RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Россия на карте Востока

Летопись

11 декабря 1911 открылось отделение ИППО во Владикавказе

12 декабря 1914 скончалась паломница, благотворительница, первая игуменья русского монастыря на Елеоне Евпраксия (М.В. Миловидова)

12 декабря 1917 скончался генерал М.П. Степанов, помощник Председателя ИППО

Соцсети


«Просите мира Иерусалиму»

С конца X века паломническое движение из России в Святую землю стало новым явлением в духовной жизни Киевской Руси, переходившей от язычества к православию. Того, кто отправлялся в длительный, долгий и опасный путь, в народе называли странниками, пешеходцами, паломниками и поклонниками святым местам.

Богомольцы стремились посетить святыни, связанные с земной жизнью Иисуса Христа и его учеников в Вифлееме, Галилее, Иерихоне и Иерусалиме. До египетской оккупации Сирии и Палестины в 1831–1840 годах османские власти облагали христианских паломников особым видом пошлины – каффаром, доходы от которого шли в казну пашей, а затем на нужды мусульманских благотворительных учреждений.


Богомольцы из России добирались по морю или вдоль его берегов пешком до Константинополя, с которого для них начиналась Святая Земля. Русский министр-резидент в Константинополе получал для них в Порте султанский фирман, или «охранную грамоту», с которой паломники могли беспрепятственно следовать через Архипелаг, по Малой Азии, Сирии, Ливану, Палестине до Египта и вернуться обратно в Константинополь. Этот путь можно было совершать по морю, но русские паломники, как правило люди небогатые, вплоть до второй половины XIX века часто пользовались паломническим тропами, по которым шли как христиане, так и мусульмане. Христианский паломник вызывал у мусульманского населения симпатию и даже уважение. Ведь он вёл себя подобающим образом, и его так же радушно принимали и на обратном пути.

Странствия по Ближнему Востоку затягивались иногда на два-три года. Умереть в паломничестве считалось высочайшей благодатью. Были просто уникальные случаи. Так, русский богомолец Василий Григорович-Барский провёл в паломничестве по святым местам почти четверть века (с 1723 по 1747 год), приняв монашеский постриг от Антиохийского Патриарха. Он выучил итальянский, греческий, турецкий, арабский языки и даже преподавал философию греческим детям, чтобы добыть себе пропитание. За годы длительного паломничества по христианским святыням Италии и Османской империи «пешеходец» Барский составил богатейшее и всемирно известное описание святых мест.

Случались в храме Гроба Господня и кровавые столкновения между православным, армянским и католическим духовенствами за право обладания христианскими святынями, в которых участвовали присутствовавшие богомольцы со всего христианского мира. Апогеем стал вопрос о святых местах Палестины, послуживший поводом к Крымской войне. Конфликт, вспыхнувший в 1847 году между католическим и греческим духовенствами, быстро перерос в политический. Францисканцы потребовали для себя расширения прав за счёт ущемления Иерусалимской Православной Церкви. За францисканцев вступились Франция, Бельгия, Австрия, Сардиния и Великобритания. Порта поддержала католиков. Вселенский Патриарх Герман от имени всех восточных патриархов обратился за помощью к российскому императору как покровителю Православия в Святой Земле. Император Николай потребовал от султана Абдула Маджида и императора Наполеона III не нарушать статус-кво преимущественных прав Иерусалимской Православной Церкви как исторической хранительницы святых мест со времён императора Константина Великого и последующих фирманов халифов и султанов, сменивших византийские власти в Святой Земле. В итоге «восточным схизматикам», то есть России, был объявлен крестовый поход, в котором неокрестоносцы Франции, Великобритании и Сардинии участвовали совместно с неосарацинами Османской империи. Его жертвами стали около миллиона человек.

Несмотря на поражение России в Крымской войне, Западу не удалось вытеснить её с Ближнего Востока и Средиземноморья. Российский император Александр II усилил российское духовное, консульское и общественное присутствие путём развития русских учреждений в Святой Земле. В 1882 году было создано Императорское Православное Палестинское общество во главе с братом царя Александра III великим князем Сергием Александровичем, которое занималось не только паломничеством российских верующих, но и организацией школ в Сирии, Ливане и Палестине, где велось преподавание на арабском языке. Так в конце XIX века на

С.47

Ближнем Востоке возникло новое наднациональное понятие – Русская Палестина. В Иерусалиме на огромном участке земли для русских паломников был построен огороженный стеной городМосковия. Из-за огромного количества русских богомольцев городские власти приняли решение пробить в стенах Старого города Новые ворота, после чего была отменена многовековая практика запирания дверей Старого города Иерусалима. На Пасху в Иерусалим из России приезжали до 6–7 тысяч человек, в течение года через подворья Палестинского общества проходило до 10–11 тысяч.

После свержения в 1917 году монархии в России русское паломничество практически прекратилось. Восстановилось оно в конце 80-х – начале 90-х годов XX века. Вновь, как и сто лет назад, в Иерусалиме и Святой Земле русский язык стал легко узнаваем в массе местных восточных диалектов.



Паломники устремлялись в Иерусалим на великий праздник Пасхи к главной святыне христианства – храму Гроба Господня. По дошедшим до нас письменным источникам, каждый год в Великую Субботу в церкви собиралось множество народа, от 10 до 14 тысяч человек, чтобы присутствовать при чуде схождения Благодатного Огня. По поверью, если Огонь не сойдёт, то наступит конец света. Примечательно, что с включением Иерусалима в 638 году в состав Арабского халифата и падения в середине XVI века Византийской империи мусульманские власти в лице халифа Омара ибн аль-Хаттаба, султана Салаха ад-Дина и падишаха Салима III сумели быстро перевести ситуацию из разряда конфликта цивилизаций – «дар аль-харб» в диалог цивилизаций – «дар ас-ислям». Существовала система неприкосновенности миллетов, или религиозных автономных общин зиммиев – христиан и иудеев. С завершением эпохи арабского патриаршества в Иерусалимской Церкви в 1534 году и наступлением греческого патриаршества в Матери всех Церквей на

С.48

права православного духовенства начали посягать армянское и францисканское монашество.

До XVI века католики и православные имели один календарь – юлианский, по которому все религиозные праздники христиан совпадали и отмечались в один день. В 1582 году Папа Григорий XIII ввёл новый стиль летосчисления. Католики начали отмечать праздники в другие дни, по примеру иудеев, игнорируя чудо Благодатного Огня и обвиняя православное духовенство в применении «греческого фокуса».

Мусульмане не отрицали божественного происхождения Святого Огня, или Света, присутствуя вместе с восточными христианами на церемонии его сошествия. Как свидетельствуют дневники паломников из России, арабы-мусульмане при появлении пламени внутри храма Гроба Господня вместе со своими арабо-христианскими соплеменниками восклицали: «Д Алла!» – «О, Господи!», а по окончании церемонии уносили с собой домой физическое доказательство небесной благодати – пучки обожжённых свечей.

С 2003 года – по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, а с 2009-го – по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла фонд Андрея Первозванного осуществляет международную программу «Просите мира Иерусалиму». Она включает в себя проведение ежегодной молитвы о мире на Святой Земле в Великую Субботу и принесение Благодатного Огня из Иерусалима в Россию.

Молитва о мире на Святой Земле является миротворческой акцией, направленной на поднятие авторитета Православия и укрепление межправославного единства. Молитва читается в Великую Субботу – день, когда всеобщее внимание привлечено к Иерусалиму в связи со схождением Благодатного Огня. В этот день представительная делегация фонда Андрея Первозванного, в которую входит благословлённый Святейшим Патриархом Московским и всея Руси

С.49

архиерей Русской Православной Церкви, и Патриарх Иерусалимский и всея Палестины совершают молитву в Тронном зале Иерусалимского Патриархата. По благословению Патриарха Московского и всея Руси молитва читается также во всех храмах Русской Православной Церкви.


Сошествие Благодатного Огня в Великую Субботу является символом и знаком Христова Воскресения, которое отмечается в праздник Пасхи. Ежегодно в Великую Субботу делегация фонда Андрея Первозванного принимает участие в литании Святого Огня, после чего специальным рейсом Благодатный Огонь доставляется в Москву и передаётся Святейшему Патриарху перед началом пасхального богослужения в храме Христа Спасителя. Фонд совместно с телеканалами НТВ и «Радио России» организует трансляцию литании Святого Огня.

С.50


С.51

Принесение Благодатного Огня в Россию является продолжением многовековой традиции принесения Огня из Святой Земли русскими богомольцами.

При содействии фонда Благодатный Огонь распространяется по храмам Москвы и Подмосковья, доставляется в епархиальные центры России и ближнего зарубежья. В 2010 году Благодатный Огонь был привезён более чем в 50 епархий Русской Православной Церкви.

По благословению правящих архиереев и решению региональных властей во многих епархиях при принесении Огня совершаются крестные ходы, в которых принимают участие главы городов и регионов, представители администрации, средств массовой информации, общественности, что делает это событие значимым явлением. Так происходит в Белгородской, Иркутской, Пермской, Воронежской областях, в десятках других регионов и городов России и СНГ. В 2010 году Благодатный Огонь был доставлен в такие удалённые районы нашей страны, как Мурманск, Красноярск, Магадан, Якутск, Петропавловск-Камчатский, Дербент. Святой Огонь был также принесён в Ташкент, Бишкек, Баку, Ригу, Таллин, Севастополь.

Встреча Благодатного Огня на Пасху в родильных и детских домах, госпиталях и даже исправительных учреждениях помогает донести до многих россиян благую весть о воскресшем Господе, познакомить их с православными традициями. Принесение в Москву и российские регионы Благодатного Огня способствует восстановлению национальной и культурной идентичности у молодёжи и всего русского народа.


Ярким событием Пасхи 2009 года стало принесение Благодатного Огня на российскую дрейфующую станцию в Арктике. «Полярники, к сожалению, не могут отпраздновать Пасху по-настоящему, ведь на льдине невозможно построить храм, однако они попросили подарить им праздник и привезти сюда Благодатный Огонь из Иерусалима», – сказал лауреат Международной премии Андрея Первозванного «За Веру и Верность», известный полярный исследователь, Герой России Артур Чилингаров.

Стремление многочисленных верующих людей из самых удалённых уголков нашей великой страны получить частицу Святого Огня отражает их желание приобщиться к празднованию Пасхи Божией у Гроба Господня в Святом граде Иерусалиме, где произошло таинство Восстания Христа из мёртвых.

С.52


Из обращения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в связи с принесением в Россию Благодатного Огня

Празднование Cвятой Пасхи в Иерусалиме, в Святом граде, отличается от празднования во всех других местах. Потому что именно в этом месте, в этом граде, на Святом Гробе и произошло таинство Воскресения – Господь воскрес из мёртвых, попирая смерть. И как символ и знак этого Воскресения мы имеем сошествие Святого Огня в Великую Субботу, которое находится в центре празднования Воскресения Христова в Святом граде Иерусалиме.

Город Иерусалим, Святой город, место страдания и Воскресения Спасителя, сегодня несёт на себе печать разделения и страдания. Святая Земля, имеющая огромное духовное значение для миллионов и миллионов людей, страдает от человеческих конфликтов и разделений. Поэтому забота о мире на Святой Земле, забота о мире в Святом граде Иерусалиме проистекает из наших глубоких убеждений в особом значении этого святого места. В последние годы установилась замечательная традиция: паломники, которые привозят Святой Огонь из Иерусалима в Россию, совершают молитву в Святом граде, испрашивая у Господа мира для Иерусалима. И во многих храмах Русской Православной Церкви эхом отзывается эта молитва. Мы просим Господа дать мир Иерусалиму, городу, где произошло спасительное Воскресение из мёртвых Господа нашего Иисуса Христа, и верим, что все человеческие конфликты, разделения могут быть препобеждены силой Божьей. На этом и основывается наша молитва. И сегодня мы особенно будем просить Господа даровать свою милость Святому граду, тем, кто живёт здесь, дабы мир и покой снизошли на Святую землю, столь близкую сердцам верующих людей.


Молитва о мире на Святой Земле

Господи, Иисусе Христе, Боже наш, Крест претерпевый и смерть, спасения ради рода человеческаго, во ад сошедый, тридневное погребение приемый, смерть поправый, диавола упразднивый и разрушивый вражды средостение, приими молитву смиренных раб Твоих, купно с Давидом псалмопевцем Тебе вопиющих о мире Святаго Сиона, Престола Царя Великаго, Матере Церквей, Преславнаго Иерусалима.

Мир даровавый роду человеческому, угаси всяку распрю и раздоры во Святей Земли, умири злобу враждующих, благослови притекающих ныне ко Гробу Твоему Живоприемному, и нас тому мысленно поклоняющихся, исходящим от сего светом Лица Твоего озари.

Пламенем любве распали к Тебе сердца наша, Христе Боже, да тою воспламеняеми, сердцем, мыслию же и душею, и всею крепостию нашею возлюбим Тя, и искренняго своего. Яко Ты еси мир наш, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем, и Всесвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Якушев М.И., кандидат исторических наук

Публикация из журнала «Русская история» № 3(17) 2011 г., С. 47–53.

Журнал «Русская история»

Тэги: традиции паломничества, Святая Земля, Благодатный огонь, Русская Палестина, Пасха в Иерусалиме, Пасха

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню