Белый монастырь
Монастырь (апы) Шенуте (Дейр-эль-Абьяд, Дейр-Анба-Шенуда), в Верхнем Египте; расположен на краю Ливийской пустыни, примерно в 10 км к северо-западу от современного г. Сохаг. Основан апой Пжолем ок. 340 или 350 г., дядей Шенуте, или самим Шенуте в нач. V в. Белый монастырь является одним из древнейших памятников христианской архитектуры Египта. Название «Белый монастырь» (араб. Дейр-эль-Абьяд) стало широко употребляться не ранее XIII в.
Белый монастырь. Общий вид
Первые сведения о монастыре содержатся в «Житии Шенуте» (Vita Sinuthii. 13, 24, 30-32). Вероятно, сначала монастырь имел небольшие размеры, там находился колодец и склад. В житии говорится о знамении, способствовавшем строительству монастырской церкви. Шенуте явился Иисус Христос и повелел построить церковь. Шенуте ответил, что у него нет средств на строительство, тогда ему было велено идти в пустыню, где он обнаружил кошель с деньгами. На эти деньги были наняты рабочие для строительства. Можно предположить, что вместе со строительством церкви велась перестройка всего монастыря. Помимо церкви в источниках упоминаются также кельи монахов, двор, 11 печей, хранилища для хлеба. Судя по проповедям Шенуте «О нашествии эфиопов» (De Aethiopium invasionibus. I-III), монастырь в его время был крупным центром, который мог разместить и накормить окрестное население, пострадавшее от набега кочевников. Известны имена некоторых архимандритов монастыря, бывших после Шенуте: Виса (Беса), автор жития Шенуте, Зиновий, секретарь Шенуте, Петр (V–VI в.), Геннадий (VIII в.).
О Белом монастыре неоднократно упоминается в «Истории Александрийских Патриархов» (Х в.). Абу-ль-Макарим в трактате (ранее неверно приписанном Абу Салиху, XII в.) сообщает о захоронениях в монастыре апостолов Варфоломея и Симона Кананита, о могиле Шенуте, находившейся на вершине горы, в районе Атрипе (разорена во время вторжения Ширкуха в XII в.). В качестве особой святыни в монастыре хранился деревянный, отделанный слоновой костью ящик с книгами, в которые Шенуте записывал пожертвования монастырю. Арабский ученый Якут (XII–XIII вв.) упоминает о Белом монастыре в своем географическом словаре. Небольшую заметку о монастыре оставил аль-Макризи (XV в.). Он отмечает древность монастыря, правильно локализует его и указывает общую площадь (7,5 акров), но в то же время сообщает, что монастырь разрушен и ничего, кроме церкви, не сохранилось. Самые поздние упоминания о Белом монастыре в арабских источниках относятся к XVII в.
С XVII в. Белый монастырь посещают европейцы (Ванслеб, К. Сикар, Р. Покок). Со времени франц. похода Наполеона I Бонапарта в Египет Белый монастырь был неоднократно описан как очевидцами (напр., Д. В. Деноном), так и компиляторами. В кон. XIX в. там побывал русский коптолог В. Г. Бок, он оставил подробное описание церкви и ее уточненный план.
Руины базилики
Во время раскопок в 1908 г. английскому археологу Флиндерсу Питри удалось идентифицировать комплекс зданий, окруженный остатками стены из сырцового кирпича, как часть Белого монастыря, который в плане составлял треугольник, хотя его окончательные границы не удалось точно определить. Благодаря раскопкам Египетского общества древностей (Egyptian Antiquities Organization) в 80-х гг. XX в. удалось уточнить назначение некоторых зданий, окружавших церковь. Строение, которое находится в 200 м к западу от нее, составляло несколько этажей, там предположительно размещались кельи монахов и складские помещения; второе строение, расположенное к востоку и имевшее 4 колонны, было идентифицировано как трапезная, третье, руины которого находятся к северу от церкви, скорее всего служило кухней. Вне стен монастыря обнаружены остатки нескольких строений, в т. ч. небольшой часовни.
Церковь — единственное уцелевшее здание Белого монастыря — в плане представляет собой прямоугольное укрепленное сооружение (37? 75 м), окруженное по периметру толстыми и высокими (12 м) стенами, сложенными из тщательно притесанных друг к другу квадров белого известняка (отсюда современное название места). Кое-где в стены вложены куски розового гранита, взятые, вероятно, из развалин соседнего г. Атрибиса. Стены имеют значительный наклон назад — архитектурная особенность, свойственная древнеегипетским постройкам. По всем сторонам стен расположены 2 ряда четырехугольных окон. Первоначально, по предположению Бока, здание имело четверо ворот. Угол, соединяющий зап. и юж. стены, был впоследствии переложен. Тогда же, возможно, стены в некоторых местах с внешней стороны были укреплены контрофорсами. Бо?льшую часть внутреннего пространства, по предположению Бока, занимала большая трехнефная базилика с апсидой в форме трилистника (апсида могла быть воздвигнута позднее). Затем, возможно, в XI в. церковь подверглась значительной перестройке: ее внутреннее пространство было сильно сокращено кирпичной перегородкой, построенной на месте арок, над апсидой сооружен купол. Освободившееся пространство между стенами и колоннами нефов впосл. использовалось под жилые помещения. Вдоль южной стены к базилике непосредственно примыкает длинное помещение, назначение которого неясно. По предположению Бока, там изначально располагались кельи монахов, а также хозяйственные и служебные помещения (трапезная, кухня и т. д.). Здесь же находится колодец. Вдоль большей части западной стены тянется узкий зал, возможно, служивший притвором базилики, позднее здесь были построены апсиды в южном и северном концах зала. В конхах апсид сохранились фрески с изображениями Христа во славе, 4 евангелистов, Креста, который несут ангелы, с перекинутым через него платом и др., а также надписи на коптском и армянском языках. Согласно армянской надписи «владыка Григорий построил» (по чтению Н. Я. Марра), можно предположить, что в перестройке церкви участвовал армянский еп. Григорий, посланный в Египет в кон. XI в. своим родственником, католикосом Григором II, чтобы окормлять здесь армянскую общину. Абу-ль-Макарим сообщает, что в нач. XII в. в монастырь удалился везир халифа аль-Хафиза армянин Бахрам. Помимо этого на стене часовни, построенной во дворе базилики, есть эфиопская надпись (1563 по датировке К. Конти Россини), оставленная здесь паломниками.
Вознесение Креста. Роспись конхи базилики
Некогда в крайнем, северо-восточном, углу монастыря находилась грандиозная библиотека. На стенах хранилища были сделаны надписи — своеобразный каталог библиотеки (обнаруженный и списанный в 1903 Олдфилдом, опубликованный в 1904 У. Ю. Крамом). Согласно ему, библиотека располагала произведениями Шенуте, Висы (Бесы), коптскими переводами НЗ (в т. ч. Четвероевангелием), житиями Висы, Севира Антиохийского, Писентия, Иоанна Колова, Кирилла, апы Аполлона, Пахомия, Феодора, 24 старцев Скита и т. д. Упоминаются также апокрифические деяния апостолов и кн. «Давид царь» (вероятно, псалмы). Почти все эти сочинения дошли до настоящего времени во фрагментах, происходящих из библиотеки Белого монастыря. Наибольшее значение эта библиотека имела в сохранении произведений Шенуте. Здесь они записывались и переписывались, а затем расходились в списках по всему Египту. Уже в XVIII в. большая часть рукописей была распродана и оказалась в библиотеках Западной Европы и в частных коллекциях. Некоторые рукописи опубликованы.
В настоящее время рукописи из Белого монастыря хранятся в Национальной библиотеке в Париже, Национальной библиотеке в Неаполе (коллекция Борджа), в Британской библиотеке в Лондоне, в Бодлианской библиотеке в Оксфорде, в Лейденском музее, в Библиотеке Джона Райлендса в Манчестере, в Берлинской и Венской библиотеках, в Библиотеке св. Марка в Венеции, во Флорентийской библиотеке, в Археологическом музее Мичиганского университета в Анн-Арборе, в Луврском музее, во Французском институте восточной археологии в Каире и в Патриархате Коптской Церкви в Каире. Ряд листов и фрагментов рукописей этой библиотеки находится в собрании ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве и ГПБ в С.-Петербурге. В настоящее время ведется кропотливая работа по выявлению всех сохранившихся рукописей из библиотеки Белого монастыря и детальная реконструкция ее фондов.
Белый монастырь — одно из известных и посещаемых мест христианского Египта, куда копты совершают паломничества, особенно в день памяти Шенуте 7 эпепа (араб. абиб).
Источники:
The Churches and Monasteries of Egypt, attributed to Abu-Salih, the Armenian / Ed. and transl. by B. T. A. Evetts, with Not. by A. J. Butler. Oxf., 1895. (Anecdota Oxonensia: Semitic Ser.; Pt. 7);
Crum W. E. Inscriptions from Shenoute's Monastery // J. of Theol. Studies. Oxf., 1904. Vol. 5. P. 552–569;
Sinuthii Archimandritae vita et opera omnia / Ed. J. Leipoldt, adiuv. W. E. Crum // CSCO. T. 41. Copt. 1. P. 14, 20–21 (рус. пер.: Изречения египетских отцов. С. 123, 128-129) [главы из жития Шенуте];
T. 42. Copt. 4. S. 67–77 (рус. пер.: Изречения египетских отцов. С. 168-175) [проповеди о нашествии эфиопов].
Литература:
Vansleb J. Nouvelle relation en forme de journal d'un voyage fait en ?gypte en 1672 et 1673. P., 1677. P. 372–375;
Granger, sieur. Relation du voyage fait en ?gypte en l'ann?e 1730. P., 1745. P. 92–96;
Denon V. Voyage dans la Basse et la Haute ?gypt pendant les compagnes du g?n?rale Bonaparte. P., 1802. P. 120–122;
Pococke R. Description of the East and Some Other Countries. L., 1873. Vol. 1. P. 79–80;
Бок В. Г. Материалы по археологии христ. Египта. СПб., 1901.° C. 39–60, 68–70, 80–84;
Peers C. R. The White Monastery near Sohag in Upper Egypt // ArchJ. Ser. 3. 1904. N 11. P. 131–153;
Petrie W. M. Athribis // British School of Archeology in Egypt. 1908. N 14. P. 13–15;
Clarke S. Christian Antiquity in the Nile Valley. Oxf., 1912. P. 145–161;
Monnere de Villard U. Les Couvents pr?s de Soh?g: Deyr el-Abiad et Deyr ei-Ahmar. Mil., 1925–1926. 2 vol.;
Dayr Anba Shinudah / Coquin R.-G., Martin M., Grossman P., Severin H. G. // CoptE. Vol. 3. P. 761–770.
А. А. Войтенко
Православная энциклопедия