
Книга представляет собой целостный очерк философии Византии. В качестве смыслообразующей идеи работы автор берет тезис Владимира Лосского о развитии византийской мысли через несколько крупных синтезов, включающих философские системы Великих Каппадокийцев, преп. Максима Исповедника, преп. Иоанна Дамаскина, свт. Фотия Константинопольского и свт. Григория Паламы. Соответственно, эти четыре фигуры служат несущими опорами замысла книги. Однако Г. Каприев ими не ограничивается, но подробно рассматривает и ту интеллектуальную среду, в которой они существовали и которую формировали. Поэтому книга болгарского ученого дает нам целостную картину византийской философии (или «философии в Византии»; соотношение этих понятий автор поясняет в своем предисловии к книге) на всем протяжении ее развития, вплоть до падения Константинополя в 1453 г. Такого обобщающего труда до сих пор не было в русскоязычном научном пространстве, где остро ощущается потребность в нем. В сравнении, например, с книгой В. М. Лурье «История византийской философии» работа Г. Каприева отличается, с одной стороны, бо́льшим хронологическим охватом и содержательной полнотой, а с другой стороны, большей объективностью и взвешенностью суждений. Это делает ее не только ценным вкладом в нашу науку, способным стимулировать интерес к изучению византийского интеллектуального наследия, но и практически идеальным на сегодняшний день учебником византийского «богомыслия».
Рекомендуется преподавателям и студентам духовных учебных заведений, теологических факультетов светских вузов, а также всем интересующимся проблематикой философии и богословия Византии.
Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви ИС Р23-222-0488 и Ученым советом Института философии Российской академии наук.
15 марта в 19.00 в культурном центре "Покровские ворота" пройдет презентация издания.
Участники презентации:
- Г. Каприев (автор книги, д.ф.н., профессор Софийского университета)
- А. Гагинский (к.ф.н. ст.научн. сотрудник ИФРАН, руководитель фонда «Теоэстетика»)
- о. Дмитрий Лушников (канд. богословия, заведующий кафедрой богословия СПбДА)
- Д. Бугай (д.ф.н. профессор философского факультета МГУ)
- И. Сурков (аспирант философского факультета МГУ)
- Н. Новиков (научный редактор книги)
Вход свободный.
Адрес: Москва, ул. Покровка, 27, стр. 1. Метро: Китай-город, Чистые пруды, Курская.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Несколько слов от переводчика ....................................................... 20
Предисловие ко второму изданию................................................... 23
Вступление ......................................................................................... 26
ВВЕДЕНИЕ .............................................................................................. 29
Общая характеристика ...........................................................................31
Предвизантийская традиция .......................................................... 45
Афанасий Александрийский........................................................... 45
Каппадокийцы................................................................................... 46
Евагрий Понтийский ........................................................................ 57
Последователи и критики Евагрия.................................................61
Св. Кирилл Александрийский ........................................................ 63
Послехалкидонские споры .............................................................. 65
Леонтий Византийский и Леонтий Иерусалимский................... 67
Псевдо-Дионисий Ареопагит .......................................................... 70
СВ. МАКСИМ ИСПОВЕДНИК............................................................. 75
Познание и богопознание ..................................................................... 80
Непознаваемость и познаваемость Божественности.................. 81
Теология и мудрость ........................................................................ 82
Мудрость и философия .................................................................... 87
Христианская философия................................................................ 90
Познавательные методы (катафатика и апофатика) .................. 94
Онтология и триадология....................................................................101
Логос сущности и тропос существования................................... 102
Сущность и ипостась...................................................................... 104
Природные энергии ........................................................................ 108
Логосы вещей................................................................................... 113
Творение — движение — покой .................................................... 121
Антропология и христология............................................................. 122
Человеческая природа.................................................................... 123
Человеческая воля .......................................................................... 125
Ἕξις: личностный фактор ............................................................ 127
Сотворение и рождение человека ................................................ 133
Составная ипостась Христа........................................................... 134
Две воли и две энергии .................................................................. 138
Перихореза ........................................................................................142
Воплощение и спасение...................................................................145
История и эсхатология.........................................................................147
Дух Святой и Церковь.................................................................... 148
Бытие — благобытие — приснобытие......................................... 152
Апокатастасис .................................................................................. 156
Процесс богопричащения .............................................................. 158
Делание ............................................................................................. 162
Природное созерцание ................................................................... 166
Теология............................................................................................ 168
Экстаз .................................................................................................170
Обожение.......................................................................................... 171
Преодоление пяти разделений ..................................................... 173
СВ. ИОАНН ДАМАСКИН................................................................... 179
Философия и мышление о Боге......................................................... 185
Непознаваемость и познаваемость Бога ..................................... 185
Утвердительные и отрицательные имена Бога ......................... 187
Теология — философия — диалектика........................................ 188
Первое имя Бога.............................................................................. 192
Доказательства существования Бога........................................... 193
Триадология .......................................................................................... 195
Божественная сущность................................................................. 195
Учение об ипостасях....................................................................... 197
Отец ................................................................................................... 201
Сын .................................................................................................... 202
Святой Дух ....................................................................................... 204
Перихореза ипостасей .................................................................... 206
Энергии Бога.................................................................................... 207
Христология .......................................................................................... 209
Две природы и одна ипостась ....................................................... 209
Человеческая природа.................................................................... 211
Существование природ в ипостаси Христа ................................ 213
Две воли и две энергии во Христе................................................ 215
Перихореза природ ......................................................................... 218
Иконопочитание.............................................................................. 221
Цель Воплощения ........................................................................... 225
Эсхатология и сотериология .............................................................. 226
Возможность спасения................................................................... 226
Закон и вера...................................................................................... 229
Созерцание и молитва.................................................................... 229
Святые таинства.............................................................................. 230
Воскресение и обожение................................................................ 233
СВ. ПАТРИАРХ ФОТИЙ .................................................................... 235
Жизнеописание..................................................................................... 237
Церковный политик........................................................................ 239
Фотиева схизма ............................................................................... 242
Интеллектуальный лидер.............................................................. 245
Интеллектуальный стиль эпохи .................................................. 246
Личный стиль св. Фотия................................................................ 248
Сочинения ........................................................................................ 253
Познание и Богопознание................................................................... 255
Непознаваемость и познаваемость Бога ..................................... 255
Теология............................................................................................ 260
Философия ....................................................................................... 262
Триадология .......................................................................................... 267
Божественная Триада и Монада................................................... 267
Бог Отец ............................................................................................ 271
Исхождение Святого Духа ............................................................ 273
Христология .......................................................................................... 278
Боговоплощение.............................................................................. 279
Ипостасное восприятие человека ................................................ 281
Богородица и образы святых........................................................ 284
Эсхатология и сотериология .............................................................. 285
Благодать и человеческая свобода............................................... 285
Спасение ........................................................................................... 288
ОТ СВ. ФОТИЯ ДО СВ. ПАЛАМЫ.................................................... 291
Теоцентричный и антропоцентричный гуманизм ......................... 293
Св. Симеон Новый Богослов............................................................... 294
Никита Стифат...................................................................................... 299
Михаил Пселл ....................................................................................... 303
Иоанн Итал............................................................................................ 312
Евстратий Никейский и комментаторы Аристотеля ......................314
Николай Мефонский.............................................................................317
Схизма 1054 г. ....................................................................................... 318
Византийский XII век .......................................................................... 321
Никейский период (1204–1261 гг.) .................................................... 325
Культурпатриоты и консерваторы ............................................... 326
Никифор Влеммид .......................................................................... 329
Феодор II Ласкарь ........................................................................... 331
Георгий Акрополит......................................................................... 332
Мануил Холобол................................................................................... 333
Мануил Плануд..................................................................................... 335
Иоанн Педиасим ................................................................................... 336
Георгий Пахимер .................................................................................. 337
Феодор Метохит ................................................................................... 340
Никифор Хумн ...................................................................................... 343
Дискуссии после Лионского Собора ................................................. 344
Иоанн XI Векк ................................................................................. 345
Георгий Кипрский (Григорий II) ................................................. 347
Исихазм и св. Григорий Синаит......................................................... 350
СВ. ГРИГОРИЙ ПАЛАМА.................................................................. 357
Паламитский синтез ............................................................................ 359
Жизненный путь и сочинения...................................................... 361
Исихастский спор............................................................................ 363
Варлаам ............................................................................................. 363
Акиндин............................................................................................ 366
Никифор Григора............................................................................ 371
Исихастские споры и латинская схоластика.............................. 373
Иоанн Кантакузин......................................................................374
Богопознание..........................................................................................376
Опыт богопознания ........................................................................ 377
Теология. Апофатика ..................................................................... 381
Философия ....................................................................................... 386
Понятие философии.................................................................. 386
Структура человеческого познания ....................................... 388
Доказательный метод ............................................................... 390
Отношение к эллинской философии...................................... 394
Философ ли Палама? ................................................................ 396
Триадология. Сущность и энергия Бога .......................................... 399
Триадологическая предпосылка .................................................. 399
Природная энергия Бога................................................................ 402
Различие между сущностью и энергией ..................................... 405
Излучение энергий ......................................................................... 408
Обоживающие и творящие энергии .............................................411
Христоцентризм паламитского учения............................................ 415
Коррекция учения Дионисия об иерархии .................................416
Воплощение и обожение.................................................................418
Метаисторическое присутствие Христа.......................................418
Фаворский свет................................................................................ 421
Обожение человека .............................................................................. 422
Причастность к божественной энергии ...................................... 422
Вклад человеческой свободы ........................................................ 424
Психосоматическое единство человека ...................................... 426
Таинства............................................................................................ 433
Человеческая ипостась и обожение............................................. 435
С 1354 ДО 1453 гг. ................................................................................ 439
Византийский томизм ......................................................................... 441
Димитрий Кидонис......................................................................... 441
Прохор Кидонис .............................................................................. 447
Антипаламиты ...................................................................................... 451
Антитомисты......................................................................................... 454
Нил Кавасила................................................................................... 454
Филофей Коккин............................................................................. 457
Каллист Ангеликуд......................................................................... 460
Николай Кавасила................................................................................ 463
Ферраро-Флорентийский Собор (1438–1439 гг.) ............................ 469
Марк Евгеник ........................................................................................ 470
Виссарион................................................................................................474
Георгий Гемист Плифон ...................................................................... 478
Платонизм и аристотелизм в Византии ........................................... 482
Георгий Схоларий (Геннадий II) ....................................................... 486
БИБЛИОГРАФИЯ................................................................................. 495
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ................................................................................. 517
История и состояние академических исследований
византийской философии ....................................................................517
1. Карл Крумбахер и Альберт Эрхард ..........................................517
2. Василий Татакис ..........................................................................519
3. Ханс-Георг Бек............................................................................. 521
4. Клаус Элер .................................................................................... 521
5. Герберт Хунгер ............................................................................ 523
6. Герхард Подскальски.................................................................. 523
7. Богословы-неопаламиты ........................................................... 525
8. Линос Бенакис ............................................................................. 526
9. Георгий Каприев.......................................................................... 528
10. Новый этап исследований ....................................................... 530
10.1. Катерина Иеродиакону.................................................... 530
10.2. Микеле Трицио ................................................................. 530
11. Итоги ........................................................................................... 531
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ИЗБРАННЫЕ СТАТЬИ ..................................... 534
Почему «византийского гуманизма» не существует
(пер. С. Киптенко) ................................................................................ 534
1. L’humanisme byzantin .................................................................. 535
2. Гуманисты Возрождения и гуманизм ..................................... 538
3. Радикализация понятия ............................................................ 540
3.1. Иоанн Мейендорф и атака «православия» на гуманизм............. 541
3.2. Герхард Подскальски и предпочтение«византийского гуманизма» .... 542
3.3. Византийский гуманизмкак социально-реформаторский проект ......... 547
3.4. Гротескная эскалация........................................................ 550
4. Заключение .................................................................................. 552
Четыре способа превзойти Запад (пер. С. Киптенко).................... 559
1. Исторический контекст ............................................................. 560
2. 1204 год. Проблема отношений с Западом
как «травма» государства .............................................................. 568
3. Неоднородность византийской культуры .............................. 573
4. Четыре способа превзойти Запад............................................. 581
4.1. Варианты радикального антилатинизма ....................... 581
4.2. Запад как пример для подражания ................................. 585
4.3. Выборочная рецепция ....................................................... 589
4.4. Ангажированная рецепция............................................... 596
5. Эпилог ........................................................................................... 600
Учитель и ученик в духовной и интеллектуальной
ситуации Византии (пер. К. Меламуда) ........................................... 606
1. Духовный учитель и его ученики ............................................ 607
2. Учитель-философ и его ученики...............................................616
3. Показательный пример.............................................................. 621
4. Заключение .................................................................................. 625
Учение об энергиях в De omnifaria doctrina Михаила Пселла
(пер. К. Меламуда)................................................................................ 628
1. Никита Маронейский и банальность учения об энергиях . 629
2. Применение учения об энергиях в De omnifaria doctrina.... 632
3. Περιχώρησις и μέθεξις в Omnifaria doctrina ................................. 639
4. Позиционирование теории энергий у Пселла ....................... 642
5. Общепризнанность и различные виды использования
теории энергии ................................................................................ 644
6. Заключение .................................................................................. 646
Скотистское различие между сущностью и энергией
у Георгия Схолария и внутренние источники
паламитской традиции (пер. К. Меламуда)..................................... 649
1. Позиция Схолария...................................................................... 650
2. Параллелизм со скотистской позицией .................................. 660
3. Схоларий в сравнении с Паламой............................................ 663
4. Позиция св. Григория Паламы................................................. 666
5. Палама в сравнении со Схоларием...........................................674
6. Заключение .................................................................................. 680
Свободная воля, провидение и предопределение
в византийской традиции (пер. А. Виноградова) .......................... 683
16.02.2023
Ещё по теме:
- Изданы лекции Андрея Виноградова по византийской архитектуре
- «Русско-Византийский вестник» № 1 за 2022 год вышел в свет
- Вышел сборник статей академика Игоря Медведева о петербургской школе византиноведения в XIX - первой трети XX века
- Издана монография об иконоборчестве глазами византийцев VIII-XV веков
- Вышла новая книга по истории Византийской империи
- В открытый доступ выложена книга о византийском учёном Каллисте Андронике
- Изданы материалы научной конференции «Byzantinotaurica -1: Византия и византийское наследие в Причерноморье, Средиземноморье и Восточной Европе»
- В издательстве РХГА вышла в свет монография о полемике исихастов и их противников в Византии XIV века
- Переиздана «Краткая история Византии» Дионисия Статакопулоса
- Вышла в свет книга «Большое Средиземноморье в IV–XVI вв. Тенденции, факторы, влияния, конфликты»
- Вышла в свет книга протоиерея Владислава Цыпина «Византийская эпоха в истории Европы: VII-VIII века»
- В издательстве «Библиороссика» вышла книга о визуальной культуре Византии
- Вышла в свет монография профессора Рустама Шукурова «Византия и Азия. Гибель цивилизации»
- Вышла в свет книга Евгения Герцмана «Музыкально-богослужебная жизнь Византийской Церкви»