RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Анонсы

5 октября

Лекция «Пророк Амос», Москва

5 октября

Лекция «В преддверии Воскресения Христова. Иконография Великой субботы», Москва

19 октября

Лекция «Иконография Пасхи в православном искусстве», Москва

26 октября

Лекция «Пророк Авдий», Москва

2 ноября

Лекция «Сюжеты страстного цикла в контексте развития декорации храмового пространства», Москва

9 ноября

Лекция «Пророк Иона», Москва

14-15 ноября

Научные чтения «Россия. Грузия. Христианский Восток. Духовные и культурные связи», Москва. Заявки до 15 октября

30 ноября

Лекция «Пророк Михей», Москва

7 декабря

Лекция «Пророк Наум», Москва

21 декабря

Лекция «Пророк Аввакум», Москва

17 марта 2025

Конференция «Богословская мысль и аскетические практики в Поздней Византии: новые горизонты исследования», Москва. Заявки до 15 февраля

20-25 октября 2025

Конференция «Наследие Первого Вселенского собора: единство Предания и вызовы эпох», Москва и Санкт-Петербург. Заявки до 15 сентября 2025

Россия на карте Востока

Летопись

8 октября 0451 в Халкидоне (р-н Кадыкёй совр. Стамбула) открылся IV Вселенский собор, утвердивший текст Символа веры и осудивший монофизитство

10 октября 1950 подали заявление о вступлении в РПО д.фил.н. С.И. Соболевский и митрополит Николай (Ярушевич)

11 октября 1860 родился член-учредитель ИППО князь В.С. Кочубей

Соцсети


Российские археологи возобновили раскопки в Иерихоне

Ученые Института археологии РАН возобновили археологические работы в Иерихоне, продолжив изучение византийского города, начатое Иерихонской экспедицией Института в 2010-2013 годах. Археологи обнаружили, что исследуемый участок cодержит несколько культурных слоев и возможно, был заселен раньше, чем предполагалось — в позднеримское время.


Фотофиксация южной части раскопа

«Мы сохраняли научное присутствие на Святой земле после экспедиций 2010-2013 года, поддерживали порядок на участке, сопровождали строительство стационарного покрытия раскопа, но широких раскопок не вели. И теперь, спустя пять лет, благодаря гранту РФФИ мы вернулись к полномасштабным археологическим работам в Иерихоне и обнаружили, что перед нами - многослойный памятник достаточно сложной структуры», — говорит руководитель Иерихонской экспедиции Института археологии РАН, член-корреспондент РАН Леонид Беляев..


Общий вид раскопа с запада, вдоль внешней стены комплекса византийского периода.

Иерихон известен как один из древнейших городов Земли, но представляет собой не одно непрерывно развивающееся поселение, а большую группу памятников разных эпох и культур — Ханаана и Иудеи, Римской империи, Византии и Арабского халифата, разбросанных по территории Иерихонского оазиса. Самые ранние поселения, начиная с эпохи мезолита, группировались вокруг крупного источника, а позже, в эллинистическую и римскую эпохи, когда люди научились проводить воду на большие расстояния с помощью системы акведуков, поселения и дворцы стали строить и в других местах оазиса. Но в XIX веке, когда в Палестине появились русские паломники, от древних дворцов остались лишь телли и развалины, в пустыне хозяйничали бедуины, а самым крупным поселением была арабская деревня из 20-30 дворов Эр-Риха.

В 1873 году архимандрит Антонин, начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме, купил первый участок в Эр-Рихе для строительства дома для русских паломников. В 1886 году еще один участок получило Императорское православное палестинское общество (ИППО). Представители русской миссии стали первыми европейцами, которые приобрели здесь землю и построили здание приюта, где останавливались как простые богомольцы, так и представители российского императорского дома и высокопоставленные иностранцы. Со временем «Московитский дворец», или Мускобия (так называли в Палестине здания русских миссий) стал одним из центров, вокруг которого вырос современный Иерихон.

На участке ИППО в Иерихоне были открыты руины средневековых зданий и полихромные византийские мозаики, а в 1891 году экспедиция Н. П. Кондакова провела здесь первые раскопки. Затем исследования прервались почти на сто лет. В 2008 году Палестинская автономия вернула участок в собственность России. Было решено создать здесь Музейно-парковый комплекс и возобновить археологические исследования, которые начались с изучения «раскопа 1891 года». В течение четырех лет, с 2010 по 2013 год, сотрудники Иерихонской Российско-Палестинской археологической экспедиции ИА РАН раскрыли остатки зданий, существовавших с конца V по VIII век. Были исследованы многоцветные византийские мозаики и собрана богатая коллекция артефактов.

В период с 2013 по 2019 год на участке Музейно-паркового комплекса РФ была создана современная лаборатория и построены стационарные перекрытия с подсветкой и обходной галереей, которые защищают раскоп от зимних дождей и летнего солнца, позволяя вести археологические работы и проводить экскурсии в комфортных условиях. На сегодняшний день Иерихонская экспедиция Института археологии РАН — единственная российская экспедиция, которая работает на территории древней Палестины.


Работы при ночном освещении.




Раскоп в Музейно-парковом комплексе Иерихона.
Вверху: вид сверху с северо-запада на раскоп в конце 2013 года.
Внизу: вид на раскоп с юго-востока, 2019 год.

Исследования 2019 года показали, что участок, на котором расположен Музейно-парковый комплекс, представляет собой многослойный археологический комплекс, самые ранние слои которого предположительно относятся к римской эпохе.

Археологи впервые полностью раскрыли всю площадь раскопа, изучив два историко-культурных комплекса: жилой и производственный. Первый представляет остатки крупного статусного помещения византийского времени — дворца или монастыря с каменными стенами и комнатами, вымощенными цветной и белой мозаикой. Фрагменты мозаики, найденные в 2019 году, не очень большие, но их расположение позволяет реконструировать композицию узора в помещениях окружавшей здание галереи.

В производственной части археологи обнаружили систему цистерн и водоводов, ямы для мусора и производственного брака. Здесь производили керамику и, возможно, плавили металл не только в византийское, но и раннее исламское время: один из трех найденных горнов для обжига керамики, которым пользовались в Омейядскую эпоху, расположен над двумя другими, предположительно относящимися к византийскому периоду.

Археологи собрали большую коллекцию средневековой керамики, стеклянных изделий и сосудов. Многочисленные фрагменты светильников византийской эпохи с христианской символикой подтверждают версию о существовании в период V-VII веков монастыря или другого здания религиозного назначения. Впервые на этом участке в составе большой нумизматической коллекции оказалась монета периода правления Ирода Архелая — времени, когда родился Иисус Христос.


Остатки полихромной и белой мозаики на полу комнаты внешней (южной) галереи византийского периода


Группа горнов для обжига керамики: верхний исламского периода, нижние – конца византийского времени

Под каменной кладкой жилых помещений, относящихся к византийской эпохе, были найдены стены предшествовавшего сооружения раннего периода. Стены этого сооружения были построены из крупных сырцовых кирпичей и отштукатурены, а фасад здания украшали колоннада: база колонны, стоящая на стене из каменных блоков, найдена под фундаментом византийского времени. Как полагают ученые, эта постройка может относиться к римскому времени.


Фрагмент светильника. Глина. Середина VI — конец VI - начало VIII века


База колонны в яме мамлюкского периода, перекрытая кладкой византийской эпохи (слева – остатки белой мозаики пола)


Монета Ирода Антипы I (10 г. до н.э. - 44 г. н.э.), в 37-44 гг. царь Иудеи


Фрагмент сосуда с рельефной надписью арабскими буквами. Глина, ангоб, полива. XIII-XIV века

«Мы убедились, что под памятником, который относится к поздневизантийскому периоду, есть другой – с хорошими широкими стенами из сырцового кирпича. Вероятно, это монастырская или усадебная постройка. Возможно, участок был застроен уже в римское время, но эта версия требует дальнейших исследований: многочисленные находки монет первых веков нашей эры однозначно свидетельствуют, что жизнь здесь в римское время была, но, кроме монет и каменных сосудов, ничего «римского» в слоях пока не найдено. В любом случае, перед нами возникает теперь более сложная и яркая картина той Палестины, которая наиболее интересна: эпохи возникновения христианства, ранней Византии, раннего ислама – тех периодов, которые исключительно важны для нашей культуры», – отметил Леонид Беляев.

Пресс-релиз ИА РАН

Тэги: Российский музейно-парковый комплекс в Иерихоне, археология, Беляев Л.А.

Ещё по теме:

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню