RSS
Написать
Карта сайта
Eng

2024

Январь (17) Февраль (21) Март (21) Апрель (22)
Май (23) Июнь (20) Июль (23) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (23) Ноябрь (21) Декабрь (15)

2023

Январь (17) Февраль (20) Март (23) Апрель (20)
Май (23) Июнь (22) Июль (18) Август (23)
Сентябрь (21) Октябрь (22) Ноябрь (28) Декабрь (23)

История, культура, книгоиздание

Научные исследования и мероприятия

Археология, восточные рукописи

Образование, просвещение

Паломничество и туризм

Святая Земля

Библейские страны, христианский Восток

Средиземноморье и Афон

Христианские Церкви: общение, традиции, праздники

Искусство, иконопись, храмы

2022

Январь (22) Февраль (22) Март (24) Апрель (24)
Май (20) Июнь (22) Июль (21) Август (22)
Сентябрь (22) Октябрь (21) Ноябрь (22) Декабрь (22)

2021

Январь (15) Февраль (19) Март (23) Апрель (22)
Май (23) Июнь (22) Июль (22) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (21) Ноябрь (22) Декабрь (24)

2020

Январь (17) Февраль (18) Март (19) Апрель (24)
Май (14) Июнь (20) Июль (24) Август (20)
Сентябрь (22) Октябрь (21) Ноябрь (20) Декабрь (21)

2019

Январь (16) Февраль (20) Март (21) Апрель (27)
Май (15) Июнь (18) Июль (23) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (22) Ноябрь (19) Декабрь (22)

2018

Январь (18) Февраль (16) Март (21) Апрель (19)
Май (29) Июнь (18) Июль (19) Август (12)
Сентябрь (12) Октябрь (20) Ноябрь (23) Декабрь (14)

2017

Январь (22) Февраль (24) Март (22) Апрель (13)
Май (17) Июнь (17) Июль (13) Август (16)
Сентябрь (28) Октябрь (26) Ноябрь (33) Декабрь (22)

2016

Январь (48) Февраль (75) Март (49) Апрель (58)
Май (51) Июнь (19) Июль (23) Август (28)
Сентябрь (54) Октябрь (36) Ноябрь (36) Декабрь (31)

2015

Январь (17) Февраль (38) Март (40) Апрель (32)
Май (30) Июнь (24) Июль (20) Август (11)
Сентябрь (12) Октябрь (27) Ноябрь (38) Декабрь (40)

2014

Январь (19) Февраль (26) Март (12) Апрель (15)
Май (9) Июнь (14) Июль (16) Август (13)
Сентябрь (21) Октябрь (27) Ноябрь (32) Декабрь (27)

2013

Россия на карте Востока

Летопись

21 декабря 1917 секретарь ИППО А. А. Дмитриевский разослал извещения о панихиде по М. П. Степанову

21 декабря 1937 тройкой УНКВД по Куйбышевской обл. приговорен к расстрелу архиеп. Самарский Александр (Трапицын), пожизненный действительный член ИППО, священномученик

23 декабря 1885 Совет ИППО решил ассигновать Иерусалимскому Патриарху Никодиму 15 тыс.руб. на нужды церквей и школ

Соцсети


Журнал «Библейская археология» анализирует причины и историю возникновения обряда крещения детей

В журнале "Библейская археология" видный ученый анализирует причины и историю появления обряда крещения детей и находит, что во многом ему способствовала эпидемия, считавшая Божьей карой за грехи, пишет biblicalarchaeology.

Франческо Ардуини (Francesco Arduini), независимый исследователь в области библеистики и истории христианства, опубликовал в журнале «Библейская археология», издаваемом Библейским археологическим обществом (Biblical Archaeology Society, BAS), статью о возникновении водного крещения детей. Библеист напоминает, что пандемии нередко сильно влияют на привычки, образ жизни и традиции целых групп населения, а то и коренным образом их меняют. Миллиарды людей лично испытали это на себе во время пандемии коронавируса COVID-19, вспыхнувшей в 2019 году. История Европы знает многие примеры такого рода – в частности, эпидемия бубонной чумы опустошила средневековую Европу в середине 14 века и разрушила многие области гражданской жизни и хозяйства. Византийскую империю во время правления Юстиниана (в середине шестого века н.э.) также поразила столь страшная эпидемия, что готы и византийцы вынуждены были даже остановить войну на Апеннинском полуострове.

Как и другие катастрофы, эпидемии нередко полностью «перепахивают» и обновляют жизнь общества далеко за пределами сферы здоровья как таковой. Известно, что многие прошлые пандемии также оказывали сильное воздействие на религии – питали религиозный радикализм и реформаторские движения, крепили веру, обостряли богословские диспуты. Вот и христианский обряд водного крещения новорожденных, по всей видимости, возник в связи с пандемией, поскольку в ранних христианских общинах до конца второго столетия этот обряд не известен, документально не зафиксирован.

Примерно в 165 году н.э., в период правления императора и знаменитого философа Марка Аврелия (161-180 гг.), Римская империя была поражена первой документально подтвержденной смертоносной вспышкой инфекционного заболевания. В хрониках она известна как «Антонинова чума», а ученые полагают, что это было первое пришествие оспы или кори (точно не известно до сих пор) в Средиземноморье и Европу. Источником этой пандемии, вероятно, стал город Селевкия близ современного Багдада. Согласно самой общепринятой гипотезе, повальную болезнь занесли в империю римские легионы, посланные на завоевание Парфии. Они вернулись из неудачного похода в 165 году, и сеяли чуму на обратном пути вплоть до Рима. Тогда это была совершенно новая инфекция, иммунитета на нее у населения не было, а потому, по некоторым современным оценкам, болезнь на пике своего развития умертвляла примерно 5 тысяч римлян в день. Смертность была настолько высокой, что караваны колесниц, доверху нагруженных мертвыми телами, тянулись из городов чуть не каждый день. Считают, что в некоторых регионах Египта оспа погубила более 90 процентов жителей, а в целом, вероятно, более 20 процентов населения Римской империи. По свидетельству римского историка Диона Кассия (155-235 гг.), болезнь снова вспыхнула девять лет спустя и уносила в Риме до 2 тысяч жизней в день – в среднем каждого четвертого, то есть уровень смертности составил 25% (что нехарактерно для чумы). В целом тогда погибло порядка 5 миллионов человек – до трети населения некоторых провинций империи.

Пандемия вызвала вспышку религиозности от низов до самых высших слоев римского общества. Император Марк Аврелий спешно восстанавливал храмы и святилища, призывал отовсюду священников и всячески поощрял богослужения и молитвы в надежде успокоить Божий гнев, который, по общепринятому мнению, и вызвал Антонинову чуму. Эта необычная вспышка религиозности, по оценкам историков, началась около 166 года.

Христианам, по всей видимости, лучше удавалось противостоять эпидемии, и они вышли из нее с меньшими потерями, чем язычники. Сама организация христианских общин, их замкнутость, взаимопомощь, заботы о больных, обездоленных и сиротах способствовали снижению уровня смертности. Однако оспа, как известно, вызывает самую высокую смертность среди детей, и христиане, безусловно, не были исключением. Антонинова чума оказала сильнейшее влияние на христианские общины. Чувства страха и бессилия, охватившие народ империи, наряду с резким возрождением религиозности, явно способствовали росту и быстрому распространению христианства по всей империи. Предполагают также, что христианские общины в то время перестроились внутренне, в том числе на теологическом уровне.

Что касается крещений, то все христианские общины всегда крестили новообращенных. На западе в 1950-1960-х годах обряд крещения даже послужил темой бурных споров о законности крещения детей и младенцев. К нашим временам эти дебаты уже поутихли – скорее из-за некоторой усталости, чем примирения сторон. Первое упоминание о крещении детей исходит от епископа Иринея и датируется примерно 180 годом н.э. (Adversus haereses 2.22.4). Спустя 20 лет появилось четкое заявление о крещении детей, автором которого был плодовитый историк Тертуллиан примерно в 200 году н.э. (De baptismo 18.1.4–5). Он резко высказался против крещения детей, поскольку они еще не до конца понимают значение этого обряда. Однако из этого заявления столь же очевидно, что к концу второго века крещение детей уже вошло в обычай. Примерно 15 лет спустя богослов Ипполит в своем апостольском предании дает ясную литургическую формулировку крещения детей.

Какой же фактор сыграл главную роль в становлении этого обряда в христианской общине в 180-200 годах? Если учитывать высокий уровень младенческой смертности в то время в целом и особенно во времена страшных эпидемий, становится понятно, почему христиане стремились сразу крестить новорожденных. Тем самым они надеялись снискать для детей Божью защиту и дать им шанс на спасение души. Вот почему обряд срочного крещения младенцев во спасение очень скоро прижился и стал традиционным. Как только чрезвычайная ситуация эпидемии отчасти миновала к 180 году н.э., Ириней и другие христианские богословы разработали теологию крещения младенцев и распространили это учение в последующие 20 лет настолько широко, что Тертуллиан на заре третьего века упоминает его как общепринятый обряд.

Проблема этого объяснения заключается в том, что связь между началом крещения младенцев и «чумой Антонина» чисто гипотетическая, поскольку ни один известный документ того времени не сохранил никаких ее свидетельств. Любопытно также, что в трудах христианских авторов того времени отсутствует не только указания на возможную связь между чумой и крещением младенцев, но и какие-либо упоминания о чуме вообще. Можно лишь предположить, что в разгар эпидемии Антониновой чумы все богословские дебаты прервались из-за чрезвычайной ситуации эпидемии. Весьма правдоподобно и предположение о том, что в эпидемию родители-христиане массово умоляли как можно скорее крестить их тяжелобольных детей, дабы обеспечить им спасение через крещение, и духовенству приходилось свершать обряды день и ночь. Только когда бедствие миновало, у немногих уцелевших клириков появился досуг, и начали появляться первые упоминания и размышления о крещении детей, при полном молчании о самой чуме.

Почему же этот «заговор молчания» сохранялся после 180 года? Языческое население в своем большинстве сочло эпидемию карой богов и возлагало вину на христиан. Христианство же, все еще живущее в ожидании скорого второго пришествия Христа, в свою очередь истолковало эту напасть таким же образом – как Божью кару за греховность мира, не искупаемую присутствием немногочисленных христиан. Антонинова чума стала первой разрушительной демографической катастрофой, поразившей церковь. Апологетам пришлось пройти через некую теологическую дезориентацию в попытках оправдать столь жестокое наказание от Господа. Можно предположить, что эта временная растерянность и породила столь странное молчание церковных источников о чуме.

На протяжении всего первохристианского (пост-апостольского) периода нет никаких прямых упоминаний о крещении детей. Каждый раз, когда затрагивается эта тема, источники считают детей чистыми, независимо от крещения. Этот ортодоксальный постулат сохранялся вплоть до времен христианского богослова Иустина, который был последним апологетом, писавшим о крещении (в 150 году) до того, как чума Антонина поразила Римскую империю (Первая апология 61.9–10). Тридцать лет спустя, при Иринее, взгляды на крещение детей явно изменились, а еще через 20 лет мы узнаем от Тертуллиана, что обряд крещения младенцев укоренился в церкви. Таким образом, в период 150-180 годов должно было произойти некое переломное событие, оправдывающее столь важное и беспрецедентное изменение. Антонинова чума идеально попадает в этот краткий период и, таким образом, вписывается в историю теологии крещения.

Седмица.Ru

16.03.2023

Тэги: книгоиздание и периодика, журнал «Библейская археология»

Ещё по теме:

Январь (17) Февраль (20) Март (23) Апрель (20) Май (23) Июнь (22)
Июль (18) Август (23) Сентябрь (21) Октябрь (22) Ноябрь (28) Декабрь (23)